«Сложение и вычитание смешанных чисел»
план-конспект урока по математике (5 класс) по теме

Ошина Ольга Анатольевна

Конспект урока по математике 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_5_klass.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ратчинская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока по математике
5 класс

«Сложение и вычитание смешанных чисел»

подготовила

учитель математики

Ошина Ольга Анатольевна

г. Воскресенск

 2015

Конспект урока  

Тема урока: «Сложение и вычитание смешанных чисел».

Продолжительность урока: 45 минут.

Учебник: «Математика. 5 класс», Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И.

На уроке применяются элементы следующих современных образовательных технологий:

  • Игровые технологии
  • Технологии гуманитаризации
  • Групповые технологии
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Информационные компьютерные технологии

Тип урока: урок повторения, обобщения и закрепления материала, урок-сказка.

Место темы по планированию:

при 5 часах в неделю на изучение математики по учебному плану на тему «Сложение и вычитание смешанных чисел» программой предусмотрено 5 часов.

Цели урока:

  • Обобщение и систематизация изученного материала.
  • Закрепление теоретических и практических умений и навыков, полученных при изучении темы «Сложение и вычитание смешанных чисел».
  • Развитие логического мышления.

Цели использования элементов игры:

  • Повысить интерес к математике у различных групп учащихся.
  • Разнообразить деятельность учащихся на уроке.
  • Наличие обратной связи: встреча со сказочными героями может побудить учащихся прочитать литературное произведение (в данном случае – русские народные сказки),  поразмышлять (межпредметная связь с литературой).

Оборудование:

  1. Компьютер, проекционный экран, проектор.
  2. Карточки с заданиями (по одной на парту).

Содержание урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие.  Раскрытие общей цели урока (продолжаем изучать тему «Сложение и вычитание смешанных чисел»; наша задача – закрепить правила  сложения и вычитания смешанных чисел; вспомнить решение текстовых задач с помощью составления уравнения, данные в задаче выражены смешанными числами).

  1. Устная работа. (актуализация знаний)

Сначала поработаем устно (задания для устной работы показываются на проекционном экране).

№1 Что нужно поставить вместо знака вопроса?

3   1/7

5   4/7  

2   3/7

1   4/5

?

4   3/5

?

8   7/9

3   5/9

№2  Вычислите:

  1. 6  5/8 + 2/8
  2. 2  2/9 + 3  5/9
  3. 4 + 2  2/3
  4. 4  3/8 + 2  5/8
  5. 8  9/11 – 3  5/11
  6. 6  5/8 – 4
  7. 9 – 3  5/8
  8. 8  3/8 – 5  3/8

Какие правила мы применяли для решения этого задания? (хоровое проговаривание правил сложения и вычитания смешанных чисел как один из элементов применения здоровьесберегающих технологий).

  1. Письменная работа (тренировочные упражнения).

В тетрадях записываем число, классная работа.

Тема урока: «Сложение и вычитание смешанных чисел».

Сегодня у нас необычный урок, а какой именно вы узнаете, разгадав слово.

Под каждое смешанное число надо записать соответствующую ему букву.

№1 

1) К:  15   2/9 – (7  1/9 + 4  5/9)

2) З:   (2  5/7 + 8  2/7) – 4  7/8

3) С:  (4  2/5 + 3  4/5) – (12 – 8  1/5)

4) А:  12  6/11 – (5  4/11 + 6  9/11 – 2  3/11)

           4  2/5       3  5/9        2  7/11      6    1/8       3   5/9      2    7/11

               С             К              А              З                К               А

Значит, сегодня у нас  урок – сказка.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.  Отдохнем перед долгой дорогой.

Физкультурная минутка.

Задания для физкультминутки (можно использовать музыкотерапию в виде музыкального сопровождения  в спокойном темпе):

Если дробь правильная, учащиеся встают, если неправильная, то поднимают руки вверх.

5/7,  6/5,  4/17,  9/9,  3/15

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были Иван-царевич и Василиса Премудрая. Но пришла откуда ни возьмись беда: унес Кощей Бессмертный Василису Премудрую за тридевять земель, в тридесятое царство. Иван-царевич погоревал, поклонился на четыре стороны и пошел куда глаза глядят – искать Василису Премудрую.

№2

И может он добраться до Кощеева царства по трем дорогам. Длина второй дороги 4  3/5 км, первая дорога на 3  2/5 км длиннее второй, а третья дорога короче первой на 5  1/5 км. Поможем Ивану-царевичу выбрать самую короткую дорогу до Кощеева царства.

Решение.

1) 4  3/5 +  3  2/5 = 7   5/5 = 8 (км) – длина  первой дороги

2) 8 – 5 1/5 = 7 5/5 – 5  1/5 =  2  4/5 (км) – длина третьей дороги

Ответ:  самая короткая дорога третья.

С вашей помощью добрался Иван-царевич до Кощеева царства, кинулся на Кощея Бессмертного с мечом, а Кощей смеется: меня меч не сечет и никакая сила не берет, кроме остроумия.

И задает Ивану-царевичу первую задачу:

№3

Сколько весит ларец, где смерть моя находится, если сундук с золотом весит в 3 3/11 раза больше его, а сундук с серебром в 5  8/11 раза больше его,  а вес ларца и  двух сундуков 90 кг?

Решение.

Пусть ларец весит х кг,   тогда сундук с золотом весит  3  3/11 х кг, а сундук с серебром  5  8/11 кг.  Вес ларца и двух сундуков (х + 3  3/11 х +  5  8/11 х) кг, что по условию задачи равно 90 кг.

Составим и решим уравнение:

х + 3  3/11 х +  5  8/11 х = 90

9  11/11 х = 90

10 х = 90

х = 90 : 10

х = 9

Ответ: 9 кг.

Как только решил Иван-царевич первую задачу, побледнел Кощей, но все не сдается. Чтобы открыть мой ларец надо ключ от него найти, а ключ – меньший из корней двух уравнений.  Вот тебе Иван-царевич и вторая моя задача.

Ребята, давайте поможем Ивану-царевичу решить эти уравнения и победить Кощея.

  Физкультурная минутка.

Мы за дело взялись смело,

Посмотрели вправо, влево,

Голову подняли вверх,

Кощея вместе одолеем

И разделим свой успех.

№4

Решите уравнения:

(решение на два варианта)

  1. 13  2/9  - (х + 2  5/9) = 7  5/9    (Ответ: 3  1/9)
  2. (у – 3  7/13) + 2  5/13 =  8   4/13   (Ответ:  9  6/13)

Меньший корень у первого уравнения.

Как только сказал это Иван-царевич, грянул гром, и Кощей был побежден, а Василиса Премудрая освобождена.

Тут и сказке конец, а кто решал задачи – молодец!

  1. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Сегодня на уроке мы закрепили правила сложения и вычитания смешанных чисел, вспомнили  решение текстовых задач с помощью составления уравнения.

  1. Информация о домашнем задании.

Домашнее задание: п. 29, № 1136 (в, д), 1139, 1143 (а).

Инструкции по выполнению домашнего задания.

  1. Организационный момент.

Сбор рабочих тетрадей (проверка домашнего задания к этому уроку).

  1. Урок закончен. Спасибо за урок. До свидания.

Список использованной литературы

1. «Математика. 5 класс», Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И.

2. Русская народная сказка «Кощей Бессмертный»

№1 

1) К:  15   2/9 – (7  1/9 + 4  5/9)

2) З:   (2  5/7 + 8  2/7) – 4  7/8

3) С:  (4  2/5 + 3  4/5) – (12 – 8  1/5)

4) А:  12  6/11 – (5  4/11 + 6  9/11 – 2  3/11)

№2

Длина второй дороги 4  3/5 км, первая дорога на 3  2/5 км длиннее второй, а третья дорога короче первой на 5  1/5 км. Выбрать самую короткую дорогу.

№3

Сколько весит ларец, если сундук с золотом весит в 3 3/11 раза больше его, а сундук с серебром в 5  8/11 раза больше его,  а вес ларца и  двух сундуков 90 кг?

№4

Решите уравнения:

(решение на два варианта)

  1. 13  2/9  - (х + 2  5/9) = 7  5/9    
  2. (у – 3  7/13) + 2  5/13 =  8   4/13  

№1 

1) К:  15   2/9 – (7  1/9 + 4  5/9)

2) З:   (2  5/7 + 8  2/7) – 4  7/8

3) С:  (4  2/5 + 3  4/5) – (12 – 8  1/5)

4) А:  12  6/11 – (5  4/11 + 6  9/11 – 2  3/11)

№2

Длина второй дороги 4  3/5 км, первая дорога на 3  2/5 км длиннее второй, а третья дорога короче первой на 5  1/5 км. Выбрать самую короткую дорогу.

№3

Сколько весит ларец, если сундук с золотом весит в 3 3/11 раза больше его, а сундук с серебром в 5  8/11 раза больше его,  а вес ларца и  двух сундуков 90 кг?

№4

Решите уравнения:

(решение на два варианта)

  1. 13  2/9  - (х + 2  5/9) = 7  5/9    
  2. (у – 3  7/13) + 2  5/13 =  8   4/13  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе по теме " Сложение и вычитание смешанных чисел"

Открытый урок по математике в 5 классе подготовила и провела учитель МОУ сош с. Пышлицы  Рещикова Марина Васильевна....

урок по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел" математика 6 класс

Тема урока:Сложение и вычитание смешанных чисел.Цели:образовательные –совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки учащихся по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»; отрабатывать у...

План-конспект урока "Сложение и вычитание смешанных чисел".

В работе используются электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) на уроке математики в 6 классе....

открытый урок по теме: "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Урок "Сложение и вычитание смешанных чисел" с элементами здоровьесбережения и с использованием индивидуально-дифференцированного обучения  был проведен в 5 классе специальной -коррекционной школе...

сложение и вычитание смешанных чисел

урок - игра  сложение и вычитание смешанных чисел...

СЛОЖЕНИЕ СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ Контрольная работа № 3 6 класс

СЛОЖЕНИЕ СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ  Контрольная работа № 3 6 класс...