Использование интернет-ресурсов при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку в 11 классе
статья по русскому языку (11 класс)

Шевченко Марина Ивановна

В статье рассматривается применение инновационных технологий при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Представлена классификация интернет-ресурсов, содержащих различные сведения о ЕГЭ, приведены примеры сайтов, тестирующих комплексов, порталов как официальных структур, так и частных организаций. Проанализированы преимущества и недостатки интернет-ресурсов при подготовке к ЕГЭ. Статья представляет интерес для учителей русского языка и сотрудников методических служб.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование интернет-ресурсов при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку в 11 классе

                             Байдюк Татьяна Юрьевна, учитель русского

языка и литературы МБОУ СШ №16 г. Новый Уренгой

                                 Шевченко Марина Ивановна, учитель русского

языка и литературы МБОУ СШ №16 г. Новый Уренгой

Аннотация. В статье рассматривается применение инновационных технологий при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Представлена классификация интернет-ресурсов, содержащих различные сведения о ЕГЭ, приведены примеры сайтов, тестирующих комплексов, порталов как официальных структур, так и частных организаций. Проанализированы преимущества и недостатки интернет-ресурсов при подготовке к ЕГЭ. Статья представляет интерес для учителей русского языка и сотрудников методических служб.

The article discusses the use of innovative technologies in preparation for the exam in the Russian language. The classification of Internet resources containing various information about the exam is presented, examples of sites, testing complexes, portals of both official structures and private organizations are given. The advantages and disadvantages of Internet resources in preparation for the exam are analyzed. The article is of interest to teachers of the Russian language and staff of methodical services.

В последнее время в образовании происходят принципиальные изменения: все больше внимания уделяется совершенствованию качества образования. Для дальнейшей эффективной работы учителю, в том числе русского языка и литературы, необходимо понимать теоретическую основу введения новых стандартов. Концепция филологического образования характеризует новый подход к содержанию филологического образования в школе. Одно из ключевых понятий Концепции – системно-деятельностный подход. Суть данного подхода в том, что будущее зависит не столько от объема знаний, полученных детьми в школе, сколько от сформированности у них универсальных учебных действий, то есть умения добывать знания, самостоятельно добывать информацию и проводить её анализ. Таким образом, учитель в современном понимании – лишь тьютор, сопровождающий и направляющий деятельность учащегося. Такой подход позволяет способствовать саморазвитию учащегося и требует, соответственно, перестройки всей системы образования.

В Концепции филологического образования сказано: «Содержание предмета (русский язык) ориентировано на формирование предметных компетенций учащихся (коммуникативной, языковедческой и культуроведческой), на достижение в процессе обучения русскому языку комплекса результатов: личностных, метапредметных и предметных…» Как определяется достижение комплекса результатов? Посредством Единого государственного экзамена. А для того, чтобы успешно пройти Государственную итоговую аттестацию, необходимо научиться самостоятельно добывать информацию. Этому способствуют распространенные сегодня многообразные интернет-ресурсы, позволяющие не только получить необходимые знания, но и оперативно и эффективно отследить успехи учащегося. Таким образом, все интернет-ресурсы, которые возможно использовать при подготовке к прохождению ЕГЭ по русскому языку можно разделить на четыре группы: 1. Информационные ресурсы; 2. Тестирующие комплексы; 3. Порталы, предлагающие услуги репетиторства, в том числе в онлайн режиме; 4. Сайты, содержащие нормативно-правовую базу по подготовке к ЕГЭ; 5. Сайты психологической помощи учащимся. Последние, хотя и не используются напрямую для подготовки к экзамену, но значительно влияют на состояние учащихся, внутреннюю психологическую готовность к прохождению испытания.

Остановимся подробнее на указанных типах. Систематический курс изучения русского языка в школе заканчивается в 9 классе. В 10-11 происходит преимущественно повторение и углубление знаний, поэтому актуальными становятся различные пособия и ресурсы, позволяющие систематизировать и обобщить изученные ранее правила. Среди интернет-ресурсов можно выделить сайт Бингоскул (https://bingoschool.ru/news/pravila-russkogo-yazyika-dlya-ege/), содержащий информацию не только об орфографических и пунктуационных правилах, но и ее актуальное в соответствии с заданиями КИМ ЕГЭ. Подобные ресурсы: ЕГЭ-студия (https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/russkij-yazyk/), Экзамер (https://examer.ru/ege_po_russkomu_yaziku/teoriya), МирЕГЭ (http://mirege.ru/811-sbornik-teorii-po-russkomu-yazyku.html) и другие позволяют повторять именно те правила, которые вызывают затруднения, причем в соответствии с нумерацией заданий ЕГЭ по русскому языку. Кроме того, МирЕГЭ содержит ссылки для скачивания пособий, содержащих правила орфографии и пунктуации в таблицах и схемах, что облегчает систематизирование и обобщение материала школьного курса. Приведенные примеры сайтов не единичны, сегодня в сети Интернет можно найти массу подобных ресурсов, но данные сайты эффективны именно потому, что содержат весь материал школьного курса русского языка в сжатой форме, удобной для восприятия. Следует отметить также сайт Спадило (http://spadilo.ru/ege-po-russkomu-yazyku/) ввиду того, что здесь приведены не только правила, но и алгоритмы выполнения заданий, а также инфографики в соответствии с данными алгоритмами, что упрощает зрительное восприятие и способствет усвоению материала.

В интернет-ресурсах второй группы выделяется существующий с 2011 года сайт – тестирующий комплекс РешуЕГЭ (https://ege.sdamgia.ru) , разработанный Д.Д.Гущиным, который принимает непосредственное участие в разработке заданий ЕГЭ и является федеральным экспертом по математике. Данный ресурс уникален, так как содержит не только актуальные варианты КИМ по различным предметам, в том числе и по русскому языку, но и позволяет создавать собственные варианты, причем как полностью соответствующие КИМ, так и содержащие подборку заданий одного типа (например, задание 7). Это позволяет отрабатывать с учащимися именно те задания, которые вызывают затруднения при решении. Комплекс РешуЕГЭ также позволяет создавать личные кабинеты педагога и учащихся, индивидуализируя обучение, так как учитель имеет возможность выдавать учащимся варианты заданий, предназначенных конкретно для них. Преимуществом данного сайта является то, что проверка выполнения заданий производится онлайн, и учащийся сразу получает возможность увидеть свой результат и проработать неправильно решенные задания, так как в описании даются пояснения к выполнению и ссылки на правила русского языка. Подобным ресурсом является ЯндексРепетиторЕГЭ (https://yandex.ru/tutor), позволяющий как выполнять варианты ЕГЭ, так и работать с отдельными заданиями.

Распространенными являются также порталы, предлагающие услуги репетиторства (Ваш репетитор, Профи.ру и другие). Они позволяют организовать удаленную индивидуальную помощь при дополнительной подготовке к экзамену.

Особенно следует остановиться на официальных сайтах, содержащих нормативно-правовую базу, а также демонстрационные варианты и открытые банки заданий ЕГЭ по русскому языку. Это сайты государственных организаций: Федерального института педагогических измерений (http://www.fipi.ru), официальный портал ЕГЭ (http://www.ege.edu.ru/ru/), портал 4ЕГЭ (https://4ege.ru/russkiy/), ctЕГЭ (https://www.ctege.info). На данных ресурсах содержится многообразная информация об официальных изменениях в КИМ ЕГЭ, статистические данные, демоверсии, регулярно проводятся вебинары и онлайн разборы отдельных заданий.

Отдельно следует отметить и интернет-ресурсы, содержащие материалы по психологической помощи учащимся во время прохождения Государственной итоговой аттестации. Отличие данных ресурсов в том, что чаще всего это не специализированные порталы, а отдельные страницы на сайтах психологической тематики: 7я (https://www.7ya.ru/article/Kak-sdat-EGJe-2017-bez-nervnogo-sryva-sovety-psihologa/), Метод-сборник (http://metod-sbornik.ru/kor-obr-soz-ped-psih-logoped/852-minnevaleeva), сайты школ (например, https://cog429.mskobr.ru/info_add/eg/psihologicheskaya_pomow_pri_podgotovke_k_eg_i_og/) и другие. Преимущество данных интернет-ресурсов в том, что их использование позволяет оказать поддержку выпускникам в стрессовой ситуации прохождения ГИА, увеличивая эффективность подготовки.

Таким образом, традиционные методы обучения русскому языку в школе должны гармонично сочетаться с использованием инновационных интернет-ресурсов, что позволяет увеличить результативность подготовки к ЕГЭ по русскому языку и реализовать системно-деятельностный подход, при котором учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности и использует различные способы реализации подготовки к экзамену.

Список использованной литературы:

  1. Интернет в гуманитарном образовании/ Под ред. Полат Е. С. - М.: Владос, 2013. - 272с. - 169с.
  2. Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике. /В.И. Боголюбов // Школьные технологии. - 2013. - №1. С. 39-59
  3. Нарушевич А.Г. Материалы курса «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений»: лекции 5 – 8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. 14 с.
  4. Савина М.В., Бруяка В.А. Методические аспекты подготовки к ГИА и ЕГЭ // Справочник заместителя директора школы.  2012. №3. С. 40-43.
  5. Шаталина Н.М. Планирование работы учителя по подготовке учащихся к единому государственному экзамену (на примере русского языка) // Справочник заместителя директора школы. 2015. №3. С. 49-56.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку

В  представленной статье  рассмотрен вопрос применения системно-деятельностного подхода при подготовке обучающихся  к ЕГЭ по русскому языку, приведены приемы вовлечения школьников в уче...

Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку в среднем звене

Презентация опыта работы по подготовке к итоговой аттестации в форме ОГЭ в 5-8 классах с использованием интерактивных игровых заданий...

Использование ИКТ при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку.

Личность ученика, его развитие и саморазвитие - вот главная задача современной школы. Поэтому занятия должны быть интересным, с высокой мотивацией....

Применение ИКТ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку выпускников 9 класса

Применение ИКТ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку выпускников 9 класса...

Применение алгоритмов по орфографии на уроках подготовки к итоговой аттестации по русскому языку.

    Модель обучения орфографии, построенная по принципу опоры на алгоритмы  орфографических  действий,  эффективна в условиях, когда нужно обобщить пройденный материал,...

Повышение качества подготовки к итоговой аттестации по русскому языку

В документе представлена методическая рекомендация по созданию учебно-дидактического комплекса для подготовки учащихся по русскому языку...

Материалы для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку.Анализ текста И.С.Тургенева "Воробей" для учащихся 8-9 классов.Презентация.

Материалы для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку.Анализ текста И.С.Тургенева "Воробей" для учащихся 8-9 классов.Презентация....