Развитие навыков критического мышления у учащихся на уроках математики.
статья по математике на тему

Починская Светлана Васильевна
Учить детей так, чтобы у них развивалось критическое мышление, труднее, чем просто сообщать им отдельные факты и закономерности. Чтобы у школьника развивалось критическое мышление, необходимо, чтобы у него    на каждом уроке возникало удивление и любопытство.  Давно замечено, что в процессе обучения, как правило, школьники лишь “впитывают” в себя новую информацию - формы же их активности отличаются монотонностью, а источники обучения не отличаются разнообразием. И если ребенок остается пассивным на уроке изо дня в день, из недели в неделю, то развитие его познавательных способностей ограничивается лишь простым воспроизведением содержания предмета.  В результате, большая часть школьников, зачастую не понимает того, что слышит, о чем читает и даже того, что им говорят. От учащихся ожидается лишь умение “переваривать”, запоминать информацию; они сейчас не развивают активное, заинтересованное, критическое отношение к реальности, - поэтому мотивация к обучению отсутствует. 
Ученики  должны приобретать в школе те знания и умения, которые они смогли бы использовать в реальной жизни. Безусловно, что знания имеют ценность только тогда, когда информация критически осмыслена, творчески переработана и применяется в различных видах деятельности. При отсутствии четко определенных основ и ясно поставленных целей, обучение зачастую сводится к передаче знаний посредством бессистемных методов и приемов.   Совершенствование учебно-воспитательного процесса требуют от нас особое внимание уделять развитию критического мышления учащихся.  
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Развитие навыков критического мышления у учащихся

на уроках математики.

Починская Светлана Васильевнаь

Педагог индивидуального обучения

МБОУ «Новосельская средняя школа».

«Величие человека – в его способности мыслить»                                                                 ( французский ученый Блез Паскаль).            

Уровень компьютеризации общества ХХI века делает бескрайнее информационное поле доступным каждому. Умение своевременно получать необходимую информацию для принятия, после ее обработки и анализа, соответствующего решения - ключ к успеху в карьере и жизни современного человека. Современному обществу нужны образованные люди,   которые смогут принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны («Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»).    Сейчас необходимо не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать новые идеи вдумчиво, критически, с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Учить детей так, чтобы у них развивалось критическое мышление, труднее, чем просто сообщать им отдельные факты и закономерности. Чтобы у школьника развивалось критическое мышление, необходимо, чтобы у него    на каждом уроке возникало удивление и любопытство.  Давно замечено, что в процессе обучения, как правило, школьники лишь “впитывают” в себя новую информацию - формы же их активности отличаются монотонностью, а источники обучения не отличаются разнообразием. И если ребенок остается пассивным на уроке изо дня в день, из недели в неделю, то развитие его познавательных способностей ограничивается лишь простым воспроизведением содержания предмета.  В результате, большая часть школьников, зачастую не понимает того, что слышит, о чем читает и даже того, что им говорят. От учащихся ожидается лишь умение “переваривать”, запоминать информацию; они сейчас не развивают активное, заинтересованное, критическое отношение к реальности, - поэтому мотивация к обучению отсутствует.

Ученики  должны приобретать в школе те знания и умения, которые они смогли бы использовать в реальной жизни. Безусловно, что знания имеют ценность только тогда, когда информация критически осмыслена, творчески переработана и применяется в различных видах деятельности. При отсутствии четко определенных основ и ясно поставленных целей, обучение зачастую сводится к передаче знаний посредством бессистемных методов и приемов.   Совершенствование учебно-воспитательного процесса требуют от нас особое внимание уделять развитию критического мышления учащихся.  

     Проблема развития критического мышления очень актуальна сегодня, а также будет актуальна и «завтра». Так как технологии не стоят на месте, и каждый новый день несет нам несметное количество новой информации.

Ульям Джеймс дает определение, что  критическое мышление — это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролем, обоснованностью и целенаправленностью, — такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулирования выводов, вероятностной оценке и принятии решений.

Слово «критический» предполагает оценочный компонент. Но оценка может и должна быть конструктивным выражением и позитивного, и негативного отношения. Когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов — насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей.

Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса — хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения.

Критическое мышление иногда называют еще и направленным мышлением, поскольку оно нацелено на получение желаемого результата. Это тщательно обдуманное, взвешенное решение в отношении какого-либо суждения: должны ли мы принять, отвергнуть или отложить его, и степень уверенности, с которой мы это делаем.

Чрезвычайно важно то, что критическое мышление означает не негативность суждений и критику, как может показаться на первый взгляд, а разумное рассмотрение разнообразия подходов и философий, с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. «Критическое» в этом контексте означает «аналитическое». Это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

Критическое мышление — это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Определим признаки критического мышления:

  1. Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное.
  2. Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
  3. В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить
  4. В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
  5. В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. (Дэвид Клустер, США)

Ведущие целевые ориентации: Мотивация к учению. Расширение знаний и развитие интеллектуальных умений. Развитие рефлексивного мышления. Формирование обобщений.

Цель применения технологии развития критического мышления: Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения).

Технология РКМ:

  1. Формирует самостоятельное мышление.
  2. Вооружает методами и способами самостоятельной работы.
  3. Даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе “учитель-ученик”.
  4. Позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса.

  Рекомендуют разнообразные стратегии обучения, нацеленные на развитие мышления учащихся. Одно из мнений, что детям необходимо развивать 6 видов умственной деятельности, необходимых для того, чтобы научится критически мыслить:  

Вспоминание: восстановление в памяти фактов, представлений и понятий.

Воспроизведение: следование образцу или алгоритму.

Обоснование: подведение частного случая под общий принцип или понятие.

Реорганизация: преобразование исходных условий задачи в новую проблемную ситуацию, позволяющую найти оригинальное решение.

Соотнесение: связывание вновь приобретенных знаний с усвоением ранее или с личным опытом.

Рефлексия: исследование самой мысли и причин её появления.

Учить детей так, чтобы у них развивалось критическое мышление, труднее, чем просто сообщать им отдельные факты и закономерности. Например, для развития умения обосновывать свои выводы и решения, учителя должны заинтересовать учеников необычными задачами и материалами.

В основе развития критического мышления лежит базовая модель, состоящая из трех фаз.

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно.

Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

-вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи.

Эта стадия позволяет ученику:

- получить новую информацию; - осмыслить ее;  - соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ни что  иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.

Некоторые правила технологии РМК:

1. Задавайтесь вопросами, интересуйтесь.

Речь идет не о поверхностном любопытстве, проявляющемся в том, чтобы всюду совать свой нос, а о любознательности, пытливости, интеллектуальной жажде.

Вопросы могут служить мотивацией к изучению материала, могут способствовать лучшему закреплению изученного, а также работать на рефлексию.

2. Анализируйте идеи, предположения, тексты.

 Анализ - это исходная мыслительная операция, с которой начинается процесс мышления. Для его осуществления нужно разложить идею или объект на составные части.

3. Исследуйте факты, доказательства.

4. Высказывайте свои предложения, мысли, идеи, а также считайтесь с другими мнениями.

   Выделяют несколько типов задач, направленных на развитие критического мышления:

Первый тип задач.

В процессе занятия создается такая ситуация, когда из неверной изначально посылки путем корректных логических суждений получается новый вывод, явно  противоречащий имеющимся у учащихся знаниям. Предлагается найти причину этого несоответствия.

Второй тип задач.

 Создается ситуация, в которой из первоначально справедливого суждения путем некорректных логических операций получается абсурдный вывод. Причину предлагается выяснить.

Третий тип задач.

 Правильный результат специально «критически» осмысливается таким образом, что его правильность оказывается сомнительной (критическое осмысление проводится некорректно). Дальнейшее рассуждение предлагается  провести самостоятельно.

   Если посмотреть на выделенные   типы задач, можно заметить, что ко второму типу,  как нельзя лучше,  подходят математические софизмы.

Софизмом называется «такое рассуждение, в котором явно неправильный результат доказывается благодаря использованию доводов, ошибочность которых сознательно замаскирована».

Довольно часто на уроках мы  предлагаем учащимся найти ошибочные доводы в приведённых софизмах.

Так же знакомим  учащихся с геометрическими и оптическими иллюзиями, ведь не редко, решая какие-либо задачи, ребята делают выводы лишь на основании того, что  они видят на чертеже,  часто ошибочные.

Работа с геометрическими иллюзиями, а также с софизмами, основанными на ошибке в чертеже, приучает школьников к тому, что не достаточно просто предъявить чертёж, нужно ещё доказать, что то, что на нём изображено является правдой.

Задачи «шутки» и задачи «головоломки», в свою очередь,  развивают у учащихся умение критически подходить к условию задачи, показывают, что не всегда то, что кажется верным на первый взгляд, является таковым. Такие задачи обостряют внимание и приучают к осторожности в привычном ходе мыслей.

На мой взгляд, умение критически мыслить необходимо не только при решении различных задач, без него также не обойтись и в повседневной жизни. Ведь с каждым днём стремительно растёт поток информации, обрушивающийся на нас со всех сторон. Поэтому важно уметь ориентироваться в этом потоке, находить нужное. В век рекламы все стремятся убедить нас в том, что именно их продукция самая лучшая, часто встречаются мошенники, мастерство которых вручить нам самую ненужную и бесполезную вещь, как самую необходимую, порой ставит в тупик и разумного взрослого человека. Поэтому очень важно развивать у детей умение критически мыслить, не принимать на веру всё, с чем они сталкиваются в жизни, осмысливать полученную информацию, находить ошибки в рассуждениях других и избегать собственных. Математика обладает всеми необходимыми средствами для развития у учащихся этого важного умения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Памятка приемов технологии развития критического мышления для учащихся к урокам географии"

К технологии критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) еще недавно относились как к интересной новинке. Сегодня эту технологию внедряют многие учителя на разных предметах. Я постаралась созд...

Презентация на тему "Приёмы и методы для развития критического мышления у учащихся на уроках английского языка"

Данная презентация содержит описание различных приёмов и методов , способствующих развитию критического мышления у школьников при обучении английскому языку:"Ромашка Блюма”,“Толстые” и “тонкие” вопрос...

Задания для развития критического мышления у учащихся на уроках русского языка

Этот документ я нашла на одном из учительских сайтов и активно пользовалась им на уроках русского языка. Данные задания разного уровня учат детей понимать прочитанное, выделять главное, производить ко...

Развитие навыков критического мышления на уроках английского языка

Развитие навыков критического мышления на уроках английского языка...