Курс по математике "Максимальный балл "
рабочая программа по математике (9 класс) на тему

Минаева Лариса Анатольевна

        Данный курс  «Максимальный балл (математика)» носит обобщающий характер и направлен на закрепление умений и навыков, полученных в 5-9 классах средней школы, а также на расширение и углубление теоретических знаний по  математике. Курс представляет интерес для самого широкого круга учащихся - девятиклассников. Слушателями этого курса могут быть учащиеся различного уровня обученности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maks.ball_9kl._dop.docx37.54 КБ

Предварительный просмотр:

       

МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 42»

ГОРОДА ПЕРМИ

Согласовано: прот. №                                               Утверждаю

от

 на ШМС                                                                     директор МБОУ «СОШ № 42»

                                                                                     __________________________________

       

                                    прот. №     от

Максимальный балл (математика)

                                                                       

                                                               

                                                                                           

                                                                                            Курс по математике

                                                          для 9 Б  класса

                                                                  Автор-разработчик:

                                                                  учитель математики

                                                     Минаева Л.А.

Пермь -2014   

                                       Пояснительная записка

        Данный курс  «Максимальный балл (математика)» носит обобщающий характер и направлен на закрепление умений и навыков, полученных в 5-9 классах средней школы, а также на расширение и углубление теоретических знаний по  математике. Курс представляет интерес для самого широкого круга учащихся - девятиклассников. Слушателями этого курса могут быть учащиеся различного уровня обученности.

       Содержание курса  предполагает научить учащихся подбирать наиболее разумный ответ или тренироваться в его угадывании, формирует нестандартное мышление и математическую зоркость.

      Актуальность курса обусловлена его практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при сдаче ГИА, а в дальнейшем ЕГЭ.

      Данный курс поможет научить школьника технике работы с тестовыми заданиями и сдаче ГИА, а в дальнейшем ЕГЭ, которая содержит следующие моменты:

  • обучение постоянному самоконтролю времени;
  • обучение оценке трудности заданий и разумный выбор последовательности выполнения заданий;
  •  обучение прикидке границ результатов и подстановке как приему проверки, проводимой после решения задания;
  •  обучение «спиральному движению» по тесту, что предполагает движение от простых типовых к сложным;
  •  обучение приемам мысленного поиска способа решения заданий.

      Из выше изложенного вытекают принципы, по которым строится методика подготовки учащихся:

  • от простых типовых заданий к более сложным;-
  • все тренировочные тесты проводить в режиме жесткого ограничения времени;
  • учить максимально, использовать наличный багаж знаний для получения ответа наиболее простым удобным способом;
  •  постепенная  максимализация нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех учащихся в равной мере.

      Программа включает в себя основные разделы курса алгебры 7- 9 класса общеобразовательной школы и ряд дополнительных вопросов, непосредственно, примыкающих к этому курсу и углубляющим его по основным линиям. Материал подобран таким образом, чтобы обеспечить повторение материала основных тем курса алгебры, углубить и расширить знания по темам. В программе рассматриваются более широко вопросы решения уравнений и неравенств разных видов.

       В качестве программы данного    курса, цель которого – подготовка учащихся к ГИА,  использован перечень вопросов содержания (кодификатор) школьного курса математики, усвоение которых проверялось при сдаче ГИА по алгебре в 2012- 2013 году.

      Занятия проходят в форме свободного практического урока и состоят из обобщённой теоретической части и практической части, где учащимся предлагается решить задания схожие с заданиями, вошедшими в ГИА прошлых лет или же удовлетворяющие перечню контрольно-измерительных материалов. На курсах также рассматриваются иные, нежели привычные, подходы к решению задач, позволяющие сэкономить время на ГИА.

     Целью предлагаемой программы является не только подготовка к ГИА,  но и обучение приёмам  самостоятельной деятельности и творческому  подходу к любой проблеме. Это создаст предпосылки для рождения ученика как математика-профессионала, но даже если это не произойдёт, умение мыслить творчески, нестандартно, не будет лишним в любом виде деятельности в будущей жизни ученика.

        Используются различные формы организации занятий, такие как лекция и практика, групповая, индивидуальная деятельность учащихся. Результатом предложенного курса должна быть успешная сдача ГИА.

Цели курса:

  • Подготовить учащихся к сдаче малого ЕГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
  • На основе коррекции базовых математических знаний учащихся за курс 5 – 9 классов совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся. Расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса математики.
  • Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах.
  • Создание условий для формирования и развития  у обучающихся навыков анализа и систематизации, полученных ранее знаний; подготовка к итоговой аттестации в форме ГИА.

Задачи курса:

  • Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей школьников по математике. Формирование устойчивого интереса учащихся к предмету.
  • Выявление и развитие их математических способностей.
  • Подготовка к дальнейшему обучению в старших   классах.
  • Обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач. Развитие умений самостоятельно анализировать  и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;
  • Формирование и развитие  аналитического и  логического мышления.
  • Расширение математического представления учащихся по определённым темам, включённых в программы сдачи ГИА.
  • Развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы.   

Нормативные правовые документы

  • Рабочая программа курса  разработана на основе:
  • -Санитарно-эпидемиологических правил  и нормативов (СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г.);
  • -приказа Министерства образования и науки РФ от 03 июня 2011 г № 1994 «Изменения, которые вносятся в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 9 марта  2004 г № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • -приказа Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 05 марта 2004 г. №1089»;
  • -приказа Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный план и примерные учебные программы для  образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом министра от 09 марта 2004 г. №1312».

Формы организации учебных занятий.

Занятия организуются в форме уроков. Это уроки: лекция,  практическая работа, беседы, ,  консультации,  работа на компьютере.  В  ходе изучения проводятся краткие теоретические опросы   по знанию формул и основных понятий. Наряду с тренингом используется принцип беспрерывного повторения, что улучшает процесс запоминания и развивает потребность в творчестве.

Формы контроля.

  1. Текущий контроль:  практическая работа, самостоятельная работа.    
  2. Тематический контроль: тест.
  3. Итоговый контроль: итоговый тест.

Особенности курса:

  1. Краткость изучения материала.
  2. Практическая значимость для учащихся.

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

     Выполнение практических занятий имеет целью закрепить у учащихся теоретические знания и развить практические навыки и умения решать задачи в области алгебры, и успешной сдачи ГИА:

  • навык самостоятельной работы со справочной литературой;
  • составление алгоритмов решения типичных задач;
  • умения решения  различных уравнений и неравенств; а также их систем
  • исследования элементарных функций.

Учебный план

Структура программы состоит из двух блоков: теоретического и практического. Содержание проекта из 10 тематических модулей. Основное содержание предполагает два уровня сложности: базовый и повышенный

Всего 30 часов (1 час в неделю)

 Название модуля

Кол-во часов

Теория

Практика

1.Числа, числовые выражения.

2

1

1

2. Преобразование выражений. Формулы сокращенного умножения. Рациональные дроби.

4

2

2

3. Уравнения. Текстовые задачи.

6

1

5

4. Неравенства.

3

1

2

5. Функции и графики.

3

3

6. Прогрессии: арифметическая и геометрическая

2

2

7.Элементы комбинаторики и теории вероятностей.

2

1

1

8. Треугольники.

2

1

1

9. Многоугольники.

2

1

1

10. Окружности.

2

1

1

Итоговый контроль

2

2

Итого

30

9

21

Тематический план

Название модуля

Содержание материала

Кол-во часов

Теория

Практика

1.Числа, числовые выражения.

1.Числовое выражение, содержащее скобки. Арифметические действия с рациональными числами.

2

1

1

2.Преобразование выражений. Формулы сокращенного умножения. Рациональные дроби

1-2.Использование законов арифметических действий,  формул  сокращенного умножения при нахождении значений числовых выражений.

3-4.  Рациональные выражения и их преобразования.  Алгебраические дроби.

4

1

1

1

1

3. Уравнения. Текстовые задачи.

1. Линейное уравнение. Квадратное уравнение.   Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Неполные квадратные уравнения и их решение.

2-3.Дробно - рациональные уравнения.

4-5. Решение задач на составление уравнений:

1. Задачи на части и проценты

2. Задачи на движение

3. Задача на сплавы, смеси, растворы.

6.Тематический контроль: тест

3

6

1

1

1

2

1

4.Неравенства

1.Сравнение чисел.

2.Линейные неравенства с одной переменной. Системы линейных неравенств с одной переменной.

3.Квадратичные неравенства.

3

1

1

1

5. Функции и графики.

1.  Функции y =kx ,y =
k/x их  свойства  и  графики;  гипербола.  Линейная функция, ее свойства и график, геометрический смысл коэффициентов.  

 2.Квадратичная  функция,  ее  свойства  и  график;  парабола,  ось  симметрии
параболы, вершина параболы.

3. Графики функций:   y = x3 , y = √x, y = |x |

3

1

1

1

6. Прогрессии: арифметическая и геометрическая

1.  Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии. Формула суммы  n первых членов арифметической прогрессии

  2.Геометрическая  прогрессия.  Формула n-го члена  геометрической прогрессии. Формула суммы  n первых членов геометрической прогрессии .

2

1

1

7. Элементы статистики и теории вероятностей.

1.Статистические характеристики. Сбор и группировка статистических данных

2. Элементы комбинаторики.

2

1

1

8. Треугольники.

1. Виды треугольников. Признаки равенства и подобия треугольников.

2.Решение треугольников.

2

1

1

9.Многоугольники.

1. Многоугольники. Виды многоугольников.

2. Площади многоугольников.

2

1

1

10. Окружности.

1. Касательная к окружности. Вписанный и центральный углы. Длина окружности. Площадь круга.

2. Описанная окружность. Вписанная окружность

2

1

1

Итоговый контроль.

1-2. Итоговый тест.

2

2

Содержание учебных модулей

  1. Числа, числовые выражения, проценты (2ч)

Натуральные числа. Арифметические  действия  с  натуральными  числами.  Свойства арифметических действий. Делимость  натуральных  чисел.  Делители  и  кратные  числа.  Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10.     Нахождение НОК, НОД. Обыкновенные дроби, действия с обыкновенными дробями. Десятичные дроби, действия с десятичными дробями.

      2. Преобразование выражений. Формулы сокращенного умножения. Рациональные дроби(4ч)

Одночлены и многочлены. Действия с одночленами и многочленами. Разложение многочлена на множители. Формулы сокращенного умножения. Способы разложения многочлена на множители. Применение свойств  для упрощения выражений. Рациональные дроби и их свойства. Допустимые значения переменных. Тождество, тождественные преобразования рациональных дробей.

    3.Уравнения. Текстовые задачи. и неравенства(6ч)

Линейные уравнения с одной переменной. Корень уравнения. Равносильные уравнения. Системы линейных уравнений. Методы решения систем уравнений: подстановки, метод сложения, графический метод. Квадратные уравнения. Неполное квадратное уравнение. Теорема Виета о корнях уравнения. Текстовые задачи на движение и способы решения. Текстовые задачи на вычисление объема работы и способы их решений. Текстовые задачи на процентное содержание веществ в сплавах, смесях и растворах, способы решения .

    4.Неравенства (3ч)

 Неравенства  с одной переменной. Система неравенств. Методы решения неравенств и систем неравенств: метод интервалов, графический метод.

    5.Функции и графики(3ч)

Понятие функции. Функция и аргумент. Область определения функции. Область значений функции. График функции. Нули функции. Функция, возрастающая на отрезке. Функция, убывающая на отрезке. Линейная функция и ее свойства. График линейной функции. Угловой коэффициент функции. Обратно пропорциональная функция и ее свойства. Квадратичная функция и ее свойства. График квадратичной функции. Степенная функция. Четная, нечетная функция. Свойства четной и нечетной степенных функций. Графики степенных функций. Чтение графиков функций.

    6. Прогрессии: арифметическая и геометрическая(3ч)

Числовые последовательности. Арифметическая прогрессия Разность арифметической прогрессии. Формула n-ого члена арифметической прогрессии. Формула суммы nчленов арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия. Знаменатель геометрической прогрессии. Формула n-ого члена геометрической прогрессии. Формула суммы n членов

     7 . Элементы статистики и теории вероятностей.(2ч.)

Методы решения комбинаторных задач: перебор возможных вариантов, дерево вариантов, правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Начальные сведения из теории вероятностей. Вероятность случайного события. Сложение и умножение вероятностей.

    8. Треугольники.(2ч.)

Высота, медиана, средняя линия треугольника. Равнобедренный и равносторонний треугольники. Признаки равенства и подобия треугольников. Решение треугольников. Сумма углов треугольника. Свойства прямоугольных треугольников. Теорема Пифагора. Теорема синусов и косинусов. Неравенство треугольников. Площадь треугольника.

   9. Многоугольники.(2ч.)

Виды многоугольников. Параллелограмм, его свойства и признаки. Площадь параллелограмма.  Ромб, прямоугольник, квадрат. Трапеция. Средняя линия трапеции. Площадь трапеции. Правильные многоугольники.

  10. Окружность. (2ч)

Касательная к окружности и ее свойства. Центральный и вписанный углы.  Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Длина окружности. Площадь круга

Литература

1.Алгебра: сб. заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 кл./ Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова, Е.А.Бунимович и др.- 2-е изд.-М.:Просвещение, 2007 – 191с.

2.ОГЭ 2015. Математика: Сборник заданий: 9 класс/ М.Н.Кочагина, В.В.Кочагин. – М.: Эксмо, 2008-240 с.

3.«Малое ЕГЭ» по математике: 9 класс: Подготовка учащихся к итоговой аттестации / М.Н. Кочагина, В.В.Кочагин. – М. Эксмо, 2008. – 192с. – (Мастер-класс для учителя)

4. Задания по математике для подготовки к письменному экзамену по математике в 9 классе / Л.И.Звавич, Д.И. Аверьянов, Б.П.Пигарев, Т.Н. Трушина – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2006 г. (серия «Итоговая аттестация»)

5. Минаева С.С. Алгебра. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс:/ С.С. Минаева, Л.О. Рослова. – М.: Издательство «Экзамен», 2007

6.Геометрия. 9 класс / И.И. Баврин. – М.: Дрофа, 2011.

7. Математика. 9-й класс. Подготовка к ОГЭ-2015: учебно-методическое пособие. /Под ред. Ф.Ф. Лысенко,

8. Геометрия: задачи на готовых чертежах: 7-9 классы / Э.Н. Балаян. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

Перечень сайтов

 

http://www.prosv.ru -  сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)

http:/www.drofa.ru  -  сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)

http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.

http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.

http://www.internet-scool.ru  - сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по алгебре и началам анализа и геометрии, включают подготовку сдачи ЕГЭ.  

http://www.legion.ru – сайт издательства «Легион»

http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк  тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений

http://www.fipi.ru  - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.

http://zadachi.mccme.ru. Задачи по геометрии: информационно-поисковая система


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме « Отработка основ оценивания накопительной системы баллов в рамках элективного блочно – модульного курса »

Проект программы опытно-экспериментальной работы учителя химииГромовой Ольги Ильиничны МОУ «Лямбирская СОШ № 1» 1.Тема эксперимента: «Отработка основ оценивания накопительной системы баллов...

Инновационные подходы к изучению баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» в сравнении с летописными источниками из « Повести временных лет» (урок- исследовательская лаборатория «Черты истории и славянской древности в балла

Данная статья написана на основе урока литературы по изучению баллады А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге",проведённого в 7 классе в форме исследовательской лаборатории....

Перевод баллов ГИА в оценки.

Рекомендации ФИПИ по переводу баллов ГИА в оценки....

Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С – задания с развернутым ответом, оценивается в 3 балла. Максимальное кол

Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть  В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С ...

Программа элективного курса Один балл - это возможно 10-11 классы

Назначение программы:Совершенствование навыков чтения  учащихся до уровня соответствия, предъявляемого экспертами при проверке данного задания (первое задание - чтение)....

Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе «ОГЭ на 100 баллов»

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форм...