Методический семинар "Развитие изобретательско – творческого мышления в урочной и внеурочной деятельности по математике"
материал по теме

Базанова Елена Павловна

Методический семинар «Развитие изобретательско – творческого  мышления в урочной и внеурочной деятельности по математике»

Математические сведения могут применяться умело

 и с пользой только в том случае, если они усвоены творчески,

 так что учащийся видит сам,

как можно было бы прийти к ним самостоятельно.

А.Н. Колмогоров

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.pptx2.53 МБ
Файл metodicheskiy_seminar.docx299.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР « Развитие изобретательско – творческого мышления в урочной и внеурочной деятельности по математике» Базанова Елена Павловна, учитель математики МБОУ « Трудармейская СОШ»

Слайд 2

Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ………..Нужно уделять много времени решению со всеми учащимися интересных практических задач: на логику, на движение или работу, задачи с целыми числами, геометрические задачи. При этом целесообразно ввести первичное изучение геометрии в школе уже с пятого класса, ориентируясь всё же на наглядные представления и выделяя задачи, имеющие связь с практикой. Следует заинтересовать ученика, продемонстрировать ему тесную связь математики с жизнью, научить его думать и выражать свои мысли.

Слайд 3

Математические сведения могут применяться умело и с пользой только в том случае, если они усвоены творчески, так что учащийся видит сам, как можно было бы прийти к ним самостоятельно. А.Н. Колмогоров В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Слайд 4

Изобретательско - творческое мышление – плод постоянного нахождения и разрешения технических, социальных, бытовых, предпринимательских, игровых, творческих задач, в вероятностном поле возникающих перед каждым человеком. А уже в процессе решения этих задач появляется необходимость математических вычислений, приобретающих особый личностный смысл. Математическое образование должно: обеспечивать каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность; обеспечивать необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности, включая преподавание математики, математические исследования, работу в сфере информационных технологий и др.

Слайд 5

Цель педагогической деятельности – выявление возможности и эффективности использования учебных изобретательских и творческих задач в урочной и внеурочной деятельности предметной области «математика». Как сказал выдающийся психолог XX в Л.С. Выготский «Творчество на деле существует не только там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что – либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданием гениев».

Слайд 6

Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности – от нахождения неисправности в моторе или решения головоломки до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит творческая деятельность, находится новый путь или создается нечто новое. Здесь требуются особые качества ума: наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности, все что в совокупности составляет творческие способности.

Слайд 7

Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер . Основные функции ТРИЗ: решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов; прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых); развитие качеств творческой личности. Теория Решения Изобретательских Задач (наука о творчестве, далее ТРИЗ) 15.10.1926 – 24.09.1998

Слайд 8

Вспомогательные функции ТРИЗ: решение научных и исследовательских задач; выявление проблем, трудностей и задач при работе с техническими системами и при их развитии; максимально эффективное использование ресурсов природы и техники для решения многих проблем; объективная оценка решений; систематизирование знаний любых областей деятельности, позволяющее значительно эффективнее использовать эти знания и на принципиально новой основе развивать конкретные науки; развитие творческого воображения и мышления; развитие творческих коллективов. ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники. Чем мы воспользовались в урочной и внеурочной деятельности по математике, используя тот или иной метод, наиболее приемлемый для нас. Выбор метода активного обучения определяется дидактической задачей урока или занятия.

Слайд 9

К основным методам развития творческого мышления можно отнести:

Слайд 10

Решим задачу 1: В каком случае произведение двух натуральных чисел дает четное число? Используем метод проб и ошибок , переберем все возможные варианты четности двух чисел. И сделаем соответствующий вывод. В альтернативе можно показать применение идеального конечно результата ТРИЗ, сформулировав, что произведение данных чисел дало четной число ab =2k, тогда вывод о необходимости четности хотя бы одного из них достаточно логичен. При решении многих математических задач при использовании метода проб и ошибок другого математического аппарата рассуждений, учащиеся осознанно усваивают ценность математики .

Слайд 11

Задача 2: Укажите способы определения высоты здания без сложных приборов. Коллективное (групповое) решение этой задачи методом мозгового штурма приводит к разнообразным выводам. Наиболее оптимальное и эффективное из них, как правило, попутно подводит к изучению темы «Подобные треугольники». Рассмотрим два из возможных вариантов решения. Первый вариант предполагает, что человек AB стоит и смотрит на здание ED (рис.1). Измерив расстояния AD и AO, зная свою высоту AB, можно рассмотреть подобные треугольники BEC и ОВА, из соотношения сторон которых можно узнать искомое. Второй вариант решения предполагает, что человек смотрит из точки О на некоторый предмет AB, высоту которого мы можем измерить, например, палку (рис.2). Тогда из подобия тех же треугольников, что и в первом варианте с легкостью находится искомое. Другие контрольные ответы заключается с применением тени, зеркала и построение высотомеров.

Слайд 12

Задача 3. В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. «Замечательно, что один из нас имеет белые, один черные и один рыжие волосы, но ни у одного из нас нет волос того цвета, на который указывает его фамилия», – заметил черноволосый. «Ты прав», – сказал Белов. Какой цвет волос у художника? Для решения этой задачи можно воспользоваться морфологическим анализом и составить морфологический ящик, используя который решение становиться более наглядным (рис.3.). Морфологический анализ хорошо применим для решения логических задач, где морфологический ящик применяется в другой интерпретации и уже давно используется при решении задач. Рис.3. Морфологический ящик

Слайд 13

На основе изобретательско – творческих задач можно сформулировать советы – принципы решения математических задач , которые могут помочь избежать многих ошибок и подсказать, как найти решение. Принцип максимума локальной информации. На каждом шагу процесса поиска решения необходимо стремиться к получению максимальной информации из структуры полученной ситуации. Принцип правильности решения . Некоторые описки и ошибки совершаются человеком на подсознательном уровне (порой достаточно при решении задачи один раз заменить знак «плюс» на «минус» и дальше можно уже никуда не спешить, все последующие правильные действия приведут к неправильному результату) и поэтому обнаружить их самому очень трудно. Отсюда вытекает необходимость как локального контроля (каждый шаг в решении проверять дважды), так и глобальной проверки (проверка результата решения, хотя бы частично, на правильность и реальность). Решим уравнение: . cosx + sinx = 1 Возведем обе части уравнения в квадрат. Имеем: cos 2 x+ sin 2 x +2cosxsinx =1 1+ 2sin2x= 1 sin 2x= 0 2x = π n , n є Z x = π n , n є Z . 2 На этом решение не окончено, было использовано возведение в квадрат, которое может привести к посторонним корням. Поэтому использовать принцип правильности решения обязательно. Тем самым после проверки получим 2 π n , π + 2 π k , n , kєZ . 2 Принцип отсечения ложных гипотез. В процессе решения задачи часто приходиться различного рода предположения (выдвигать гипотезы). Главное, чего здесь следует опасаться – это не пойди на поводу у ложной гипотезы.

Слайд 14

Одним из творческих методов и развивающих фантазию, считаю метод фокальных объектов . «Фокус» – концентрация внимания на конкретном объекте. Сущность метода – перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит в фокусе переноса. Можно также использовать метод фокальных объектов: в фокусе – термин, лучи – примеры.

Слайд 15

Метод синектики , считаю самым практичным методом в развитие изобретательско – творческого мышления. Суть метода - осознанный поиск аналогий в рамках определенной процедуры. Цель аналогий — сбить привычное представление о хорошо известных вещах, взглянуть по-новому на давно известное. В математике по аналогии доказывается подобие треугольников, углов и т.д. Постановка задачи Перевод (уточнение задачи) Выявление вопроса вызывающего аналогии Поиск аналогий Постановка задачи Использование аналогий МОДЕЛЬ СИНЕКТИКИ Личная аналогия Символическая аналогия Прямая аналогия Фантастическая аналогия Оформление решения задачи

Слайд 16

Практическая часть: предлагаю решить некоторые изобретательско – творческие задачи, используя методы ТРИЗ: Завод получил заказ на изготовление фильтра в виде цилиндра (стакана) высотой 2 метра и диаметром 1 метр. Вдоль фильтра нужно проделать 1000 отверстий. Как их сделать, если сверлить 2 метровый цилиндр невозможно? Все любят конфеты, наполненные шоколадно - ягодным сиропом. Как его туда залить? Нагревать нельзя – расплавится шоколад. Как заставить абсолютно всех водителей проезжать с малой скоростью по дороге, проходящей мимо детского городка, если известно, что обычная «зебра» малоэффективна? Робот заменил рабочего у станка, но на станке стала скапливаться стружка – раньше ее сметал щеткой рабочий, а робот этого делать не умеет. Как быть? Решения данных задач было представлено в групповой работе, с иллюстрацией и подбором картинок, правил математических вычислений, конструированием схем. Подсказки и варианты решений задач, представлены в пояснительной записке к семинару.

Слайд 17

В содержание курса программы «Конструкторское бюро творческого мышления» учащиеся знакомятся с методами развивающего обучения ТРИЗ: - учатся решать изобретательские задачи с помощью метода мозгового штурма, метода фокальных объектов, метода синектики , метода контрольных вопросов, морфологического анализа, рядов бесконечности; - овладевают специальными методами решения изобретательских задач, задач на переливание, на взвешивание; - учатся осуществлять сравнение, строить схемы и математические модели; - проводят исследования, пользуются языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения; создают проекты, изобретают математические модели. Кружок внеурочной деятельности «Конструкторское бюро творческого мышления»

Слайд 18

Кружок внеурочной деятельности «Конструкторское бюро творческого мышления»

Слайд 19

Обобщение опыта работы Опыт работы был представлен на Всероссийской научно – практической конференции «Научно – методическое сопровождение реализации ФГОС: опыт, проблемы, пути их преодоления»; на семинаре «Подготовка к профессионально-общественной экспертизе программ внеурочной деятельности в рамках опытно – экспериментальной деятельности в рамках опытно-экспериментальной деятельности в рамках экспериментальных площадок ФГБНУ «ИСРО РАО»; постоянно – действующем семинаре «Подготовка педагога к инновационной деятельности в образовательной организации». Занятия внеурочной деятельности по развитию изобретательско – творческого мышления представлены на общешкольном мероприятие «Методический день «Профессиональный стандарт педагога»; общешкольном открытом мероприятие вместе с родителями «Решение творческо-изобретательских задач». Статья «Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности предметной области «Математика и информатика» (МБОУ « Трудармейская СОШ» Прокопьевского МР) опубликована в сборнике КРИПкиПРО II межрегиональных Андреевских чтениях, 2017г.

Слайд 20

Вместе с учениками мы определили «Что дает решение изобретательско – творческих задач для нас? Если коротко: новую интересную "специальность", новое мироощущение, радость от найденных творческих решений проблем, казавшихся нерешаемыми . По большому счету - радость от успешного взятия все новых сложных вершин в учебе и в жизни. Чем отличается освоение решения изобретательско – творческих задач от обучения другим методам? Традиционно обучают знаниям, которые плохо "упакованы": трудно достать нужное знание в трудную минуту. Можно сказать, что с помощью творческих задач человек способен совершить "чудо", найти новый способ решения задачи. Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Методический семинар

«Развитие изобретательско – творческого  мышления в урочной и внеурочной деятельности по математике»

Математические сведения могут применяться умело

 и с пользой только в том случае, если они усвоены творчески,

 так что учащийся видит сам,

как можно было бы прийти к ним самостоятельно.

А.Н. Колмогоров

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Изобретательско - творческое мышление – плод постоянного нахождения и разрешения технических, социальных, бытовых, предпринимательских, игровых, творческих задач, в вероятностном поле возникающих перед каждым человеком. А уже в процессе решения этих задач появляется необходимость математических вычислений, приобретающих особый личностный смысл. Как сказано в Концепции развития математического образования в Российской Федерации (Распоряжение правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р) математическое образование должно: обеспечивать каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность; обеспечивать необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности, включая преподавание математики, математические исследования, работу в сфере информационных технологий и др.

Понимая значимость организации познавательной деятельности учащихся основной школы на базе их интереса к изучаемому предмету и изобретательско - творческим стремлениям, мной была  поставлена  цель – выявление возможности и эффективности использования учебных изобретательских и творческих задач в урочной и внеурочной деятельности предметной области «математика». Как сказал выдающийся психолог XX в Л.С. Выготский «Творчество на деле существует не только там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что – либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданием гениев».

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.

Современные социально-экономические условия функционирования общества побуждают систему образования уделять все больше внимания проблемам творчества и формированию качеств творческой личности в процессе обучения и воспитания. 

Диапазон изобретательско – творческих задач необычайно широк по сложности – от нахождения неисправности в моторе или решения головоломки до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит творческая деятельность,  находится новый путь или создается нечто новое. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д., все что в совокупности составляет творческие способности. Мы живем  в век невиданной еще в истории человечества научно – технической революции; и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее и требует от человека не шаблонных действий, а подвижности мышления, творческого подхода к решению больших и малых задач. Одним из направлений развития творческих способностей выступает Теория Решения Изобретательских Задач (наука о творчестве, далее ТРИЗ), основателем которой является Г.С. Альтшуллер. Основные функции ТРИЗ: решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов; прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых); развитие качеств творческой личности.

Вспомогательные функции ТРИЗ: решение научных и исследовательских задач; выявление проблем, трудностей и задач при работе с техническими системами и при их развитии; максимально эффективное использование ресурсов природы и техники для решения многих проблем; объективная оценка решений; систематизирование знаний любых областей деятельности, позволяющее значительно эффективнее использовать эти знания и на принципиально новой основе развивать конкретные науки; развитие творческого воображения и мышления; развитие творческих коллективов.

ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники. Чем мы воспользовались в урочной и внеурочной деятельности по математике, используя тот или иной метод, наиболее приемлемый для нас.

  Выбор метода активного обучения определяется дидактической задачей урока или занятия.

Предлагаю рассмотреть некоторые методы развития изобретательско - творческого мышления, используемые мной в урочной и внеурочной деятельности для развития изобретательско – творческого мышления:

К основным методам научного творчества можно отнести: метод проб и ошибок; метод морфологического анализа; мозговой штурм;  метод синектики и синергетики, метод фокальных объектов.

Данные методы достаточно легко можно применять при решении учебных математических задач.

Решим задачу 1: В каком случае произведение двух натуральных чисел дает четное число?

Используем метод проб и ошибок, переберем все возможные варианты четности двух чисел. И сделаем соответствующий вывод. В альтернативе можно показать применение идеального конечно результата ТРИЗ, сформулировав, что произведение данных чисел дало четной число ab=2k, тогда вывод о необходимости четности хотя бы одного из них достаточно логичен.

При решении многих математических задач при использовании метода проб и ошибок другого математического аппарата рассуждений, учащиеся осознанно усваивают ценность математики.

Задача 2:  Укажите способы определения высоты здания без сложных приборов.

Коллективное (групповое) решение этой задачи методом мозгового штурма приводит к разнообразным выводам. Наиболее оптимальное и эффективное из них, как правило, попутно подводит к изучению темы «Подобные треугольники».

Рассмотрим два из возможных вариантов решения. Первый вариант пред- полагает, что человек AB стоит и смотрит на здание ED (рис.1). Измерив расстояния AD и AO, зная свою высоту AB, можно рассмотреть подобные треугольники BEC и ОВА, из соотношения сторон которых можно узнать искомое.

             Рис.1.                                Рис.2.

Второй вариант решения предполагает, что человек смотрит из точки О на некоторый предмет AB, высоту которого мы можем измерить, например, палку (рис.2). Тогда из подобия тех же треугольников, что и в первом варианте с легкостью находится искомое. Другие контрольные ответы заключается с применением тени, зеркала и построение высотомеров.

Задача 3. В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. «Замечательно, что один из нас имеет белые, один черные и один рыжие волосы, но ни у одного из нас нет волос того цвета, на который указывает его фамилия», – заметил черноволосый. «Ты прав», – сказал Белов. Какой цвет волос у художника?

Для решения этой задачи можно воспользоваться морфологическим анализом и составить морфологический ящик, используя который решение становиться более наглядным (рис.3.).

Рис.3. Морфологический ящик

Морфологический анализ хорошо применим для решения логических задач, где морфологический ящик применяется в другой интерпретации и уже давно используется при решении задач.

Аналогичным образом использование других методов научного творчества в математике делает разнообразным способы подачи материала, и разработки по использованию их представляются возможными т.к. научное творчество отчасти схоже с математическим.

На основе изобретательско – творческих задач можно сформулировать советы – принципы решения математических задач, которые могут помочь избежать многих ошибок и подсказать, как найти решение:

Принцип максимума локальной информации. На каждом шагу процесса поиска решения необходимо стремиться к получению максимальной информации из структуры полученной ситуации.

 Принцип правильности решения. Некоторые описки и ошибки совершаются человеком на подсознательном уровне (порой достаточно при решении задачи один раз заменить знак «плюс» на «минус» и дальше можно уже никуда не спешить, ибо все последующие правильные действия приведут к неправильному результату) и поэтому обнаружить их самому очень трудно. Отсюда вытекает необходимость как локального контроля (каждый шаг в решении проверять дважды), так и глобальной проверки (проверка результата решения, хотя бы частично, на правильность и реальность).

 Например: После прочтения задачи первое желание, которое возникает – это не решать ее. Пойди на поводу у этого желания, повремени с преобразованиями и другими действиями. Возможно, именно в этот момент ты подметишь полезную закономерность. Если данный этап не принес плодов, то попытайся найти область определения или хотя бы некоторое множество ее содержащее.

Принцип отсечения ложных гипотез. В процессе решения задачи часто приходиться различного рода предположения (выдвигать гипотезы). Главное, чего здесь следует опасаться – это не пойди на поводу у ложной гипотезы.

Одним из творческих методов  и развивающих фантазию, считаю  метод фокальных объектов.  «Фокус» – концентрация  внимания на конкретном объекте. Сущность метода – перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит в фокусе переноса. Можно также использовать метод фокальных объектов: в фокусе – термин, лучи – примеры.

Метод синектики, считаю самым практичным методом в развитие изобретательско – творческого мышления. Суть метода -  осознанный поиск аналогий в рамках определенной процедуры. Цель аналогий — сбить привычное представление о хорошо известных вещах, взглянуть поновому на давно известное.

Факторы реализации метода синектики: прямая аналогия - рассмотрение методов, применяемых в других отраслях теории и практики;  личная аналогия, или эмпатия, предлагает «вжиться» в образ рассматриваемого объекта, ощутить его состояние и на основе собственных ощущений предложить наиболее оптимальный вариант решения;  символическая аналогия — нахождение краткого символического описания задачи или объекта, обычно в форме сочетания прилагательного с существительным, которые в форме парадокса характеризуют сущность объекта (например, головка молотка, дерево решений, подавить сопротивление и т. п.); фантастическая аналогия предлагает поискать решения в фантастической литературе, а также изложить задачу в терминах сказок, мифов, легенд.

Практическая часть: предлагаю решить некоторые изобретательско – творческие задачи, используя методы ТРИЗ:

  1. Завод получил заказ на изготовление фильтра в виде цилиндра (стакана) высотой 2 метра и диаметром 1 метр. Вдоль фильтра нужно проделать 1000 отверстий. Как их сделать, если сверлить  2 метровый цилиндр невозможно?  

Подсказка: Используя прием «дробления объединения», найдите вариант устройства фильтра. Какие данные надо иметь, чтобы составить задачу с математическими вычислениями? (Ответ учащихся: Цилиндр делается из множества трубок).

  1. Все любят конфеты, наполненные шоколадно - ягодным сиропом. Как его туда залить? Нагревать нельзя – расплавится шоколад.

Подсказка: Используя прием инверсии, предложите изобретательское решение. Придумайте задачу, в которой было бы обозначено количество конфет, их цена и стоимость. (Ответ учащихся: Сироп предварительно замораживают, а затем окунают в шоколад).

  1. Как заставить абсолютно всех водителей проезжать с малой скоростью по дороге, проходящей мимо детского городка, если известно, что обычная «зебра» малоэффективна?

Подсказка: Предложите варианты, которые заставят водителей сбросить скорость. Какой обойдется дешевле? Сколько ведер белой краски потребуется на волнистую «зебру», если на обычную из 10 полос надо 2 ведра, а волнистая линия длиннее прямой в 2 раза? Узнайте цену краски в магазине и найдите стоимость волнистой «зебры». (Ответ учащихся: Нарисовать «зебру» волнистой и водитель, опасаясь ям, затормозит).

  1. Робот заменил рабочего у станка, но на станке стала скапливаться стружка – раньше ее сметал щеткой рабочий, а робот этого делать не умеет. Как быть?

Подсказка: Что дешевле: нанять нового рабочего, научить робота, вернуть прежнего рабочего? Узнайте у родителей заработную плату слесаря и составьте арифметическую задачу про робота и рабочего. (Ответ учащихся: Нужно перевернуть станок, и стружка сама будет сыпаться вниз).

Решения данных задач было представлено в групповой работе, с иллюстрацией и подбором картинок, правил математических вычислений, конструированием схем.

Зачастую трудно выделить время в уроке на решения изобретательско – творческих задач, мне в этом помогает кружок внеурочной деятельности «Конструкторское бюро творческого мышления».

В содержание курса программы «Конструкторское бюро творческого мышления» учащиеся знакомятся с методами развивающего обучения ТРИЗ:

- учатся решать изобретательские задачи с помощью метода мозгового штурма, метода фокальных объектов, метода синектики, метода контрольных вопросов, морфологического анализа, рядов бесконечности;

- овладевают специальными методами решения изобретательских задач, задач на переливание,  на взвешивание;

- учатся осуществлять сравнение, строить схемы и математические модели;

- проводят исследования, пользуются языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения и т.д.

Разработанная мною программа внеурочной деятельности участвует в федеральном эксперименте по направлению «Цели и содержание внеурочной деятельности в рамках предметной области «математика и информатика» на уровне основного общего образования с учетом требований ФГОС».  

        Опыт работы был представлен  на  Всероссийской научно – практической конференции «Научно – методическое сопровождение реализации ФГОС: опыт, проблемы, пути их преодоления»; на семинаре  «Подготовка к профессионально-общественной экспертизе программ внеурочной деятельности в рамках опытно – экспериментальной деятельности в рамках опытно-экспериментальной деятельности в рамках экспериментальных площадок ФГБНУ  «ИСРО РАО»; постоянно – действующем семинаре «Подготовка педагога  к инновационной деятельности в образовательной организации». Занятия внеурочной деятельности по развитию изобретательско – творческого мышления представлены на общешкольном мероприятие «Методический день «Профессиональный стандарт педагога»; общешкольном открытом мероприятие вместе с родителями «Решение творческо-изобретательских задач».

Статья «Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности предметной области  «Математика и информатика» (МБОУ «Трудармейская СОШ» Прокопьевского МР) опубликована в сборнике КРИПкиПРО  II межрегиональных Андреевских чтениях, 2017г.

Вместе с учениками мы определили  «Что дает решение изобретательско – творческих задач для нас? Если коротко: новую интересную "специальность", новое мироощущение, радость от найденных творческих решений проблем, казавшихся нерешаемыми. По большому счету - радость от успешного взятия все новых сложных вершин в учебе и в жизни.

Чем отличается освоение решения изобретательско – творческих задач от обучения другим методам? Традиционно обучают знаниям, которые плохо "упакованы": трудно достать нужное знание в трудную минуту. Можно сказать, что с помощью творческих задач человек способен совершить "чудо", найти новый способ решения задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие учебной мотивации через организацию урочной и внеурочной деятельности по математике.

Обобщение опыта по теме: "Развитие учебной мотивации через организацию урочной и внеурочной деятельности по математике у учащихся 5- 7 классов."...

Воспитание экологической компетентности и развитие УУД учащихся в урочной и внеурочной деятельности в результате работы над творческим интегрированным проектом "Современные экологические проблемы Санкт-Петербурга" в системе требований ФГОС.

Презентация творческого интегрированного проекта "Современные экологические проблемы Санкт-Петербурга", выполненного учащимися восьмых классов школ № 356 и 376, и представленного на международный конк...

Доклад "Развитие речи обучающихся через урочную и внеурочную деятельность"

Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная  школа  должна подготовить человека думающего и чувствующего, ...

Выступление "Развитие алгоритмического мышления в урочной и внеурочной деятельности" Городские Педчтения май 2017 Маслова О.Г.

Материал содержит    основные положения  и принципы, которые положены в основу развития алгоритмического мышления  школьников, вопрос рассматривается с учетом  опыта...

«Развитие талантов обучающихся в урочной и внеурочной деятельности»

Основной целью современной школы является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребенка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к усл...

Использование технологии развития критического мышления в урочной и внеурочной деятельности по математике

Статья по теме "Использование технологии развития критического мышления в урочной и внеурочной деятельности по математике"...