Сложение и вычитание смешанных чисел.
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Асадуллина Эльза Ринатовна

Урок математики в 5 классе по УМК Мордкович А.Г. Зубарева И.И. по теме: Сложение и вычитание смешанных чисел.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор УМК Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений Мордкович А,Г,ЗубареваИ.И.

Учитель: Асадуллина Эльза Ринатовна

Тема урока Сложение и вычитание смешанных чисел

Тип урока Изучение нового материала 

Цель урока:

Предметные: сформировать способность применения алгоритма сложения и вычитания смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели.

Личностные: формировать умения планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, работать в коллективе и находить согласованные решения.

Метапредметные: развивать понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Задачи урока:

Цели  урока:

- образовательные: научить складывать и вычитать смешанные числа;

- развивающие: формирование и развитие мыслительных операций,  развитие логического мышления;

- воспитательные: привитие интереса к предмету

Планируемый результат : научится складывать и вычитать смешанные числа, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели.

Основные понятия урока: смешанное число, целая часть, дробная часть смешанного числа, свойство дробной части смешанного числа, правило преобразования неправильной дроби в смешанное или натуральное число и преобразования смешанного или натурального числа в неправильную дробь.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

  1. знать правила сложения и вычитания смешанных чисел;
  2. уметь вычислять сумму или разность двух и более дробей или смешанных чисел.

Технология поведения

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

Универсальные учебные действия(УУД )

1

2

3

4

5

6

Мотивация к учебной деятельности

Цели:

Актуализировать требования к ученику с позиции учебной деятельности

- Создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность.

Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест. Просит сдать тетради с домашней работой

Устанавливает тематические рамки. Проверяет уровень знаний.

Начнем с устной работы.

задания на сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями и включаем задания на сложение и вычитание смешанных чисел.

Сдать тетради с д/з

hello_html_m57f62a17.gifhello_html_4880bf3a.gif

     

Приветствуют учителя, проверяют подготовку рабочих мест.

Готовят тетради и д/з для проверки

Отвечают на вопросы

учителя, решают примеры, высказывают свои предположения.

Знать правило сложения и вычитания обыкновенных дробей.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: планирование,  целеполагание, волевая саморегуляция.

Познавательные: анализ, сравнение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной деятельности, цели.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причины затруднения.

Цели:

- Создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия;

Организовать фикси-рование учащимися индиви-дуального затруднения;

Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний

  • Ставиться проблема (задача) на определение темы и цели урока;
  • записывает дату и тему урока – “Сложение и вычитание смешанных чисел”;

проверка усвоенных знаний и умений

Отвечают на вопросы

учителя, решают примеры, высказывают свои предположения.

Знать правило сложения и вычитания обыкновенных дробей.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: планирование,  целеполагание, волевая саморегуляция.

Познавательные: анализ, сравнение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной деятельности, цели.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

Построение проекта выхода из затруднения  и

Реализация построенного проекта

Цели:

Зафиксировать во внешней речи причину затруднения

Учитель предлагает  

Записать алгоритм сложения выполнить задания из учебника

Вычитание смешанных чисел

Прежде чем выполнить вычитание смешанных чисел, ученик должен выполнить оценку примера, так как существует 2 способа решения данной проблемы.

1 способ

Дробная часть первого числа больше дробной части второго числа.

hello_html_385be7d5.gif.

Алгоритм:

  1. из целой части первого числа вычитаем целую часть второго числа;
  2. из полученного смешанного числа вычитаем дробную часть второго числа;
  3. представить результат в виде несократимого смешанного числа.

2 способ

Дробная часть первого числа меньше дробной части второго числа.

hello_html_m688c3db9.gif.

Алгоритм:

  1. у целой части первого числа занимаем одну целую, превращаем одну целую в неправильную дробь с нужным нам знаменателем и складываем с дробной частью первого числа;
  2. из целой части первого числа вычитаем целую часть второго числа;
  3. из полученного смешанного числа вычитаем дробную часть второго числа;

представить результат в виде несократимого смешанного числа.

Дети парами составляют алгоритм

Зачитывают полученные результаты

Проговаривают и обсуждают в парах

Записывают правильный алгоритм.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Коммуникативные УУД

  1. Формируем умение слушать и понимать других.
  2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные

умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе работы.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цели:

- Зафиксировать новое содержание урока;

- Организовать рефлексию

Учитель предлагает  выполнить задания из учебника

№ 467 (учебник).

А) hello_html_m2979a57d.gif;

Б) hello_html_m302f6e02.gif;

В) hello_html_76bbd4e0.gif;

Г) hello_html_362e8466.gif.

Зачитывают полученные результаты

Проговаривают и обсуждают в парах

Записывают правильный алгоритм.

Решают примеры с пояснениями на доске

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, создание способа решения проблемы.

Коммуникативные: 

Осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимой взаимопомощи;

выражение своих мыслей, аргументирование  своего мнения, учебное сотрудничество со сверстниками.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Цели: Проверить умение применять алгоритм сложения и вычитания  в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки

Ребята, сейчас каждый проверит сам себя, насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. У вас на партах лежат карточки с таблицами. Посмотрите.

- Какое задание необходимо выполнить?

- Заполните таблицы самостоятельно.

- Кто закончит задание, поднимите руку. Вы получите ключ для выполнения самопроверки.

- У кого возникли затруднения при выполнении задания?

- В каком месте?

- Кто правильно выполнил задание?

- Оцените себя.

Осуществляют самопроверку

Проверяют свои ответы, отмечают правильно решенные примеры, исправляют допущенные ошибки.

Осуществляют самооценку.

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка

Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникативных задач.

Включение в систему знаний и повторение

Информация о домашнем задании

Цели:

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся

1. Какую тему мы сегодня изучали?

 2. Как выполнять сложение смешанных чисел?

3. Как выполнить вычитание смешанных чисел?

Задаётся задание на дом

Домашнее задание.  № 467, № 470 (б, в)

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают в дневники

Познавательные: анализ, логические рассуждения, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу

Коммуникативные:

использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге;

Рефлексия

Цели: Зафиксировать новое

Организовать рефлексию 

Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников

- Удалось ли вам решить проблему урока?

- Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое?

- Проанализируйте свою работу.

(раздаются карточки рефлексии)

  1. Мне понятно, как складывать смешанные числа________________________
  2. Я смогу применить алгоритм сложения смешанных чисел______________
  3. Мне понятно, как вычитать смешанные числа __________________________
  4. Я смогу применить алгоритм вычитания смешенных чисел______________

Дети делятся впечатлениями

Навыки рефлексии, умение выражать настроение, анализировать его изменение в течение  урока.

Личностные  УУД

Формируем эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.

Формируем общее представление о моральных нормах поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе по теме " Сложение и вычитание смешанных чисел"

Открытый урок по математике в 5 классе подготовила и провела учитель МОУ сош с. Пышлицы  Рещикова Марина Васильевна....

урок по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел" математика 6 класс

Тема урока:Сложение и вычитание смешанных чисел.Цели:образовательные –совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки учащихся по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»; отрабатывать у...

План-конспект урока "Сложение и вычитание смешанных чисел".

В работе используются электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) на уроке математики в 6 классе....

открытый урок по теме: "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Урок "Сложение и вычитание смешанных чисел" с элементами здоровьесбережения и с использованием индивидуально-дифференцированного обучения  был проведен в 5 классе специальной -коррекционной школе...

сложение и вычитание смешанных чисел

урок - игра  сложение и вычитание смешанных чисел...

СЛОЖЕНИЕ СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ Контрольная работа № 3 6 класс

СЛОЖЕНИЕ СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ  Контрольная работа № 3 6 класс...