В мире модулей программа элективного курса в 9 классе
элективный курс по математике (9 класс) на тему

элективный курс 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_mire_moduley_elektiv_9_klass.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «ООШ с. Первая Ханенёвка

Базарно – Карабулакского муниципального района Саратовской области»

Программа элективного курса

по математике

«В мире модулей»

9 класс

Составил :       учитель математики

МБОУ «СОШ с. Первая Ханенёвка»

        Ломако Татьяна  Валентиновна

2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка

      Программа рассчитана на 17  часов.

   Элективный курс для учащихся 9 класса общеобразовательной школы посвящен одной из важных и трудных тем «Модули». При подготовке к экзаменам именно этот вопрос  является одним из  трудных. Решению задач с модулями в школе уделяется очень мало внимания. Но они играют большую роль в формировании логического мышления и математической культуры школьников. Поэтому учащиеся, владеющие методами решения задач с модулями, успешно справляются и с другими задачами.

Данный курс систематизирует и углубляет ранее изученные знания и приобретенные умения и навыки. Его изучение в 9 классе объясняется сложностью материала. Кроме того, прежде чем приступить к решению подобных задач учащийся должен в совершенстве овладеть курсом математики основной школы.

Цель курса – создать целостное представление о теме и значительно расширить  круг задач посильных для учащихся со средней математической подготовкой.

Знания и умения

Учащиеся должны знать, что решить уравнение (неравенство) с модулем – значит,  используя определение и свойства модуля числа, освободиться от знака модуля, заменяя данное уравнение (неравенство) системой  или совокупностью уравнений (неравенств).

Знать,  что  построить график функции у =│f(x)│ и у = f (│x│)  значит, используя определение модуля задать  функцию иначе тем самым сведя задачу к известным преобразованиям графиков.

Уметь выполнять

- преобразования графиков функций;

- сдвиги вдоль координатных осей;

- симметрию относительно  осей;

- растяжение и сжатие вдоль осей координат.

Уметь применять полученные знания:

- для описания с помощью функций различных процессов;

- для решения уравнений и неравенств.

Задачи курса:

  • помочь учащимся оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
  • сформировать у учащихся систему знаний по теме “Модуль”;
  • сформировать навыки применения знаний по теме “Модуль” при решении разнообразных задач различной степени сложности;
  • сформировать навыки самостоятельной работы, сформировать умения и навыки исследовательской работы;
  • сформировать навыки работы со справочной литературой, с компьютером;
  • способствовать развитию алгоритмического и логического мышления учащихся;
  • способствовать формированию познавательного интереса к математике.

Требования к уровню усвоения учебного материала

     В результате изучения программы элективного курса “ В мире модулей” учащиеся должны знать и понимать:

  • определение модуля числа, основные свойства модуля числа;
  • геометрический смысл модуля;
  • алгоритмы решения уравнений и неравенств, содержащих модуль;
  • правила построения графиков функций, содержащих модуль.

Уметь:

  • точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
  • применять изученные алгоритмы для решения соответствующих заданий;
  • преобразовывать выражения, содержащие модуль;
  • решать уравнения и неравенства, содержащие модуль;
  • читать и строить графики функций, аналитическая запись которых содержит знак модуля.

Изучение курса завершается выполнением итоговой проверочной работы и защитой исследовательских и творческих работ.

Возможные критерии оценок

По итогам окончания курса даётся оценка учебных достижений учащихся.

Оценку можно проводить в баллах:

- прослушал, ознакомлен – 1 балл,

- знает материал – 2 балла,

- применяет (проекты, творческие работы, отчеты по итогам исследовательской работы) – 3 балла.

Эффективность элективного курса определяется с помощью анкетирования, которое проводится на последнем занятии, опроса учащихся, их родителей. При этом учитывается интерес учащихся к изучению курса, а также, насколько элективный курс помог учащемуся самоопределиться к профилю.

Кроме того, эффективность преподавания элективного курса может быть подтверждена:

- анализом отметок учащихся, выбравших соответствующий профиль, по предметам, связанным с элективным курсом;

- количественным анализом набранных учащимися баллов (1, 2, 3);

- количественным и качественным анализом проведенных исследовательских работ, творческой деятельности учащихся на элективном курсе;

- результатами участия школьников в олимпиадах, конференциях, конкурсах

Учебно- тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Тип занятия

Количест-во часов

Дата проведения

     1

2

3

4

Графики функций (4 часа)

Вводная лекция

Графики функций у =│f(x)│

Графики функций у = f (│x│)

Обобщение темы  «Графики функций    

у =│f(x)│ и     у = f (│x│)»

Лекция

Практикум

Практикум

Презентация

   5

6

  7

8

9

Уравнения (6 часов)

Уравнения с переменной под знаком модуля  │х-а│ = в,          │f(x)│= в.

Уравнения с переменной под знаком модуля     │х-а│ = в,          │f(x)│= в.

Уравнения с переменной под знаком модуля    │f(x)│=│g(x)│                                              

Уравнения с переменной под знаком модуля    │f(x)│= g(x).

 Уравнения с переменной под знаком модуля    │f(x)│+│g(x)│= в.

Обобщение темы «Уравнения с переменной под знаком модуля»

 Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Зачет

11

12

 

   13

Неравенства (3 часа)

Неравенства с переменной под знаком модуля

│х-а│< в, │f(x)│< в.      

│х-а│> в, │f(x)│ >в.

│f(x)│< │g(x)│, │f(x)│ >│g(x)│.

│f(x)│< g(x), │f(x)│ > g(x).

│f(x)│+│g(x)│< в, │f(x)│+│g(x)│ > в

Обобщение темы «Неравенства с переменной под знаком модуля»

Лекция

Практикум

Системы уравнений и неравенств с одной переменной (3 часа)

14

15

16

Системы уравнений и неравенств с переменной  под знаком модуля

Решение систем уравнений

Решение систем неравенств

Лекция

Практикум

Практикум

1

1

1

Обобщение темы «Модули»

17

Зачетная работа

1

Содержание программы

Тема 1.Графики функций.

Дается алгоритм построения графиков функций у =│f(x)│ и у = f(│x│). Рассматриваются линейные и квадратичные  функции, обратная пропорциональность. Рассматриваются задания на нахождение области определения и области значений, нулей, промежутков возрастания  и промежутков убывания функций у =│f(x)│ и у = f (│x│).

Тема 2. Уравнения

Дается алгоритм решения уравнений с переменной под знаком модуля. Рассматриваются приемы решения уравнений вида │ х-а │= в, │f(x)│= в, │f(x)│=│g(x)│, │f(x)│= g(x), │f(x)│+│g(x)│= в   и с помощью графика функции у =│f(x)│ даётся иллюстрация ответа.

Тема 3. Неравенства

Дается алгоритм решения неравенств с переменной под знаком модуля. Рассматриваются приемы решения неравенств вида:

│х-а│< в, │f(x)│< в, │f(x)│< │g(x)│, │f(x)│< g(x), │f(x)│+│g(x)│< в  

(или        │х-а│> в, │f(x)│>в, │f(x)│ >│g(x)│, │f(x)│ > g(x), │f(x)│+│g(x)│ > в).

Тема 4. Системы уравнений и  неравенств

Рассматриваются системы двух уравнений и системы двух неравенств содержащих переменную под знаком модуля.

Зачёт №1

• 1. Решите уравнения:

а)│2х-2│ = 4;        б)│3х-2│ = 0;          в) │х+3│ = 3х-2;       г) │х+3│ = -3х;

д) │х2-9│ = │8х│;          е) │4-2х│-│х+7│= 0;                    ж) ││х│-7│ = 4.

2. Решите уравнение│4+2х│-│х+6│= 1, ответ проиллюстрируйте  с помощью графика функции у=│4+2х│-│х+6│.

3. Докажите, что сумма корней уравнения│9+х│=18-│х-7│отрицательна.

Зачёт №2      

• 1. Решите неравенства:

а)│2х│> 0;              б)│2х+1│< 0;            в)│х-1│ 9;              г)│3х+1│> 7;

д)│х2+1│ 5;         е)│2х│> 7х;          ж)│4х│< -2х+1;     з)│-3,6х+2│> 4х-1.

2. Назовите наименьшее положительное число, являющееся решением неравенства│х2-х││2х+10│.

Итоговая зачетная работа по курсу «Модули»

        1 уровень

• 1. Решите уравнения

а)│3х-2│ = 4;     б) │х-3│ = 3х+2;     в) │х2+14│ = │9х│.

• 2.Решите неравенство │х+1│< 7.

3. Постройте график функции у =│0,5x+1│.

4. Найдите наименьшее натуральное решение неравенства │х-2│1.

2 уровень

• 1. Решите уравнения

а)│х-5│ = 2х+3;     б) │х-5│+ │6+х│= 13;     в) │х2-х│ = │2х+10│.

• 2.Решите неравенство │х2+2х│ │х+6│. В ответе укажите длину промежутка, являющегося решением неравенства.

3. Постройте график функции у =│х-2│+│2х-1│.

4. Укажите середину промежутка, являющегося  множеством  решения неравенства │х+1│ 0,5х+2.

Литература для учащихся

1.Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк,  К.И. Нешков. Алгебра.  9 класс: учебник для школ и классов с углубленным изучением математики.- 5-ое издание.- М: Мнемозина, 2013.- 439с.: ил.

2. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Алгебраический тренажер. Пособие для школьников и абитуриентов.- М: Илекса, 2014- 320с.

Литература для учителя

1.Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк,  К.И. Нешков. Алгебра.  9 класс: учебник для школ и классов с углубленным изучением математики.- 12-ое издание.- М: Мнемозина, 2013.- 439с.: ил.

2. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Алгебраический тренажер. Пособие для школьников и абитуриентов.- М6 Илекса, 2015- 320с.

3. Э.Н. Балаян. Математика. Сам себе репетитор. Задачи повышенной сложности. Серия «Абитуриент». Ростов на - Дону: Издательство «Феникс», 2014

4. Задания из ОГЭ 2015 года,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса 9 класса

Программа элективного курса для 9 класса " Человек и его права"...

Рабочая программа элективный курс 10 класс

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...

Теория и практика литературоведческого исследования (программа элективного курса) 11 класс

Для реализации целей структуры и содержания литературного образования автором работы был разработан элективный курс «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного  курса 10 класс...

Программа элективного курса 9 класса "В лабиринтах математики"

Работа состоит из пояснительной записки и учебно-тематического планирования...

Авторские (модифицированные) программы. Рабочая программа элективного курса 7 класс «Химия в быту» .

Пропедевтическая подготовка учащихся предполагает введение первоначальных элементов химических знаний в 7 классе.Элективный курс «В мире веществ « ориентирован на развитие любознател...