Конспект урока математики "Умножение и деление на однозначное число" (5класс)
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Конспект урока математики  в 5 классе"Умножение и деление на однозначное число" в коррекционной школе VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_umnozhenie_i_delenie_na_odnoznachnoe_chislo.doc240.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Умножение и деление на однозначное число

Цель урока:  обобщить и систематизировать знания учащихся по теме.

Задачи:

  1. коррекционно-образовательные:

- закрепить навыки умножения и деления круглых десятков, сотен на однозначное число;

- повторить компоненты умножения и деления;

2) коррекционно-развивающие:

- развивать математическую речь, логическое мышление;

- развивать вычислительные навыки;

3) коррекционно-воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету;

- воспитывать самостоятельность.

Оборудование: карточки с таблицами для тестирования, раздаточный материал (дублирующие материалы), игра «Снежки»,  ноутбук, компьютерная презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

– Ребята, начинаем урок математики. Будьте активными, внимательными, слушайте меня, своих товарищей и самого себя.
– Мое пожелание на сегодняшний урок: «
С хорошим настроением принимайся за работу».

– Сегодня мы отправимся в путешествие к зимушке-зиме и попрощаемся с зимой.

Вопросы классу:

- Какие месяцы считаются зимними?
(Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль)
- За что вам нравиться зима?
(Много снега. Зимой свежий воздух, можно кататься на санках, коньках, на лыжах; лепить снеговика)
- Какой снег зимой?
(Снег белый, пушистый, лёгкий)
Говорят: январь – зимы государь.

- Почему февраль называют хвостиком зимы?

II. Актуализация знаний

  Устный счет

И «пятерка», и почет –

Всем, кто любит устный счет!

Отточи свои уменья

В умноженье и деленье!

Способ нужный выбирай –

Быстро, весело считай!

 «Быстрый счет по цепочке»

Отправляемся в путешествие к зимушке-зиме и попрощаемся с зимой.

А вот на чём мы отправимся, узнаем, отгадав загадку Зимушки-зимы:

Есть, ребята, у меня
 Два серебряных коня.

Еду сразу на обоих!
             Что за кони у меня? (коньки)

– Но коньки у нас не простые, они поедут только в том случае, если вы решите все примеры (Дети решают).

10  3

14 0

 11 4
40
 1

50 2

7 ∙ 8

100 : 2

50 : 5      

 90 : 3
32 : 8

40 : 2

88 : 8

\

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Задания Снеговика

Несколько заданий нам приготовил Снеговик, но от тепла он успел растаять. Давайте поможем приобрести ему прежний вид, ответив на вопросы:

- Назвать однозначные, двузначные, трехзначные числа:

  • 23, 568, 7, 980, 36, 9, 4, 81, 306.

Вот мы и поставили первый ком (слайд 5).

- Какое число «лишнее»?

  •   10  20  30  40  55  60 (круглые десятки)

       400  300  900  678  700 (круглые сотни)

 Вот мы и добавили второй ком (слайд 5).

Устные задачи на смекалку :

  • Я увидела это животное по пути в вашу школу. У этого животного 2 правые и 2 левые лапы, 2 лапы спереди и 2 лапы сзади. Сколько у него лап?
  • Ребятами играли в прятки. Они спрятались за дощатой перегородкой. Водящий заметил, что виднеется 20 ног.

 Сколько детей стояли за перегородкой? (10 детей. Обясните.)

  • Осенью ученики собирали черноплодную рябину по 10 кг в день. Сколько ягоды собрали ребята за неделю?

 (добавляем третий снежный ком, голову без носика).

Посмотрите-ка, ребята, это головной убор Снеговика.

- Какой  формы головной убор снеговика?

(Учитель показывает головной убор Снеговика).                                    

– Четырёхугольник (Добавляем головной убор).

 Ребята, вам не кажется, что чего-то не хватает у нашего Снеговика?

– Морковки.

– Где же она? Ах, вот, чуть не потеряли? Смотрите-ка и тут есть задание, даже два. (Учитель читает задания).

– Скажите, из каких геометрических фигур состоит Снеговик?

– Снеговик состоит из трёх кругов, разных по размеру, одного четырёхугольника, одного треугольника. (Ученик показывает фигуры на модели Снеговика).

(Учитель прикрепляет Снеговику носик).

Снеговик готов. Вы успешно справились с заданиями.

IV. Закрепление знаний

  • Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые)
  • Александр Пушкин         
    … Идет волшебница-зима!
    Пришла, рассыпалась клоками
    Повисла на суках дубов;
    Легла волнистыми коврами
    Среди полей, вокруг холмов.
  • Алексей Саврасов. Зима.     Борис Кустодиев. Зима.

 Поэты и художники в своих произведениях прославляли зиму, её красоту, зимнюю природу: поэт стихами, художник картиной. Произведения написаны много лет назад, но они нам интересны.

Задания госпожи Метелицы

22 · 3

86 : 2

20 · 4

11 · 5

180 : 3

66 : 3

12 · 4

88 : 4

70 · 3

24 · 2

120 : 4

63 : 3

Госпожа Метелица делала своё дело, намела на нашем пути сугробы снежные и глубокие.

10 · 7               84 : 2       360 : 9

100 : 2             90 ·  2       40 · 2                   

31 · 3               30 : 3

Посмотрите! Придётся разгребать.

– Кто хочет поработать? Пожалуйста, выходите к доске, берите лопатки (мел, ручки) и кидайте дальше!

(Ученики по одному у доски объясняют, как решать.

 Затем 2 человека решают на карточках у доски, а остальные из учебника №584, с. 140)

V. Физкультминутка.

– Холодно, ребята, в царстве Зимушки-зимы. Не хотите погреться?

– Хотим.

Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет руки, тронет нос.
Значит надо не зевать….

– Сколько раз ногами топнем?

– 3 · 1

– Сколько раз руками хлопнем?

– 15 : 3

– Мы присядем сколько раз?

– 3 · 2

– Мы наклонимся сейчас.

– 10 : 2

– Мы подпрыгнем ровно столько?

– 27 · 0

– Ай да счёт, игра и только! Отдохнули? Садитесь!

  • Вторичное закрепление знаний в изменённой ситуации

В зимнее время животным и птицам трудно найти себе корм. Поэтому в городах мы развешиваем кормушки и подкармливаем птиц. А в лесу лесники заготавливают корм для животных. Вот, например, для лосей они раскладывают по кормушкам сено и соль.

        Задача

      Для подкормки одного лося лесник заготовил 20 кг соли, а сена в 5 раз      больше. Сколько всего килограммов сена и соли заготовил лесник   для одного лося?

(Один человек решает у доски задачу, а остальные в тетрадях).

Решение:

20 · 5 = 100 (кг) – сена заготовил лесник.
100 + 20 = 120 (кг) – всего сена и соли.

Ответ: 120 килограммов.

  • Снежинка

Константин Бальмонт

Светло-пушистая,
Снежинка белая.
Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную -
На землю просится.

  • Василий Суриков. Взятие снежного городка

 Игра «В снежки»

– А сейчас давайте поиграем в «снежки». Кто поймает мой «снежок», идёт решать пример к доске, а все остальные лепят «снежки» на месте, т. е. решают примеры в тетрадях самостоятельно.

      1 ряд – № 629 (2 ст.) с. 146       Ответы: 11, 21, 69, 84                    

      2 ряд – № 629  (3 ст.) с. 146       Ответы: 21, 68, 11, 88                            

– Кто первым решит, представьте себе, что вы делаете «снежок», покажите мне и тогда я узнаю, что вы решили.

 Проверить:

На доске размещаются макеты снежков, на обратной стороне которых написаны примеры. Надо решить пример и прилепить снежок  рядом  с ответом к данному примеру.

 Выигрывает та команда, которая даст больше правильных ответов.

 VI. Самостоятельная работа.

-Прочитайте, как будет называться следующий вид работы?

ЯАНЬЛЕТЯОТСОМАС

 

Задание

Ответ

1

23 х 3 =

8 40 69

2

30 х 2 =

6 60 600

3

70 х 5 =

10 50 350

4

20 х 0 =  

0 20 200

5

60 : 2 =

3 30 60

6

200 х 4 =

80 400 800

7

800 : 2 =

20 200 400

8

160 : 2 =

60 80 100

9

120 : 3 =

40 50 60

I уровень: стр.156 № 712 (1,2 столбик дополнительно)

  • В. Спепанов

 На деревьях тают льдинки!
С веток капает капель,
И летит синицы трель.

  • Игорь Грабарь. Февральская лазурь.
  • Художник использовал тёплые краски и изобразил тёплый зимний день. Уже хорошо греет солнце, а это значит весна близко.

VII. Обобщение пройденного. Итог урока.

 На этом наше путешествие в царство Зимушки-зимы заканчивается.

Зимушка-зима приготовила вам на прощание интересные и самые разные задания по теме: «Умножение и деление  на однозначное число», с которыми вы успешно справились.

- Какие арифметические действия мы сегодня выполняли?

- Какие числа умножали и делили?

- На какое число?          Выставление оценок за урок.

VIII. Домашнее задание

На самоподготовке вы закрепите полученные знания. У каждого на партах лежат подарки от зимушки-зимы, это снежинки с домашним заданием. Возьмите их с собой на память, а задание перепишите в дневник и выполните на самоподготовке.

I уровень             № 687 с. 153

II уровень           № 687 с. 153(1, 2, 3 ст.)

IХ. Рефлексия

 Записали, теперь оцените свою работу на уроке:

1.Урок полезен, всё понятно.

2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно

3. Ещё придётся потрудиться.

4. Да, трудно всё-таки учиться!

Спасибо за урок!

Известный художник Иван Иванович Шишкин изобразил зимнюю красоту в картине “Зима”. Посмотрев на картину можно сказать, что зима белая.

 К этой картине подойдут слова поэта А.С.Пушкина

Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами;
Среди полей, вокруг холмов…

А.С.Пушкин и И.И.Шишкин не знали друг друга, но красоту зимнего леса смогли показать каждый по-своему: поэт стихами, художник картиной.

 Посмотрите внимательно на картину “Февральская лазурь”.

Эту картину нарисовал русский художник И.Э.Грабарь.

Художник использовал тёплые краски и изобразил тёплый зимний день. Уже хорошо греет солнце, а это значит весна близко. Какое настроение вызывает у вас эта картина? И.И.Шишкин и И.Э.Грабарь изображали природу.

 На деревьях тают льдинки!
С веток капает капель,
И летит синицы трель.

 Поэты, композиторы, художники в своих произведениях прославляли зиму, её красоту, зимнюю природу. Произведения написаны много лет назад, но они нам интересны.

Искрится солнце в лужицах,

Купается в ручьях,

Идет оно по улицам

На тоненьких лучах,

А воробьи чирикают,

Усевшись на сосну,

Смотрите-ка, смотрите-ка,

Весна-то на носу.

Источник: http://doshvozrast.ru/konspekt/razvrech49.htm

«...Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась, клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами,

Среди полей, вокруг холмов...»

Источник: http://doshvozrast.ru/konspekt/razvrech49.htm

Снежинка

Константин Бальмонт

Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!

Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.

Лазурь чудесную

 Задача на внимание.          (С. Я. Маршак. Багаж)

Кто окажется самым внимательным?

Дама сдавала в багаж:
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку.
Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок.
Ребята, считайте скорей,
Сколько осталось вещей?

Задания для учащихся

10  3

14 0

 11 4
40
 1

50 2

7 ∙ 8

1. а)«Быстрый счет»( коньки).

100 : 2

50 : 5      

 90 : 3
32 : 8

40 : 2         88:8

2. б) Задания Снеговика

- Назвать однозначные, двузначные, трехзначные числа:

  • 23, 568, 7, 980, 36, 9, 4, 81, 306.

- Какое число «лишнее»?

  •   10  20  30  40  55  60 (круглые десятки)

       400  300  900  678  700 (круглые сотни)

Задачи на смекалку :

  • Я увидела это животное по пути в вашу школу. У этого животного 2 правые и 2 левые лапы, 2 лапы спереди и 2 лапы сзади. Сколько у него лап?
  • Ребятами играли в прятки. Они спрятались за дощатой перегородкой. Водящий заметил, что виднеется 20 ног.

 Сколько детей стояли за перегородкой? (10 детей. Обясните.)

  • Осенью ученики собирали черноплодную рябину по 10 кг в день. Сколько ягоды собрали ребята за неделю?

Посмотрите-ка, ребята, это головной убор Снеговика.

- Какой  формы головной убор снеговика?

– Скажите, из каких геометрических фигур состоит Снеговик?

 (Учитель прикрепляет Снеговику носик).

Снеговик готов. Вы успешно справились с заданиями.

2. Задания госпожи Метелицы

Госпожа Метелица делала своё дело, намела на нашем пути сугробы снежные и глубокие.

100 х 4                       30 : 3                          400 х 2

400 : 2                        90 х 2                          200 : 4

20 х 5                         80 х 5                         360 : 9

Посмотрите! Придётся разгребать.

3.Физкультминутка.

– Холодно, ребята, в царстве Зимушки-зимы. Не хотите погреться?

– Хотим.

Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет руки, тронет нос.
Значит надо не зевать….

– Сколько раз ногами топнем?

– 3 · 1

– Сколько раз руками хлопнем?

– 15 : 3

– Мы присядем сколько раз?

– 7 · 2

– Мы наклонимся сейчас.

– 10 : 2

– Мы подпрыгнем ровно столько?

– 27 · 0

– Ай да счёт, игра и только! Отдохнули? Садитесь!

4.Самостоятельная работа на карточках:

 

Задание

Ответ

1

20 · 4 =

8,    40,    80

2

30 · 2 =

6,    60,    600

3

20 · 5 =

10,   50,   100

4

20 · 0 =  

0,     20,    200

5

60 : 2 =

3,     30,    60

6

200 · 4 =

80,   400,  800

7

800 : 2 =

20,   200,  400

8

160 : 2 =

60,    80,  100

9

120 : 3 =

40,    50,   60

а) Игра «В снежки»

– А сейчас давайте поиграем в «снежки». Кто поймает мой «снежок», идёт решать пример к доске, а все остальные лепят «снежки» на месте, т. е. решают примеры в тетрадях самостоятельно.

1 ряд – №    (1 ст.)

     2 ряд – №    (2 ст.) с.

– Кто первым решит, представьте себе, что вы делаете «снежок», покажите мне и тогда я узнаю, что вы решили.

 Проверить:

На доске размещаются макеты снежков, на обратной стороне которых написаны примеры. Надо решить пример и прилепить снежок  рядом  с ответом к данному примеру.

 Выигрывает та команда, которая даст больше правильных ответов.

Задача1. Очищая тротуар от снега, дети за 3 дня расчистили 600 м тротуара, убирая каждый день поровну. Сколько метров тротуара ребята расчищали за день?

В зимнее время животным и птицам трудно найти себе корм. Поэтому в городах мы развешиваем кормушки и подкармливаем птиц. А в лесу лесники заготавливают корм для животных. Вот, например, для лосей они раскладывают по кормушкам сено и соль.

А теперь давайте узнаем, сколько килограммов сена и соли должен заготовить лесник на всю зиму для одного лося. Для этого решим задачу.

Задача2. Для подкормки одного лося лесник заготовил 20 кг соли, а сена в 5 раз больше. Сколько всего килограммов сена и соли заготовил лесник для одного лося?

(Один человек решает у доски задачу, а остальные в тетрадях).

Решение:

20 · 5 = 100 (кг) – сена заготовил лесник.
100 + 20 = 120 (кг) – всего сена и соли.

Ответ: 120 килограммов.

 V. Самостоятельная работа.

-Прочитайте, как будет называться следующий вид работы?

ЯАНЬЛЕТЯОТСОМАС

 

I уровень: стр.140 №585 (2,3 столбик)

II уровень:  стр. 211 №127

12 · 4

88 : 4

70 · 3

24 · 2

120 : 4

63 : 3

22 · 3

86 : 2

20 · 4

11 · 5

180 : 3

66 : 3

Самостоятельная работа на карточках:

 

Задание

Ответ

1

20 · 4 =

8,    40,    80

2

30 · 2 =

6,    60,    600

3

20 · 5 =

10,   50,   100

4

20 · 0 =  

0,     20,    200

5

60 : 2 =

3,     30,    60

6

200 · 4 =

80,   400,  800

7

800 : 2 =

20,   200,  400

8

160 : 2 =

60,    80,  100

9

120 : 3 =

40,    50,   60

Самостоятельная работа на карточках:

 

Задание

Ответ

1

60 · 4 =

8,    240,    80

2

30 · 2 =

6,    60,    600

3

20 · 5 =

10,   50,   100

4

20 · 0 =  

0,     20,    200

5

40 : 2 =

3,     20,    60

6

200 · 4 =

80,   400,  800

7

600 : 2 =

20,   200,  300

8

150 : 5 =

60,    30,  100

9

120 : 3 =

40,    50,   60

Самостоятельная работа на карточках:

 

Задание

Ответ

1

20 · 4 =

8,    40,    80

2

30 · 2 =

6,    60,    600

3

20 · 5 =

10,   50,   100

4

20 · 0 =  

0,     20,    200

5

60 : 2 =

3,     30,    60

6

200 · 4 =

80,   400,  800

7

800 : 2 =

20,   200,  400

8

160 : 2 =

60,    80,  100

9

120 : 3 =

40,    50,   60

12 · 4

88 : 4

70 · 3

24 · 2

120 : 4

60 : 3

22 · 3

86 : 2

20 · 4

11 · 5

180 : 3

66 : 3

12 · 4

88 : 4

70 · 3

24 · 2

120 : 4

60 : 3

22 · 3

86 : 2

20 · 4

11 · 5

180 : 3

66 : 3

12 · 4

88 : 4

70 · 3

24 · 2

120 : 4

60 : 3

22 · 3

86 : 2

20 · 4

11 · 5

180 : 3

66 : 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков по теме " Деление", Виленкин., 5 класс.

Поурочные планы по теме " Деление" . 5 класс. УМк Виленкин....

Конспекты уроков по теме " Деление", Виленкин., 5 класс.

Поурочные планы по теме " Деление" . 5 класс. УМк Виленкин....

Умножение и деление на однозначное число, 5класс

Методическая разработка урока математики в 5 классе коррекционной школе...

Презентация к уроку "Умножение и деление на однозначное число", 5 класс

Презентация к уроку математики в 5 классе по теме "Умножение и деление на однозначное число"...

Конспект урока "Умножение и деление десятичных дробей на однозначное число. История вычислительной техники"

Разработка урока с презентацией предназначена для учащихся 7 класса. На данном уроке идет закрепление правил, расширение кругозора учащихся. Предусмотрена работа учащихся на компьютере....

Конспект урока русского языка по теме "Однозначные и многозначные слова"

Класс: 5Тип урока: урок открытия новых знаний.Коспект урока сопровождается мультимедийной презентацией....

Рабочий материал к уроку по теме: " Умножение и деление круглых десятков на однозначное число". 5класс, VIII ВИДА

Данный материал можно использовать в качестве Рабочей тетради для самостоятельной работы учащихся....