Использование игровых технологий при проведении урока математики в 5 классе
методическая разработка по математике (5 класс) на тему

Петрова Лариса Борисовна

В работе представлены примеры игровых и занимательных заданий. Даны рекомендации по проведению игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elementy_igry_pri_provedenii_uroka_matematiki_v_5_klasse.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий

при проведении урока математики в 5 классе.

                                 

 

             Учитель ГБОУ СОШ №88 Петрова Лариса Борисовна

  1. Введение.

     Дидактическая игра является ценным средством воспитания     умственной активности детей. Она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

         По своей структуре дидактические игры делятся на игры и упражнения, включающие только отдельные элементы и сюжетно-ролевые игры.

При проведении игры следует помнить, что каждая игра требует умелого руководства. Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, сделать нужные записи на доске.  В игре должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски осуществляют игровую деятельность часть учащихся, то все остальные дети должны играть роль контролеров, судей, учителя и т.д.    Игра может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа. Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть заложены действия учащихся с группами предметов, рисунков или чисел. На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приемов и т.д.  В этом случае важно усилить внимание в игре на проговаривание вслух правила, свойства, вычислительного приема.

        В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и поисковую.

         В большинстве игр необходимо вносить элементы соревнования, что также повышает активность в процессе обучения.

  1. Примеры игровых и занимательных заданий при изучении различных разделов математики. 
  1. Наоборот.

Дидактическая цель: Развитие речи у учащихся, развитие логического мышления.

Содержание игры: Учитель называет слово, ученики должны назвать слова противоположные по смыслу.

Пример: “толстый - тонкий”, “холодный – горячий”, “высокий – низкий”,

“большой – маленький”, “глубокий – мелкий”, “тяжелый – легкий”, “широкий – узкий”, “длинный – короткий”.

  1. Продолжи фразу.

Дидактическая цель: развитие речи и логического мышления.

Содержание игры:   Учитель говорит:

а) Оля выше Веры,  Вера выше Наташи, Значит  Наташа …………….

     (ниже Оли     или     ниже Веры)

б) Ствол дуба толще, чем ствол сосны, ствол сосны толще, чем ствол березы

     Значит ствол березы ……………..

     (тоньше, чем ствол дуба и сосны)

в) Учитель на доске пишет несколько пар или троек чисел и просит учащихся сделать вывод об их величине.

 Пример: Теплоход движется со скоростью 24,5 км/час

                 Лодка движется со скоростью 12,5 км/час

Скорость лодки ………… (меньше скорости теплохода на ……..км/час)

                                             (меньше скорости теплохода  в …….кол-во раз)

                          3. Угадай - загадай число.

Дидактическая цель: научить ребят мыслить, развитие речи.

Содержание игры:     Учитель предлагает ребятам угадать число по его описанию или самим загадать число с помощью описания.

Пример:

а) Задумано трехзначное число, следующее за ним натуральное число четырехзначное. Какое число задумано?

                         4. Небылицы.

Дидактическая цель: проверка внимания учащихся, умение находить и знать единицы измерения.

Содержание игры: Учитель рассказывает выдуманную историю, где перепутаны все единицы измерения, затем предлагает учащимся найти неточности и справить рассказ.

 Пример 1.  Я встал пораньше, в 4 килограмма утра.  Позавтракал плотно, выпил один километр молока. Потом отправился на озеро. Расстояние до него немалое 5 градусов. Утром было прохладно, температура всего 10 часов тепла. Поэтому я шел быстро со скоростью 6 литров. Пришел, закинул удочки, не прошло и 20 сантиметров, как я поймал первую рыбку. Большущую – длиной 3 километра в час и весом 50 минут. Отличная получилась рыбалка!

Пример 2. Ложные утверждения.

а) 1000 мм больше, чем 5 метров.  Ведь 1000 больше чем 5

б) 1000 секунд больше, чем 1 час.  Ведь 1000 больше чем 1

в) 1 млрд. грамм Больше, чем 500 тонн. Ведь 1 млрд. больше чем 500

                                5.  Найди лису.

Дидактическая цель: Закрепление навыков вычисления, формирование пространственного ориентирования.

Содержание игры: Класс разбивается на 2 команды охотников. Выигрывает та команда, которая быстрее найдет спрятанную карточку с изображением лисы. Маршрут поиска задается в виде примеров, записанных на доске или на карточках, которые заранее выдаются учащимся.

                                 6. Самый быстрый почтальон.

Дидактическая цель: Закрепление навыков вычисления.

Содержание игры: Учитель раздает нескольким ученикам по одинаковому числу карточек (писем), на оборотной стороне которых записаны примеры на различные действия. Ребята, сидящие за партами изображают дома с номерами, они держат в руке цифры, обозначающие номера домов. Почтальоны должны быстро определить номер дома (решить пример) и разнести письма (примеры) в соответствующие номера домов.

                                  7.  Математический футбол.

Дидактическая цель: Закрепление навыков вычисления.

Содержание игры: На футбольном поле (свободное место перед доской) размещаются 2 пары ворот и мячи. На каждой стороне мяча записан пример, в котором зашифровано направление удара мяча. Ученики должны решив пример, передвинуть мяч. За неправильное решение, начисляется штрафное очко (дополнительное задание) или перемещение мяча назад. В игре участвуют поочередно игроки каждой команды (каждого варианта).

                                     8. Расставь по местам.

Дидактическая цель: Закрепление навыков счета.

Содержание игры:  Учащиеся делятся на команды. Каждой команде раздаются карточки с примерами, изображающие предметы, которые необходимо расставить на свои места. Место предмета  - это его ответ.

Учитель заранее готовит поля (по числу команд) куда будут ставиться данные предметы.

                                     9.  Построй фигуру.

Дидактическая цель: Развитие пространственного воображения.

Содержание игры:

Вариант 1:  Учитель предлагает построить из знакомых геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, окружность, квадрат) какой – либо рисунок.

Вариант 2: Учитель задает рисунок и предлагает учащимся назвать фигуры, из которых он состоит.

                                       10. Задачи – шутки.

а) Три мальчика Коля, Петя, Ваня отправились в лавочку. По дороге они нашли 3 рубля. Сколько денег нашел бы Ваня, если отправился бы один?

б) Длина бревна 5 метров. В одну минуту от этого бревна отпиливают по   1метру. За сколько минут будет распилено бревно?

в) Какие числа при чтении не изменяются от их переворачивания?

г) В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Против каждой кошки сидят по три кошки. Сколько всего кошек в комнате?

                                         11. Задачи – ребусы

Учитель может предложить учащимся самим составить ребус, зашифровать математический термин или использовать готовые ребусы.

                                         

                                         12.  Задачи на сообразительность.

1) Найти неизвестное число ?

  1. ?

                                                                                   

17 ----------------------------- 13                    24 ----------------------- 36            (20)   

                                                                                     

  1. 3

                           3                                                        4

                                                                                   

            2 -- 13 -- 6                                           ? -- 8 -- 9                                  (3)

                                                                                   

                           17                                                      11

  1. Найти неизвестное слово или букву.

а) Платок – ключевое слово

     12 :  х = 3                    9 – х = 3                        2х – 3 = 3

          Т                                  К                                      ?                (А)

   б)  х – 2 = 1                    3х – 2 = 13                   12 – х =2

           В                                   Д                                     ?                (И)

            3) Исключить лишнее слово.

а) Треугольник, прямоугольник, линейка, квадрат           (Линейка)

б)  Жасмин рябина, роза, сирень                                          (Рябина)

в)  Липа, роза, каштан, акация                                               (Роза)

III  Заключение.

  1. При выборе дидактической игры или задания, необходимо учитывать разный уровень развития учащихся класса. Для разных классов – разные игры и задания
  2. Возможные варианты проведения игр:

а) Игра проводится 10-15 минут.

В этом случае целесообразно проводить игру вначале урока, если игра проводится на закрепление ранее пройденного материала.

Можно проводить такую игру, как приз за хорошую работу учащихся на уроке. В этом случае игра проводится в конце урока. При этом игра снимает усталость. Можно предложить игру-шутку, игру на сообразительность.

Если игра проводится в середине урока, то очень тяжело выйти из игры и вернуть учащихся в рабочее состояние.

б) Игра длится весь урок или проводится после урока.

В этом случае следует уделить особое внимание подбору команд. Силы должны быть равные, одна команда не должна быть слабее другой.

Участники команды должны уметь работать в едином коллективе. Недопустимо собирать команду случайных учащихся, только по их желанию.

3. Любое задание простое или сложное будет выполняться учащимися с большим усердием, если представить его необычным образом, приложить максимум фантазии, для того, что бы как-то его видоизменить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных технологий обучения на уроках математики в специальной (коррекционной) школе.

В настоящее время невозможно представить процесс обучения без применения современных интерактивных технологий, которые все чаще используются при обучении различным учебным дисциплин...

«Применение информационных технологий при проведении уроков математики в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида».

Применение информационных технологий при проведении уроков математики в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»....

Конспект профориентационного занятия с использованием игровых технологий для учащихся 7-9-х классов "Как правильно выбирать профессию"

Предлагаем в качестве одной из форм профориентационной работы с учащимися 7-9 классов игровое профориентационное занятие, цель которого - дать участникам представление о мире профессий, о некоторых св...

Статья с разработкой урока "Использование информационно-коммуникационных технологий при проведении уроков математики"

Данный материал содержит статью по теме "Использование информационно-коммуникационных технологий при проведении уроков математики", разработку урока математики с применением ИКТ по теме &quo...

Статья «Распространение педагогического опыта по вопросам реализации ФГОС. «Игровые технологии при проведении урока «Технологии» в 10-11 классах».

Использование интенсивный педагогических технологий, к которым относится и игровые технологии, возможны на всех этапах обучения и в преподавании всех дисциплин современной школы. Правильное дозировани...

Игровые технологии обучения на уроках математики для учащихся 5-6 классов»

описание игровых технологий, которые можно применить на уроках математики...

Использование игровых технологий на современном уроке истории

Одной из наиболее эффективных технологий обучения на современном уроке является игра. Во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах....