рабочая программа элективного курса "Реальная математика"
рабочая программа по математике (11 класс) на тему

Кужугет Изольда Юрьевна

математика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл реальная математика41.14 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г. АК-ДОВУРАКА

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________/С.Н.Кудерек/        

« 30» августа 2016 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:

 _________/У.Ч. Хомушку/  

Приказ №130 от  «30 »  августа 2016 г.  

Рабочая  программа

элективного курса

«Реальная математика»

для 11 класса

на 2016-2017 учебный год

Учитель:  _Кужугет Изольда Юрьевна_______________________________

 

Рассмотрено на заседании

ШМО учителей математики,

физики и информатики

Протокол № 1

от «29»  августа_ 2016 г.

Руководитель ШМО

учителей   математики,

физики и информатики:

_________________/Ч.В. Хомушку/

2016 г.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 классов и реализуется на основе следующих документов:

  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года №1089;

  2. БУП-2004, утвержденного приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004 г.;

  3. РБУП  образовательных учреждений Республики Тыва реализующих программы  общего образования, утвержденный  приказом МОиН РТ 29 августа 2012 года №953/д-1;

  4. Учебного плана МБОУ СОШ №3 г. Ак-Довурака на 2016-2017 учебный год, утвержденного приказом директора №130 от 30  августа 2016 г.;

Данный курс рассчитан на 34 часа, предполагает чёткое изложение теории вопроса, решение типовых задач. В программе приводится примерное распределение учебного времени. Разнообразный дидактический материал даёт возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных и олимпиадных. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изученном материале, на решение новых и интересных задач.

Математика в наши дни проникает во все сферы жизни. Овладение практически любой профессией требует тех или иных знаний по математике. Особое значение в этом смысле имеет умение смоделировать математически определённые реальные ситуации. Применение на практике различных задач, связанных с окружающей нас жизнью, позволяет создавать такие учебные ситуации, которые требуют от учащегося умения смоделировать математически определённые физические, химические, экономические процессы и явления, составить план действия (алгоритм) в решении реальной проблемы. Кроме того, практика последних лет говорит о необходимости формирования умений решения задач различных типов ещё и в связи с включением их в содержание ЕГЭ.

 Значительная часть учащихся испытывает серьёзные затруднения при решении текстовых задач. В большей степени это связано с недостаточной сформированностью у учащихся умения составлять план действий, алгоритм решения конкретной задачи, культурой моделирования явлений и процессов. Большинство учащихся решают такие задачи лишь на репродуктивном уровне. Задачи же на концентрацию практически не рассматриваются в школьном курсе математики, хотя включены в содержание ЕГЭ.

 Ученик с первых дней занятий в школе встречается с задачей, связанной с окружающей жизнью. Сначала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. В тоже время решение задач способствует развитию логического мышления.

 Особенности текста задачи могут определить ход мыслительного процесса при ее решении. Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала.

 Предлагаемый элективный курс «Реальная математика» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства. Данный элективный курс ориентирует учащихся на обучение по естественно-научному, социально-экономическому и техническому профилю. Познавательный материал курса будет способствовать формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.

 Задачи занимают важное место в школьном курсе математики. Их решение способствует экономическому образованию обучающихся, развитию логического мышления, сообразительности и наблюдательности.

 Значимость умения самостоятельно решать текстовые задачи не снижается с течением времени, несмотря на все достижения научно-технического прогресса, так как мы с ними сталкиваемся на уроках математики, химии, физики. Мы решаем задачи на смеси, бизнесмены часто решают задачи на проценты, о делении доходов и т.д. А знание наиболее простых формул упрощает их решение в этом и состоит актуальность нашей работы. В заданиях по ЕГЭ предлагаются задачи, решения которых требует составления уравнения, неравенства, а также их систем. На рассмотрение и отработку таких задач уходит много времени, поэтому разработанная программа-тренажер, позволит учащимся научиться быстро и правильно решать задачи.

Цели программы:

 1. Расширение и углубление знаний о способах решения и средствах моделирования явлений и процессов, описанных в задачах.

 2. Развитие логического мышления учащихся, их алгоритмической культуры и математической интуиции.

 3. Развитие устойчивого интереса к предмету, приобщая к окружающей нас жизни.

 4. Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе и решения практических проблем.

                     Задачи программы:

 1. Расширение знаний о методах и способах решения математических задач, окружающей нас жизни.

 2. Формирование умения моделировать реальные ситуации.

 3. Развитие исследовательской и познавательной деятельности учащихся.

 4.Предоставить ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, определить готовность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне.

 Таким образом, содержание курса охватывает все основные типы текстовых задач. Кроме того, содержание программы предполагает возможность работы со школьниками с разными учебными возможностями за счёт подбора разноуровневых задач. Для успешного усвоения содержания элективного курса необходимо опираться на знания учащихся по изученному ранее материалу:

Математика. Рациональные уравнения. Системы рациональных уравнений. Проценты.

Физика. Равномерное движение. Работа.

Химия. Концентрация вещества. Количество вещества.

Экономика. Цена. Стоимость.

При успешной реализации задач курса учащиеся должны знать:

1.Основные способы решения задач на составление уравнений.

2.Основные способы моделирования реальных ситуаций при решении задач различных типов.

При успешной реализации задач курса учащиеся должны уметь:

1.Работать с текстами задачи, определять её тип.

2.Составлять план решения задачи.

3.Решать задачи разного уровня (включая творческие задания) на составление уравнений.

4.Моделировать реальные ситуации, описываемые в задачах на составление уравнений.

 Основные формы и методы работы:

1.Лекции (сообщение теоретического материала)

2.Семинары (уроки интересных задач)

3.Разработка проектов

4.Защита проектов

5.Решение исследовательских задач

6.Решение  расчетно-экспериментальных задач

7.Работа в группах

8.Работа в парах

9.Индивидуальная работа

Психологическое обеспечение программы:

  • создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях,
  • применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения
  • сравнение сегодняшних достижений учащегося с его собственными вчерашними,
  • создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности.

Предполагаемый результат:

Формирование устойчивого интереса к предмету, участие в школьном конкурсе защиты проектов, школьной олимпиаде, умение решать нестандартные задачи нестандартными методами, подбор и составление задач реальной математики.

При успешной реализации задач курса учащиеся должны знать:

1.Основные способы решения задач на составление уравнений;

2. Основные способы моделирования реальных ситуаций при решении задач различных типов;

При успешной реализации задач курса учащиеся должны уметь:

1.Работать с текстом задачи, определять её тип.

2.Составлять план решения задачи.

3.Решать задачи разного уровня (включая творческие задания) на составление уравнений.

4.Моделировать реальные ситуации, описываемые в задачах на составление уравнений.

5.Применять рациональные приёмы вычисления при решении примеров с большими числами;

6.Применять различные математические приёмы при решении практических задач (распродажа, тарифы, штрафы, голосование, смеси, сплавы, растворы, банковские операции, численность населения, миграция, и т.д.);

7. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

                               Содержание программы.

Часть I (13 часов). Разные задачи на составление уравнений.

1. Задачи на движение. Понятия равномерного прямолинейного и равноускоренногодвижения. Основные формулы, необходимые для решения задач на равномерноепрямолинейное движение и равноускоренное движение. Задачи на движение по реке.

2. Задачи на работу и производительность.

3. Задачи на проценты. Банковские задачи. Основная формула процентов. Средний процент изменения величины. Общий процент изменения величины.

Часть II (5 часов). Задачи на смеси и сплавы.

1. Основные понятия, необходимые для решения задач: массовая(объемная) концентрация вещества, процентное содержание вещества. Решение задач, связанные с определением массовой (объемной)концентрацией вещества.

2. Решение задач, связанных с определением процентного содержания вещества.

3. Решение сложных задач на смеси и сплавы.

Часть III (10 часов). Задачи по статистике и теории вероятности.

  1. Статистика. Группировка информации. Табличное представление информации. Графическое представление информации. Числовые характеристики данных измерений.
  2. Теория вероятностей. Классическое определение вероятности. Вероятность противоположного события. Вероятность суммы несовместных событий.

Часть IV(3 часа). Работа с диаграммами, графиками.

  1. Работа с диаграммами.
  2. Работа с графиками.

Календарно -тематический план элективного курса:

 «Реальная математика»

занятия

Содержание учебного материала

Кол-во

часов

Вид

занятий

Дата проведения

Часть

I

I. Разные задачи на составление уравнений

13

1

Задачи на проценты

1

Лекция с необходимым минимумом задач.

2

3

Задачи с экономическим содержанием.

 Формула сложных процентов.

2

Практикум по решению задач.

4

Практикум по решению задач.

1

Практикум по решению задач.

5

Задачи на работу.

1

Лекция с необходимым минимумом задач.

6

7

Практикум по решению задач.

2

Практикумы.

8

Зачёт по теме «Задачи на работу»

1

Урок - зачет

9

Задачи на движение

1

Лекция с необходимым минимумом задач.

10

Движение по течению и против течения.

1

Практикумы с элементами дидактической игры.

11

Равномерное и равноускоренное движение по прямой.

1

Беседа.

Групповая работа.

Практикум.

12

Графический способ решения задач на движение.

1

Практическая работа.

13

Творческий отчет по теме «Задачи на движение».

1

Контроль знаний.

Часть

II

Задачи на сплавы, смеси, растворы.

5

14

Задачи на сплавы, смеси, растворы.

1

Комбинированное занятие.

15

16

17

Практикум по решению задач.

3

Практикум по решению задач.

18

Зачёт по теме «Задачи на сплавы, смеси, растворы»

1

Урок - зачет

Часть

III

Задачи по статистике и теории вероятности.

10

19

20

Статистика

2

Лекция с необходимым минимумом задач.

21

22

23

Практикум по решению задач.

3

Практикумы.

24

25

Теория вероятности.

2

Лекция с необходимым минимумом задач.

26

27

28

Практикум по решению задач.

3

Практикумы.

Часть

IV

Работа с диаграммами, графики.

3

29

Работа с диаграммами.

1

Комбинированное занятие.

30

Работа с графиками

1

Практикум по решению задач.

31

Практикум по решению задач.

1

Практикум по решению задач.

Часть

V

32

33

Творческая работа подбор и составление задач реальной математики для учащихся 7-8 классов.

2

Частично – поисковая деятельность.

34

Итоговое занятие.

1

Математический калейдоскоп.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п/п

Наименование раздела, наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество на 25 учащихся

% обеспеченности

Иллюстрации (плакаты)

Базовый уровень

1.

Комплект таблиц  « Функции и графики»

1х10

100%

Средства ИКТ

Средства икт (цифровые образовательные ресурсы (цор)

2.

Операционная система Windows XP

1

100%

Цор

 ( инструменты  общепедагогические)

3

Microsoft Offis 2007

1

100%

4

Adobe Reader

1

100%

5

KMPlayer

1

100%

Цор (инструменты специализированные)

Диск «Математика. Справочник для школьника»

1

100%

Диск «Алгебра 10-11»

1

100%

Электронный учебник  (диск) «Уроки алгебры 10-11 класс Кирилла и Мефодия»

1

100%

Информационные источники

( специализированные)

http://urokimatematiki.ru

http://intergu.ru/

http://karmanform.ucoz.ru

http://polyakova.ucoz.ru/

http://le-savchen.ucoz.ru/

http://www.it-n.ru/

http://www.openclass.ru/

Учебно-лабораторное оборудование

Мультимедийный компьютер

1

100%

Мультимедиапроектор

1

100%

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц 

1

100%

Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль

1

100%

                                                Литература.

  1. Н.Я. Виленкин, Л.Н. Виленкин, Г.С. Сурвилло. и др. Алгебра 8 класс: учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. М.: Просвещение, 2012.
  2. И.С. Петраков. Математика для любознательных: книга для учащихся 8-11 классов. М.: Просвещение, 2000.
  3. Г.И.Глейзер. История математики в школе. Пособие для учителя.  М.: Просвещение, 1981.
  4. А.Г. Мордкович. Алгебра 9кл. Задачник для общеобразовательных учреждений.М.:Мнемозина, 2010.
  5.  Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова,  Е.А. Бунимович и др. ГИА алгебра. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. М.: Просвещение, 2014.
  6. А.В. Семенов, А.С. Трепалин, И.В. Ященко, П.И. Захаров.  ЕГЭ 2012 математика. М.: Интеллект – Центр, 2012.
  7. И.В. Ященко, С.А. Шестаков, А.С. Трепалин, А.В. Семенов,  П.И. Захаров.  Математика ЕГЭ 11 класс 2012: типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2012.
  8. Л.Д. Лаппо, М.А. Попов. Математика ЕГЭ 11 класс: практикум. М.: Экзамен, 2014.
  9. М.А. Иванов. Математика без репетитора. 800 задач с ответами и решениями для абитуриентов. Учебное пособие.-М.: издательский центр «Вентана- Граф»,2012г.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

1.Читать и понимать графики реальной зависимости;

2.Отвечать на вопросы практической направленности;

3.Составлять математические модели к задачам и работать с ними;

4.Применять рациональные приёмы вычисления  при решении примеров с большими числами;

5.Применять  различные  математические приёмы при решении практических задач (распродажа, тарифы, штрафы, голосование, смеси, сплавы, растворы, банковские операции, численность населения, миграции и т.д.);

6.Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 

Предполагаемый результат:

Формирование устойчивого интереса к предмету, участие в школьном конкурсе защиты проектов, школьной олимпиаде, умение решать нестандартные задачи нестандартными методами, подбор и составление задач реальной математики для учащихся 11 классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Математика в экономике"

  Актуальность элективного курса «Математика в экономике» состоит в том, что он дополняет и развивает школьный курс математики, а так же является информационной поддержкой выбранного...

рабочая программа элективный курс математика-9

В курсе планиметрии встречаются задачи, связанные с «разрезанием фигуры на части и перекладыванием этих частей» при вычислении площадей многоугольников. В основе этого метода лежит понятие рав...

Рабочая программа элективного курса "Математика в жизни человека"

Описание место учебного предмета в учебном планеНа изучение элективного курса «Математика в жизни человека» в 9 классе выделено по 0,5 часа в неделю (17 часов за год).\Пояснительная запискаМатематика ...

Рабочая программа элективного курса «Математика в твоей профессии»

Курс рассчитан на 34 часа для 9 классов предпрофильной подготовки. Концепция модернизации российского образования предусматривает создание системы специализированной подготовки (профильного обуч...

Рабочая программа Элективный курс «Математика: избранные вопросы» 11 класс

Программа данного элективного курса ориентирована на рассмотрение избранных вопросов математики, как углубляющих школьный курс, так и значительно расширяющий рамки школьной программы. Рабочая программ...

Рабочая программа элективного курса " Математика для каждого"

Рабочая программа данного элективного курса расчитана на 34 часа в год, один урок в неделю. Она предназначена для учащихся девятого класса. Состоит из трёх модулей по одиннадцать часов в каждом....