Повышение мотивации через активные формы обучения на уроках математики
опыты и эксперименты по математике на тему

Бочкарева Татьяна Дмитриевна

Педагогический проект: Повышение мотивации через активные формы обучения на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povyshenie_motivatsii_proekt.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

МБОУ «Лицей №9 имени А.С. Пушкина

Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»

Педагогический проект

Повышение мотивации через активные формы обучения

 на уроках математики

Подпись директора_______________/ В.В. Кибец

М.П.

Выполнила: учитель математики

Бочкарева Татьяна Дмитриевна

Февраль 2014-2015 уч. г.


Ученик, который учится без желания, —

это птица без крыльев.
Саади

Постановка проблемы: мой педагогический путь начинается с сентября 2014 года в МБОУ «Лицей №9 имени А. С. Пушкина Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан». Преподаю математику в 5-х классах: 5 «В», 5 «К», 5 «Л». После двух месяцев работы и наблюдений за учащимися, выяснилось, что в каждом классе есть 1 или 2 ученика с низким уровнем образованности. Главной задачей для меня стало не только дать учащимся определённый багаж знаний, но и развить у них интерес к учению, чтобы у детей было желание посещать уроки математики и тяга к знаниям. А для этого должна быть мотивация. Чтобы у учеников появилась мотивация, необходимо на уроках математики применять активные формы обучения.

Возможные причины появления проблемы:

  1. нет видимости применения знаний в будущей профессии;
  2. нет контроля, поддержки от семьи;
  3. отрицательное влияние окружения (сверстников);
  4. не соответствующее  психическое развитие определенному возрастному периоду.

Актуальность проекта: достижение успехов в учебе,  формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов,  немыслимы без  высокого уровня мотивации учения.  Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования.  И эта проблема  достаточно актуальна,  в системе образования она требует особого внимания.

Объект: мотивация учащихся к обучению математики.

Предметом исследования в рамках проекта является процесс развития мотивации к обучению учащихся математике  через активные формы обучения.

Цель: формирование мотивации к изучению математики у учащихся.

Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме мотивации обучения к математике;
  2. используя специальные диагностические методики, выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся;
  3. определить активные формы обучения, способствующие формированию мотивов к изучению математики;
  4. проверить эффективность предложенных форм в реальной практике;
  5. провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.

Гипотеза проекта: процесс развития мотивации к обучению учащихся математике будет эффективным, через использование активных форм обучения при помощи современных педагогических технологий, в частности через использование ИКТ - технологии.

Ресурсное обеспечение для реализации проекта:

Материально-технические:  класс с компьютерным оборудованием, постоянный выход в Интернет.

Информационные: комплекты дидактических материалов (учебники, таблицы, раздаточный материал); электронные пособия по математике, обучающие компьютерные презентации.

Этапы проекта:

         Первый этап - подготовительный - теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение содержанием понятия "мотивация", определение целей, задач проекта, составление плана для реализации проекта, поиск  и изучение активных форм обучения математики.

          Второй этап – реализация проекта - практическая организация работы по мотивации к обучению  математики  учащихся. Работа по плану реализации проекта.

         Третий этап – итоги проекта - уточнение и обобщение результатов проекта, анализ проделанной работы, представление результатов в Министерство образования и науки Республики Татарстан.


План реализации проекта

Этапы

Задачи

Индикаторы достижения результата

Форма представления результата

Подготовительный

Обработать теоретические  материалы  по теме проекта.

Наличие  проекта в печатном виде. Наличие плана реализации проекта.

Представленный проект в МОиН РТ.

Папка проекта.

Таблица  плана.

Определить  цели и задач для себя лично, и для проекта. Поиск и изучение активных форм обучения.

Составить план реализации проекта.

Представить проект в МОиН РТ.

Реализация проекта

Провести анкетирование на уровень мотивации  к математике у учащихся.

Проведение анкет. (Приложение).

Диаграмма.

Использовать активные формы обучения на уроках математики.

Проведение уроков с применением  активных форм обучеия.

Папка разработок уроков .

Участвовать в олимпиадах школьного, районного уровня.

Участие в олимпиадах.

Приказы по итогам олимпиад.

Систематически устраивать конкурсы по математике.

Участие в общешкольных мероприятиях.

Портфолио учеников.

Участвовать в международных конкурсах «Кенгуру» и т.п.

Участие в конкурсах.

Приказы по итогам конкурсов.

Провести  конференцию исследовательских работ в области математики.

Проведение конференции исследовательских работ в области математики.

Папка исследовательских работ учащихся.

Итоговый

Подвести  итогов  конкурса – портфолио.

Награждение участников конкурса.

Таблица итогов конкурса.

Повторно провести анкетирование на уровень мотивации  к математике у учащихся.

Проведение анкет.

Диаграмма.

Написать  анализ  проделанной работы.

Наличие  анализа работы по проекту.

Анализ в печатном виде.

Представить результаты в МОиН РТ.

Представленные результаты на МО.

Папка документов.


Конечный продукт:

  1. повышенный уровень мотивации у учащихся;
  2. банк разработок уроков с использованием активных форм обучения;
  3. наличие исследовательских работ учащихся;
  4. пополненные портфолио: у учеников, у учителя.

Критерии оценки эффективности реализации проекта:

  1. увеличение мотивация к обучению у 50 % обучающихся;
  2. повышение количество учащихся в участие конкурсов;
  3. увеличение оснащения учителя методической литературой.

Прогноз возможных негативных последствий и их коррекция:

  1. сложность формирования мотивации обучения, возбуждение познавательного интереса учащихся по теме, повышение их эмоционального настроения и обеспечения единства обучения, воспитания и развития. Коррекция: работать над развитием творческих способностей и информативной базы учителя;
  2. ученик должен обладать определённым запасом знаний,  поскольку отсутствие их не позволит ему успешно проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. Коррекция: стимулирование обучающихся не просто на поиск и сбор информации, а на анализ найденного материала;
  3. наличие в сети Интернет и на электронных носителях некачественной, недостоверной информации. Коррекция: развитие у обучающихся критического отношения к получаемой информации;
  4. учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности.

Список литературы:

  1. Маркова А.К. , Т.А.Матисс, А.Б.Орлов. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.
  2. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
  3. Активные формы работ на уроках математики. http://5ballov.qip.ru/referats/preview/33114/4/?dissertatsiya-aktivnyie-formyi-rabot-na-urokah-matematiki 
  4. План работы школы молодого учителя. ГБОУ  ЦО 1602. г. Москва 2013 г. http://cov1602.mskobr.ru/files/mol-cpecial.pdf 
  5. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. Анкета "Оценка уровня школьной мотивации". http://www.vestishki.ru/node/1205
  6. интернет ресурсы (Анкета "Оценка уровня школьной мотивации"):

Приложение.

АНКЕТА  ДЛЯ  ОЦЕНКИ  УРОВНЯ  ШКОЛЬНОЙ  МОТИВАЦИИ  

                                                             /  методика  Н. Г. Лускановой, 1993г ./

Цель:  Определение  уровня   школьной  мотивации.

— ответ  ребёнка, свидетельствующий  о  его  положительном  отношении  к  школе  и          предпочтении  им  учебных  ситуаций, оценивается  в  три   балла;
нейтральный  ответ  («не  знаю», «бывает  по-разному»  и т.п.)  оценивается  в  один     балл;
— ответ, позволяющий  судить  об  
отрицательном  отношении  ребёнка  к  той  или  иной  школьной  ситуации,  оценивается  в  ноль  баллов.  

      Оценки  в  два  балла  отсутствовали, так  как  математический  анализ показал, что при оценках  в ноль, один, три  балла  возможно  более  надёжное  разделение  детей  на группы  с  высокой, средней  и  низкой  мотивацией.
 Установлено  пять  основных  уровней  школьной  мотивации:

Первый  уровень. 25—30 баллов — высокий  уровень  школьной  мотивации, учебной активности.

У таких  детей  есть  познавательный  мотив, стремление  наиболее  успешно  выполнять все  предъявляемые  школой  требования. Ученики  чётко  следуют  всем  указаниям учителя, добросовестны  и  ответственны, сильно  переживают,  если  получают неудовлетворительные  оценки. В  рисунках  на  школьную  тему  они  изображают  учителя  у доски, процесс  урока, учебный  материал  и  т.п.

Второй  уровень. 20—24 балла — хорошая  школьная  мотивация.

Подобные  показатели  имеют  большинство  учащихся  начальных  классов, успешно справляющихся  с  учебной  деятельностью. В  рисунках  на  школьную  тему  они  также изображают  учебные  ситуации, а  при  ответах  на  вопросы  проявляют  меньшую зависимость  от  жёстких  требований  и  норм. Подобный  уровень  мотивации  является средней  нормой.

Третий  уровень. 15–19 баллов — положительное   отношение   к  школе, но  школа привлекает   таких   детей  внеучебной  деятельностью.

Такие  дети  достаточно  благополучно   чувствуют  себя  в  школе, однако  чаще  ходят  в школу, чтобы  общаться  с  друзьями, с  учителем. Им  нравится  ощущать  себя  учениками, иметь  красивый  портфель, ручки, тетради. Познавательные  мотивы  у  таких  детей  сформированы  в  меньшей  степени, и  учебный  процесс  их  мало   привлекает. В рисунках  на  школьную  тему  такие  ученики  изображают, как  правило, школьные, но не  учебные  ситуации.

Четвертый  уровень. 10–14 баллов — низкая   школьная   мотивация.

Эти  дети  посещают  школу  неохотно, предпочитают  пропускать  занятия. На  уроках часто  занимаются  посторонними  делами, играми. Испытывают  серьёзные  затруднения в  учебной  деятельности. Находятся  в  состоянии  неустойчивой  адаптации  к  школе. В рисунках  на  школьную  тему  такие  дети  изображают  игровые  сюжеты, хотя  косвенно они  связаны  со  школой.

Пятый  уровень. Ниже  10 баллов — негативное  отношение  к  школе, школьная дезадаптация.

Такие  дети  испытывают  серьёзные  трудности  в  обучении: они  не  справляются  с учебной  деятельностью, испытывают проблемы  в общении  с  одноклассниками, во взаимоотношениях  с  учителем. Школа  нередко  воспринимается  ими  как  враждебная среда, пребывание в  которой  для  них  невыносимо. Маленькие  дети  (5—6 лет)  часто плачут, просятся  домой. В  других  случаях  ученики  могут  проявлять  агрессию, отказываться  выполнять  задания, следовать  тем  или  иным  нормам  и  правилам. Часто у  подобных  школьников  отмечаются  нервно-психические  нарушения. Рисунки  таких детей, как  правило, не  соответствуют  предложенной  школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия  ребёнка.

ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ   АНКЕТЫ.

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании  ребёнка, а также  может  применяться  для  групповой диагностики. При  этом  допустимы  два варианта  предъявления. Анкета допускает  повторные  опросы, что  позволяет  оценить динамику школьной  мотивации. Снижение  уровня  школьной  мотивации  может служить  критерием  школьной  дезадаптации  ребёнка, а  его  повышение — положительной динамикой  в  обучении  и  развитии  младшего  школьника.

ТЕСТ

Инструкция:  Выбери  один  из  трёх  предъявляемых  ответов  (наиболее  тебе  подходящий)  на  поставленный  вопрос, отметь  его  галочкой.

  1. Тебе  нравится  в  школе?        

               а)   не  очень           б)   нравится             в) не  нравится            

  1. Утром, когда  ты  просыпаешься, ты  всегда  с  радостью  идёшь  в  школу  или  тебе  часто  хочется  остаться  дома?

   а) чаще хочется  остаться  дома     б) бывает  по-разному      в) иду с радостью        

  1. Если  бы  учитель  сказал, что  завтра  в  школу  не  обязательно  приходить        всем  ученикам, что  желающие  могут  остаться  дома, ты  пошёл  бы  в школу или  остался  дома?

         а) не  знаю              б) остался  бы  дома        в) пошёл  бы  в  школу          

      4.   Тебе  нравится, когда  у  вас  отменяют  какие-нибудь  уроки?

          а) не  нравится                  б)  бывает  по-разному            в) нравится

      5.   Ты  хотел  бы, чтобы  тебе  не  задавали  домашних  заданий?

                а) хотел бы                      б) не  хотел  бы       в)  не  знаю            

      6.   Ты  хотел   бы, чтобы  в  школе  остались  одни  перемены?

              а) не  знаю                        б) не  хотел  бы                     б) хотел  бы  

      7.   Ты  часто   рассказываешь  о  школе  родителям?

          а) часто                           б) редко                    в) не рассказываю

      8.   Ты  хотел  бы, чтобы  у  тебя  был   менее  строгий  учитель?

              а) точно  не  знаю       б) хотел  бы                 в) не  хотел  бы

  1. У  тебя  в  классе  много  друзей?

  а) мало                            б) много                      в) нет   друзей

  1. Тебе  нравятся  твои  одноклассники ?

     а) нравятся                     б) не  очень                  в) не  нравятся

Ключ

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

№ вопроса

оценка за 1-й ответ

оценка за 2-й ответ

оценка за 3-й ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение мотивации через активные формы учебной деятельности на уроках истории.

Какие активные формы урока можно применить и повысить мотивацию учащихся( из опыта работы)...

Статья по теме самообразования «Повышение уровня мотивации обучения через внедрения активных методов обучения и нестандартных форм проведения уроков математики и физики в 5-9 классах»

Я знаю и понимаю стратегию развития образования в России и принципы образовательной политики.Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния её населения...

Развитие Я-концепции личности ребенка через активные формы обучения и воспитания

Сложность и многогранность личностных изменений в раннем возрасте, его роль на ход развития личности обуславливает актуальность выбранной  темы....

Статья по теме "Мотивация и стимуляция на уроках математики через применение активных форм обучения с использованием ИКТ"

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интересы учеников к изучаемому предмету в течение всего урока.Мотивация (от латинского motus – движени...

Тема «Повышение уровня мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках математики, через применение индивидуально – дифференцированных форм обучения».

Выступление по теме  «Повышение уровня мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках математики, через применение индивидуально – дифференцированных форм обучения»....

Развитие познавательного интереса у учащихся через активные формы обучения на уроках биологии.

Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к...