урок математики в 5 классе по теме "Признаки делимости на 9 и 3"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Скрипник Жанна Олеговна

Это урок на котором применяются некоторые приёмы смыслового чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Признаки делимости на 9 и 3.

Учитель МБОУ «Бурлинская СОШ» Скрипник Ж.О.

Класс: 5В

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цели урока:

1) в направлении личностного развития:

-формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры; развитие логического и критического мышления, культуры речи; развитие математических способностей.

2) в метапредметном направлении:

-формировать умение находить  необходимую информацию в тексте, анализировать информацию, формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы, соотносить свои действия с планируемыми результатами.

3) в предметном направлении:

- формировать представления учащихся о признаках делимости на 3 и на 9 и способах их доказательства;

- развивать умения применять изученные признаки делимости при решении задач.

Задачи:

Обучающие: научить учащихся устанавливать делимость чисел на 9 и на 3, используя признаки делимости чисел;

Развивающие: развивать логическое мышление и речь учащихся (логичность, обоснованность, точность);

Воспитательные: воспитывать культуру  математического мышления, положительное эмоциональное отношение к учению, к математике, аккуратность, умение слушать товарища и объективно оценивать результаты своего труда.

Технологическая карта

Этапы

урока

Вре

мя

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организа

ционный момент. Само

определение к деятельности.

1

мин

Приветствие.

-Здравствуйте, садитесь.

Проверка готовности рабочих мест учащихся к уроку. 

 Долгожданный дан звонок.

 Начинается урок.

 Посмотри скорей, дружок,

 А ты готов начать урок?

 Всё ль на месте?

 Всё ль в порядке?

 Ручки, книжки и тетрадки.

 Все ли правильно сидят?

 Все ль внимательно глядят?

 Ум и сердце в работу вложи

И каждой секундой в труде дорожи!

-У вас на столах лежат смайлики, поднимите смайлик, который соответствует сейчас вашему настроению.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.        

Ребята поднимают смайлики, соответствующие их настроению.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

6

мин

Проверяет усвоение пройденного материала и осмысленность чтения.        

Приём смыслового чтения №1:

Игра «Верю – не верю»

-Прочитайте высказывание. Если вы считаете, что оно верное, то поднимите зелёный кружок, если нет, то красный.

Смотрят на слайд,

Читают предположение и соглашаются с ним или нет, поднятием карточек разных цветов.

Поднимают красный или зелёный кружок

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

3. Постановка учебной задачи.

10

мин

Создает проблемную ситуацию.

-Какое-то предположение вызвало у вас затруднение?                                          

Ребята, а хотите узнать, как, не выполняя вычислений, определить, делится число на 9 или на 3? Может, у кого есть предположения?

-Итак, давайте сформулируем тему нашего урока и цель.

У китайцев есть притча:

Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Дай сделать – и я пойму.

Так давайте на уроке совместно попробуем вывести новые правила, научимся применять их при решении задач.

Работа в группах.

 Учитель предлагает учащимся провести исследование, поработав в 3 группах, предварительно разделив, отводит время 3-4 мин.

Контролирует работу в группах.

С результатами своей работы вы ходит к доске группа №1.

Что вы делали с числами? Какой вывод вы сделали?

С результатами своей работы вы ходит к доске группа №2.

Что вы делали с числами? Какой вывод вы сделали?

Теперь отчитывается третья группа.

Что вы делали?

Можно ли утверждать, что каждое слагаемое делится на 9?

Посмотрите на последнее слагаемое, из чего оно состоит?

От чего зависело, будет, ли все число делится на 9?

Значит, мы получили, что чтобы число делилось на 9, необходимо, чтобы что?

Как вы думаете, как будет звучать правило делимости на 9, а на 3?

Приём смыслового чтения №2.

«Умение заменять текст формулой»

Учитель предлагает учащимся проверить свои предположения, прочитав правило в учебнике на стр.107. Признаки делимости на 3 и 9.

Как по-другому можно записать это правило?

 Учитель просит учащихся рассказать и записать формулировки признаков делимости на 3 и 9 в своих группах.

Учитель задает вопрос классу:

-Ребята, а как вы думаете, если число делится на 9, оно будет делиться на 3? Почему?

-А если число делится на 3, будет ли оно, делится на 9?

-Делятся ли данные числа на 9,т.е. знать признак делимости на 9.

Учащиеся выдвигают свои гипотезы.

Формулируют и записывают тему урока, ставят цели.

Записывают число, классная работа.

1 и 2 группа выполняют задание по таблице:

Чис

ло

Сум

ма цифр

числа

Делится сумма цифр числа на 9?

Делится число

на 9?

349

945

 

Чис

ло

Сум

ма цифр

числа

Делится сумма цифр числа на 3?

Делится число

на 3?

188

1008

2 представителя от 1 и 2 групп заполняют таблицу на доске, делают вывод (при каких условиях число будет делиться на 9, на 3).

3 группа получает задание повышенного уровня, заполняя пропуски в выражении: Доказать, что число 945 делится на 9, не прибегая к делению столбиком: 945=9*100+4*10+5= __*(99+1)+__*(9+1)+__=(__*99+__*9)+

(__+__+__).(Дети должны заметить, что в последней скобке стоит сумма цифр числа 945).

Представители каждой группы делают отчет о проделанной работе, заполняя таблицы на доске (1 ученик то группы)

Ответы учащихся.

Если сумма цифр числа делится на 3, то и все число на 3 делится.

Если сумма цифр числа делится на 9, то и все число на 9 делится.

Число 945 разбили на сумму разрядных слагаемых, и доказали, что каждое из слагаемых делится на 9, значит и всё число делится на 9.

Первое слагаемое это произведение, а оно делится на 9, если хотя бы один из множителей делится на 9. 99:9, значит (9*99):3. Аналогично (4*9):9.

Из цифр самого числа. Оно делится на 9.

От последнего слагаемого, а это и есть сумма цифр самого числа.

Чтобы сумма цифр делилась на 9.

Учащиеся знакомятся с признаками делимости на 9 и 3 из учебника.

 С помощью букв.

По одному ученику от группы на доске записывают правило.

Да, потому что число кратное 9, кратно и 3, т.е. число, которое делится на 9, всегда разделится и на 3.

Не всегда, потому, что не все числа кратные 3- кратны и 9, т.е. не все числа, которые делятся на 3 будут делится на 9.

Личностные:

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе исследовательской деятельности (коммуникативные УУД).

Предметные:

формирование представлений учащихся о признаках делимости на 3 и на 9 и способах их доказательства;

Метапредметные:

развитие у учащихся умений планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей,  анализировать информацию, формулировать гипотезы (регулятивные УУД);

устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы (познавательные УУД).

4.Физкульт

минута.

1 мин

-А теперь мы отдохнем, встанем все и глубоко вздохнем. Учитель называет натуральные числа. Если четное число - дети стоят, если нечетное - приседают.

Выполняют действия.

5.Этап первичного закрепления.

Работа с учебником.

10

мин

Спрашивает 1 - 2 учащихся у доски.

Самооценка.

Работа в парах. Проверка по образцу.

Взаимооценка.

-Оцените свою работу, подняв кружок определенного цвета.

Работа у доски, с обсуждением.

а) Выполняют задания №374(а)

б) Выполняют в парах задания №374(б)

Обсуждают и оценивают результаты.

№ 375 (а)

Познавательные: формирование умений:

по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов;

по использованию доказательной математической речи; по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами;

Регулятивные:

формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные  результаты;

 Коммуникативные:формирование умений совместно с другими детьми находить решение задачи и оценивать полученные результаты.

6.Самостоятель

ная работа для групп.

10

мин

-Какое сейчас время года?

-Какай праздник, приближается?

-Какое дерево является символом Нового года?

-Я вам предлагаю поиграть в игру под названием «Собери ёлку»

Правила очень простые:

Ствол – это делитель, ветки – это кратные.  Вам нужно правильно собрать ёлки.

(На доске на магнитах стволы и ветки)

Игра «Собери ёлку»

-А сейчас мы проведём взаимопроверку:

1 группа проверят правильность выполнения задания 3 группы, 2- 1, а 3-2.

-Есть ли какие-то ошибки?

1) Работа в группах.

Вся группа выходит к доске и выполняет работу.

Познавательные (формирование умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов);

Регулятивные (формирование умений планировать свою работу, действовать по плану)

Коммуникативные (формирование умений совместно с другими детьми в группе искать правильные ответы).

7.Домашнее задание.

2

мин

Разноуровневое домашнее задание.

п.23 учить признаки делимости на 9 и на 3, стр.107

На оценку 3- №375 (б).

На оценку 5-№378.

8. Рефлексия.

5

мин

-Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему вы научились сегодня?

-Как по записи натурального числа узнать, делится ли оно на 3 (на 9) или нет?

-Что вызвало у вас наибольшие затруднения? Как вы думаете, почему это произошло? Какие правила (темы) вам нужно будет повторить, чтобы не допускать в дальнейшем подобных ошибок?

-Как вы оцениваете свою работу на уроке? Покажите мне развёрнутую ладошку, если вам всё понятно, а если есть какие-то затруднения и что-то не понятно, то покажите ладошку опущенную вниз.

Оценки.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: планирование,  контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Познавательные

умение структурировать знания

9. Заключительный этап.

-А сейчас поднимите, пожалуйста, смайлики, которые соответствуют вашему настроению на конец урока.

Урока время истекло
Я вам ребята благодарна 
За то, что встретили тепло
И поработали ударно.

Спасибо вам за урок.

Поднимают смайлики, соответствующие настроению.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики 5 В класс Автор: Скрипник Жанна Олеговна Учитель математики МБОУ « Бурлинская СОШ»

Слайд 2

Игра «Верю – не верю»

Слайд 3

Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом.

Слайд 4

Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки.

Слайд 5

Делитель – это человек который что-то делит.

Слайд 6

Если число чётное, то оно делится на 2.

Слайд 7

Если число двузначное, то оно делится на 10.

Слайд 8

Число 1111 делится на 3 .

Слайд 9

Число 738 делится на 9 .

Слайд 10

Любое число можно разделить на 2.

Слайд 11

Тема «Признаки делимости на 9 и на 3» Цель: Вывести правила делимости на 9 и на 3 и научиться их применять.

Слайд 12

Работа в группах

Слайд 13

Признак делимости на 9 Если сумма цифр числа делится на 9, то и само число делится на 9; если сумма цифр числа не делится на 9, то и само число не делится на 9

Слайд 14

Признак делимости на 3 Если сумма цифр числа делится на 3, то и само число делится на 3; если сумма цифр числа не делится на 3, то и само число не делится на 3

Слайд 15

Физминутка

Слайд 16

Работа у доски Стр 108 №374(а)

Слайд 17

Работа в парах Стр 108, №374(б)

Слайд 18

Проверка по образцу №374(б)

Слайд 19

Игра «Собери ёлку»

Слайд 20

Домашнее задание П. 23 учить признаки делимости на 9 и на 3. На оценку 3 - № 375(б). На оценку 5 - № 378.

Слайд 21

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики 5 класса по теме "Признаки делимости"

Данный материал можно использовать при объяснении  нового материала. Презентация содержит  примеры на применения признаков делимости натуральных чисел на 2,3,4, 5, 9, 10....

Презентация к уроку математики (5 класс) "Делимость чисел"

Данная презентация является приложением к уроку обобщения и закрепления знаний по теме "Делимость чисел"Цели урока:- обобщение изученного материала по теме: “делимость чисел”;- отработка навыков приме...

Урок математики 6 класс "Признаки делимости на 3 и на 9"

Урок математики в 6 классе по теме "Признаки делимости на 3 и на 9" .  Тип урока: урок усвоения новых знаний....

Урок математики 6 класс.Признаки делимости на 3 и 9

Урок математики 6 класс.Признаки делимости на 3 и 9...

Презентация к уроку математики (6 класс) по теме: "Признаки делимости на 3 и 9"

Урок: "Призаки делимости на 3 и 9",Тип урока: открытие нового знания. В презентации представлены задания и критерии оценки...

Презентация к уроку математики. 6 класс. Повторение. Делимость чисел (УМК Виленкин Н.Я.)

Данный материал можно использовать на уроках повторения за курс 5-6 класса по УМК Виленкин Н.Я....

Проект по математике 6 класса на тему,,Делимость чисел\'\'.Презентация

Презентация  к проекту по  математике 6 класса на тему: ,,Делимость чисел'' ,  которую подготовил Карпекин Максим...