"Треугольник и его виды"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Cадакова Наталья Дмитриевна
Технологическая карта урока общеметодологической направленности в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл treugolnik_i_ego_vidy_4.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Треугольник и его виды

          ФИО (полностью):        Садакова Наталья Дмитриевна

        Место работы:        МАОУ "Вахтанская средняя школа"

        Должность:         Учитель математики

        Предмет:        Математика

        Класс:         5

           Тема и номер урока в теме: 4  урок в теме " Треугольник и его виды"

        Базовый учебник: А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский. М.С.Якир "Математика 5 класс"

Тип урока: Урок общеметодологической направленности

Цели  урока:

Обучающая:  Закрепление  навыков   классификации  треугольников  по видам их углов и по количеству равных сторон, развитие навыков  решения геометрических задач на нахождение элементов равнобедренного и равностороннего треугольников.

Развивающая: Содействие развитию умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические  рассуждения и делать выводы. 

Воспитательная: Воспитание культуры речи, интереса к учебной деятельности.

Планируемые результаты:

- предметные:

 Сформировать у учащихся навыки классификации  треугольников  по видам их углов и по количеству равных сторон, умения решать геометрические задачи на нахождение элементов равнобедренного и равностороннего треугольников.

- метапредметные:  

познавательные УУД: формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное и по аналогии) и делать выводы, классифицировать.

регулятивные УУД: формировать  умение  самостоятельно определять цели и составлять план деятельности, самостоятельно осуществлять , контролировать и корректировать свою деятельность.

коммуникативные УУД: формировать умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, уметь продуктивно общаться  и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.

 -  личностные: Формировать навыки работы в коллективе, ответственное отношение к обучению, умение формулировать собственное мнение, планировать свои действия в соответствии  с учебным заданием.

Методы и формы обучения

Методы:  Устный контроль и самоконтроль (фронтальный и индивидуальный опрос), стимулирование интереса к обучению (создание познавательно-игровых моментов, эмоционально-позитивных ситуаций), организация и осуществление учебной деятельности (по способу передачи информации – наглядный и словесный, по степени самостоятельности мышления – репродуктивный и частично-поисковый, по степени управления учебной работой – под руководством учителя и самостоятельная работа)

 Формы: Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Технологическая карта урока

Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/

УУД

Оценивание/

формы контроля

Результат

Организационный момент   1 мин.  

Самоопределение учащихся к деятельности

Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей.

- Пожелайте друг другу удачного урока.

Включаются в деловой ритм урока. Желают соседу по парте удачи, жмут руки.

I этап: мотивация к учебной деятельности    2 мин.

Мотивировать обучающихся к учебной деятельности на уроке, определить содержательные рамки урока.

Начнем наш урок словами  древнегреческого философа Саади: «Ученик, который учится без желания – это птица без крыльев».

Ребята, внимательно посмотрите на рисунок   (Слайд 2)

Как вы думаете, чему сегодня будет посвящён наш урок?

 ( Треугольнику)

Дайте, пожалуйста,  определение, что такое  треугольник.

(Треугольник - это геометрическая фигура, состоящая из трех точек, не лежащих на одной прямой и трех попарно соединяющих их отрезка.)

Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о геометрической фигуре треугольник, об элементах треугольника, а также вспомним, какие виды треугольников нам известны.

 

Воспринимают информацию,

 готовятся к работе.

Коммуникативная/ диалог.

Самоконтроль, словесное поощрение учителя.

 

Внутренняя и внешняя готовность обучающихся  к учебной деятельности на уроке.

II этап  Актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии   7 мин.

Актуализировать изученные способы действий, достаточные для построения нового знания, фиксировать  индивидуальные затруднения учащихся в выполнении пробного учебного действия.

Ребята, поднимите руку те, кто любит играть? Предлагаю вам принять участие в игре «Самый меткий». Право начать игру получит команда, которая первой ответит на вопрос, кому принадлежат следующие слова: «РЕШЕНИЕ ТРУДНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ МОЖНО СРАВНИТЬ С ВЗЯТИЕМ КРЕПОСТИ». (Наум Яковлевич Виленкин)      (Слайд 3)

Демонстрация видео Н.Я.Виленкин

Пояснения по правилам игры.

Каждая команда, поочерёдно, должна выбрать сектор на экране, которому соответствует вопрос, правильный ответ на который будет означать попадание «в десятку». Если команда не отвечает правильно с первой попытки, то право дать правильный ответ получает следующая команда.

(1 правильный ответ – 1 балл)

После успешного выполнения задания вас ждёт сюрприз.

(Слайд 4)

Смотрят видео, отвечают на вопросы игры:

1. Какой треугольник называют остроугольным?

2.Какой треугольник называют тупоугольным?

3. Какой треугольник называют прямоугольным?

4.Какой треугольник называют равнобедренным?

5. Какой треугольник называют равносторонним?

6. Какой треугольник называют разносторонним?

7. Как называются точки А, В, С в треугольнике АВС?

8. Как называются отрезки АВ, ВС, АС в треугольнике АВС?

Коммуникативная /учёт разных мнений, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, формулирование  собственного мнения.

Самоконт-роль, внешний контроль.

 Оценка учителем работы групп.

Осознание обучающимися ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности.

Построение речевого высказывания в устной форме.

III этап.   Закрепления с проговариванием во внешней речи    15 мин.

Закрепить  навыки   классификации  треугольников  по видам их углов и по количеству равных сторон решение типовых заданий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Ребята, посмотрите на следующий слайд (Слайд 5). Перед вами два шкафа. Как вы думаете,  в каком из них легче отыскать нужную на вещь? (В первом, так как там вещи аккуратно разложены по полкам)

Вы правы, когда вещи в порядке. То найти нужную вещь намного проще. Как вы думаете, что вам предстоит сделать с тем большим объёмом знаний, которым вы уже обладаете по теме «Треугольник и его виды»? Какова цель сегодняшнего урока?

Действительно, знания в нашей голове должны быть так же систематизированы. Давайте попробуем вместе систематизировать. То есть разложить по полочкам информацию по теме «Треугольник и его виды».

В этом нам поможет замечательный приём. Который получил название «Фишбоун» или «Рыбный скелет». Голова скелета – это вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Составьте «Рыбный скелет» по теме сегодняшнего урока, используя подсказки, данные в листе, который вы получили.

(Приложение 1)

Проверка результатов выполнения заданий с помощью презентации (Слайд 5):

1 балл – задание выполнено полностью без ошибок.

Фронтальное решение заданий, 1 ученик у доски решает и комментирует задание.

Учебник:  №346 (1,2), №348

 

Выдвигают гипотезу. Формулируют цель урока.

Выполняют задания в группах, сравнивают полученный результат  с образцом.

Решают задачи.

Коммуникативная/диалог, работа в группах, взаимодействие

Информационная/ сбор информации, обработка и передача.

Учебно – познавательная/ использование информации для решения учебной задачи,

Самоконт-роль, взаимоконтроль, внешний контроль.

 Оценка учителем работы групп.

Построение речевого высказывания в устной и письменной форме, моделирование, структурирование знаний, поиск разнообразных способов решения задач.

Физкультминутка  1 мин.  

Сегодня наша физкультминутка будет тоже посвящена геометрии.

Задание. С помощью рук постройте (покажите) прямой угол, острый угол, тупой угол.

Задание в парах. С помощью рук постройте прямоугольный треугольник, остроугольный треугольник, тупоугольный треугольник.

IV этап. Этап включения изученного в систему знаний 14 мин.

Определить  границы применимости нового знания, тренировать навыки его использования совместно с ранее изученным материалом.

А теперь переходим к решению задач для устного счета.

(Слайды 6 - 9)

Задание №1. В треугольнике АВС угол А равен углу С. Найти эти углы, если угол В=900.

Задание №2. В прямоугольном треугольнике АВС угол В равен 38о. Найти градусную меру угла С.

Задание №3. В треугольнике АВС все углы равны. Найдите градусную меру углов треугольника.

Задание№4. В треугольнике АВС периметр равен 2 дм 7 см. Сторона АС равна 7. Сторона АВ равна стороне ВС. Найдите АВ, ВС.

А теперь давайте проверим, как вы усвоили материал по теме «Треугольник. Виды треугольника». Проверочная работа (в конце урока ответы сдаются на проверку учителю) (Слайды 10 - 16)

1. Сколько вершин и сторон имеет треугольник?

2. Назовите все треугольники, изображенные на рисунке.

3. От чего зависит вид изображенного треугольника? (слайд ) (от величины угла)

4. Могут ли в треугольнике быть два тупых угла?

5. Могут ли в прямоугольном  треугольнике быть два прямых угла?

6. Может ли треугольник с градусными мерами углов 20 и 60 быть остроугольным?

Устно решают задачи.

Коммуникативная/ диалог.

Информационная/ сбор информации, обработка и передача.

Учебно – познавательная/ использование информации для решения учебной задачи.

Самоконтроль,взаимоконтроль, словесное поощрение учителя.

Выделение существенной информации, структурирование знаний, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 

V этап.  Этап рефлексии учебной деятельности.   3 мин.

Организовать рефлексию и самооценку обучающихся

Вот и подошёл к концу наш урок математики.    (Слайд 17)

Какую задачу мы ставили?

Удалось ли решить поставленную задачу?

Где можно применить новое знание?

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Над чем ещё надо поработать?

Осознают свою учебную деятельность на уроке, оценивают результаты своей деятельности и деятельности класса.

Учебно-познавательная/ самооценка взаимооценка.

Информационная / обработка и передача информации.

Самоконт-роль, взаимоконт-роль, внешний контроль

Осознание обучающимися своей учебной деятельности;

самооценка результатов своей деятельности.

VI этап   Информация о домашнем задании.    2 мин.

Обсудить и записать домашнее задание.

1.Учебник № 351

2. Кроссворд «Геометрические фигуры»

http://LearningApps.org/watch?v=p3yyj14t3 

Спасибо  всем за урок!

Воспринимают информацию, записывают в дневники домашнее задание