Мастер – класс «Игра как средство интерактивного обучения по математике»
статья по математике (5, 6, 7 класс) на тему

Ушакова Лилия Владимировна

«Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (Сухомлинский) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мастер - класс33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Игра как средство интерактивного  обучения  по математике»

Учитель Ушакова Л.В.

Использование игры в рамках учебно–воспитательного процесса – явление не новое, именно игра - единственная деятельность ребёнка имеющая место во все времена и у всех народов. В игре создаётся предметное и социальное содержание деятельности, моделирование систем отношений, адекватных условий формирования личности.

«Одна из сложнейших задач, над решением которой бьётся не одно поколение учителей, - развить ум ребёнка, приохотить его к активному, напряжённому, интеллектуальному труду, воспитать не пассивного потребителя, а добывателя» (Шаталов)

За время работы, я пришла к выводу, что многие дети, обладая прекрасными способностями, имеют очень серьёзные пробелы:

- очень медленно выполняют вычислительную работу (как устную, так и письменную)

- не всегда применяют рациональные способы вычислений

- допускают ошибки в вычислениях  и т. д.

Мне, как и любому учителю, хочется, чтобы мои ученики быстро считали, умели аргументировать свои действия при выполнении любых заданий, владели бы умениями решать основные типы задач и уравнений, что необходимо при решении задач повышенной трудности.

Некоторые из этих трудностей мне удалось преодолеть с помощью введения в урок игровых моментов. Ведь  без игры не может быть полноценного умственного развития. «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (Сухомлинский) Таким образом, игра – форма познавательной деятельности, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. Я пришла к выводу, что с детьми надо и необходимо играть. А как же нам при таком объёмном программном материале уделять время для игры? Наиболее подходящими для этого являются итоговые уроки, которые можно не чаще одного раза в месяц проводить. В число итоговых уроков я включаю интегрированные уроки, на которых учащиеся не только демонстрируют свои знания, но и получают дополнительную информацию, связанную с другими предметами. В 5-7 классах итоговые игровые  уроки проводятся в форме дидактической игры, например: «Крестики-нолики», математических путешествий, уроков весёлой математики и т. д. Для старшеклассников уроки в форме деловой игры.

Конечно, подготовка к таким урокам большая, но она оправдывает себя – обобщение проходит на высоком уровне, так как старшеклассники относятся к таким урокам серьёзно, потому что осознают их значимость –формируются интеллектуальные умения и навыки.

В настоящее время появилось очень много литературы, где раскрываются технологии применения игровых моментов, разработки  уроков в виде различных игр.

Я же хочу предложить Вашему вниманию технологию проведения «арифметической физминутки», поскольку уверена, что многие учителя об этом даже и не слышали. Играющие рассчитываются на 1-10. Каждый должен запомнить своё число.

Упражнение №1: учитель называет то или иное число, а ученик под этим номером должен обязательно встать, затем учитель называет двузначное число, например 17 (встают те, у кого числа 1 и 7). После того, как это упр. Отработано

Упражнение №2: Учитель предлагает встать не тем, кого он назвал а их соседям слева и справа. (например учитель назвал число 6, а встают 4-ый и 5-ый) Дальше по усложняющей: можно предложить несложные примеры на сложение и вычитание.

Думаю, что учителя математики со мной согласятся, если я скажу, что придя в 5 класс дети очень трудно воспринимают на слух простые казалось бы выражения: «Чему равна сумма чисел 5 и 7?» Или: «Найдите разность 9 и 2». Детям больше нравится, когда им предлагают: «Прибавьте к 5-ти 4, или вычтите из 8-и  6» и т. д. Поэтому уже с 5-ого класса перед нами математиками стоит задача: учить мыслить.

Упражнение №3: например: найти сумму 3 и 6 (встаёт тот, у кого 9) , найти разность 9-ти и 5 (встаёт тот, у кого 4) и т. д. Дальше ещё сложнее: найти сумму 23 и 12, (так как в сумме получается 35, то встают те, у кого 3 и 5). Единственное условие, что примеры нужно так подбирать, чтобы не встречались числа, содержащие две одинаковые цифры: 33, 44 и т. д.

Такие физминутки можно время от времени повторять, усложняя задания по мере приобретения учащимися новых знаний и умений.

Интересно проводить такие арифметические физминутки с двумя командами, если накопляемость класса позволяет, в таких случаях уже присутствует дух соревнования на быстроту и правильность выполнения задания.

Пример арифметической физминутки: тема: «Признаки делимости на 2,3,5» учитель просит ответить хлопком рук –делится ли число на 2? (5- не хлопают, 8 хлопают и т. д., делится ли число на 3 ответить кивком головы( 7 не кивают , 15 кивают )

Преимущества таких минуток состоят в том, что в работе принимают участие все ученики, наступает не только физическая активность, но и проявляются и развиваются все познавательные процессы: память ,мышление, внимание, работает эмоциональная сфера , появляется ответственность, сопереживание.

Активизация умственную деятельность не всегда удаётся, поэтому учитель должен всегда иметь на «всякий случай какой-нибудь  приём. В данном случае –умственная физминутка.

Например: написать в столбик по 5-6 примеров на вычитание, соблюдая одно условие: уменьшаемое в первой строчке должно быть вычитаемым во второй и т. д., например:

13-7=

18-13=

25-18=

29-25=

32-29

Каждый затем проводит черту и находит сумму всех разностей, а учитель сразу выдаёт ответ

ответ:  сумма всех разностей 25.  ( Ответ:32-7) И так будет всегда!

В чём секрет? Учащимся предлагается дома придумать свои примеры, соблюдая условие. Затем предложить   классу провести игру: кто больше, кто правильно сделал, и тот кто лучше всех справился - получает ключ к разгадке, и сам может проводить такую игру.

Здесь и интерес к предмету, и умение выполнять действия и т.д.

Интерес к играм, к решению каких-то необычных задач, появляется у учеников не всегда и не у всех детей сразу. Поэтому, на мой взгляд, предлагать игры надо постепенно, не оказывая давления на детей. При организации и проведении игр важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени, они помогают учителю выполнять большие воспитательные и образовательные задачи. И самое главное надо помнить, что игрой можно увлечь, заставить играть нельзя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство интерактивного обучения

Использование игры в рамках учебно-воспитательного процесса – явление не новое. В игре воссоздается предметное и социальное содержание деятельности, моделирование систем отношений, адекватных условий ...

ИГРА КАК СРЕДСТВО ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Использование игры в рамках учебно-воспитательного процесса – явление не новое. В игре воссоздается предметное и социальное содержание деятельности, моделирование систем отношений, адекватных условий ...

Ролевая игра как средство интерактивного обучения

Методический доклад по географии...

Мастер-класс "Игра как средство развития личности"

Мастер - класс«Игра как средство развития личности»...

Мастер класс по теме: «Технология интерактивного обучения на уроках английского языка»

Предоставлен мастер-класс по теме  «Технология интерактивного обучения на уроках английского языка», где в рамках реальной ситуации можно познакомиться с этапами данной технологии....

Мастер — класс: “Игра как средство развития творческих способностей дошкольников” Муз/руководитель МДОУ «Детский сад №3 «Нур» ГП Терек» Озрокова Тамара Борисовна 2018 г.

Мастер — класс:“Игра как средство развития творческих способностей дошкольников”Музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №3 «Нур2» ГП Терек»Озрокова Тамара ...