ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ С ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
статья по математике (11 класс) на тему

Погребцова Лариса Васильевна

Рассматривается возможность использования электронных образовательных интернет ресурсов на уроках математики и во внеурочное время для качественной подготовки к итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ С ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Погребцова Л. В. , учитель математики, МБУ «Школа №91»

Эта тема была выбрана мной неслучайно. XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно.

Цель моего выступления  показать возможность использования электронных образовательных интернет ресурсов на уроках математики и во внеурочное время для качественной подготовки к итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов. На мой взгляд тема очень актуальна, т.к. современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в деятельности всех участников образовательного процесса и возможностями, предоставляемыми глобальной сетью Интернет.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) и основной государственный экзамен (ОГЭ) являются единственными формами итоговой аттестации выпускников средней и основной школы. И как бы к ним не относились, ЕГЭ и ОГЭ приходится сдавать всем выпускникам. А с недавних пор получение аттестата о среднем и основном образовании невозможно без успешной сдачи ЕГЭ и ОГЭ  по математике.

Математика является не только важным учебным предметом, без которого немыслимо всестороннее развитие личности, но и весьма сложным. Математическими способностями обладают далеко не все школьники, а от успешной сдачи экзамена зависит дальнейшая судьба учащихся. Эта проблема в равной мере волнует и учителей, и учеников, а также родителей будущих выпускников. Вот уже несколько лет я готовлю к итоговой аттестации выпускников одиннадцатых и девятых классов. При подготовке к экзамену возникает целый ряд затруднений которые необходимо успешно решать. Ни один учебник не способен в полной мере предоставить материал для качественной подготовки к экзамену. Мы  приобретаем сборники для подготовки к итоговой аттестации, но и они не всегда решают эту проблему. Самым мобильным и доступным средством, содержащим наиболее свежую информацию, на сегодняшний день является интернет. Мне бы хотелось поделиться опытом его использования.

В моем кабинете возможность проводить эту работу есть, да и дома у подавляющего числа семей сеть интернет давно стала обычным инструментом. Кроме того работа с ресурсами глобальной сети позволяет вырабатывать у учащихся такую ключевую компетенцию, как способность самостоятельно находить и отбирать информацию, т.е. формировать универсальные учебные действия (УУД).

Но современный интернет содержит такое обилие информации, что неподготовленному выпускнику  не хватит времени отобрать действительно необходимую и полезную информацию. Кроме того есть сайты, которые под прикрытием подготовки к ЕГЭ и ОГЭ могут содержать вредную и опасную  информацию. В своем выступлении я выделю ряд сайтов, действительно полезных при подготовке к экзамену.

В таблице дана краткая характеристика таких ресурсов.

Название сайта

Материалы сайта

Электронный адрес

РЕШУ ЕГЭ

Все задачи открытого банка заданий ЕГЭ  и ОГЭ по математике этого и пошлых лет,  с образцами решений.

http://reshuege.ru

ALEXLARIN.NET

Материалы прошлых лет. Диагностические и тренировочные работы.

http://alexlarin.net

АВ Alleng

Учебные материалы (книги, учебники, пособия, справочники и т.п.) размещенные на самом сайте.

http://www.alleng.ru

Открытый банк заданий ЕГЭ по математике

Задания, тренировочные работы, документы

http://mathege.ru

МИФИст

Решённые задачи открытого банка

http://live.mephist.ru/show/mathege2010

Федеральный институт педагогических измерений

Документы, КИМы

http://www.fipi.ru

Официальный информационный портал ЕГЭ

Документы, новости, мероприятия

http://ege.edu.ru

Полезным видам подготовки к ЕГЭ могут стать видеоуроки, которые представлены на сайте www.egetrener.ru.

На данном сайте можно встретить видеоуроки с сопровождением и без сопровождения учителя. Кроме этого, на данном сайте выпускники имеют возможность задать проблемные вопросы на форумах и получить квалифицированный ответ.

www.egetrener.ru.

Существует ещё множество сайтов, но для качественной подготовки достаточно научиться грамотно пользоваться вышеперечисленными ресурсами. Они позволяют повысить качество подготовки к экзамену и повышают эффективность работы учителя. Перейду к более подробной характеристике некоторых ресурсов.

Одним из самых удачных я считаю проект «Решу ЕГЭ». Я использую сервисы образовательного портала «РЕШУ ЕГЭ» на своих уроках. Дистанционная обучающая система для подготовки к экзамену «РЕШУ ЕГЭ» создана творческим объединением «Центр интеллектуальных инициатив». Руководитель — учитель математики гимназии № 261 Санкт-Петербурга, Почетный работник общего образования РФ, Учитель года России — 2007, член Федеральной комиссии по разработке контрольно-измерительных материалов по математике для проведения единого государственного экзамена по математике Гущин Д. Д.

Этот информационный ресурс можно использовать:

  • для организации тематического повторения. Разработан классификатор экзаменационных заданий, позволяющий последовательно повторять те или иные небольшие темы и сразу же проверять свои знания по ним;
  • для организации текущего контроля знаний предоставляется возможность включения в тренировочные варианты работ произвольного количества заданий каждого экзаменационного типа;
  • для проведения итоговых контрольных работ предусмотрено прохождение тестирования в формате ЕГЭ и ОГЭ  по одному из предустановленных в системе вариантов или по индивидуальному случайно сгенерированному варианту;
  • для контроля уровня подготовки система ведет статистику изученных тем и решенных задач;
  • для ознакомления с правилами проверки экзаменационных работ дана возможность узнать критерии проверки заданий части С и проверить в соответствии с ними задания с открытым ответом;
  • для предварительной оценки уровня подготовки после прохождения тестирования сообщается прогноз тестового экзаменационного балла по стобалльной шкале.

Все задания базовой части ЕГЭ по математике взяты из открытого банка экзаменационных заданий (http://mathege.ru) и представляют собой модельные задачи, на основе которых путем изменения конкретных числовых данных составляются реальные экзаменационные работы ЕГЭ и ОГЭ. Наличие ответов и решений позволяет значительно сэкономить время подготовки к уроку. Все задачи распределены и классифицированы по темам. А также есть возможность сохранить отобранные задачи, распечатать их для проведения самостоятельных и проверочных работ.

Ну а если  зарегистрироваться на сайте учителю и учащимся, то учитель по каждому нужному разделу может составить тест из задач определенной тематики и отправить ссылку ученикам. Ученики, решив задания, отправляют ответы. Система проверяет правильность решения и выставляет балл ученику. На уроке можно разобрать решения тех задач, которые вызвали большее затруднение,

Учитель может контролировать подготовку ученика. По каждому ученику ведется статистика выполненных работ и оценивается правильность решения, что повышает объективность оценки и исключает конфликтные ситуации. По каждой  работе учитель может наглядно увидеть успехи и неудачи каждого ученика и при необходимости оказать адресную помощь. Учащийся видит свои успехи и неудачи по каждому заданию. Такая структура позволяет вовремя исправлять ошибки и корректировать подготовку. Также ученик может и самостоятельно работать с этим ресурсом, там же можно воспользоваться услугой службы поддержки при обсуждении непонятных вопросов. После решённых прототипов подобрано достаточное количество аналогичных задач, что позволяет ученику качественно закрепить определённый тип заданий. На сайте представлены готовые варианты ЕГЭ и ОГЭ. Решив которые выпускник может самостоятельно выявить пробелы в знаниях и уделить таким заданиям больше внимания.

При работе с сайтом у ученика развиваются навыки самостоятельности. Важно только научить ребят грамотной работе с ресурсом.

Недостатков при работе с этим сайтом практически нет. В процессе полготовки к экзамену у учителя уходит очень много времени для подбора и проверки заданий, а также немало средств для распечатывания материалов. Работа с сайтом «Решу ЕГЭ» минимизирует эти проблемы.

Для подготовки к итоговой аттестации выпускников также целесообразно использовать и другие  электронные образовательные ресурсы (ЭОР), приведенные мною в таблице.

Применяя электронные образовательные ресурсы (ЭОР), мне удалось:

  • Индивидуализировать учебный процесс, за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения.
  • Создать условия для развития самостоятельности учащихся. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно (не копируя решения с доски или у товарища), при этом повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет.
  • Повысить качество наглядности в учебном процессе.
  • Снизить трудоемкость подготовки к урокам.
  • Снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования.

Результатом своей работы считаю успешную сдачу ЕГЭ и ОГЭ, все выпускники набрали количество баллов выше минимального количества, установленного Рособрнадзором. Средний тестовый балл ЕГЭ и ОГЭ выше среднего по Самарской области по математике.  Из выше сказанного видно, что работа с использованием Интернет ресурсов существенно облегчает работу учителя и ученика при подготовке к экзамену. А также формирует у учащихся необходимые навыки самостоятельной работы и ключевые компетенции, необходимые в дальнейшей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в программе ФЦПРО 2011-2015 "Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения"

В материале представлены план урока  и ссылка на видео, отснятого для банка данных программы ФЦКПО 2011-2015 " Развитие электронных образовательных ресурсов нового поколения". Английский язык 9 к...

Эффективность работы учителя по обеспечению качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации, использование ИКТ технологий

Эффективность работы учителя по обеспечению качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации, использование ИКТ технологий...

« Дифференциация приемов и методов обучения математике как одно из средств качественной подготовки к итоговой аттестации».

Работа учителя оценивается итоговыми оценками за курс основной и средней школы. Каждый из нас старается, чтобы они были высокими. А для того, чтобы оценка была высокой, чтобы баллов было много, необхо...

Использование Интернет-ресурсов с целью обеспечения качественной подготовки к ЕГЭ

Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В этой связ...

Использование интернет-ресурсов при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку в 11 классе

В статье рассматривается применение инновационных технологий при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Представлена классификация интернет-ресурсов, содержащих различные сведения о ЕГЭ, приведены пример...