Технологическая карта урока математики в 6 класса по теме "Сложение и вычитание рациональных чисел"
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Крупина Юлия Александровна

 

Данная тема изучается в разделе «Рациональные числа», урок являлся третьим уроком в теме.

Т.к. это не первый урок в теме, то в ходе урока рассматривались более сложные задания, которые были доступны для  большинства учащихся класса.

Акцент на уроке был сделан на межпредметные связи, совместив математику и ПДД. Что значительно повысило мотивацию учащихся и активность на уроке.

Анализ урока показывает, что у учащихся сформированы навыки сложения и вычитания рациональных чисел, но сложности вызывает выбор рационального алгоритма действий. (при работе в парах не группировали дроби с одинаковыми знаменателями, а выполняли действия последовательно, при этом правильный результат был все равно получен).

В ходе самостоятельной работы наибольшую сложность вызвало сравнение значений выражений  в задании № 2), при правильном вычислении этих значений. Стоит обратить на это внимание в дальнейшей работе.

 С остальными заданиями сложностей не возникало.

Ни одно задание на данном уроке не давало ответ-разгадку учащимся в готовом виде. Нужно было либо ответить на дополнительные вопросы, либо сравнить полученные ответы , либо исключить лишнее. Такие приемы способствовали не только закреплению вычислительных навыков, но и развитию основных ключевых компетенций. Это еще больше активизировало как познавательную, так и творческую деятельность учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта урока58.33 КБ

Предварительный просмотр:

Сложение и вычитание рациональных чисел

Цели

Создать условия для совершенствования умений выполнять сложение и вычитание рациональных чисел.

 Воспитание организованности, ответственности, самостоятельности, толерантности (терпимости к мнению другого человека); 

Способствовать развитию коммуникативных навыков через работу в парах.

Тип урока

Урок-практикум

Планируемый результат

Предметные: Формулируют правило сложения дробей с одинаковыми и разными знаменателями, правило вычитания, правило сравнения рациональных чисел.

Находят неизвестное число, для которого верно равенство, выполняют сравнение рациональных чисел (решение простейших уравнений с рациональными числами).

Могут складывать и вычитать рациональные числа, подбирать аргументы для доказательства своего решения, оформляют решение.

Анализируют полученные результаты.

Личночтные:

Формирование интереса к творческой деятельности, мотивации к индивидуальной деятельности.

Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного плана действий.

УУД

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и парной работы, формировать умения управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия), контролировать действия партнера.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.  Осознавать самого себя как движущуюся силу своего учения, формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные: сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам, выявлять сходства и различия объектов. произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.

Формы работы

Частично-поисковый, индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Технологии

Проблемное обучение, обучение в сотрудничестве.

Элементы содержания образования

Сумма рациональных чисел, разность рациональных чисел, общий знаменатель

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Мотивация обучающихся к учебной деятельности.

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует к уроку.

Здравствуйте, ребята. Начнем мы наш урок с ребуса, который и определит тему нашего урока.

На дороге регулируют движение светофоры, регулировщики и правила дорожного движения, а что же регулирует движение по дорогам математики? ЗАКОНЫ И ПРАВИЛА.

А что означает каждый из сигналов светофора? Вы это хорошо знаете. Давайте переведем эти сигналы на математический язык.

  1. Красный (движение запрещено)- не знаешь теории, стой!
  2. Желтый (внимание!)- умеешь выполнять простейшие задания - еще чуть-чуть….
  3. Зеленый (движение разрешено) - вперед по дороге знаний!

Включаются в деловой ритм урока. Выполняют самооценку готовности к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Отгадывают ребус, определяя тему урока.

2. Актуализация знаний, формулировка темы и целей урока.

Итак, посмотрим на наш светофор. Он переключится только после того, как мы повторим основные правила.

Закончите предложение:

  • Чтобы сложить 2 числа с одинаковыми знаками нужно…
  • Чтобы сложить два числа с разными знаками нужно…
  • Чтобы из одного числа вычесть другое нужно…
  • Чему равна сумма противоположных чисел?
  • Может сумма двух чисел равняться одному из них?
  • Может ли сумма двух чисел быть меньше одного из слагаемых? Приведите примеры.

В математике, как и на дороге, обязательны для выполнения законы. Вспомним их!

  • Переместительный закон
  • Сочетательный закон
  • Распределительный закон (позволяет раскрывать скобки и выносить общий множитель за скобки)

Отлично! Думаю, можно отправляться в путь. А отправимся мы за новыми знаниями - знаниями о светофорах.

Отлично! Думаю, можно отправляться в путь. А отправимся мы за новыми знаниями - знаниями о светофорах.

Вы можете спросить, а что же я еще не знаю о светофорах? На самом деле помимо привычных нам существует еще несколько видов светофоров. А узнать о них вам помогут ваши умения складывать и вычитать рациональные числа.

Какую цель поставим перед собой?

Отвечают на вопросы учителя. Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.

Повторение теоретического материала.

Формулируют цель урока

  1. Умственно-познавательная деятельность. 

№1 Ваша задача расшифровать название необычного светофора.

Контролирует выполнение.

Но название все еще не получено. Придется вам проявить смекалку.

?- гласная, которой соответствует целое число. (Е)

??-согласная. Если ее дробь умножить на , то получится 1. (Р)

???- согласная. Если к ее дроби прибавить , то будет 0.

Итак, реверсивный светофор.

 Основой признак реверсивной полосы в том, что направление движения по ней может меняться в зависимости от дорожных условий. Одна или две реверсивные полосы обычно располагаются посередине дороги и используются в крупных городах для облегчения движения в утренний и вечерний часы пик (соответственно, по одной и той же полосе автомобили утром могут двигаться в одну сторону, а вечером – в обратную). А обязательным элементом полосы с реверсивным движением является светофор, который регулирует движение по полосе и указывает, когда на нее можно въезжать. Светофор устанавливается над полосой с реверсивным движением и распространяет свое действие только на эту полосу. Если на дороге несколько реверсивных полос, светофор должен висеть на каждой из них. Чаще всего светофор для реверсивных полос имеет два сегмента: красный крест и зеленую стрелку. Значения точно такие же, как у обычного светофора: зеленая стрелка – на реверсивную полосу можно въезжать, красный крест – въезд на реверсивную полосу запрещен. Иногда у реверсивных светофоров есть еще желтый сегмент – стрелка вправо, показывающая, что реверсивная полоса скоро сменит направление и водитель должен перестроиться вправо. 

Согласно ПДД, въезжать на реверсивную полосу можно только когда над ней горит зеленая стрелка светофора. Если светофор неисправен (на нем не горит ничего или горят сразу оба знака), выезжать на реверсивную полосу запрещено.

№ 2 Переходим к следующему заданию. Едем дальше. Выполнив это задание, вы узнаете, что сигналы светофора бывают не только 3х известных цветов.

Посмотрите на полученные результаты. Среди цветов выберите тот, которому соответствует самый маленький результат. (Белый)

А среди прилагательных выберите то, которому соответствует наибольший результат. (Лунный)

Бело-лунный цвет.

В России Правилами дорожного движения предусмотрено использование специальных светофоров для трамваев. Стандартно используется Т-образный светофор с четырьмя круглыми сигналами лунно-белого цвета — тремя верхними и одним нижним. Движение прямо разрешается только при одновременном включении нижнего и верхнего среднего сигналов; поворот направо — только при одновременном включении нижнего и верхнего правого; поворот налево, а также разворот — только при одновременном включении нижнего и верхнего левого. Если включены три верхних сигнала, а нижний выключен, то движение запрещено.

Кроме того , на ЖД переездах устанавливают специальные светофоры, 2 секции которых красные, а посередине или снизу- бело-лунная.

Мигающий сигнал бело-лунной секции разрешает движение, а попеременно мигающие красные - запрещают.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания.

№1

В

И

Р

Н

Й

Е

Ы

С

Р

Е

В

?

??

С

И

???

Н

Ы

Й

Отвечают на дополнительные вопросы, отгадывают название светофора.

№ 2

Серый

Белый

Желтый

Солнечный

Пасмурный

Лунный

Сравнивают полученные ответы, применяя правила сравнения рациональных чисел.

  1.  Физминутка.

Организует  проведение физ. минутки.

Светофоры  регулируют движение не только транспортных средств, но и пешеходов. Так что вы хорошо должны ориентироваться в их сигналах.

Перед вами будут появляться примеры. Если результат положительный, вы поднимаете правую руку с зеленой сигнальной фишкой, если отрицательный- красную, если результат равен 0, то подпрыгиваете. Приготовились? За одно и проверим ваши знания!

 

Выполняют физкультминутку.

  1. Умственно-познавательная деятельность

  Работа в парах

На дороге нужно уметь принимать правильные и рациональные решения. Так и в математике. Вам необходимо вычислить значение удобным способом, т.е. применяя законы.

Проверим, как вы с этим справились (самопроверка по эталону на доске).

 

Работают в паре, договариваясь о совместной деятельности.

  1. Контроль уровня усвоения материала

А теперь поработаем самостоятельно.

Выполнение самостоятельно работы.

  1. Рефлексия.

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной  деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. Оценивает работу учащихся на уроке.

Подведем  итог сегодняшнего урока. И в этом нам снова поможет светофор.

Поднимаем руку, если согласны с высказыванием:

  • Я умею складывать числа с разными знаками.
  • Я умею складывать числа с разными знаками.
  • Я умею вычитать рациональные числа.
  • Для этого мне нужно знать…

Выберите соответствующий цвет сигнала и нарисуйте его у себя на самостоятельной работе:

  • Красный - пользы от урока я получил мало, я не многое понимал из того, о чем говорилось и что делалось на уроке, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответам готов не был. Ничего не понятно.
  • Желтый- Урок был в большей степени полезен для меня, я отвечал на вопросы, я смог выполнить ряд заданий. Но надо повторить еще раз.
  • Зеленый-я удовлетворен уроком. Все легко, интересно, познавательно.

Обучающиеся оценивают свою работу. Проводят самооценку   собственной учебной деятельности. Соотносят   цель урока и результаты ими полученные, фиксируют степень их соответствия.

  1. Домашнее задание

Комментирует домашнее задание.

Записывают ДЗ в дневник: П. 3.4. -повторить №513, 518

Самостоятельная работа

Вариант 1

  1. Выполните действия:
  1. Какое из данных чисел наибольшее?
  1. Решите уравнение:

Вариант 2

  1. Выполните действия:
  1. Какое из данных чисел наименьшее?
  1. Решите уравнение:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 5 класс Сложение и вычитание десятичных дробей

Технологическая карта урока математики 5 класс Сложение и вычитание десятичных дробей...

Технологическая карта урока математики 5 класс "Сложение натуральных чисел и его свойства" ФГОС

Технологическая карта урока по теме "Сложение натуральных чисел и его свойства" разработана  с требованиями ФГОС...

Технологическая карта урока математики 5 класс "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Технологическая карта урока математики 5 класс  "Сложение и вычитание смешанных чисел"...

Технологическая карта урока математики 5 класс "Дроби и деление натуральных чисел."

Математика 5 класс. Технологическая карта урока. по теме "Дроби и деление натуральных чисел"...

Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей".

Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"....