Использование технологии развития критического мышления в урочной и внеурочной деятельности по математике
статья

Статья по теме "Использование технологии развития критического мышления в урочной и внеурочной деятельности по математике"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологии развития критического мышления в урочной и внеурочной деятельности по математике

                                       

       

Содержание:

  1. Вступление.
  2. Основная часть. Технология развития критического мышления
  1. Признаки критического мышления
  2. Трехфазовая структура урока
  1. Фаза вызова
  2. Фаза осмысления
  3. Рефлексия
  1. Методы и приемы развития критического мышления
  2. Применение технологии развития критического мышления на интегрированных уроках математики
  1. Заключение
  2. Литература
  3. Приложение

1.Вступление.

Рассматривая современные образовательные технологии, я остановлюсь на одной из них: технологии развития критического мышления.

По поводу понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений. С одной стороны, оно ассоциируется с негативным явлением, так как предполагает спор, с другой стороны, объединяет понятия «критическое мышление», «логическое мышление», «аналитическое мышление», «творческое мышление».

Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Технология развития критического мышления широко применима при интеграции различных учебных дисциплин. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

2. Основная часть.

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.

Критическое мышление – тип мышления,  который помогает критически относиться к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути – синоним качественного мышления.

Признаки критического мышления:

- Формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком.                      -Формирование самостоятельного, ответственного мышления.                                               -Аргументированное мышление (убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения).                                                                                                                    - Многогранное мышление (проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон).                                                                                                                                   - Индивидуальное мышление (формирует личностную культуру работы с информацией).                                                                                                                          - Социальное мышление (работа осуществляется в парах, группах; основной приём взаимодействия - дискуссия).

Основная идея – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся сознательно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

      Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.

Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.                                                                                                 Технологические этапы:

I фаза   Вызов
  (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации)

II фаза   Осмысление содержания  (получение новой информации)

III фаза  Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

Фаза вызова. Часто отсутствие результативности обучения объясняется тем обстоятельством, что преподаватель конструирует процесс обучения, исходя из поставленных им целей, подразумевая, что эти цели изначально приняты учащимися как собственные. Действительно, постановка целей преподавателем происходит заранее, что и позволяет ему более четко проектировать этапы учебного процесса, определять критерии его результативности и способы диагностики.

       Вспомним, что мы усваиваем лучше всего? Обычно это информация по той теме, о которой мы уже что-то знаем. Когда нам проще принять решение? Когда то, что мы делаем, согласуется с имеющимся опытом, пусть и опосредованно.

      Итак, если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов. Именно эта задача решается на фазе вызова. Таким образом, на стадии вызова осуществляется одна из самых важных функций технологии: учащиеся сами формулируют значимые для себя цели изучения нового материала. Тем самым они придают смысл своей учебной деятельности. Возврат к обозначенным целям происходит на стадии рефлексии. Это позволяет дать оценку тому, что сделано. Решить, на какие вопросы даны ответы, а на какие — нет. Подумать над тем, как изменились представления об изучаемой теме, какие способы получения знаний были наиболее эффективными.

   Но побудить учащихся к целеполагающей деятельности прямым вопросом весьма проблематично. Представьте себе такое вступительное слово учителя:

 — Ребята, сегодня мы будем изучать алгебраические дроби (или другую тему по другому предмету). Сформулируйте цели нашего урока.

И что ребята могут ответить?                                                                                            — Изучить алгебраические дроби

Важно, чтобы новая информация накладывалась на уже имеющиеся знания. Тогда в процессе её изучения будут задействованы не только ресурсы памяти. Информация будет анализироваться по мере её поступления, систематизироваться, осознаваться.

Второй задачей, которая решается на фазе вызова, является задача активизации познавательной деятельности учеников.  Поэтому важно, чтобы на фазе вызова каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта. Немаловажным аспектом при реализации фазы вызова является систематизация всей информации, которая появилась в результате свободных высказываний учащихся. Это необходимо для того, чтобы они смогли, с одной стороны, увидеть собранную информацию в «укрупненном» категориальном виде, при этом в эту структуру могут войти все мнения: «правильные» и «неправильные». С другой стороны, упорядочивание высказанных мнений позволит увидеть противоречия, нестыковку, непроясненные моменты, которые и определят направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации.

В процессе реализации фазы вызова:

1.Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.

2.Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.

Фаза осмысления содержания. 

Этот этап можно по-другому назвать смысловой стадией.

Умение осмысленно, осознанно воспринимать информацию — важнейшая составляющая общей культуры современного человека, залог его успешного развития и функционирования. Необходимо научиться не просто понимать, но и анализировать и систематизировать прочитанное и услышанное. Находить то, что поможет ответить на поставленный вопрос, решить какую-либо проблему, отделять правдивую, доказуемую (аргументированную) информацию от ложной или сомнительной, нуждающейся в проверке.

 Объяснение материала учителем или самостоятельная работа учащихся — что более соответствует идеологии технологии развития критического мышления? На самом деле, способ предоставления информации не имеет существенного значения. Важно, что происходит в процессе её усвоения.

  • Учащиеся сопоставляют новую информацию с уже имеющимися у них знаниями, с личным опытом?
  • Ищут ответы на сформулированные на стадии вызова вопросы, а не получают их в готовом виде?
  • Фиксируют то, что непонятно или вызывает сомнения, и формулируют новые вопросы?
  • Анализируют и обсуждают полученную информацию?
  • Могут сформулировать и аргументировать собственную точку зрения, личное отношение к увиденному, услышанному и прочитанному?

Значит, работа на уроке была организована таким образом, что способствовала развитию критического мышления.

Получаемые на уроке навыки работы с информацией (поиск, анализ, систематизация) не менее важны, чем её усвоение. А возможно и более. Забудутся многие математические формулы, останется логика мышления, сформированная на уроках. Сотрутся в памяти даты исторических событий, но умение видеть причинно-следственные связи между ними никуда не денется.

На фазе осмысления учащиеся осуществляют непосредственный контакт с новой для них информацией. Её может предлагать учитель, объясняя материал. Либо ученики  получают её из иных источников: читают учебники и дополнительную литературу (в том числе в Интернете), смотрят фильмы, проводят наблюдения и эксперименты, анализируют статистические данные и так далее. Собственно говоря, и эту информацию или возможности её получения тоже предлагает учитель, но за собой при этом он оставляет роль организатора работы и консультанта.

Таким образом на фазе осмысления содержания учащиеся: 

1.Осуществляют контакт с новой информацией.

2.Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.

3.Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.

4.Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.

5.Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.

6.Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Фаза рефлексии. 

Рефлексия – особый вид мышления... Рефлексивное мышление значит фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Анализируя функции двух первых фаз технологии развития критического мышления, можно сделать вывод о том, что, по сути, рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы. Однако рефлексия на фазах вызова и реализации имеет другие формы и функции. На третьей же фазе рефлексия процесса становится основной целью деятельности школьников и учителя.

Вспомним, что на стадии вызова осуществляется одна из самых важных функций технологии: учащиеся сами формулируют значимые для себя цели изучения нового материала. Тем самым они придают смысл своей учебной деятельности. Возврат к обозначенным целям происходит на стадии рефлексии. Это позволяет дать оценку тому, что сделано. Решить, на какие вопросы даны ответы, а на какие — нет. Подумать над тем, как изменились представления об изучаемой теме, какие способы получения знаний были наиболее эффективными.

Итак, какие же методы и приемы развития критического мышления можно использовать на уроках.

Стадия вызова: Важно, чтобы новая информация накладывалась на уже имеющиеся знания. Тогда в процессе её изучения будут задействованы не только ресурсы памяти. Информация будет анализироваться по мере её поступления, систематизироваться, осознаваться. Основная задача стадии вызова в том и заключается, чтобы «вытащить на свет» уже имеющиеся знания. Какие средства можно для этого использовать?

«Инвентаризация знаний»

Это составление списка информации по теме, которая на данный момент известна учащимся. Она может быть неполной или даже ошибочной. Это нормально. Если бы дети владели полной и правильной информацией, зачем проводить урок?

Инвентаризация может осуществляться в форме «Корзины идей».https://arhivurokov.ru/uploads/public/files/Statya%20%C2%ABStadiya%20vyzova%20v%20tekhnologii%20razvitiya%20kriticheskogo%20myshleniya4.jpg

  • В течение определённого времени учащиеся записывают всё, что они знают по теме урока.
  • Затем происходит обмен информацией в паре или небольшой группе. Обсуждение не должно сводиться лишь к зачитыванию информации. В результате должен быть сформулирован ответ на конкретный вопрос. Например: что вызвало разногласия? По какому вопросу мнения не сошлись? Или наоборот: в каких фактах или объяснениях уверены все члены группы?
  • Затем группы по очереди «закидывают в корзину» свои идеи. Можно поставить предварительное условие: не должно быть повторов. На этом этапе отсутствует любая критика и комментарии. Они будут даны самими учащимися по ходу изучения материала или на стадии рефлексии.

Таким образом, «собирать в корзину» можно всё, что угодно: слова, термины, имена, даты, формулы…

Парная мозговая атака;

Групповая мозговая атака;

Таблица ЗХУ

ЗХУ — это первые буквы названий трёх граф таблицы: знаю, хочу узнать, узнал (-а). На стадии вызова заполняются две первые графы. Работа может осуществляться в два или три этапа. Вначале ребята работают индивидуально — каждый в своей тетради. Затем обсуждают то, что получилось, в парах или группах. И для всего класса озвучивают вопросы, на которые хотели бы получить ответы.

Третья графа заполняется при подведении итогов работы. Таблицу можно дополнить и ещё одним элементом, озаглавив его буквой «Е»: ещё хочу узнать. Процесс познания бесконечен. Чем больше мы узнаём, тем лучше понимаем, сколько ещё непознанного вокруг. Некоторые из этих вопросов помогут сформулировать цели деятельности на других уроках. Кое-что, далеко выходящее за рамки учебной программы, может стать темой исследовательского проекта.

Кластер

Этот метод более всего подходит для стадии осмысления. Но работу над его составлением можно начать и на стадии вызова.

Кластер — графический приём систематизации информации, когда выделяются основные смысловые единицы текста и оформляются в определённом порядке в виде грозди. Термин «кластер» употребляется в самых разных сферах. В астрономии, например, это группа звёзд, связанных друг с другом силой гравитации, или суперструктура, состоящая из нескольких галактик. В учебных целях кластер используется, чтобы увидеть связи, существующие между различными факторами, установить их иерархию. Начало составления кластера на стадии вызова может привести к осознанию двух проблем, нуждающихся в разрешении: нехватка знаний о конкретных фактах и необходимость выяснить, на какие вопросы нужно ответить, чтобы иметь полные (насколько это возможно, конечно) знания по данной теме, о данном явлении.

Ключевые слова

Этот приём можно использовать для придания атмосферы некоторой таинственности и пробуждения азарта разведчика. Учитель сообщает ученикам или, что предпочтительнее, записывает на доске несколько слов (словосочетаний) и предлагает учащимся определить, о чём пойдёт речь на уроке или в предлагаемом тексте. Какая тема будет изучаться? Какого рода задание предстоит выполнить?

На стадии рефлексии можно обсудить следующий вопрос: почему именно эти слова, а не какие-то другие выделены в качестве ключевых? Возможно, ещё какие-то слова будут добавлены в этот список. Этот приём — предсказание будущих действий — можно использовать и в процессе изучения материала. После ознакомления с одной его частью предложить сделать предположение о том, что будет в следующей. И, конечно, обязательно сравнить предположение и реальность.

«Да-нетка»

Это, пожалуй, самый простой приём организации стадии вызова. Его можно назвать также «Верите ли вы…» Учащимся предлагается список утверждений, связанных с новой темой или какой-то проблемой. Они соглашаются с ними или заявляют, что эти утверждения неверны. После обсуждения индивидуальных мнений в группе формулируются вопросы, на которые нужно получить ответ. На стадии осмысления содержания и рефлексии проверяется правильность первоначального выбора.

Я в 5-7 классах очень часто использую игру «Двухцветный светофор». В ходе этой игры ребятам предлагается ответ к заданию или некоторое утверждение, а ребята поднимают сигнальные карточки: если ответ верный, как они считают, то- зеленый цвет, если нет- то красный ( стоп, дальше двигаться нельзя).  

      Учитель может использовать какой-то «фирменный», созданный им самим приём. Главное в технологии развития критического мышления — не средства, а идеология. Всё, что способствует активной самостоятельной целеполагающей деятельности учащихся на стадии вызова, что придаёт осмысленный характер их деятельности на уроке, имеет право на существование.  Нужно только иметь в виду, что выбранная вами форма работы должна предполагать возврат к сформулированным целям и проблемам на стадии рефлексии. То есть она должна давать возможность оценить то, что было достигнуто. То, что узнали и чему научились ваши воспитанники.

Перейдём к характеристике некоторых приёмов организации урока на стадии осмысления.

Один из самых широко известных — ИНСЕРТ. Эта аббревиатура образована от английского Interactive Noting System for Effective Reading and Thinking. В дословном переводе — интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Иначе этот приём можно назвать «чтение с маркировкой».

Во время чтения текста учащиеся делают пометки, которые отражают их отношение к прочитанному. Существует сложившаяся система таких пометок-маркеров:

  • «V» — это я знал (-а) раньше, это мне известно;
  • «+» — эта информация является новой для меня;
  • «-» — я думаю иначе, сомневаюсь в истинности изложенного;
  • «?» — не понял (-а), есть вопросы, нуждаюсь в пояснении.

Вторая часть работы в рамках приёма ИНСЕРТ заключается в систематизации маркированной информации с помощью таблицы. Для того чтобы эта работа была выполнена достаточно быстро, у учащихся должно быть сформировано умение ведения кратких записей, составления конспекта. Далее следует поэтапное обсуждение полученных результатов — вначале в парах или мини-группах, затем фронтально. При реализации технологии перевёрнутого класса работа с текстом может быть проведена учащимися дома, а во время урока большая часть времени будет посвящена обсуждению, прояснению затруднений и рефлексии. Стадия вызова в этом случае может быть проведена на предыдущем уроке.

«Бортовой журнал»  

      Приём «Бортовой журнал» включает в себя достаточно много вариантов ведения дневниковых записей в ходе чтения или прослушивания информации. Приведём несколько примеров. Дневник может быть двухчастный, то есть состоять из двух столбцов: «Что я знаю по этой теме» и «Новая информация». Работа с такой таблицей начинается на стадии вызова. Если записи ведутся во время рассказа учителя, то целесообразно будет проводить обсуждение результатов после каждого раздела. Это поможет, с одной стороны, более прочному усвоению материала, а с другой — смена форм деятельности поддерживает познавательную активность на достаточно высоком уровне.

Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Деятельность учащихся: учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Возможные приёмы и методы:

- заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;

- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

- ответы на поставленные вопросы;

- организация устных и письменных круглых столов;

- организация различных видов дискуссий;

- написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе).

Представлю описание основных наиболее часто применяемых приёмов

  1. Прием толстых и тонких вопросов;
  2. Токсономия вопросов: 

Простые /фактические/
Уточняющие /Ты так считаешь? То есть ты сказал..? /
Объясняющие / «Почему?»/
Творческие /В вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза./
Оценочные /Выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Чем что-то отличается от того-то?»/
Практические /Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой/
Вопросы можно оформить в виде ромашки (Ромашка Блума). Использовать и при проведении опроса, при работе в группах.

3.«Синквейн» - Пятистишие:

Тема

- 2 прилагательных, описывающих тему
- 3 глагола, характеризующих действие
- фраза из 4 слов, содержит основную мысль
- синоним к теме.
В синквейне отражается суть понятия, не должно быть однокоренных слов, необходимо выразить типичные черты понятия.

Эти приемы технологии развития критического мышления с успехом используются мною на интегрированных уроках математики. Приведу примеры применения  некоторых из них на примере одного урока математики в 6 классе по теме «Координаты на прямой» (См. Приложение 1)

  1. Заключение:

Преимущества технологии:

- Повышается ответственность за качество собственного образования.

- Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию.

- Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).

- Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Т.о. современное общество стремительно меняется и ставит перед образованием и школой  новые цели и задачи.  Педагог не может оставаться в стороне от тех коренных преобразований, которые происходят сегодня в школе. Учитель, находясь на  «переднем фронте» образования должен учитывать новые требования, предъявляемые  обществом и государством. 

Поэтому свою задачу я вижу, прежде всего в том, чтобы приобщить ребёнка к учебной деятельности, разжечь в нём огонёк познания, сформировать желание и умения учится у детей с разным уровнем развития .

         Осуществить поставленные задачи возможно только опираясь на достижения передовой педагогической мысли, используя современные образовательные технологии.

И в заключении хотелось бы сказать, что все выше изложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления, как средства формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках географии

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартны...

Использование технологии развития критического мышления на уроках математики (Описание опыта работы)

 ... часто приходится сталкиваться с мнением, что легко работать в таких классах, где каждый ребенок мотивирован на учение и обладает хорошими способностями. А как быть в классах, гд...

Аттестационная работа по теме"Использование технологии развития критического мышления для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках истории"

в работе содержится теоретический и практический материал по технологии развития критического мышления...

Инновационный проект «Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории»

«Использование технологии развития критического мышлениядля формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории»...

Методический семинар "Развитие изобретательско – творческого мышления в урочной и внеурочной деятельности по математике"

Методический семинар «Развитие изобретательско – творческого  мышления в урочной и внеурочной деятельности по математике»Математические сведения могут применяться умело...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....

Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критиче...