Развитие мотивации к учебной деятельности на уроках математики в 5 классе при изучении наиболее сложных вопросов.
учебно-методический материал по математике на тему

Коренева Надежда Николаевна

Выступление на районном МО учителей математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rayonnom_mo.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие  мотивации к учебной деятельности  на уроках математики  в 5 классе при изучении наиболее сложных вопросов.

      За последнее десятилетие школа переживает новый период совершенствования математического образования. За это время в содержание математики вошли новые разделы, изменилось взаимное расположение некоторых тем. Быстрое развитие информационных технологий требует перестройки не только производственной сферы, но и системы образования, а также нового осмысления содержания обучения.

Особую актуальность приобретает проблема овладения в школе не только системой знаний, умений и навыков, но и учебными действиями по их приобретению и применению, что позволяет учащемуся стать центральной фигурой учебного процесса. Все эти факты предполагают изменение приоритетов в выборе методов обучения.

Многолетний опыт преподавания мною математики показывает, что в последние годы обучающиеся демонстрируют безразличие к учебе. В связи с этим многие, казалось бы, несложные вопросы, оказываются для них непостижимыми.

 В связи с этим я  постоянно веду   поиск новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.  Я активно работаю над проблемой повышения мотивации учащихся к учебе.

Пути повышения эффективности обучения ищут во всем мире. Отношение школьников к учебе зависит от мотивации. Мотив (от французского) - побудительная сила, (от латинского) - приводить в движение, толкать. Мотивация - совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности, процесс действия мотива.

Важнейшую роль в воспитании и обучении детей играют ощущение успеха. Мотивировать учащихся - значит затронуть их важнейшие интересы и дать им шанс реализоваться в процессе деятельности.

Для того чтобы учащийся включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, приняты им и приобрели значимость.

Возникновение интереса к математике у учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, как построен урок и какие материалы учитель включил в данный урок. Это могут быть занимательные задачи, дидактические игры или просто познавательные материалы, связанные с другими школьными предметами.

Воспитание интереса обучающихся к математике, развитие их математических способностей невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических ребусов, то есть интерес к математике поддерживается занимательностью самих задач, вопросов, заданий. Среди них встречаются задачи легкие, трудные, очень трудные и даже такие, решение которых найдено спустя многие годы. Задачи такого характера воспринимаются учениками гораздо лучше, чем стандартные, и предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома. Темы задач могут быть самыми разнообразными. Это задачи – головоломки, задачи на сообразительность и смекалку, а также задачи ответ на которые можно получить путем рассуждений, на основе логики, почти без вычислений. Решая такие задачи на уроке, учащиеся учатся рассуждать. А это помогает в учебе.

Дидактическая игра - это средство обучения и воспитания. Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведения учащихся в процессе игры. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. В основном игры на уроках чаще применяются при проверке знаний и вырабатывают положительное отношение к учебе.

Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действия очень сильно. Под влиянием познавательного, учебная работа даже слабых учащихся протекает более продуктивно. Школьный курс математики содержит обширный материал. Для создания интересного урока есть возможность осуществить межпредметные связи между математикой, информатикой и другими школьными предметами, что позволяет познакомить школьников с элементами математической исследовательской деятельности и применить компьютер в качестве рабочего инструмента.

Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроке.

Для успешного достижения поставленных целей надо совершенствовать формы организации учебной деятельности обучающихся с применением ПК. Формы и место использования компьютеров на уроке, конечно, зависит от содержания этого урока, цели, которые ставит учитель. Обучение с использованием компьютерной техники позволяют не только насытить урок большим количеством готовых наглядных материалов, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся.

Основная задача учителя состоит не только в том, чтобы дать учащимся глубокие знания, но в том, чтобы научить их самостоятельно решать возникающие вокруг него проблемы и, главное, чтобы учение стало для ребят увлекательным, радостным и интересным делом.

Заслуга математики состоит в том, что она является действенным инструментом к самопознанию человеческого разума. Современный урок математики должен стать результатом творчества не только учителя, но и учащихся.

Мотивация создает готовность к восприятию, она концентрирует внимание на изучаемом вопросе, возбуждает мыслительную активность, помогает создать у школьников направленность на учебную работу, стимулировать процесс научения, сделать познаваемое личностно значимым.

К приемам, которые наиболее часто используются, я отношу:

1. Связь изучаемого с жизнью:

2. Зрительные ассоциации:

3. Показ недостаточности имеющихся знаний

4. Экскурсы в историю

7. Привлечение занимательных приемов, парадоксов

8. Использование игровых ситуаций

9. Использование художественной литературы

10. Создание психологического климата

Благодаря этой работе мотивация, возникнув, превращается в фактор активизации учебного процесса и эффективности обучения и воспитания. Она побуждает человека развивать свои склонности и возможности, оказывает определяющее влияние на формировании личности и раскрытие ее творческого потенциала.

     Давайте рассмотрим конкретные примеры повышения мотивации обучающихся к учебе  при изучении наиболее сложных вопросов. Возьмем, к примеру, тему «Объем прямоугольного параллелепипеда» в 5 классе.  Многолетний опыт работы показывает, что пятиклассники испытывают определенные трудности при изучении геометрического материала. Для того, чтобы побудить ребят к изучению данной темы, использую прием  «Связь изучаемого с жизнью». Предлагаю решить задачи следующего содержания: (слайды 2,3,4, 5)

У обучающихся возникает мотив, вызывающий желание изучить правило вычисления объема прямоугольного параллелепипеда (слайд 6 ). После знакомства с правилом даю практическую работу ( слайд 7 ), а на последующих уроках решаем те самые задачи.

  Следующей трудной, на мой взгляд, является тема «Десятичная запись дробных чисел».Здесь можно использовать одновременно приемы  «Экскурсы в историю», «Использование игровых ситуаций», « Использование художественной литературы». Все эти приемы применяются в презентации, позаимствованной мной у коллег в интернете      ( слайды 8-23).

 Закреплению  навыка замены обыкновенных дробей десятичными и обратно помогает таблица:

 

½=0,5

¼=0,25

¾=0,75

1̸40=0,025

3̸40=0,075

7̸40=0,175

 

                           

1̸5=0,2

2̸5=0,4

3̸5=0,6

4̸5=0,8

1̸8=0,125

3̸8=0,375

5̸8=0,625

7̸8=0,875

         Трудно дается пятиклассникам решение  уравнений.

 

   Умение  переносить слагаемые из левой части в правую и обратно.

 

 Даю ряд уравнений.

 

6х-4=3х+8

2х=4=-2х+9

9х+5=3х-7

 

 Сначала надо научить правилу. При переносе слагаемых из одной части уравнения в другую знак меняется. Если в 5 классе этому научить, то и в старших классах ошибок при переносе не будет.

 

Как научить.

-------------------

 

Здесь хорошо работает  следующий  прием: представьте, что

левая и правая части уравнения – два домика, между которыми река – знак равно. Если идем из левого домика в правый через речку – ноги намочили – знак поменяли. Был минус – стал плюс, был плюс – стал минус. То же самое из правого домика в левый.  Этот прием позволяет даже самым слабым ученикам не делать ошибок. Этот прием поможет и родителям научить ребенка дома правильно решать уравнения.

 

И еще одно – приучить детей писать сначала то слагаемое, которое уже живет в своем домике, а потом писать слагаемое которое переносим. Сначала пишем хозяина, о потом гостя, который перешел через реку.

 

6х-4=3х+8

6х-3х=8+4 при этом ребенок должен проговаривать: 6х стоит в левой части к нему переносим 3х из правой части в левую со знаком минус.  ( ноги намочили).

8 уже стоит в правой части, к нему переносим 4 со знаком +   ( через речку перешли – ноги намочили – знак поменяли).

 

Проделываем   такие  упражнения, пока ребята  не научатся выполнять перенос без ошибок.

 

      При обучении решению сложных уравнений раздаю детям памятки с алгоритмом решения сложных уравнений( приложение Решение уравнений 5 класс)  Сначала дети решают по памятке, а затем в течение нескольких уроков заучивают алгоритм и решают по памяти  .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки  певческого  голоса ребенка–дошкольника – одна из наибо...

Сложные вопросы математики

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА платного образовательного курса для 9 класса,составленная на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....

Сложные вопросы математики

программа элективного курса  по алгебре  (32 ч)...

Наиболее распространенные вопросы в задании С4 ЕГЭ по английскому языку (раздел Говорение)

Материал содержит таблицу наиболее часто встречающихся вопросов в задании С4 по говорению (ЕГЭ английский)...

Конспект урока русского языка "Обобщение изученного о сложном предложении"

Цели: ·       повторить, обобщить и систематизировать  знания учащихся о сложном предложении, о его видах, постановке знаков препинания между частями сложного предло...

Интегрированный урок математики : класс

Интегрированный урок математики и экологии...