Система оценивания результатов обучения по математике в 5 классе в соответствии с ФГОС
методическая разработка по математике (5 класс) по теме
Данный материал содержит тезисы и презентацию. Возможно именно ВАМ он поможет разобраться, чем отличается система оценивания результатов обучения по математике в соответствии с ФГОС, от традиционного оценивания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ РУЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ В 5 КЛАССЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
Ченикалова О.И., учитель математики высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №25 г. Владивостока» имени Героя Российской Федерации Рыбака Алексея Леонидовича
С 1 сентября 2015 года во всех школах страны введены новые образовательные стандарты. Введение ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ диктует необходимость изменения в способах и организации контроля образовательного процесса и оценки его результатов. ФГОС ООО предусматривает введение нового содержания контроля и оценки знаний учащихся, соответствующего новым целям и программам обучения, а также использование новых форм и технологий оценки личностных компетенций учащихся.
Проверка и оценка достижений планируемых результатов обучения является важной составляющей процесса обучения и должна соответствовать современным требованиям общества и целям образования. Система контроля и оценки в соответствии с ФГОС устанавливает персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Следовательно, школе необходимо создать такую систему оценивания, которая бы точно и объективно отслеживала не только отдельные стороны или проявления способностей ученика, но и давала бы целостное представление об учебных достижениях ребенка, о достижении им планируемых результатов.
И здесь на помощь могут прийти различные методы системы оценивания, но для начала необходимо разрешить некоторые вопросы в процессе внедрения этой системы.
ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты – предметные, метапредметные и личностные. Результаты ученика – это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения учебных задач. Отдельные успешные действия достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определенной системе).
КАКОВЫ ПРИНЦИПЫ ОЦЕНИВАНИЯ? Оценивание – постоянный процесс; оценивание должно быть только критериальным; оценивать можно только результаты деятельности ученика, а не его личные качества; оценивать можно только то, чему учат; учитывать психологические и возрастные особенности школьника.
КАКОВЫ ФУНКЦИИ ОЦЕНКИ? Образовательная, воспитательная, эмоциональная, информационная, управления.
КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? В соответствии с реализуемой ФГОС деятельной парадигмой образования система планируемых результатов строится и оценивается на основе уровневого подхода – базовый (минимальный объем знаний, необходимый для продолжения обучения и полноценного функционирования в современном обществе), повышенный (способность решать комплексные задачи, используя знания из разных тем и предметов, уметь грамотно и ясно записывать решения, пояснения, обоснования) и высокий ( свободное владение материалом, умение найти нестандартное решение, исследовательская работа). Основной акцент в 5 классе делается на детальной проверке достижения учащимися базового уровня подготовки, умения решать задачи повышенного и высокого уровней не столь актуальны.
КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущая отметка, особенно за задачи, решённые при изучении новой темы, ставится только по желанию ученика. За тематические проверочные (контрольные) работы – обязательно, причем ученик, получивший неудовлетворительную отметку имеет право пересдать работу один раз. Нельзя исправлять только результаты итоговых контрольных работ.
ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ? ФГОС ООО предусматривает комплексный подход к оценке и использование различных форм и методов оценивания. Основной акцент должен делаться на оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной образовательной программы основного общего образования по математике.
Я считаю, что для отслеживания динамики указанных достижений учащихся, можно использовать «Лист (дневник) оценки предметных результатов по математике для 5 класса» (Современный учительский портал. easyen.ru/load/math/5klass). Данные листы (дневники) разработаны в соответствии с ФГОС по четвертям к учебнику Н.Я. Виленкина «Математика. 5 класс», но могут служить основой для других УМК. В нем прописаны метапредметные и предметные умения, которые должны формироваться у учащихся на уроках математики. Этот дневник ведет и заполняет учитель в ходе текущего и промежуточного оценивания, а так же в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Предметные умения оцениваются по критериям, которые учитель может разработать сам или совместно с учениками. Важно чтобы они остались неизменными в течении всего курса и были доступны всем. Для того, чтобы результаты были объективны и видна динамика формирования предметных умений, контроль нужно проводить 2-3 раза. Это даст учителю возможность своевременно устранить пробел в знаниях или практических умениях ученика и видеть уровень усвоения учеником учебного материала.
Эффективным элементом, на мой взгляд, для дополнительного и более подробного источника информации о достижениях или проблемах учащегося, может быть оценочный лист учащегося. В начале каждого блока (главы) учитель выдает такой лист учащимся, в котором прописаны тема блока, сроки ее прохождения, перечень формируемых умений, сроки пересдачи контрольных работ, результаты самооценки, оценка или отметка учителя, родителей.
Оценочный лист по математике ученика(цы) 5 « » класса
-------------------------------ФИО-----------------------------------------------
Тема | Я умею (мои умения) | Сроки | Моя оценка | Оценка родителей | Оценка учителя | |
В начале изучения темы | В конце изучения темы | |||||
Натуральные числа | Читать числа, записанные в таблице разрядов | 1-18 сентября | ||||
Записывать числа, основываясь на позиционном способе | ||||||
Сравнивать числа | ||||||
и т.д. | ||||||
Контрольная работа №1 | 18.09 -25.09 |
Данный лист предлагает ученику оценивать собственные успехи, свое отношение к уроку. В 5 классе хорошо использовать в качестве критерия цветовую гамму: красный - трудно, не понятно; желтый - было трудно, но я справился; зеленый – справился, доволен собой. После заполнения лист сдается учителю, а в конце учебного года вкладывается в портфолио ученика.
Таким образом, складывается совокупность данных об отдельных сторонах учения школьника и его учебных достижениях. А выстроенная данным способом система оценивания результатов обучения по математике в 5 классе, не будет ограничиваться утилитарной целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по предмету, а будет развивать у учащегося умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить свои ошибки и пути их устранения. Данная система оценивания результатов обучения соответствует требованиям ФГОС ООО и современного общества.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что оцениваем? Результаты : предметные, метапредметные, личностные.
Принципы оценивания Оценивание-постоянный процесс; Оценивание должно быть только критериальным; Оценивать можно только результаты деятельности ученика, а не его личные качества; Оценивать можно только то, чему учат; Учитывать психологические особенности школьника.
Функции оценки: Образовательная Воспитательная Эмоциональная Информационная Управления
Кто оценивает? 1. Учитель, ученик. 2. Учитель, ученик и родители.
По каким критериям оценивать? (в 5 классе выделяются 1 и 2 уровни)
Когда ставить отметки? Текущие , особенно за задачи, решенные при изучении новой темы по желанию ; За тематические проверочные и контрольные работы – обязательно , причем ученик имеет право пересдать работу один раз; За итоговые контрольные работы - обязательно , исправлять нельзя .
Где накапливать оценки и отметки? ФГОС ООО предусматривает комплексный подход к оценке и использование различных форм и методов оценивания (разноуровневые контрольные и проверочные работы, диагностические карты, оценочные листы и т.д.); Акцент на динамику индивидуальных достижений.
Дневник (лист) планируемых результатов по математике в 5 « » кл. easyen.ru/load/math/5_klass/ Умения / ФИО ФИО ФИО ФИО Гл.1 Натуральные числа и шкалы 0 б . - не научился Базовый уровень ( школьник научился ) (не проявил данное умение) 1. Понимать особенности десятичной системы счисления 1 б .- частично 2. Описывать свойства натурального ряда научился 3. Читают и записывают многозначные числа (допускает 3 . Строят отрезок, называют его элементы, измеряют его длину, выражают длину отрезка в различных единицах измерения ошибки при демонстрации … умений) Обучающийся получил возможность научиться: 2 б. - в полной 1. Познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями отличными от 10 мере научился 2. Углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости (ярко демонстрирует . . . данное умение) Количество баллов / уровень Гл. 2 Сложение и вычитание натуральных чисел
Тема Я умею (мои умения) Сроки Моя оценка Оценка родителей Оценка учителя В начале изучения темы В конце изучения темы Натуральные числа Читать числа, записанные в таблице разрядов 1-18 сентября Критерии: Красный- трудно, Записывать числа, основываясь на позиционном способе не понятно; Желтый - было трудно, но Сравнивать числа я справился; и т.д. Зеленый - справился, Контрольная работа №1 18.09 -25.09 доволен собой. Оценочный лист по математике ученика(цы) 5 « » класса -------------------------------ФИО-----------------------------
Оценивание контрольных работ За работу выставляется две отметки : 3 /5; 4/5; 5/3 Первая отметка- за правильность выполнения учебной задачи; Вторая отметка- за «общее впечатление от работы».
- Система оценивания выстраиваемая таким образом, развивает у учащихся умение проверять и контролировать себя; В оценочной деятельности должен реализовываться заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса.
Литература: 1. Концепция ФГОС основного общего образования (под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова - М. Просвещение, 2008) 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Мин.обр. науки, Просвещение, 2011) 3. Планируемые результаты. Система заданий (под ред. Ковалёвой Г.С., Логиновой О.Б., М. Просвещение, 2013) 4. Современный учительский портал. easyen.ru/load/math/5_klass/ 5 .Письмо Министерства образования РФ от 19.11.98 № 1561 / 14-15
Спасибо за внимание! Шаблон: Ранько Е. А. учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рейтинговая система оценивания результатов обучения литературе (8 класс)
Рейтинговая система оценивания результатов обучения литературе - хороший способ активизации работы на уроке и повышения уровня учебной мотивации по предмету....
Новые подходы в системе оценивания результатов обучения математике в 5 классе при переходе на ФГОС.
Статья содержит описание системы критериального оценивания планируемых результатов обучения по математике в 5 классе при переходе на ФГОС.При этом используется два рабочих журнала. дневник планируемых...
Модель системы оценивания результатов обучения
В России в условиях модернизации содержания общего образования и разработки новых стандартов общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к оценке образовательных р...
Модель системы оценивания результатов обучения.
Система оценивания результатов обучения.Система оценивания результатов обучения основной образовательной программы общего образования (далее — система оценки) представляет соб...
система оценивания результатов обучения в условиях введения ФГОС
"Смысл введения ФГОС и основные изменения в практике работы учителя: что стандарт требует от учителя?" (по материалам статьи О.Б.Логиновой)....
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ. ПРОБЛЕМЫ, ОПЫТ, ПЕРСПЕКТИВЫ.
Выступление на группы учителей на математическом марафоне в рамках повышения квалификации в Школе учителя математики по реализации личностно ориентированного обучения учащихся , организовнанной ...
Новые подходы в системе оценивания результатов обучения русскому языку в 5 классе при переходе на ФГОС
данный проект будет полезен для учителей русского языка, работающих в 5 классах.Внедрение ФГОС ООО выявило проблему : сложившаяся за долгие годы традиционная методика проведения урока и отсутствие мет...