Технологическая карта урока математики в 5 классе
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Абубакирова Зилия Рафинатовна

разработка урока математики в 5 классе по теме "Занимательные задачи на проценты"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет____математика_____класс________5___________

Дата урока___11.04.2016г____

Тема урока

Место урока по теме

Решение логических и занимательных задач на проценты.

Урок относится к разделу «Десятичные дроби» и является

37 уроком в данном разделе.

Тип урока

Формы, приёмы, методы

урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Фронтальная, парная, индивидуальная

Цель урока

совершенствование практических навыков решения основных задач
на проценты и умение применять их
при решении реальных жизненных задач

Метапредметные УУД

Предметный результат

УУД

уметь воспроизводить смысл понятия проценты; уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности

предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и умения решать основные типы задач на проценты

личностные: уметь работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения

образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение процентов при решении задач; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач по теме «Проценты».

 воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

 развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.

Педагогические технологии

Оборудование

Личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающее,

Учебник, тетрадь, доска, экран, проектор, компьютер, карточки самооценивания.


ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I этап:                                                                    Организационный этап ( 1 мин)

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,

"-" - не справился с задачей.

Проведем психологический настрой (работа с сигнальными карточками) и мотивацию учащихся к предстоящей деятельности.

Учащиеся слушают учителя.

Поднимают сигнальные карточки в зависимости от настроя к уроку.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

II этап:                                                                      Актуализация знаний (3 мин)

Устный счет: 

0,13   1,09    0,8    0,45      0,006

43%    18%   40%    77%     112%

Задание: в первой строке замените десятичные дроби процентами, а во второй строке проценты замените десятичными дробями.

Давайте вспомним основные задачи на проценты.

а) как найти процент от числа;

Найдите:  48% от 250

б) как найти по проценту целую величину;

Найдите: число, 8% которого равны 12.

в) как найти процентное соотношение одного числа от другого.

Сколько процентов составляет 150 от 600?

Повторим эти правила в общем виде:

А % от Б                 Б ∙ 0,01А        

А % это С                   С : 0,01А

Б от С в %              (Б : С) ∙ 100%

Учащиеся устно выполняют предложенные задания.


Решение: 48% = 0,48

                250  0,48 =120

Решение: 8% = 0,08

                12 : 0,08 =150.

Решение:
150 : 600
 100% = 25%.

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

III этап:           Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (4 мин)

Рассмотрим следующую задачу:

Учитель подводит итоги успеваемости за четверть.

В 5а 9 учеников учатся на отлично и хорошо, а в 5б -11, но в 5а- 16 учеников, а в 5б -20 учеников. Как выяснить какой класс лучше учится?

- Ответить на этот вопрос помогут проценты. Если мы выразим количество учащихся в процентах, ответ будет ясен.

- Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты. Где мы встречаемся с этим понятием?

 Кроме того, полученные знания на уроках математики,  помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии  (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока). А также при сдаче экзамена ЕГЭ.  

Сегодня вы будете работать в роли продавцов, высчитывающих скидку покупателю; в роли классного руководителя и завуча школы; в роли бухгалтера, начисляющего заработную плату сотруднику.

Тема нашего урока: Решение логических и занимательных задач на проценты.

Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Проценты" и суметь применить их при решении реальных жизненных задач.

Учащиеся предлагают свои решения.

Отвечают на поставленный вопрос  (В магазине, и в банке, и в аптеке, и в газетах, и в журналах, и по телевизору и в школе)

Формулируют тему и цель урока, записывают в тетради дату и тему урока.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

IV этап:                                                   Применение знаний и умений в новой ситуации.  (28 мин)

Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни.

1. Классный руководитель – завуч школы.

1) В классе 28 учеников, 19 из них учатся на “4” и “5”.

Какой процент учащихся закончили четверть на“4” и “5”? Ответ округлить до десятых процента.

2) 12 учеников посещают спортивные секции,

16 учеников посещают различные кружки.

Какой процент учащихся посещают спортивные секции, кружки?

2. Продавец - покупатель.

Ученики в парах вычисляют скидку на два, заранее определенных, товара, и стоимость покупки.

Товар:   скидка на данный товар:

Шуба - 38 500 рублей        14 %

Сапоги – 7 800 рублей              10%

Шапка - 2 200 рублей          8 %

Спортивный костюм –

3 200  рублей                         11 %

Кроссовки – 1 850 рублей.     5 %

3. Бухгалтер – сотрудник фирмы.

Ставка сотрудника – 13 500 рублей.

Доплата за совмещение обязанностей – 60 %

Доплата на транспорт 10%

Какова заработная плата сотрудника?

Прибавить к ней 45% от начисленной суммы – премия. И вычесть 13% - налоги. Какую сумму получит сотрудник?

Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач. При необходимости могут использовать калькуляторы, имеющиеся на столах.

По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.

Ответ к задаче:

  67,9% учащихся закончили четверть на“4” и “5”

  42,9% учеников посещают спортивные секции,

  57,1% учеников посещают различные кружки.

Ответ к задаче:

Товар:    
Скидка на данный товар: (руб.)
Сумма к оплате: (руб.)


Шуба           5 390                33 110

Сапоги        780               7 020

Шапка         176               2 024

Спортивный костюм          

                     352          2 848

Кроссовки         92,5        1 757,5

 
Ответ к задаче: Заработная плата сотрудника  22 950 рублей,

     Премия 10 327,5 рублей,

     Общая сумма 33 277,5 рублей,

     Налог 4 326,08 рублей,

     Сумма, которую получит сотрудник 28 951,42 рубля.

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

V этап:                                                                        Физкультминутка.  (2 мин)

Давайте немного передохнем.

Поднимает руки класс –
                                    это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри –
                                      это «три».
Руки в стороны по шире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать –  
                                 это «пять».
Всем ребятам надо сесть –
                                  это «шесть».

Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем

VI этап:                       Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (4 мин)

Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему?

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

Личностные: формирование позитивной самооценки

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

VII этап:                                                  Рефлексия (подведение итогов урока). (2 мин)

Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами.

Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке.

Учащиеся сдают карточки самооценивания.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

VIII этап:                                                      Информация о домашнем задании. (1 мин)

Решите следующую задачу:

В семье Карповых, состоящей из мамы, папы и шестилетнего Юры,  семейный бюджет на месяц делится следующим образом.
(Приложение 1)

Задания: 

1. Рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода, если Юрина мама зарабатывает 15 000 рублей, а Юрин папа 20 000 рублей в месяц.

2. Смогут ли Карповы съездить через 5 месяцев по путевке на юг, потратив на это деньги из копилки, если зарплату папе и маме поднимут единовременно на 15%, а цены на продукты ежемесячно будут расти в среднем на 5 %? Цена путевки на трех человек, включая дорогу)  - 60 000 рублей.

Учащиеся слушают учителя, записывают задание в дневник.

Приложение1

Статья расхода

Процент от заработанной суммы

Оплата расходов на содержание

квартиры

8

Плата за детский сад за 1 ребенка

6

Покупка продуктов

23

Непредвиденные расходы (покупка одежды, обуви, приобретение или ремонт электроприборов ,если есть необходимость и т.д.)

23

В копилку

40




Предварительный просмотр:

Самоанализ урока математики в 5  классе

учителя математики

Нефтеюганского районного муниципального общеобразовательного

бюджетного учреждения «Лемпинская средняя общеобразовательная школа»

АбубакировойЗилииРафинатовны.

Коллектив 5 класса  состоит из 10 человек, из них 7 мальчиков и 3 девочки. Возрастной состав детей от 10-11лет. На данном уроке присутствовало 7 человек.

Интеллектуальное развитие детей соответствует возрастной норме, на уроках дети познавательно активны. По уровню знаний и способностей класс среднего уровня. Мотивация к обучению наблюдается у всех учащихся. Средний уровень развития способностей показывают 8 человек (80 %), ниже среднего - 2 учащихся (20%).

        Коллектив достаточно дружный, доброжелательный, но волевые качества развиты не у всех. Учащиеся умеют работать совместно.

Большинство ребят класса проявляет высокую заинтересованность в успехе.  Есть ребята, которые активно принимают участие в ежегодном конкурсе «Кенгуру», в мероприятиях недели точных наук и других дистанционных конкурсах.

Тема урока:Решение логических и занимательных задач на проценты.

Цель: совершенствование практических навыков решения основных задач
на проценты и умение применять их при решении реальных жизненных задач.

Исходя из цели урока,ставлю задачи урока:

образовательные(формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение процентов при решении задач; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач по теме «Проценты».

воспитательные(формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

развивающие (формирование регулятивных УУД): способствоватьразвитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Содержание урока.

        Содержание урока соответствует требованиям программы.  Урок относится к разделу «Десятичные дроби»и является 37 уроком в данном разделе. Тема предыдущего урока «Решение проблемных задач». К данному уроку учащиеся имеют необходимый уровень знаний по данной теме.Содержание урока соответствует возрастным нормам. Данный урок имеет непосредственную связь с  пройденным  материалом.

Этапы урока и содержание материала  были подобраны в соответствии с выбранным типом урока.

Время, отведенное на все этапы,  было распределено рационально. Логика между этапами соблюдена.

Отбор учебно-методического обеспечения урока (дидактический материал, ИКТ,  вопросы, задания для учащихся) соответствовал  поставленным целям и задачам данного урока.

Урок рассчитан на 45 минут.

Методика проведения урока.

Активизация представлена через систему вопросов, различные формы организации работы, использование проблемной ситуации, элементов занимательности и наглядности (мультимедийная презентация), применение здоровьесберегающих технологий.

Использовались

- задания поискового характера;

- метод наглядности;

-  метод контроля и самооценки.

На всех этапах урока  приоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они выполняются как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы, в парах, в группах. Объём самостоятельных работ соответствует возрастным требованиям, достаточен, характер познавательный, поисковый. Использовались различные виды контроля: ученик – ученик ( при групповой работе), самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на доске).Организованная  данным образом работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать «новое» от уже известного.

Психологические аспекты урока.

        На уроке создан благоприятный климат и комфортные условия для каждого ученика. Учитывались  физиологические и психологические особенности детей,  проводились виды работы, которые снимали усталость. Развитие психических процессов на уроке происходило через мобилизацию внимания учащихся различными способами: через прямое требование, связывая изучение материала с жизнью, с помощью использования  различного занимательного материала.  Побуждение к активному усвоению знаний велось через стимулирование учеников к применению различных способов учебной нагрузки. Содержание материала и виды работы на уроке были направлены  на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

Соответствие урока требованиям ФГОС.

Урок построен в рамках системно – деятельностного подхода, развивает у учеников  способности самостоятельно ставить учебную задачу, планировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения.  Организованы проблемные и поисковые ситуации, активизирующие деятельность учащихся.Урок соответствует ФГОС.

Урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностныхрезультатов:

предметные: умение в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и умения решать основные типы задач на проценты

личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения

метапредметные:

-  Регулятивные УУД:умение учитывать правило в планировании и контроле способа решения, выбирать и осуществлять учебные действия, оценивать свою работу и результат.

-  Познавательные УУД: умение анализировать объекты с выделением существенных признаков, обобщать, делать выводы, умение воспроизводить смысл понятия проценты.

- Коммуникативные УУД: умение организовывать и осуществлять сотрудничество в паре, в группе, выражать свои мысли, вступать в диалог, слушать, понимать и критиковать других.

Ход урока.

1.Организационный момент (1 мин).Готовность к деятельности, мобилизация внимания учащихся. Создание положительной эмоциональной направленности на учебную деятельность. Стимулирование самоконтроля и самоорганизации школьников.

Урок начался своевременно.  Первый этап урока был направлен на психологический настрой (работа с сигнальными карточками) и мотивацию учащихся к предстоящей деятельности.

2.Актуализация знаний учащихся (3мин) осуществлялась через использование таких методов как:метод объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; словесный.

 Данный этап урока позволил осуществить текущий контроль знаний, подвести учащихся к изучаемой теме урока. В ходе второго этапа урока вспомнили понятие процента, основные задачи на проценты ( как найти процент от числа;как найти по проценту целую величину;

как найти процентное соотношение одного числа от другого.

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (4 мин) Через решение задачи из школьной жизни дети формулируют тему урока, а затем с помощью терминов: «формировать», «закреплять», «упражняться» выражая свои мысли и вступая в диалог, формулируют учебную задачу, предполагают действия по достижению результатов.

4.Применение знаний и умений в новой ситуации.  (28 мин)

Отработали учебный материал по теме урока практически. Проведена работа в группах, проверка с обратной связью  с целью развития у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки (правильный ответ - на интерактивной доске), обобщение (работа с памяткой).

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический, самоконтроль.

5.Физкультминутка.  (2 мин)

Организована и проведена динамическая пауза с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений (ценностное отношение к здоровому образу жизни).

Учащиеся выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения, упражнение на внимание.

Отрабатывались: умение переключаться на другой вид деятельности, умение слышать и согласовывать движения.

6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (4 мин)

Обсудили: какие задачи вызвали  затруднения и почему? Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

Контроль самостоятельной работы позволил выявить уровень знаний и умений по пройденному материалу, наметились корректирующие мероприятия на следующее занятие.

7.Рефлексия (подведение итогов урока). (2 мин)

При подведении итогов урока использовала фронтально-индивидуальную   беседу, словесный опрос. Дала педагогическую оценку деятельности класса.

8. Информация о домашнем задании. (1 мин)С целью формирования прочных навыков решения задач на процентыучащимся было предложено задание по карточке, где нужно рассчитать семейный расход в процентном соотношении. Проведён инструктаж по выполнению домашнего задания.

Вывод самоанализа.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен, заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг. Дети усвоили алгоритм работы по данной теме и умело применили его на практике. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических возможностей учащихся.  Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор современных методов и приёмов помог каждому ребёнку продвинуться в своём индивидуальном развитии.   Учащиеся показали достаточный уровень усвоения знаний (100% абс.усп. и 83% кач.усп.), высокую познавательную   активность на уроке, к оценке учителя отнеслись доброжелательно.  

Урок дан 11.04.2016 г.  на  ШМО учителей предметников.

C:\Users\Учитель\Desktop\абубакирова\фото 2016\DSC02962.JPGC:\Users\Учитель\Desktop\абубакирова\фото 2016\DSC02963.JPG

C:\Users\Учитель\Desktop\абубакирова\фото 2016\DSC02964.JPGC:\Users\Учитель\Desktop\абубакирова\фото 2016\DSC02965.JPG

C:\Users\Учитель\Desktop\абубакирова\фото 2016\DSC02967.JPGC:\Users\Учитель\Desktop\абубакирова\фото 2016\DSC02970.JPG

C:\Users\Учитель\Desktop\абубакирова\фото 2016\DSC02974.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики: 3 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме "Уравнение". Тип урока: объяснение нового материала....

Технологическая карта урока математики: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Единицы длины. Решение задач на движение по данному чертежу". Тип урока: повторение материала....

технологическая карта урока математики 6 класс

Урок "Признаки делимости на 3, на 9"...

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Шаблон технологической карты урока математики 2 класс.

Шаблон технологической карты урока математики во 2 классе с УУД на каждый этап урока. Тема урока: "Уравнение."  УМК "Школа России". Учебник  М.И.Моро. Используя шаблон, учитель может добавля...

Технологическая карта урока математики 5 класса и презентация к нему

Тема урока: "Правильные и неправильные дроби"...

технологическая карта урока математики 5 класс

карта разработана в соответствии с требования ФГОС 5 класс учебник Л.Г.Петерсон...