Конспект урока математики "Умножение и деление на однозначное число" (5класс)
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему
Конспект урока математики в 5 классе"Умножение и деление на однозначное число" в коррекционной школе VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_umnozhenie_i_delenie_na_odnoznachnoe_chislo.doc | 240.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Умножение и деление на однозначное число
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме.
Задачи:
- коррекционно-образовательные:
- закрепить навыки умножения и деления круглых десятков, сотен на однозначное число;
- повторить компоненты умножения и деления;
2) коррекционно-развивающие:
- развивать математическую речь, логическое мышление;
- развивать вычислительные навыки;
3) коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету;
- воспитывать самостоятельность.
Оборудование: карточки с таблицами для тестирования, раздаточный материал (дублирующие материалы), игра «Снежки», ноутбук, компьютерная презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
– Ребята, начинаем урок математики. Будьте активными, внимательными, слушайте меня, своих товарищей и самого себя.
– Мое пожелание на сегодняшний урок: «С хорошим настроением принимайся за работу».
– Сегодня мы отправимся в путешествие к зимушке-зиме и попрощаемся с зимой.
Вопросы классу:
- Какие месяцы считаются зимними?
(Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль)
- За что вам нравиться зима?
(Много снега. Зимой свежий воздух, можно кататься на санках, коньках, на лыжах; лепить снеговика)
- Какой снег зимой?
(Снег белый, пушистый, лёгкий)
Говорят: январь – зимы государь.
- Почему февраль называют хвостиком зимы?
II. Актуализация знаний
Устный счет
И «пятерка», и почет –
Всем, кто любит устный счет!
Отточи свои уменья
В умноженье и деленье!
Способ нужный выбирай –
Быстро, весело считай!
«Быстрый счет по цепочке»
Отправляемся в путешествие к зимушке-зиме и попрощаемся с зимой.
А вот на чём мы отправимся, узнаем, отгадав загадку Зимушки-зимы:
Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Еду сразу на обоих!
Что за кони у меня? (коньки)
– Но коньки у нас не простые, они поедут только в том случае, если вы решите все примеры (Дети решают).
10 ∙ 3 14 ∙ 0 11 ∙ 4 50 ∙ 2 7 ∙ 8 | 100 : 2 50 : 5 90 : 3 40 : 2 88 : 8 |
\
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Задания Снеговика
Несколько заданий нам приготовил Снеговик, но от тепла он успел растаять. Давайте поможем приобрести ему прежний вид, ответив на вопросы:
- Назвать однозначные, двузначные, трехзначные числа:
- 23, 568, 7, 980, 36, 9, 4, 81, 306.
Вот мы и поставили первый ком (слайд 5).
- Какое число «лишнее»?
- 10 20 30 40 55 60 (круглые десятки)
400 300 900 678 700 (круглые сотни)
Вот мы и добавили второй ком (слайд 5).
Устные задачи на смекалку :
- Я увидела это животное по пути в вашу школу. У этого животного 2 правые и 2 левые лапы, 2 лапы спереди и 2 лапы сзади. Сколько у него лап?
- Ребятами играли в прятки. Они спрятались за дощатой перегородкой. Водящий заметил, что виднеется 20 ног.
Сколько детей стояли за перегородкой? (10 детей. Обясните.)
- Осенью ученики собирали черноплодную рябину по 10 кг в день. Сколько ягоды собрали ребята за неделю?
(добавляем третий снежный ком, голову без носика).
Посмотрите-ка, ребята, это головной убор Снеговика.
- Какой формы головной убор снеговика?
(Учитель показывает головной убор Снеговика).
– Четырёхугольник (Добавляем головной убор).
Ребята, вам не кажется, что чего-то не хватает у нашего Снеговика?
– Морковки.
– Где же она? Ах, вот, чуть не потеряли? Смотрите-ка и тут есть задание, даже два. (Учитель читает задания).
– Скажите, из каких геометрических фигур состоит Снеговик?
– Снеговик состоит из трёх кругов, разных по размеру, одного четырёхугольника, одного треугольника. (Ученик показывает фигуры на модели Снеговика).
(Учитель прикрепляет Снеговику носик).
Снеговик готов. Вы успешно справились с заданиями.
IV. Закрепление знаний
- Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые)
- Александр Пушкин
… Идет волшебница-зима!
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов. - Алексей Саврасов. Зима. Борис Кустодиев. Зима.
Поэты и художники в своих произведениях прославляли зиму, её красоту, зимнюю природу: поэт стихами, художник картиной. Произведения написаны много лет назад, но они нам интересны.
Задания госпожи Метелицы
22 · 3 | 86 : 2 | 20 · 4 |
11 · 5 | 180 : 3 | 66 : 3 |
12 · 4 | 88 : 4 | 70 · 3 |
24 · 2 | 120 : 4 | 63 : 3 |
Госпожа Метелица делала своё дело, намела на нашем пути сугробы снежные и глубокие.
10 · 7 84 : 2 360 : 9
100 : 2 90 · 2 40 · 2
31 · 3 30 : 3
Посмотрите! Придётся разгребать.
– Кто хочет поработать? Пожалуйста, выходите к доске, берите лопатки (мел, ручки) и кидайте дальше!
(Ученики по одному у доски объясняют, как решать.
Затем 2 человека решают на карточках у доски, а остальные из учебника №584, с. 140)
V. Физкультминутка.
– Холодно, ребята, в царстве Зимушки-зимы. Не хотите погреться?
– Хотим.
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет руки, тронет нос.
Значит надо не зевать….
– Сколько раз ногами топнем?
– 3 · 1
– Сколько раз руками хлопнем?
– 15 : 3
– Мы присядем сколько раз?
– 3 · 2
– Мы наклонимся сейчас.
– 10 : 2
– Мы подпрыгнем ровно столько?
– 27 · 0
– Ай да счёт, игра и только! Отдохнули? Садитесь!
- Вторичное закрепление знаний в изменённой ситуации
В зимнее время животным и птицам трудно найти себе корм. Поэтому в городах мы развешиваем кормушки и подкармливаем птиц. А в лесу лесники заготавливают корм для животных. Вот, например, для лосей они раскладывают по кормушкам сено и соль.
Задача
Для подкормки одного лося лесник заготовил 20 кг соли, а сена в 5 раз больше. Сколько всего килограммов сена и соли заготовил лесник для одного лося?
(Один человек решает у доски задачу, а остальные в тетрадях).
Решение:
20 · 5 = 100 (кг) – сена заготовил лесник.
100 + 20 = 120 (кг) – всего сена и соли.
Ответ: 120 килограммов.
- Снежинка
Константин Бальмонт
Светло-пушистая,
Снежинка белая.
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную -
На землю просится.
- Василий Суриков. Взятие снежного городка
Игра «В снежки»
– А сейчас давайте поиграем в «снежки». Кто поймает мой «снежок», идёт решать пример к доске, а все остальные лепят «снежки» на месте, т. е. решают примеры в тетрадях самостоятельно.
1 ряд – № 629 (2 ст.) с. 146 Ответы: 11, 21, 69, 84
2 ряд – № 629 (3 ст.) с. 146 Ответы: 21, 68, 11, 88
– Кто первым решит, представьте себе, что вы делаете «снежок», покажите мне и тогда я узнаю, что вы решили.
Проверить:
На доске размещаются макеты снежков, на обратной стороне которых написаны примеры. Надо решить пример и прилепить снежок рядом с ответом к данному примеру.
Выигрывает та команда, которая даст больше правильных ответов.
VI. Самостоятельная работа.
-Прочитайте, как будет называться следующий вид работы?
ЯАНЬЛЕТЯОТСОМАС
| Задание | Ответ |
1 | 23 х 3 = | 8 40 69 |
2 | 30 х 2 = | 6 60 600 |
3 | 70 х 5 = | 10 50 350 |
4 | 20 х 0 = | 0 20 200 |
5 | 60 : 2 = | 3 30 60 |
6 | 200 х 4 = | 80 400 800 |
7 | 800 : 2 = | 20 200 400 |
8 | 160 : 2 = | 60 80 100 |
9 | 120 : 3 = | 40 50 60 |
I уровень: стр.156 № 712 (1,2 столбик дополнительно)
- В. Спепанов
На деревьях тают льдинки!
С веток капает капель,
И летит синицы трель.
- Игорь Грабарь. Февральская лазурь.
- Художник использовал тёплые краски и изобразил тёплый зимний день. Уже хорошо греет солнце, а это значит весна близко.
VII. Обобщение пройденного. Итог урока.
На этом наше путешествие в царство Зимушки-зимы заканчивается.
Зимушка-зима приготовила вам на прощание интересные и самые разные задания по теме: «Умножение и деление на однозначное число», с которыми вы успешно справились.
- Какие арифметические действия мы сегодня выполняли?
- Какие числа умножали и делили?
- На какое число? Выставление оценок за урок.
VIII. Домашнее задание
На самоподготовке вы закрепите полученные знания. У каждого на партах лежат подарки от зимушки-зимы, это снежинки с домашним заданием. Возьмите их с собой на память, а задание перепишите в дневник и выполните на самоподготовке.
I уровень № 687 с. 153
II уровень № 687 с. 153(1, 2, 3 ст.)
IХ. Рефлексия
Записали, теперь оцените свою работу на уроке:
1.Урок полезен, всё понятно.
2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно
3. Ещё придётся потрудиться.
4. Да, трудно всё-таки учиться!
Спасибо за урок!
Известный художник Иван Иванович Шишкин изобразил зимнюю красоту в картине “Зима”. Посмотрев на картину можно сказать, что зима белая.
К этой картине подойдут слова поэта А.С.Пушкина
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами;
Среди полей, вокруг холмов…
А.С.Пушкин и И.И.Шишкин не знали друг друга, но красоту зимнего леса смогли показать каждый по-своему: поэт стихами, художник картиной.
Посмотрите внимательно на картину “Февральская лазурь”.
Эту картину нарисовал русский художник И.Э.Грабарь.
Художник использовал тёплые краски и изобразил тёплый зимний день. Уже хорошо греет солнце, а это значит весна близко. Какое настроение вызывает у вас эта картина? И.И.Шишкин и И.Э.Грабарь изображали природу.
На деревьях тают льдинки!
С веток капает капель,
И летит синицы трель.
Поэты, композиторы, художники в своих произведениях прославляли зиму, её красоту, зимнюю природу. Произведения написаны много лет назад, но они нам интересны.
Искрится солнце в лужицах,
Купается в ручьях,
Идет оно по улицам
На тоненьких лучах,
А воробьи чирикают,
Усевшись на сосну,
Смотрите-ка, смотрите-ка,
Весна-то на носу.
Источник: http://doshvozrast.ru/konspekt/razvrech49.htm
«...Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась, клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами,
Среди полей, вокруг холмов...»
Источник: http://doshvozrast.ru/konspekt/razvrech49.htm
Снежинка
Константин Бальмонт
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Лазурь чудесную
Задача на внимание. (С. Я. Маршак. Багаж)
Кто окажется самым внимательным?
Дама сдавала в багаж:
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку.
Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок.
Ребята, считайте скорей,
Сколько осталось вещей?
Задания для учащихся
10 ∙ 3 14 ∙ 0 11 ∙ 4 50 ∙ 2 7 ∙ 8 |
1. а)«Быстрый счет»( коньки).
100 : 2
50 : 5
90 : 3
32 : 8
40 : 2 88:8
2. б) Задания Снеговика
- Назвать однозначные, двузначные, трехзначные числа:
- 23, 568, 7, 980, 36, 9, 4, 81, 306.
- Какое число «лишнее»?
- 10 20 30 40 55 60 (круглые десятки)
400 300 900 678 700 (круглые сотни)
Задачи на смекалку :
- Я увидела это животное по пути в вашу школу. У этого животного 2 правые и 2 левые лапы, 2 лапы спереди и 2 лапы сзади. Сколько у него лап?
- Ребятами играли в прятки. Они спрятались за дощатой перегородкой. Водящий заметил, что виднеется 20 ног.
Сколько детей стояли за перегородкой? (10 детей. Обясните.)
- Осенью ученики собирали черноплодную рябину по 10 кг в день. Сколько ягоды собрали ребята за неделю?
Посмотрите-ка, ребята, это головной убор Снеговика.
- Какой формы головной убор снеговика?
– Скажите, из каких геометрических фигур состоит Снеговик?
(Учитель прикрепляет Снеговику носик).
Снеговик готов. Вы успешно справились с заданиями.
2. Задания госпожи Метелицы
Госпожа Метелица делала своё дело, намела на нашем пути сугробы снежные и глубокие.
100 х 4 30 : 3 400 х 2
400 : 2 90 х 2 200 : 4
20 х 5 80 х 5 360 : 9
Посмотрите! Придётся разгребать.
3.Физкультминутка.
– Холодно, ребята, в царстве Зимушки-зимы. Не хотите погреться?
– Хотим.
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет руки, тронет нос.
Значит надо не зевать….
– Сколько раз ногами топнем?
– 3 · 1
– Сколько раз руками хлопнем?
– 15 : 3
– Мы присядем сколько раз?
– 7 · 2
– Мы наклонимся сейчас.
– 10 : 2
– Мы подпрыгнем ровно столько?
– 27 · 0
– Ай да счёт, игра и только! Отдохнули? Садитесь!
4.Самостоятельная работа на карточках:
| Задание | Ответ |
1 | 20 · 4 = | 8, 40, 80 |
2 | 30 · 2 = | 6, 60, 600 |
3 | 20 · 5 = | 10, 50, 100 |
4 | 20 · 0 = | 0, 20, 200 |
5 | 60 : 2 = | 3, 30, 60 |
6 | 200 · 4 = | 80, 400, 800 |
7 | 800 : 2 = | 20, 200, 400 |
8 | 160 : 2 = | 60, 80, 100 |
9 | 120 : 3 = | 40, 50, 60 |
а) Игра «В снежки»
– А сейчас давайте поиграем в «снежки». Кто поймает мой «снежок», идёт решать пример к доске, а все остальные лепят «снежки» на месте, т. е. решают примеры в тетрадях самостоятельно.
1 ряд – № (1 ст.)
2 ряд – № (2 ст.) с.
– Кто первым решит, представьте себе, что вы делаете «снежок», покажите мне и тогда я узнаю, что вы решили.
Проверить:
На доске размещаются макеты снежков, на обратной стороне которых написаны примеры. Надо решить пример и прилепить снежок рядом с ответом к данному примеру.
Выигрывает та команда, которая даст больше правильных ответов.
Задача1. Очищая тротуар от снега, дети за 3 дня расчистили 600 м тротуара, убирая каждый день поровну. Сколько метров тротуара ребята расчищали за день?
В зимнее время животным и птицам трудно найти себе корм. Поэтому в городах мы развешиваем кормушки и подкармливаем птиц. А в лесу лесники заготавливают корм для животных. Вот, например, для лосей они раскладывают по кормушкам сено и соль.
А теперь давайте узнаем, сколько килограммов сена и соли должен заготовить лесник на всю зиму для одного лося. Для этого решим задачу.
Задача2. Для подкормки одного лося лесник заготовил 20 кг соли, а сена в 5 раз больше. Сколько всего килограммов сена и соли заготовил лесник для одного лося?
(Один человек решает у доски задачу, а остальные в тетрадях).
Решение:
20 · 5 = 100 (кг) – сена заготовил лесник.
100 + 20 = 120 (кг) – всего сена и соли.
Ответ: 120 килограммов.
V. Самостоятельная работа.
-Прочитайте, как будет называться следующий вид работы?
ЯАНЬЛЕТЯОТСОМАС
I уровень: стр.140 №585 (2,3 столбик)
II уровень: стр. 211 №127
12 · 4 | 88 : 4 | 70 · 3 |
24 · 2 | 120 : 4 | 63 : 3 |
22 · 3 | 86 : 2 | 20 · 4 |
11 · 5 | 180 : 3 | 66 : 3 |
Самостоятельная работа на карточках:
| Задание | Ответ |
1 | 20 · 4 = | 8, 40, 80 |
2 | 30 · 2 = | 6, 60, 600 |
3 | 20 · 5 = | 10, 50, 100 |
4 | 20 · 0 = | 0, 20, 200 |
5 | 60 : 2 = | 3, 30, 60 |
6 | 200 · 4 = | 80, 400, 800 |
7 | 800 : 2 = | 20, 200, 400 |
8 | 160 : 2 = | 60, 80, 100 |
9 | 120 : 3 = | 40, 50, 60 |
Самостоятельная работа на карточках:
| Задание | Ответ |
1 | 60 · 4 = | 8, 240, 80 |
2 | 30 · 2 = | 6, 60, 600 |
3 | 20 · 5 = | 10, 50, 100 |
4 | 20 · 0 = | 0, 20, 200 |
5 | 40 : 2 = | 3, 20, 60 |
6 | 200 · 4 = | 80, 400, 800 |
7 | 600 : 2 = | 20, 200, 300 |
8 | 150 : 5 = | 60, 30, 100 |
9 | 120 : 3 = | 40, 50, 60 |
Самостоятельная работа на карточках:
| Задание | Ответ |
1 | 20 · 4 = | 8, 40, 80 |
2 | 30 · 2 = | 6, 60, 600 |
3 | 20 · 5 = | 10, 50, 100 |
4 | 20 · 0 = | 0, 20, 200 |
5 | 60 : 2 = | 3, 30, 60 |
6 | 200 · 4 = | 80, 400, 800 |
7 | 800 : 2 = | 20, 200, 400 |
8 | 160 : 2 = | 60, 80, 100 |
9 | 120 : 3 = | 40, 50, 60 |
12 · 4 | 88 : 4 | 70 · 3 |
24 · 2 | 120 : 4 | 60 : 3 |
22 · 3 | 86 : 2 | 20 · 4 |
11 · 5 | 180 : 3 | 66 : 3 |
12 · 4 | 88 : 4 | 70 · 3 |
24 · 2 | 120 : 4 | 60 : 3 |
22 · 3 | 86 : 2 | 20 · 4 |
11 · 5 | 180 : 3 | 66 : 3 |
12 · 4 | 88 : 4 | 70 · 3 |
24 · 2 | 120 : 4 | 60 : 3 |
22 · 3 | 86 : 2 | 20 · 4 |
11 · 5 | 180 : 3 | 66 : 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты уроков по теме " Деление", Виленкин., 5 класс.
Поурочные планы по теме " Деление" . 5 класс. УМк Виленкин....
Конспекты уроков по теме " Деление", Виленкин., 5 класс.
Поурочные планы по теме " Деление" . 5 класс. УМк Виленкин....
Умножение и деление на однозначное число, 5класс
Методическая разработка урока математики в 5 классе коррекционной школе...
Презентация к уроку "Умножение и деление на однозначное число", 5 класс
Презентация к уроку математики в 5 классе по теме "Умножение и деление на однозначное число"...
Конспект урока "Умножение и деление десятичных дробей на однозначное число. История вычислительной техники"
Разработка урока с презентацией предназначена для учащихся 7 класса. На данном уроке идет закрепление правил, расширение кругозора учащихся. Предусмотрена работа учащихся на компьютере....
Конспект урока русского языка по теме "Однозначные и многозначные слова"
Класс: 5Тип урока: урок открытия новых знаний.Коспект урока сопровождается мультимедийной презентацией....
Рабочий материал к уроку по теме: " Умножение и деление круглых десятков на однозначное число". 5класс, VIII ВИДА
Данный материал можно использовать в качестве Рабочей тетради для самостоятельной работы учащихся....