Игра "Что? Где? Когда?" по математике
методическая разработка по математике (9, 10 класс) на тему

Иванова Ирина Викторовна

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 9-10 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_gde_kogda.rar279.08 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Что? Где? Когда?» для учащихся 9-10  классов

Цель игры:

- расширение кругозора учащихся, повышение их интеллекта, общей культуры, развитие интереса к изучению математики, закрепление умений применять знания, развитие мышления, творческих способностей привить познавательный интерес к математике, научить школьников мыслить логически

Ход игры:

Ведущий:   Здравствуйте, уважаемые знатоки!

Рада вас приветствовать  сегодня в этом зале! На игре «Что? Где? Когда?», посвященной самой точной! Самой важной! Самой нужной из наук! Математике!

Правила игры.

1.        Игра состоит из 3 раундов. В каждом раунде по 10 вопросов.

2.        На обдумывания дается 1 минута, капитан записывает ответ и передает счётной комиссии.

3.        Если команда дает правильный ответ, то ей засчитывается одно очко.

4.        Победитель определяется наибольшим количеством набранных очков по итогам 3х раундов.

Ведущий:  Желаю вам успехов в сегодняшней игре.

Первый раунд Разминка.

Внимание вопрос __________.

Время истекло, ассистенты собирают у команд листочки и передают счетной комиссии

Внимание правильный ответ _________.

Итоги первого раунда_____________....

По итогам трех раундов________________

Поздравляю победителей!!  Желаю  вам не останавливаться на достигнутом..


1 раунд Разминка

  1. Три в квадрате 9, четыре в квадрате 16, а чему равен угол в квадрате?       (900)
  2. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?        (50)
  3. Сколько земли в яме глубиной 1 метр, шириной 1 метр, длиной 1 метр?    (нисколько)
  4. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики?           (без дроби)
  5. Что больше произведение всех цифр или их сумма? (Сумма)
  6. Название этого предмета произошло от греческого слова, означающего в переводе «игральная кость». Термин ввели пифагорейцы, а используется этот предмет в играх маленькими детьми. Что это за предмет?     (Кубик).
  7. Это название математического термина происходит от двух латинских слов «дважды» и «секу», буквально «рассекающиеся на две части». О чём идёт речь? (О биссектрисе).
  8. Науку об измерении расстояний, площадей, объемов, свойств различных геометрических фигур греки назвали геометрией. Что означает в переводе с греческого слово “геометрия”? Ответ: землемерие.
  9. "Какими словами греческий математик "отец геометрии" Евклид заканчивал каждый математический вывод?" (Что и требовалось доказать.)
  10. Кузнечик проскакал некоторое расстояние за 28 мин. За сколько минут пробежит расстояние в 4 раза больше кролик, если его скорость в 7 раз больше скорости кузнечика? (16 мин)

2 раунд

  1. Цифра эта появилась в Индии, назвали её сунья, арабы перевели на свой язык и получилась сифр. В 1975 году этой цифре был установлен памятник в Будапеште. От этого памятника отмеряются все расстояния в стране.  Назовите эту цифру (Нуль).
  2. Закончите одним словом открытие, сделанное учеником физико-математического лицея: "Люди! Не верьте рекламе! Вас обманывают! Кубики "Магги" на самом деле..." Ответ: параллелепипеды.
  3. Теорема, которая выражает связь между коэффициентами квадратного уравнения и его корнями была сформулирована им впервые в 1951 году. Чья это теорема? (Ответ: теорема Виета)
  4. Требуется распилить бревно на 6 частей, каждый распил занимает 2, 5 минуты. Сколько времени необходимо, чтобы выполнить эту работу? (12,5 мин)
  5. Если 60 листов книги имеют толщину 1 см, какова толщина книги, если в ней 360 страниц? (3 см)
  6. Вопрос одноклассника: "Коля поспорил, что определит, каким будет счет перед началом матча хоккейных команд "Спартак - Динамо". И выиграл спор. Какой был счет? (0:0)
  7. В басне И.А. Крылова «Волк и ягненок» автор утверждает: «У сильного всегда бессильный виноват: тому в истории мы тьму примеров слышим». Внимание, вопрос: какое число встречается в этих строках, и как оно переводилось у народов?      (Тьма.  Очень много, десять тысяч).
  8. "Различные открытия и изобретения в математике тесно связаны с жизнью. Появление дробей, например, связано с необходимостью справедливого раздела имущества. А с чем связано появление отрицательных чисел?" (Они возникли для записи долгов.)
  9. Пожилой человек спрашивает: "Если он проживет еще половину того, что он прожил, да еще 1 год, то ему будет 100 лет. Сколько лет ему сейчас?"(66)
  10. «Как-то в праздник мой знакомый сказал мне:” Позавчера мне было 40 лет, а в будущем году исполнится 43 года”. Могло ли такое быть? И как?» ( Да, если Д.р. 31 декабря, а разговор был 1 января )


3 раунд Финал

  1. Этот предмет, был изобретен в Древней Греции. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. Умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью – признаком большого ума. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась. Что это за предмет? Ответ: циркуль.
  2. В 1490 году вышел учебник «Правила алгебры» чешского математика Яна Видмана. В нем впервые появилось то, что, кроме как в математике, есть ещё и в характере каждого человека. О чем идет речь? Ответ: Плюсы и минусы.
  3. Двенадцатый месяц у нас называется “декабрь”. Это слово происходит от греческого “дека” - десять. Отсюда также слово “декалитр” – 10л, “декада” - 10 дней и т. п. Выходит, что месяц декабрь носит название “десятый”? Чем объяснить это несоответствие? Ответ: Раньше новый год начинался с марта. До реформы календаря при Юлии Цезаре
  4. В древности такого математического термина не было. Впервые он встречается у французского ученого Пьер Раме, а затем его ввел в XVII веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает "спица колеса". Что это за термин?" (Радиус)
  5. Вопрос от работников правопорядка: "Известно, что бандиты спрятались в квартире, в номере которой есть цифра 9. Сколько квартир придется обойти, чтобы поймать преступников, если в доме 100 квартир?" Ответ: 19
  6. В клетке сидели фазаны и кролики. У них всего 15 голов и 42 лапки. Сколько кроликов и сколько фазанов было в клетке? (Ответ: 6 кроликов, 9 фазанов)
  7. Историческая справка: Первые единицы длины, как в России, так и в других странах были связаны с разными мерами частей тела человека. Таковы сажень, локоть, пядь. В Англии и США до сих пор используется «ступня» - фут (31 см), ярд (91 см) – единица длины, появившаяся почти 900 лет назад. Она была равна расстоянию от кончика носа короля Генриха I до конца пальцев его вытянутой руки. Внимание вопрос: Название какой старинной единицы длины послужило именем сказочной героини? Ответ:  Дюйм.
  8. Широко известно такое определение понимания: «Понять – значит простить». Братья Стругацкие добавили в него всего одну букву. Полученный ими способ понимания распространен, например, в математике. Назовите добавленную букву, которую и саму можно не редко увидеть в математических записях. Ответ: буква «У». Стругацкие в книге «Волны гасят ветер» утверждают: «Понять – значит упростить». Упрощение-один из распространенных приемов в алгебре.
  9. В одном классе учатся три мальчика: Чернов, Белов и Рыжов. Однажды Чернов сказал Белову: «Забавно, что один из нас – белокурый, другой - брюнет (с черными волосами), а третий – рыжий. Но при этом ни у кого из нас цвет волос не совпадает с фамилией». В ответ Белов заметил: «Но я не рыжий». Каков цвет волос у каждого из учеников?     (Белов – черный, Чернов – рыжий, Рыжов – белокурый).  
  10. Запишите число 100 шестью одинаковыми цифрами.


Дополнительные вопросы

  1. Уважаемые знатоки, внутри черного ящика лежит предмет бытовой техники. Он был изобретен Архимедом. По этому поводу римский архитектор 1 в. до н.э. Витрувий писал: “…образуются карманы, которые заполняются водой. Поскольку эти карманы при вращении “улитки” как бы бегут вверх, то захваченная ими вода, поднимается, пока не выплеснется”. Назовите этот предмет. Что находится внутри черного ящика? Ответ: Винт
  2. Вопрос: Запишите самое маленькое натуральное число, используя все цифры, и хотя бы одно действие. Ответ: Ответ: 1=123456789^0.
  3. В пересказе Бориса Заходера  в книге «Алиса в Стране Чудес» один математик ТАК разделил кусок пирога между собой и козликом. Что же досталось математику, а что козлику? Ответ: математику-ПИ, а козлику- РОГА.
  4. Историческая справка: По легенде крепкого телосложения юношу судьи одной из первых в истории Греции Олимпиад не хотели допускать к спортивным состязаниям. Но он не только стал участником, но и победил в одном из видов спортивных состязаний. Этот юноша был Пифагор. Вся его жизнь – легенда, точнее, наслоение многих легенд. Он родился на острове Самос, у берегов Малой Азии. Совсем юным Пифагор покинул родину. Для жителя Самоса все дороги вели в Милет. Там он встречался с Фалесом, которому шел восьмой десяток. Прошел Пифагор и по дорогам Египта, 12 лет был пленником в Вавилоне. В зрелом возрасте переселился в Сицилию и там, в Кротоне, создал удивительную школу, которую назовут пифагорейской. Они были трудолюбивы и аскетичны – Пифагор и его ученики. Правила поведения, основные принципы жизни пифагорейцы объединили в моральный кодекс “Золотые стихи”. Годы жизни: 570-500г. до н. э. Внимание, вопрос: Одно из изречений Пифагора таково: “Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать …” Зачем, по мнению Пифагора, на эти игрища приходят самые счастливые? Ответ: Смотреть.
  5. Передвиньте одну цифру так, чтобы равенство          101-102=1           было верно. Передвигать можно влево, вправо, вверх, вниз и т.д. Ответ: 101-10^2=1
  6. Когда был маленький, он спрашивал о дивном небесном явлении взрослых, но ему или вовсе не давали ответа, или, говорили: - Да кто ж его знает. То Бог сотворил. И страсть как ему хотелось самому додуматься – допытаться, почему появляется во мраке поднебесья такая красота. Он не только объяснил природу северного сияния, но и стал великим русским ученым. Ему были подвластны все науки: математика, физика, химия, география, история, металлургия, астрономия, геология и др. Он открыл первый в России университет. О каком великом русском ученом идет речь? Ответ: М.В. Ломоносов.
  7. Кто из математиков был чемпионом олимпийских игр?   Ответ: Пифагор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование по математике в 6 классе « Здоровьесберегающие задачи математики. Роль математики в борьбе с курением»

Этот урок посвящен  научному исследованию. Одной из самых актуальных проблем современности является увеличение курящих людей, особенно школьников. Какова роль математики в борьбе с курением....

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Программа курса "Математика 5, 6 класс" (к учебникам Математика 5, Математика 6, авт. Зубарева И. И., Мордкович А.Г.)

Программа по математике для преподавания предмета в 5 и 6 классах по учебникам Зубаревой И. И., Мордковича А. Г. содержит пояснительную записку, в которой отражены: учебно-методическое сопровождение п...

Авторская программа элективного курса по математике Практикум по математике: математика в задачах

Элективный курс "Математика в задачах" рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных классов, имеющих слабую математическую подготовку при решении задач. ...

Обобщающий урок по математике в 5 классе."Математика в мире животных и животные в математике"

Данный урок сопровождается показом презентации. Презентация  используется в качестве иллюстрации к уроку математики в 5 классе при повторении курса математики.Цели: развитие вычислительных навыко...