открытый урок по геометрии в 7 классе "Признаки равенства треугольников"
план-конспект урока по математике (7 класс) на тему

Комбинированный урок систематизации, обобщения и контроля знаний с элементами практической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon arhiv_zip_-_winrar.zip999.2 КБ

Предварительный просмотр:

учитель: Мельник Алла Ивановна

предмет: геометрия 

класс: 7 класс

Тема: "Признаки равенства треугольников"

тип  урока: комбинированный. 

цели:

  • Содержательная: 
  • с помощью практических знаний обеспечить понимание учащимися отличия между первым, вторым и третьим признаками равенства треугольников, а также между определением равных треугольников и признаками равенства треугольников.
  • Деятельностная:
  • формировать у учащихся навыки доказательства утверждений с помощью практических действий и  ранее изученных понятий  и теорем.;
  • формировать у учащихся умения применять признаки равенства при определении равенства треугольников;
  • Развивающая:
  • формировать ключевые компетенции учащихся: информационную (умение анализировать информацию, сравнивать, делать выводы), проблемную (умение ставить проблемы и с помощью имеющихся знаний  находить выход из ситуации); коммуникативную (умение работать в группах, умение слушать и слышать других, принимать мнение других)

Оборудование: мультимедиа проектор, раздаточный материал, копировальная бумага, маркеры

Организационный момент. Мотивация.

-Доброе утро ребята. Сегодня на уроке мы будем открывать «новые знания», работать классом, в группах, индивидуально.

Работать мы будем по плану: (слайд 1)

  • Я  уже знаю?
  • Я   хочу узнать?
  • Я узнаю сам!
  • Попробую применить!
  • Я справлюсь!
  • Мои успехи.
  • Что мне предстоит

(слайд 2)

Девизом нашего урока является высказывание  немецкого математика Феликса Хаусдорфа «Есть в математике нечто, вызывающее восторг…» так как на уроках  геометрии очень важно уметь «смотреть» и «видеть», замечать и отличать различные особенности геометрических фигур. Даю «установку»: развивать и тренировать свое геометрическое зрение.

Кто ничего не замечает,

Тот ничего не изучает.

Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает.

Актуализация знаний. - Итак, начнем с первого пункта. Для того, чтобы приступить к познанию нового надо ответить себе на вопрос "Что Я знаю?".

(слайд 3-7)

 Задание1.Блиц-опрос.

                                                 Вставь пропущенное слово.

  • В геометрии фигуры называются _____________, если они совпадают при наложении.
  • Фигура, состоящая из трех точек не лежащих на одной прямой  и _______ отрезков соединяющих эти точки, называется________________________
  • Элементы треугольника:______________, _______________, ___________
  • В треугольнике АВС между сторонами АВ и АС лежит угол:________
  • Стороне ВС треугольника АВС прилежат углы:_____, ______
  • Утверждение, истинность которого требует доказательства,  называется     __________________
  • Равносторонний треугольник - это треугольник, у которого ________________________________________
  • В равнобедренном треугольнике две равные стороны называются__________________________________
  • Отрезки АВ, ВС, АС  треугольника АВС называются:
  • Отрезок,  соединяющий вершину с серединой противоположной стороны, называется:
  • В равнобедренном треугольнике углы при основании:____________________________
  • Треугольник называется равнобедренным, если:__________________________________
  • Перпендикуляр, проведённый из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону, называется:______________________________________
  • Биссектрисой треугольника называется:______________________________________
  • Биссектриса, проведённая к основанию, является медианой и высотой в ________________треугольнике

(слайд 8)

Постановка проблемной ситуации.

Цель: повышение  мотивации обучения, постановка проблемной ситуации.  А теперь внимательно посмотрите на рисунок. Какой вопрос можно поставить к этому рисунку?

 

Ответ учащихся (Есть ли на рисунке равные треугольники?)

- При выполнении задания вы выделили несколько групп схожих треугольников среди других  по равенству трех пар соответственных элементов. Скажите, а как одним словом  называют отличительные свойства одного предмета от других?

Ответ учеников (признак)

-Сформулируйте тему и цели нашего урока.

(слайд 9)

Открытие нового знания.  (Я узнаю сам!)

Цель: подведение учеников к самостоятельному формулированию  признаков равенства треугольников и способа доказательства.

- На какой главный вопрос мы должны ответить на данном уроке?

(слайд 10-13)

Проблемный вопрос: Достаточно ли  иметь три пары соответственных элементов, для того, чтобы сделать вывод о равенстве данных треугольников.

-Каким способом мы сможем ответить на свой вопрос? Попробуем доказать или опровергнуть наше предположение, используя практический путь.

Практическая работа №1

Алгоритм действий выполнения практической работы №1:

  • Маркером на копировальной бумаге обвести стороны АВ и АС, выделить угол А
  • Вершину А совместить с вершиной А1.
  • Наложить сторону АВ на сторону А1В1.
  • Наложить сторону АС на сторону А1С1
  • Так как АВ=А1В1, то точка В совпадет с точкой ______
  • Так как  ____________________________

____________________________________

Вывод: ___________________________________________

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  • Прочитать признак в учебнике (стр. 30)
  • Проговорить в парах формулировку теоремы

Практическая работа № 2.

Алгоритм действий выполнения практической работы №2 :

  • Маркером на копировальной бумаге обвести сторону АС, угол А, угол С.
  • Наложить сторону АС на сторону А1С1.
  • Угол А совместится с углом  А1
  • Угол  С совместится с углом С1
  • Вершина В общая точка сторон АВ и ВС окажется лежащей и  на луче _____ и на луче _____
  • __________________________________

__________________________________

Вывод:___________________________

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  • Прочитать признак в учебнике (стр. 38)
  • Проговорить в парах формулировку теоремы

Практическая работа № 3.  (Самостоятельное устное  составление алгоритма)

Алгоритм действий выполнения практической работы №2:

  • ____________________________________
  • ____________________________________
  • ____________________________________
  • ____________________________________
  • ____________________________________

Вывод:_____________________________________

           

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  • Прочитать признак в учебнике (стр. 39)
  • Проговорить в парах формулировку теоремы

Физкульт.минутка для глаз:

Закройте глаза на несколько секунд сильно напрягая глазные мышцы, затем раскройте их, расслабив мышцы. Повторите 3-4 раза. посмотрите на переносицу и задержите взор. Затем посмотрите вдаль. Повторите 3-4 раза. Медленно наклоняйте голову: вперед-влево-вправо-назад. повторите 3-4 раза. Поморгайте несколько раз глазами, не напрягая мышц. сделайте глубокий вдохи медленный выдох.

(слайд 14-20)

Первичное применение полученных знаний.(Попробую применить!)  

Цель: уточнение алгоритма использования нового знания, включение его в систему знаний ученика. Решение задач по готовым чертежам. Необходимо определить признак равенства данных треугольников.

(слайд 21)

Закрепление: «Я справлюсь!» (Самостоятельная работа, после которой ученики осуществляют взаимную проверку)

Докажите, что треугольники равны, заполните пропуски в записях.

ΔPRS = ΔKMN,

по __  признаку  т.к.:

ΔADB = ΔBDC,

По __ признаку т.к.

ΔВOD= ΔAOC,

По__  признаку . т.к.

1.        =

1.          =

1.          =

2. L     = L 

2.          =  

2.          =

3. L     = L

3.          – общая

3.  L      = L          (как вертик.)

Эталон ответа:

Докажите, что треугольники равны, заполните пропуски в записях.

ΔNNP = ΔPRQ,

по  II признаку  т.к.:

ΔADB = ΔBDC,

по III признаку т.к.

ΔАВC= ΔDBC,

по I признаку . т.к.

1. RS = KN

1.   AD  = DC

1.   BO = OC

2. L S = L K

2.   AB  =  BC

2.    DO = OA

3. L R = L N

3.   DB  – общая

3. L BOD= L AOC (как вертик.)

Итоги урока:

  • «Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?»;
  • «Что научились делать?»;
  • «Сколько способов вы знаете, чтобы определить, равны ли треугольники?»

Выставление оценок  

Количество суммарных баллов:

 от 21 до 23 баллов - оценка "5"

 от 18 до 20 баллов - оценка "4"

если количество баллов ниже 18 баллов, то работу по усвоению данного материала мы продолжим на последующих уроках. 

 Домашнее задание:  п. 15, 19, 20 №94а), №122


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация открытого урока по геометрии 7 класс. Тема "Треугольники".

Данный урок предназначен для урока обобщения по теме "Признаки равенства треугольников". Урок систематизации знаний с использованием фронтальной работы по готовым чертежам, решением задач повышенной т...

Урок по геометрии: "Второй признак равенства треугольников" 7 класс

Решение задач на первый признак равенства треугольников, изучение второго признака равенства треугольников...

план-конспект урока по геометрии "Первый признак равенства треугольников"( ЭОР)

разработка урока по геометрии по теме"Первый признак равенства треугольников" с использованием ЭОР...

план-конспект урока по геометрии "Первый признак равенства треугольников"( ЭОР)

разработка урока по геометрии по теме"Первый признак равенства треугольников" с использованием ЭОР...

Открытый урок по геометрии 7 класс. Признаки равенства треугольников

Открытый урок по геометрии 7 класс. Признаки равенства треугольников...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ГЕОМЕТРИИ «ПРИЗНАКИ РАВЕНСТВА ТРЕУГОЛЬНИКОВ»

Систематизация знаний и способов действий по теме «Признаки               равенства треугольников». Усвоение учащимися этого понят...

Открытый урок по геометрии 7 класс "Прямоугольный треугольник. Решение задач" СОШ №660 ЗЦ ДЮТ "Зеркальный". Шавинкова Елена Сергеевна

Открытый урок по геометрии 7 класс "Прямоугольный треугольник. Решение задач" СОШ №660 ЗЦ ДЮТ "Зеркальный". Шавинкова Елена Сергеевна...