Медиаурок математики по теме "Координатная плоскость". 6 класс
презентация к уроку по математике (6 класс) на тему

Майонова Галина Петровна

Обобщающий медиаурок по теме «Координатная плоскость».

В целях повышения интереса к теме используются элементы поисковой работы. Презентация способствует развитию наглядно-образного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon koordinatnaya_ploskost._mayonova_g.p.zip1.21 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий медиаурока по математике

Автор:  Майонова Галина Петровна.

Полное название образовательного учреждения: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 12 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области.

Аннотация к уроку: Обобщающий мультимедиа-урок по теме «Координатная плоскость». В целях повышения интереса к теме используются элементы поисковой работы. Презентация способствует развитию наглядно-образного мышления.

Предмет. Математика.

Класс. 6 класс.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

1. развитие в процессе обучения способностей обучающихся к продуктивной творческой деятельности в современной информационно насыщенной среде;

2. повышение мотивации к обучению;

3. интенсификация учебно-воспитательного процесса;

4. развитие наглядно-образного мышления;

5. выстраивать логические связи, определять алгоритм работы, систематизировать весь предлагаемый материал и др.

Актуальность использования медиапродукта на занятии:

1. нестандартный прием, непривычный способ работы с текстом, словом, языковым материалом вызывает серьезный устойчивый интерес со стороны обучающихся, безусловно, повышает мотивацию;

2. решается задача формирования способности преобразования, сохранения и передачи информации;

3. практическая ориентированность данной работы, перенос акцентов с «учу, чтобы знать» на «изучаю для того, чтобы использовать в реальной деятельности».

Учебно-методическое обеспечение медиапродукта: Математика. 6 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. организаций /И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2015.

Цели занятия: 

• создать условия для повышения познавательного интереса к дисциплине;

• способствовать развитию аналитико-синтезирующего мышления;

• способствовать формированию умений и навыков, носящих общенаучный и обще интеллектуальный характер.

Задачи занятия:

Образовательные:

• обобщить и систематизировать знания основных понятий: система координат, координатная плоскость, ось абсцисс, ось ординат, абсцисса, ордината;

• познакомится с создателем координат;

• отрабатывать умения читать полученную информацию.

Развивающие:

• развивать познавательную деятельность и творческие способности обучающихся;

• формировать логическое и абстрактное мышление;

• развивать умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях;

• развивать воображение и внимательность.

Воспитательные:

• воспитывать коммуникативную культуру;

• развивать познавательный интерес.

Время реализации урока: 40 минут

Авторский медиапродукт:

1. Программа для создания презентаций Microsoft Point, текстовый редактор Microsoft Word.

2. Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала.

3. Структура медиапродукта – схема взаимосвязи слайдов презентации: последовательная, переходы осуществляются по щелчку.

Необходимое оборудование и материалы для урока-занятия:  компьютер, мультимедийный проектор, дополнительные материалы (карточки-задания, сигнальные карточки).

Логическая структура урока.

Мобилизирующий этап. Обращение учителя к классу.

Формулирование  обучающимися темы и цели занятия.

Тему урока формулирует учитель. Отталкиваясь от темы обучающиеся сами ставят цели и задачи урока.

Первый этап. Устные упражнения.

Слайды 3-4. «Морской бой». Назовите координаты кораблей.

а) 4-клеточного;   б) 3-клеточных;   в) 2-клеточных;   г) 1-клеточных.

Слайды 5-7.  «Угадайка». «Я по России протекаю, я всем известна, но, когда ко мне прибавить букву с краю, своё значение я теряю и птицей становлюсь тогда».  Ответ зашифрован парами чисел: каждая отмеченная на координатной плоскости точка – это буква в названии птицы. Определите название птицы.

(2; 4)     (-3; 0)     (4; -3)    (-4; -2)        (0; 2)     (-6; 3)

Слайды 8-9. «Поражение цели». Чтобы пуля попала в цель, наводчик должен назвать координаты цели. Я называю цель, выбранный «наводчик» называет её координаты, а остальные учащиеся «стреляют». Тот, кто согласен с названными координатами, поднимает зеленую карточку, а кто нет – красную. Цель считается пораженной, если все дадут правильный ответ (фигурка снимается с доски). Если хотя бы один ученик не согласен с координатами, фигурка остается на рисунке до выяснения.  

Второй этап. Математический диктант (с последующей проверкой)

Слайды 10-11. Вопросы – задания  

1. Из каких прямых состоит координатная плоскость?

2. Под каким углом пересекаются координатные прямые х и у, образующие систему координат?

3. Как называют каждую из этих прямых?

4. Как называют точку пересечения этих прямых?

5. Сколько чисел надо указать, чтобы задать положение точки на координатной плоскости?

6. Как называются числа, задающие положение точки на координатной плоскости?

7. Как называется первое (второе) из чисел, задающие положение точки на координатной плоскости?

8. Где на координатной плоскости находится точка Р(х; у), если:

а) x > 0, y > 0;    б) x > 0, y < 0;     в) x > 0, y = 0;      г) x = 0, y > 0;

д) x < 0, y < 0;    е) x = 0, y < 0;     ж) x = 0, y = 0?

(1. Координатные прямые х и у, 2. под прямым углом, 3. х – ось абсцисс, у – ось ординат, 4. начало координат, 5. два числа, 6. координаты точки,

7. первое число – абсцисса точки, второе число – ордината точки,

8. а) 1 четверть,  б) 4 четверть, в) справа на оси х, г) на оси у сверху,

д) 3 четверть, е) на оси у внизу, ж) начало координат).

Третий этап. Выполнение тренировочных упражнений

Слайд 12. Но прежде чем приступить к работе, давайте еще раз вспомним построение точки по ее координатам.

  1. Построим координатную плоскость.
  1. Отметим начало отсчета и единичный отрезок на каждой оси.
  1. Первое число в скобке отложим по оси абсцисс (х), второе – по оси ординат (у).
  2. Через отмеченные точки проведём прямые, параллельные осям. Точка пересечения этих прямых является искомой точкой.

№ 1. Слайды 13-15. Отметьте на координатной плоскости точку М(-2; -3) и точку К, координаты которой противоположны координатам точки М. Найдите координаты середины отрезка МК.

№ 2. Слайды 16-18. Отметьте на координатной плоскости точки А(-1; 1), В(3; 1), С(-1; -3), Р(2; -2). Найдите координаты точек пересечения а) прямой ВС с осью абсцисс,  б) прямой АВ с осью ординат, в) прямых АР и ВС.

№ 3. Слайды 19-20.  Постройте прямоугольник А1В1С1D1, симметричный прямоугольнику АВСD относительно оси ординат, и найдите его площадь, если А(-1; -1), В(-1; 4), С(-7; 4), D(-7; -1).

Четвёртый этап.  Физкультминутка 

Слайд 21.

На болоте две подружки
Две зеленые лягушки
Рано утром умывались, 
Полотенцем растирались. 
Ножками топали,
Ручками хлопали. 
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.

Пятый этап.

Слайды 22-25.  Историческая справка. Кроссворд. «Французский математик, внесший вклад в изучении координат»  ДЕКАРТ

  1. Второе из чисел, задающих положение точки на координатной плоскости.
  2. Две перпендикулярные координатные прямые х и у.
  3. Пара чисел, определяющая положение точки на плоскости.
  4. Первое из чисел, задающих положение точки на координатной плоскости.
  5. Географическая координата.
  6. Прибор для построения и измерения углов.

(Ордината, система, координаты, абсцисса, широта, транспортир)

Шестой этап. Творческая минутка

Слайды 26-27. «Соревнование художников». Если на координатной плоскости каждую точку последовательно соединить с предыдущей точкой отрезком, то в результате получится определенный рисунок. Получи его.

1 вариант

Даны точки: (1; -1), (-6; -1), (-6; -6), (-7; -6), (-7; 5), (-8; 4), (-8; 7), (-6; 9),

(-6; 10), (-5; 10), (-5; 4), (-1; 7), (6; 3), (6; -1), (5; -1), (5; 1), (4; 1), (4; -6), (3; -6), (3; -2), (1; -1)

2 вариант

Даны точки: (0; 0), (-1; 1), (-3; 1), (-2; 3), (-3; 3), (-4; 6), (0; 8), (2; 5), (2; 11),

(6; 10), (3; 9), (4; 5), (3; 0), (2; 0), (1; -7), (3; -8), (0; -8), (0; 0)

(После выполнения работы проверяем ответы с помощью проектора. Дети, обменявшись тетрадями, проверяют задания друг у друга и выставляют оценки самостоятельно. Эти оценки выставляются в журнал.)

  Подведение итогов. Слайд 29

— Наше занятие подошло к концу. За этот урок мы успели поиграть, выполнить практические задания. А что нам помогло справиться с этими заданиями?

— Да, все сегодняшние успехи – благодаря координатной плоскости. Я увидела, что вы умеете работать с координатной плоскостью.

Домашнее задание. Слайд 28.

Творческое задание: 1) придумать рассказ или сказку о координатной плоскости; 2) составить красивую фигуру и определить координаты её узловых точек.

Список литературы

  1. Ершова А. П., Голобородько В. В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 6 класса. – М.: Илекса, - 2015.
  2. Зубарева И. И. Математика. 6 класс: учеб. для учащихся общеобразоват.  организаций /И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2015.
  3. Зубарева И. И. 6 класс. Самостоятельные работы для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, И. П. Лепешонкова, М. С. Мильштейн; под ред. И. И. Зубаревой. – М.: Мнемозина, 2015.
  4. Математика. 6 класс: поурочные планы по учебнику И. И. Зубаревой, А. Г. Мордковича. I полугодие / авт.- сост. Л. А. Тапилина. – Волгоград: Учитель, 2011.
  5. Рудницкая В. Н. Дидактические материалы по математике: 6 класс: к учебнику И. И. Зубаревой, А. Г. Мордковича «Математика. 6 класс» / В. Н. Рудницкая. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медиаурок "A role model" 7 класс

Обобщающий урок по теме "A role model" по УМК Биболетовой М.З. "Happy English.ru" 7 класс....

Математика 6 Координатная плоскость

Определите координаты вершин четырехугольника ABCD....

Урок математики в 6-м классе по теме "Координатная плоскость"

Интересные задания по теме "Координатная плоскость"...

Презентация: План-конспект учебного занятия по учебной дисциплине Математика "Перпендикулярность двух плоскостей"

Презентация нацелена на расширение представления обучающихся о трехмерном пространстве, формирование понятий: двугранный угол, линейный угол двугранного угла, перпендикулярность двух плоскостей,...

Конспект урока по математике для 6-го класса на тему "Координатная плоскость"

Конспект урока  по теме составлен в соответствии с ФГОС, с использованием программы Geogebra, по учебнику  А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир....

Дидактические материалы по теме «Координатная плоскость» на уроках математики в 6- 9 классах.

На протяжении нескольких лет я использую дидактические игры и игровые моменты на уроках математики в 5-6 классах  и алгебры в 7-9 классах.  В частности «Соревнование художников» ...

«Конструирование медиаурока математики с использованием технологии развития критического мышления»

Методические рекомендации конструирования современного медиаурока математики на основе ТРКМ...