Главные вкладки

    Курс по математике "Максимальный балл "
    рабочая программа по математике (9 класс) на тему

    Минаева Лариса Анатольевна

            Данный курс  «Максимальный балл (математика)» носит обобщающий характер и направлен на закрепление умений и навыков, полученных в 5-9 классах средней школы, а также на расширение и углубление теоретических знаний по  математике. Курс представляет интерес для самого широкого круга учащихся - девятиклассников. Слушателями этого курса могут быть учащиеся различного уровня обученности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл maks.ball_9kl._dop.docx37.54 КБ

    Предварительный просмотр:

           

    МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 42»

    ГОРОДА ПЕРМИ

    Согласовано: прот. №                                               Утверждаю

    от

     на ШМС                                                                     директор МБОУ «СОШ № 42»

                                                                                         __________________________________

           

                                        прот. №     от

    Максимальный балл (математика)

                                                                           

                                                                   

                                                                                               

                                                                                                Курс по математике

                                                              для 9 Б  класса

                                                                      Автор-разработчик:

                                                                      учитель математики

                                                         Минаева Л.А.

    Пермь -2014   

                                           Пояснительная записка

            Данный курс  «Максимальный балл (математика)» носит обобщающий характер и направлен на закрепление умений и навыков, полученных в 5-9 классах средней школы, а также на расширение и углубление теоретических знаний по  математике. Курс представляет интерес для самого широкого круга учащихся - девятиклассников. Слушателями этого курса могут быть учащиеся различного уровня обученности.

           Содержание курса  предполагает научить учащихся подбирать наиболее разумный ответ или тренироваться в его угадывании, формирует нестандартное мышление и математическую зоркость.

          Актуальность курса обусловлена его практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при сдаче ГИА, а в дальнейшем ЕГЭ.

          Данный курс поможет научить школьника технике работы с тестовыми заданиями и сдаче ГИА, а в дальнейшем ЕГЭ, которая содержит следующие моменты:

    • обучение постоянному самоконтролю времени;
    • обучение оценке трудности заданий и разумный выбор последовательности выполнения заданий;
    •  обучение прикидке границ результатов и подстановке как приему проверки, проводимой после решения задания;
    •  обучение «спиральному движению» по тесту, что предполагает движение от простых типовых к сложным;
    •  обучение приемам мысленного поиска способа решения заданий.

          Из выше изложенного вытекают принципы, по которым строится методика подготовки учащихся:

    • от простых типовых заданий к более сложным;-
    • все тренировочные тесты проводить в режиме жесткого ограничения времени;
    • учить максимально, использовать наличный багаж знаний для получения ответа наиболее простым удобным способом;
    •  постепенная  максимализация нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех учащихся в равной мере.

          Программа включает в себя основные разделы курса алгебры 7- 9 класса общеобразовательной школы и ряд дополнительных вопросов, непосредственно, примыкающих к этому курсу и углубляющим его по основным линиям. Материал подобран таким образом, чтобы обеспечить повторение материала основных тем курса алгебры, углубить и расширить знания по темам. В программе рассматриваются более широко вопросы решения уравнений и неравенств разных видов.

           В качестве программы данного    курса, цель которого – подготовка учащихся к ГИА,  использован перечень вопросов содержания (кодификатор) школьного курса математики, усвоение которых проверялось при сдаче ГИА по алгебре в 2012- 2013 году.

          Занятия проходят в форме свободного практического урока и состоят из обобщённой теоретической части и практической части, где учащимся предлагается решить задания схожие с заданиями, вошедшими в ГИА прошлых лет или же удовлетворяющие перечню контрольно-измерительных материалов. На курсах также рассматриваются иные, нежели привычные, подходы к решению задач, позволяющие сэкономить время на ГИА.

         Целью предлагаемой программы является не только подготовка к ГИА,  но и обучение приёмам  самостоятельной деятельности и творческому  подходу к любой проблеме. Это создаст предпосылки для рождения ученика как математика-профессионала, но даже если это не произойдёт, умение мыслить творчески, нестандартно, не будет лишним в любом виде деятельности в будущей жизни ученика.

            Используются различные формы организации занятий, такие как лекция и практика, групповая, индивидуальная деятельность учащихся. Результатом предложенного курса должна быть успешная сдача ГИА.

    Цели курса:

    • Подготовить учащихся к сдаче малого ЕГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
    • На основе коррекции базовых математических знаний учащихся за курс 5 – 9 классов совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся. Расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса математики.
    • Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах.
    • Создание условий для формирования и развития  у обучающихся навыков анализа и систематизации, полученных ранее знаний; подготовка к итоговой аттестации в форме ГИА.

    Задачи курса:

    • Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей школьников по математике. Формирование устойчивого интереса учащихся к предмету.
    • Выявление и развитие их математических способностей.
    • Подготовка к дальнейшему обучению в старших   классах.
    • Обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач. Развитие умений самостоятельно анализировать  и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;
    • Формирование и развитие  аналитического и  логического мышления.
    • Расширение математического представления учащихся по определённым темам, включённых в программы сдачи ГИА.
    • Развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы.   

    Нормативные правовые документы

    • Рабочая программа курса  разработана на основе:
    • -Санитарно-эпидемиологических правил  и нормативов (СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г.);
    • -приказа Министерства образования и науки РФ от 03 июня 2011 г № 1994 «Изменения, которые вносятся в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 9 марта  2004 г № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
    • -приказа Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 05 марта 2004 г. №1089»;
    • -приказа Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный план и примерные учебные программы для  образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом министра от 09 марта 2004 г. №1312».

    Формы организации учебных занятий.

    Занятия организуются в форме уроков. Это уроки: лекция,  практическая работа, беседы, ,  консультации,  работа на компьютере.  В  ходе изучения проводятся краткие теоретические опросы   по знанию формул и основных понятий. Наряду с тренингом используется принцип беспрерывного повторения, что улучшает процесс запоминания и развивает потребность в творчестве.

    Формы контроля.

    1. Текущий контроль:  практическая работа, самостоятельная работа.    
    2. Тематический контроль: тест.
    3. Итоговый контроль: итоговый тест.

    Особенности курса:

    1. Краткость изучения материала.
    2. Практическая значимость для учащихся.

     

    Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

         Выполнение практических занятий имеет целью закрепить у учащихся теоретические знания и развить практические навыки и умения решать задачи в области алгебры, и успешной сдачи ГИА:

    • навык самостоятельной работы со справочной литературой;
    • составление алгоритмов решения типичных задач;
    • умения решения  различных уравнений и неравенств; а также их систем
    • исследования элементарных функций.

    Учебный план

    Структура программы состоит из двух блоков: теоретического и практического. Содержание проекта из 10 тематических модулей. Основное содержание предполагает два уровня сложности: базовый и повышенный

    Всего 30 часов (1 час в неделю)

     Название модуля

    Кол-во часов

    Теория

    Практика

    1.Числа, числовые выражения.

    2

    1

    1

    2. Преобразование выражений. Формулы сокращенного умножения. Рациональные дроби.

    4

    2

    2

    3. Уравнения. Текстовые задачи.

    6

    1

    5

    4. Неравенства.

    3

    1

    2

    5. Функции и графики.

    3

    3

    6. Прогрессии: арифметическая и геометрическая

    2

    2

    7.Элементы комбинаторики и теории вероятностей.

    2

    1

    1

    8. Треугольники.

    2

    1

    1

    9. Многоугольники.

    2

    1

    1

    10. Окружности.

    2

    1

    1

    Итоговый контроль

    2

    2

    Итого

    30

    9

    21

    Тематический план

    Название модуля

    Содержание материала

    Кол-во часов

    Теория

    Практика

    1.Числа, числовые выражения.

    1.Числовое выражение, содержащее скобки. Арифметические действия с рациональными числами.

    2

    1

    1

    2.Преобразование выражений. Формулы сокращенного умножения. Рациональные дроби

    1-2.Использование законов арифметических действий,  формул  сокращенного умножения при нахождении значений числовых выражений.

    3-4.  Рациональные выражения и их преобразования.  Алгебраические дроби.

    4

    1

    1

    1

    1

    3. Уравнения. Текстовые задачи.

    1. Линейное уравнение. Квадратное уравнение.   Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Неполные квадратные уравнения и их решение.

    2-3.Дробно - рациональные уравнения.

    4-5. Решение задач на составление уравнений:

    1. Задачи на части и проценты

    2. Задачи на движение

    3. Задача на сплавы, смеси, растворы.

    6.Тематический контроль: тест

    3

    6

    1

    1

    1

    2

    1

    4.Неравенства

    1.Сравнение чисел.

    2.Линейные неравенства с одной переменной. Системы линейных неравенств с одной переменной.

    3.Квадратичные неравенства.

    3

    1

    1

    1

    5. Функции и графики.

    1.  Функции y =kx ,y =
    k/x их  свойства  и  графики;  гипербола.  Линейная функция, ее свойства и график, геометрический смысл коэффициентов.  

     2.Квадратичная  функция,  ее  свойства  и  график;  парабола,  ось  симметрии
    параболы, вершина параболы.

    3. Графики функций:   y = x3 , y = √x, y = |x |

    3

    1

    1

    1

    6. Прогрессии: арифметическая и геометрическая

    1.  Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии. Формула суммы  n первых членов арифметической прогрессии

      2.Геометрическая  прогрессия.  Формула n-го члена  геометрической прогрессии. Формула суммы  n первых членов геометрической прогрессии .

    2

    1

    1

    7. Элементы статистики и теории вероятностей.

    1.Статистические характеристики. Сбор и группировка статистических данных

    2. Элементы комбинаторики.

    2

    1

    1

    8. Треугольники.

    1. Виды треугольников. Признаки равенства и подобия треугольников.

    2.Решение треугольников.

    2

    1

    1

    9.Многоугольники.

    1. Многоугольники. Виды многоугольников.

    2. Площади многоугольников.

    2

    1

    1

    10. Окружности.

    1. Касательная к окружности. Вписанный и центральный углы. Длина окружности. Площадь круга.

    2. Описанная окружность. Вписанная окружность

    2

    1

    1

    Итоговый контроль.

    1-2. Итоговый тест.

    2

    2

    Содержание учебных модулей

    1. Числа, числовые выражения, проценты (2ч)

    Натуральные числа. Арифметические  действия  с  натуральными  числами.  Свойства арифметических действий. Делимость  натуральных  чисел.  Делители  и  кратные  числа.  Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10.     Нахождение НОК, НОД. Обыкновенные дроби, действия с обыкновенными дробями. Десятичные дроби, действия с десятичными дробями.

          2. Преобразование выражений. Формулы сокращенного умножения. Рациональные дроби(4ч)

    Одночлены и многочлены. Действия с одночленами и многочленами. Разложение многочлена на множители. Формулы сокращенного умножения. Способы разложения многочлена на множители. Применение свойств  для упрощения выражений. Рациональные дроби и их свойства. Допустимые значения переменных. Тождество, тождественные преобразования рациональных дробей.

        3.Уравнения. Текстовые задачи. и неравенства(6ч)

    Линейные уравнения с одной переменной. Корень уравнения. Равносильные уравнения. Системы линейных уравнений. Методы решения систем уравнений: подстановки, метод сложения, графический метод. Квадратные уравнения. Неполное квадратное уравнение. Теорема Виета о корнях уравнения. Текстовые задачи на движение и способы решения. Текстовые задачи на вычисление объема работы и способы их решений. Текстовые задачи на процентное содержание веществ в сплавах, смесях и растворах, способы решения .

        4.Неравенства (3ч)

     Неравенства  с одной переменной. Система неравенств. Методы решения неравенств и систем неравенств: метод интервалов, графический метод.

        5.Функции и графики(3ч)

    Понятие функции. Функция и аргумент. Область определения функции. Область значений функции. График функции. Нули функции. Функция, возрастающая на отрезке. Функция, убывающая на отрезке. Линейная функция и ее свойства. График линейной функции. Угловой коэффициент функции. Обратно пропорциональная функция и ее свойства. Квадратичная функция и ее свойства. График квадратичной функции. Степенная функция. Четная, нечетная функция. Свойства четной и нечетной степенных функций. Графики степенных функций. Чтение графиков функций.

        6. Прогрессии: арифметическая и геометрическая(3ч)

    Числовые последовательности. Арифметическая прогрессия Разность арифметической прогрессии. Формула n-ого члена арифметической прогрессии. Формула суммы nчленов арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия. Знаменатель геометрической прогрессии. Формула n-ого члена геометрической прогрессии. Формула суммы n членов

         7 . Элементы статистики и теории вероятностей.(2ч.)

    Методы решения комбинаторных задач: перебор возможных вариантов, дерево вариантов, правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Начальные сведения из теории вероятностей. Вероятность случайного события. Сложение и умножение вероятностей.

        8. Треугольники.(2ч.)

    Высота, медиана, средняя линия треугольника. Равнобедренный и равносторонний треугольники. Признаки равенства и подобия треугольников. Решение треугольников. Сумма углов треугольника. Свойства прямоугольных треугольников. Теорема Пифагора. Теорема синусов и косинусов. Неравенство треугольников. Площадь треугольника.

       9. Многоугольники.(2ч.)

    Виды многоугольников. Параллелограмм, его свойства и признаки. Площадь параллелограмма.  Ромб, прямоугольник, квадрат. Трапеция. Средняя линия трапеции. Площадь трапеции. Правильные многоугольники.

      10. Окружность. (2ч)

    Касательная к окружности и ее свойства. Центральный и вписанный углы.  Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Длина окружности. Площадь круга

    Литература

    1.Алгебра: сб. заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 кл./ Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова, Е.А.Бунимович и др.- 2-е изд.-М.:Просвещение, 2007 – 191с.

    2.ОГЭ 2015. Математика: Сборник заданий: 9 класс/ М.Н.Кочагина, В.В.Кочагин. – М.: Эксмо, 2008-240 с.

    3.«Малое ЕГЭ» по математике: 9 класс: Подготовка учащихся к итоговой аттестации / М.Н. Кочагина, В.В.Кочагин. – М. Эксмо, 2008. – 192с. – (Мастер-класс для учителя)

    4. Задания по математике для подготовки к письменному экзамену по математике в 9 классе / Л.И.Звавич, Д.И. Аверьянов, Б.П.Пигарев, Т.Н. Трушина – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2006 г. (серия «Итоговая аттестация»)

    5. Минаева С.С. Алгебра. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс:/ С.С. Минаева, Л.О. Рослова. – М.: Издательство «Экзамен», 2007

    6.Геометрия. 9 класс / И.И. Баврин. – М.: Дрофа, 2011.

    7. Математика. 9-й класс. Подготовка к ОГЭ-2015: учебно-методическое пособие. /Под ред. Ф.Ф. Лысенко,

    8. Геометрия: задачи на готовых чертежах: 7-9 классы / Э.Н. Балаян. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

    Перечень сайтов

     

    http://www.prosv.ru -  сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)

    http:/www.drofa.ru  -  сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)

    http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.

    http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.

    http://www.internet-scool.ru  - сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по алгебре и началам анализа и геометрии, включают подготовку сдачи ЕГЭ.  

    http://www.legion.ru – сайт издательства «Легион»

    http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк  тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений

    http://www.fipi.ru  - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.

    http://zadachi.mccme.ru. Задачи по геометрии: информационно-поисковая система


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

    Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

    Программа элективного курса по математике для учащихся 2-3 курсов НПО «Подготовка к ЕГЭ: решение дополнительных задач по алгебре и геометрии »

    Цель курса - создание условий для формирования и развития у обучающихся самоанализа и систематизации полученных знаний, подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.Рассчитанная на 40 часов, программа...

    ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ХИМИИ «Решение задач по курсу органической химии.» ДЛЯ 10 КЛАССА

    ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ХИМИИ«Решение задач по курсу органической химии» ДЛЯ 10 КЛАССА...

    Рабочая программа по курсу:"Английский язык" для дополнительного профессионального образования.Тема:"Интенсивный курс по практической грамматике"

    Цель преподавания данного  курса состоит в формировании на основе изучаемого грамматического материала лингвистической компетенции студентов для выработки прочных навыков грамматически правильной...

    Таблица от ФИПИ по переводу баллов (ОГЭ)

    Таблица по переводу баллов от ФИПИ (ОГЭ)...