«Конструирование медиаурока математики с использованием технологии развития критического мышления»
методическая разработка

Методические рекомендации конструирования современного медиаурока математики на основе ТРКМ 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ««КОНСТРУИРОВАНИЕ МЕДИАУРОКА МАТЕМАТИКИ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»»

 (Методические рекомендации конструирования современного медиаурока математики на основе ТРКМ из опыта участия в дистанционном мастер-классе для учителей различных специальностей школ Ростовской области, Удмуртии и других регионов России, ДНР и ЛНР «Медиаурок на основе ресурсов Интернет»)

Байдак Татьяна Анатольевна (bta1968@yandex.ru)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа №6 имени Героя Советского Союза И.А. Омельченко (МБОУ СШ №6), г. Гуково

«Здравствуй, Урок!

Где ты рождаешься, где ты живёшь, Урок?

В классной комнате?

Но ты не можешь жить там один,

ты не можешь существовать без меня!

Я тебя обдумываю, планирую, провожу!

Вот и получается,

что ты живёшь в моей голове, в моём сердце…»

Ш. А. Амонашвили

Урок был, есть и, наверняка, останется самой распространённой и востребованной формой организации обучения в современной общеобразовательной школе. Однако, инновации последних десятилетий, стремительно ворвавшиеся в систему школьного образования, повлекли за собой существенные изменения, как в моделировании, так и в проведении самого урока.

Как верно заметил Рачевский Е.Л.: «Можно ли провести хороший урок, используя лишь мел и доску? Конечно, да; но вряд ли его можно будет назвать современным, и он вряд ли удовлетворит интересы всех учащихся» [1].

Что же тогда, кроме мела и доски – символов традиционной школы, может помочь учителю в осуществлении его каждодневной мечты – мечты о современном совершенном уроке, который смог бы ответить даже на самые дерзкие запросы и интересы обучающихся?

Безусловно, первое, что приходит на ум, – это компьютер, информационно-коммуникативные технологии, медиа-ресурсы, сеть Интернет.

Попробуем проложить мостик между традиционной школой – школой мелового периода и современной школой – школой педагогических технологий, обеспечивающих получение качественного образования в условиях информатизации образовательного процесса.

Следуя требованиям ФГОС, по утверждению Чернобай Е.В. «учебный процесс в информационно-образовательной среде образовательного учреждения, основанной на использовании средств ИКТ, по сравнению с традиционным процессом обучения позволяет:

  • увеличить возможности выбора средств, форм и темпа изучения образовательных областей;
  • обеспечить доступ к разнообразной информации из лучших библиотек, музеев; дать возможность слушать лекции ведущих учёных и задавать им вопросы;
  • повысить мотивацию самостоятельного обучения, развития критического мышления» [2].

Сегодня компьютер в учебном кабинете образовательной организации – это не столько электронная печатная машинка для создания, редактирования различных документов, презентаций для проведения урока, сколько умный инструмент, позволяющий добиваться таких результатов, которых без него достичь вряд ли было бы возможно.

Концепция развития математического образования в Российской Федерации ставит перед современным учителем такие задачи, как:

  • «обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования, в том числе в электронном формате, инструментов деятельности обучающихся и педагогов, применение современных технологий образовательного процесса;
  • повышение качества работы преподавателей математики, создание и реализация ими собственных педагогических подходов и авторских программ» [3].

Теперь становятся понятными потребность педагога в пересмотре собственных возможностей моделирования урока, стремление соответствовать современным тенденциям в свободе выбора своего педагогического стиля преподавания учебного предмета в формате реализации ФГОС. А именно – возможность и право педагога выбирать, видоизменять, объединять и интегрировать на своих уроках одновременно несколько видов, форм и методов обучения через реализацию различных педагогических технологий.

Конструирование современного урока с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ) – есть путь от теоретического осмысления вышеизложенных требований к их практическому применению в условиях информатизации математического образования.

Полагаю, что к модели использования ТРКМ в организации обучения школьников педагоги прибегали и ранее, но с появлением доступа к Сети Интернет, значительно расширились возможности качественного её применения. Так, урок, где главный действующий герой – это учитель-транслятор, а ученики – пассивные слушатели и исполнители действий по алгоритму «увидел, услышал, повтори за мной» стал уходить в прошлое, уступая место уроку нового формата, в частности, медиауроку.

На главной странице образовательного сайта «Медиаурок» можно увидеть: «Медиаурок – это урок с использованием мультимедийных приложений, или построенный на основе мультимедийной технологии» [4].

В Национальном стандарте Российской Федерации «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения», медиа-средство определяют как «Средство восприятия, отображения и/или хранения, передачи данных», мультимедиа – «Совместное использование нескольких видов медиа-средств» [5].

«Медиа – общее название средств массовой коммуникации. Есть медиа визуальные – печать, фотография, компьютерная графика. Есть аудийные (звуковые) – звукозапись, радио. Есть аудиовизуальные – кинематограф, телевидение, видео, интернет» [6].

Каждый урок неповторим и уникален в своём роде. Безусловно, медиа оказывают сильное влияние на обучающихся. Культивируя деятельностный подход в обучении математике, важной составляющей медиаурока является дозированное, оправданное целями и задачами, использование медиа ресурсов сети Интернет. Приоритетной целью медиаурока, убеждена, является формирование у обучающихся способности к продуктивной групповой, самостоятельной деятельности в условиях информационно насыщенной среды.  

Участие в работе инновационной сетевой научно-методической платформы – дистанционном мастер-классе для учителей различных специальностей школ Ростовской области, Удмуртии и других регионов России, ДНР и ЛНР «Медиаурок на основе ресурсов Интернет», организованной в открытом доступе на сайте ГБУ ДПО РО РИПК И ППРО, позволило значительно расширить познания в области профессионального применения ТРКМ на уроках математики. Ключевым фактором успешности данного проекта стала работа с обратной связью с автором мастер-класса, Народным учителем Е.В. Нечитайловой.

Остановлюсь на практических результатах участия в дистанционном МК.

Модуль 1. Приёмы технологии развития критического мышления на уроках математики на стадиях урока «Вызов» и  «Рефлексия» (с целью мотивации и стимулирования интереса к изучаемой теме).

«Вхождение в тему урока»

Данный приём уместен на стадии урока «Вызов» с целью мотивации и стимулирования интереса к изучаемой теме. Несёт в себе мотивационную, информационную и коммуникативную функции.

Урок геометрии (7 класс)

На экран выводится слайд, созданный в программе Microsoft PowerPoint с изображением простого уголкового процесса: ОТРЕЗОК - СТОРОНА ТРЕУГОЛЬНИКА - ПЕРИМЕТР ТРЕУГОЛЬНИКА.

По предложенной схеме-цепочке в верхней части слайда обучающимся необходимо составить аналогичную схему-цепочку в нижней части слайда, первое слово в которой – УГОЛ.

Изучив схему, можно устанавить, что на первом месте записан математический термин – геометрическая фигура – ОТРЕЗОК; на втором – элемент треугольника – СТОРОНА ТРЕУГОЛЬНИКА; а на последнем – сумма указанных элементов треугольника  – ПЕРИМЕТР ТРЕУГОЛЬНИКА.

Обучающиеся восстанавливают недостающие слова в нижней схеме: УГОЛ – это математический термин – геометрическая фигура, значит элемент треугольника – УГОЛ ТРЕУГОЛЬНИКА, а сумма указанных элементов – СУММА  УГЛОВ ТРЕУГОЛЬНИКА.

Слайд снабжён анимацией – появляются недостающие надписи и тема урока «Сумма углов треугольника».

Урок математики (5 класс)

На экран выводится слайд, созданный в программе Microsoft Power Point. Тема урока зашифрована в виде ребуса, разгадав который пятиклассники смогут назвать её.

Используя правила разгадывания ребусов, обучающиеся сами формулируют тему урока:

  1. первый объект ребуса – число 10.

В слове ДЕСЯТЬ – берём первые две буквы ДЕ, четыре последние СЯТЬ отбрасываем;

  1. второй объект – изображение перевёрнутой ели.

В слове ЕЛЬ переставляем буквы в обратном порядке – ЬЛЕ и первую букву Ь отбрасываем, оставляем ЛЕ;

  1. третий объект в ребусе – книга,  в записи которого нужно отбросить первую букву К и две последние буквы ГА, оставляем НИ;
  2. на последнем месте в ребусе буква Е;
  3. получаем слово ДЕЛЕНИЕ.

Тема урока - «Деление».

«Концептуальная таблица»

Пример концептуальной таблицы при изучении темы «Решение квадратных уравнений» (алгебра, 8 класс).

Таблица до совершения действий обучающихся.

Квадратное уравнение

Коэффициенты

Дискриминант

Количество корней

а

в

с

«Верные-неверные утверждения»

Актуальность использования данного приёма ТРКМ обусловлена тем, что одно из заданий контрольно-измерительных материалов, предлагаемых выпускникам 9-х классов на итоговой аттестации по математике в форме ОГЭ, предполагает выбор верных (неверных) утверждений из курса геометрии 7-9 классов. Данный приём уместен как на стадии «Вызов», так и на стадии «Рефлексия».

Пример таблицы при изучении темы «Параллелограмм» (геометрия, 8 класс) до совершения действий обучающихся.

Утверждение

Верно (+),

неверно (-)

Параллелограмм – это четырёхугольник, у которого две стороны параллельны

Параллелограмм – это выпуклый четырёхугольник

Диагонали параллелограмма точкой пересечения делятся пополам

В параллелограмме противоположные стороны равны

Параллелограмм – это четырёхугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны

Противоположные углы параллелограмма равны

Диагонали параллелограмма равны

Сумма углов параллелограмма, прилежащих к одной стороне, равна 1800

В параллелограмме все стороны равны

Модуль 2. Интернет-ресурсы как дидактическое средство на уроках математики для организация контроля математической подготовки и проведения диагностики математической одарённости обучающихся; организации самостоятельной исследовательской работы обучающихся для получения дополнительных сведений по изучаемой теме.

  1. Первый урок математики (5 класс)

(https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/617795/)

5 класс, первый урок, первая встреча…

Что может быть важнее для «вчерашних» выпускников начальной школы и, несомненно, для учителя-предметника?!

Каждый раз, приходя на свой первый урок к пятиклассникам, я начинаю его словами польского учёного и просветителя Яна Снядецкого: «Математика – царица всех наук. Её возлюбленный – истина, её наряд – простота и ясность. Дворец этой владычицы окружён тернистыми зарослями, и, чтобы достичь его, каждому приходится продираться сквозь чащу. Случайный путник не обнаружит во дворце ничего привлекательного. Красота его откроется лишь разуму, любящему истину, закалённому в борьбе с трудностями…»

И продолжаю: «Я поведу всех вас во дворец этой великой владычицы и, очень надеюсь, что случайных путников среди нас не окажется. Итак, в добрый путь!».

 Так происходит первое знакомство пятиклассников с их новым учителем математики. И теперь каждый урок они ждут чего-то нового и интересного! А меня – большая творческая работа по сопровождению детей во дворец царицы всех наук.  

Возможные дидактические функции использования Интернет-ресурса:

  • организация наглядности;
  • создание мотивации учебной деятельности на основе возрастных и личностных особенностях обучающихся;
  • организация виртуального путешествия во дворец великой владычицы всех наук, основная идея которого: Царство всех наук – это родная школа!!!;
  • развитие критического мышления обучающихся;
  • организация дискуссии;
  • развитие коммуникативных способностей обучающихся.
  1. Входные Интернет-тесты по математике для обучающихся 5-х и 7-х классов, организованные международным математическим конкурсом «Кенгуру – математика для всех». (Участие в тестировании бесплатное).

Работу с пятиклассниками я традиционно начинаю со стартового контроля, который провожу после нескольких уроков повторения. Каждому ученику предлагаю вариант диагностической работы, соответствующий требованиям ФГОС, разработанный системой «Статград» - системой дистанционной подготовки к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.

Кроме диагностической работы «Статграда», каждому пятикласснику в сентябре я предлагаю пройти входной контроль математической подготовки – Интернет-тест (http://mathkang.ru/page/i-projects).

По итогам входных диагностик я провожу анализ полученных результатов, который отражается в характеристике обучающегося, даёт возможность мне, родителям и самому ученику увидеть уровень его индивидуального развития.

Возможные дидактические функции использования Интернет-ресурса:

  • организация контроля математической подготовки обучающихся;
  • проведение диагностики математической одарённости обучающихся;
  • организация самостоятельной работы обучающихся;
  • оперативность и независимость оценки уровня индивидуального развития обучающегося.
  1. Фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков»

Знания многих учащихся оторваны от реальной жизни и, потому, решая задачу, некоторые из них не придают значения полученному ответу. Так случилось и с учеником 5а класса Перестукиным Витей – главным героем  мультфильма «В стране невыученных уроков», который оказался в фантастической стране, где встретился с причудливыми образами собственных невыученных уроков. Просмотр мультфильма (фрагмента мультфильма https://www.youtube.com/watch?v=r8_U68YXuqc) уместен во время проведения работы над ошибками.

Возможные дидактические функции использования Интернет-ресурса:

  • организация наглядности;
  • создание мотивации учебной деятельности на основе возрастных и личностных особенностях обучающихся;
  • разработка алгоритма решения задачи, в котором одним из пунктов будет толкование полученного ответа в соответствии с условием задачи;
  • развитие критического мышления;
  • реализация межпредметных связей.
  1. Карта Ростовской области

(https://www.google.com/maps/@47.597766,40.565982,8z?hl=ru-RU)

При изучении темы «Масштаб» предложить обучающимся заполнить таблицу. Таблицу заполняют после работы с картой.

Масштаб карты  1:1000000        

Расстояние между населёнными пунктами

Расстояние

на карте

Расстояние

на местности

Гуково – Ростов-на-Дону

Возможные дидактические функции использования Интернет-ресурса:

  • организация наглядности;
  • организация самостоятельной работы обучающихся для получения дополнительных сведений по изучаемой теме;
  • организация исследовательской деятельности обучающихся;
  • развитие критического мышления;
  • реализация межпредметных связей.

Модуль 3. Приёмы инновационного инструментария по математике на примерах работы с текстом, работы с таблицей, решения контекстной задачи. Контекстная задача

Молодой специалист Иванов И.И. приобрёл смартфон для использования в служебных целях и подключил его к тарифному плану  «Всё за 300» мобильной связи ПАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн»).

В течение месяца ему приходится общаться до 500 минут с клиентами предприятия в рамках своей сети и до 400 минут с клиентами других операторов, отправлять 300 SMS в домашнем регионе и иметь не менее 15 ГБ Интернет-трафика на данном устройстве. Предприятие ежемесячно пополняет расходы Иванова И.И. в размере 300 рублей.

Вопросы к задаче

  1. Изучите тарифный пакет «Всё за 300», к которому подключен специалист Иванов И.И. в соответствии с его потребностями.

Мобильный интернет, ГБ

15

Звонки в сети «Билайн» России

Безлимитно

Пакет исходящих минут, мин.

350

(на местные номера других операторов)

Пакет SMS, шт.

100

Абонентская плата, руб./день.

10,00

Сверх абонентской платы

Дополнительно 150 Мбит, руб.

25,00

Звонки в домашнем регионе, руб./мин.

1,50

Междугородние звонки, руб./мин.

3,00

СМС в домашнем регионе, руб.

1,50

  1. Достаточна ли сумма в 300 рублей, которую он получает от предприятия с учётом его действительных затрат?
  2. Составьте сравнительную таблицу стоимости услуг операторов мобильной связи с учётом потребностей Иванова И.И., используя следующий Интернет-ресурс

http://1234g.ru/novosti/sravnenie-tarifov-operatorov-svyazi 

Оператор мобильной связи

Стоимость услуги, руб.

Пакетный тариф, руб.

До 500 минут внутри сети

До 400 минут вне сети

Мобильный интернет, не менее 15 ГБ

До 300 SMS в домашнем регионе

«ВымпелКом» (бренд «Билайн»)

ПАО «МегаФон»

ПАО «МТС»

Tele2

  1. Выберите оптимальный пакетный тариф.
  2. Какого оператора мобильной связи Вы бы выбрали на месте Иванова И.И.? Ответ аргументируйте.

Работа с текстом

Задание. Прочитайте текст и письменно дайте ответы на вопросы по тексту (https://studfiles.net/preview/3284704/)

*При ответе на вопросы можете дать несколько вариантов, между которыми затрудняетесь выбрать правильный ответ.

*Можете пропустить вопрос, если затрудняетесь ответить.

Текст 1.

Вопросы по тексту

Римская система нумерации с помощью букв была распространена в Древнем Риме и Европе на протяжении двух тысяч лет. Только в позднем средневековье ее сменила более удобная для вычислений десятичная система цифр, заимствованная у арабов (1,2,3,4,5…) Но, до сих пор римскими цифрами обозначаются даты на монументах, время на часах и …, страницы книжных предисловий, размеры одежды, главы монографий и учебников.

Для обозначения чисел применялось 7 букв латинского алфавита (первая буква слов – пять, десять, пятьдесят, сто, пятьсот, тысяча):

I = 1,   V = 5,   X = 10,   L = 50,   C = 100, D = 500, M = 1000

Промежуточные числа образовывались путем прибавления нескольких букв справа или слева. Сначала пишутся тысячи и сотни, затем десятки и единицы. Таким образом, число 24 пишется как XXIV.

Натуральные числа записываются при помощи повторения этих цифр.

При этом, если большая цифра стоит перед меньшей, то они складываются (принцип сложения), если же меньшая - перед большей, то меньшая вычитается из большей (принцип вычитания).

VI - 6, т.е. 5+1; IV - 4, т.е. 5-1; LX - 60, т.е. 50+10; XL - 40, т.е. 50-10; CX - 110, т.е.100+10; XC - 90, т.е. 100-10; MDCCCXII - 1812, т.е. 1000+500+100+100+100+10+1+1.

Возможно различное обозначение одного и того же числа. Так, число 80 можно представить как LXXX (50+10+10+10) и как XXC(100-20).

  1. Какова основная мысль текста? Предложите название текста.

  1. Для кого предназначен текст (целевая аудитория)?

  1. Актуальна ли сегодня Римская система нумерации с помощью букв?

  1. Приведите примеры использования Римских цифр.

  1. Запишите числа 15, 29, 90, 2018, используя Римскую систему нумерации.

  1. Используя Римскую систему нумерации, запишите число  720 различными способами.

  1. Вызвал ли текст у Вас интерес?

  1. Понятен ли для Вас текст? Есть ли у Вас вопросы? Если есть, то напишите их.

Работа с таблицей (Таблица простых чисел от 2 до 997)

Задание. Письменно дайте ответы на вопросы, используя «Таблицу простых чисел».

https://drofa-ventana.ru/material/tablica-prostyh-chisel-do-997/

*При ответе на вопросы можете дать несколько вариантов, между которыми затрудняетесь выбрать правильный ответ.

*Можете пропустить вопрос, если затрудняетесь ответить.

Вопрос

Ответ

1. Какие натуральные числа называют простыми?

 

2. Какие натуральные числа называют составными?

3. Если натуральное число не является простым, то можно ли утверждать, что оно является составным? Почему?

 

4.    Перечислите первые 10 простых чисел.

5.    Укажите наименьшее натуральное простое число. Какой особенностью оно обладает?

6. Почему в «Таблице простых чисел» отсутствует 1?

7.  Приведите по два примера двузначных простых и составных чисел.

Простые:

Составные:

8.  Приведите по три примера трёхзначных простых и составных чисел.

Простые:

Составные:

9.   Определите по «Таблице простых чисел» является ли число 27 простым?

10.   Определите по «Таблице простых чисел» является ли число 649 простым?

11. Какую закономерность Вы заметили в «Таблице простых чисел»?

12. Какой вопрос по «Таблице простых чисел» Вы хотите задать учителю? Что осталось непонятным?

13. Составьте свой вопрос по «Таблице простых чисел» для одноклассников.

Основной задачей любой образовательной технологии является обучение и воспитание высокомотивированного, социально адаптированного, современного молодого поколения. Смею полагать, что в век компьютеризации и информатизации, медиаурок есть ключик к открытию этих качеств у каждого.

«Урок не имеет точку, он заполнен: восклицанием, удивлением, восхищением, вопросом и заканчивается многоточием»

Ш. А. Амонашвили

Литература

  1. Андреева Н.В. Рождественская Л.В. Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. - М.: Открытая школа, 2016.
  2. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Распоряжение Правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506-р о Концепции развития математического образования в Российской Федерации
  4. http://mediaurok.ucoz.net/ образовательный сайт «Медиаурок»
  5. http://www.ifap.ru/library/gost/526532006.pdf  Национальный стандарт Российской Федерации «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и Определения», утверждён и введён в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2006 г. N 419-ст. ГОСТ Р 52653-2006. – с.3  URL
  6. Актуальные новости // Медиаобразование. Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики. - 2012. - №№ 5 .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления на уроках математики (Описание опыта работы)

 ... часто приходится сталкиваться с мнением, что легко работать в таких классах, где каждый ребенок мотивирован на учение и обладает хорошими способностями. А как быть в классах, гд...

Приёмы использования технологии развития критического мышления на уроках математики

В статье описаны различные приёмы использования ТРКМ на уроках математики, такие, как, например, "Вхождение в тему урока", "Концептуальная таблица", "Верные-неверные утвержден...

Использование технологии развития критического мышления на уроках информатики и математики

В презентации представлены приемы развития критического мышления на уроке информатики...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....

Использование технологии развития критического мышления в урочной и внеурочной деятельности по математике

Статья по теме "Использование технологии развития критического мышления в урочной и внеурочной деятельности по математике"...