Конспект урока русского языка по теме "Однозначные и многозначные слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Класс: 5

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Коспект урока сопровождается мультимедийной презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnoznachnye_i_mnogoznachnye_slova.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Однозначные и многозначные слова

Вопросы учителя

Предполагаемые ответы

  1. Повторение пройденного материала.

К изучению какого раздела мы приступили несколько уроков назад?

Что такое лексическое значение слова?

Где можно найти значение неизвестного нам слова?

Какие способы объяснения лексических значений слова вы знаете?

  1. Подготовка восприятия нового материала

Молодцы, ребята, теперь предлагаю вам приступить к изучению новой темы и обратить внимание на слайд.

Ребята, рассмотрите представленные на слайде рисунки (слайд 2). Что общего в них? И чем они отличаются?

Предлагаю вам обратиться к толковому словарю И. С. Ожегова и посмотреть, как автор объясняет данную проблему. (Ищем в словаре значения слова «нос»). (слайд 3)

1. Орган обоняния, находящийся на лице человека, на морде животного. Нос с горбинкой.

2. Передняя часть судна, летательного аппарата (а также некоторых транспортных и боевых средств). Нос лодки, корабля, самолета.

3. Клюв птицы. Дятел стучит носом.

 4. То же, что носок (во 2 знач.). Туфли с острым носом.

Во время зачитывания значений слова проводим словарную работу с выделенными орфограммами. Рассмотрев все определения данного слова, какой вывод мы можем сделать?

Выскажите свои предположения: как мы можем назвать такие слова?

Как вы думаете, есть ли в составе нашего языка слова с одним лишь значением. Предлагаю проголосовать. Поднимите руки те, кто считает, что есть. Теперь те, кто думает, что нет.

Чтобы разрешить наш спор, обратимся к толковым словарикам, которые  находятся в конце  ваших учебников, и посмотрим, приводятся ли там слова с одним значением.

Таким образом, какой вывод мы можем сделать?

Тогда, давайте, попробуем сформулировать тему нашего урока.

Оформление рабочей тетради.

Таким образом, по наличию лексических значений все слова можно поделить на: однозначные и многозначные. (Слайд 4)

Дети фиксируют схему в тетрадь и приводят соответствующие примеры.

В это время обращаю внимание детей на интересный факт: 80% слов в русском языке являются многозначными.

Ребята, хочу отметить, что все лексические значения, относящиеся к одному и тому же слову, находятся в одной словарной статье. Каждое из значений имеет свой порядковый номер.

  1. Закрепление нового материала

Ребята, прочитайте стихотворение (слайд 5):

Пять рабочих ставят дом.

Ставит опыт агроном.

(Он растит такую рожь-

С головой в нее уйдешь.)

Ставит фильмы режиссер.

(Снял он сказку «Колобок»,

Чтобы ты увидеть мог.)

Мама ставит пироги.

(Подойди и помоги.)

А диагноз ставит врач:

«Просто насморк. Спи, не плачь!»

Если кончился рассказ,

Ставить точку в самый раз.

Сначала письменно работаем с орфограммами и пунктограммами.

Ребята, какое слово чаще всего встречается нам в данном тексте?

Выпишите все словосочетания с данным словом, попутно определяя значения этого слова.

Итак, ребята, мы с вами только что научились определять значения многозначных слов, теперь я хочу пригласить вас на выставку, которая имеет достаточно интересное название – «Наоборот». Ваша задача – определить, что же в ней необычного. Итак, приступаем (слайды 6-7).

Ребята, какие выводы вы можете сделать после увиденного.

Молодцы, ребята, отлично справились с этим заданием. Скажите, пожалуйста, что нам необходимо для точного понимания слова? Если, например, я просто скажу слово «игла», будет ли вам понятно, что я имела ввиду? Иглу, которой шьют, или иглу, упавшую с сосны?

Правильно, на языке терминов это называется словом «контекст». Итак, давайте составим предложения со следующими словами, чтобы мы смогли точно знать, о чем вы хотите сказать (слайд 8 – 1 вариант, слайд 9 – 2 вариант).

Проверка предложений.

Итак ребята, пришло время сделать выводы по сегодняшней теме. Скажите, пожалуйста, на какие группы делятся слова в зависимости от количества его лексических значений?

Где и каким образом мы можем узнать о количестве лексических значений нужного  нам слова?

Каких слов больше, однозначных или многозначных?

Когда нам легче понять значение слова?

Спасибо за ответы. Давайте, запишем домашнее задание. У вас сегодня будет 2 домашних задания. Одно – творческое. Вам нужно будет нарисовать рисунок для выставки «Наоборот» (для выполнения этого задания вам 3 дня, принимать их буду в четверг, после чего мы выпустим с вами стенгазету). Второе задание – на выбор:

  1. Найдите в словаре и выпишите 3  однозначных и 3 многозначных слова (вместе с лексическими значениями)\
  2. Составьте рассказ с каким-нибудь одним многозначным словом, но отразите в нем все лексические значения слова.

Комментирование оценок.

Спасибо всем за внимание. До свидания.

Лексикология.

Объяснение значения слова, определение.

В толковом словаре.

Подбор синонимов, называние отдельных признаков и особенностей предмета, раскрытие значений частей слова.

На рисунках изображен «нос человеческий» и «нос корабля». Одним словом «нос» называются разные предметы. Объединение данных понятий объясняется внешним сходством называемых предметов

Слово может иметь несколько лексических значений.

Многозначные.

Дети приводят примеры однозначных слов.

Например: айсберг – плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника.

В составе нашего языка есть слова всего лишь с одним значением.

Однозначные и многозначные слова.

Агроном, рожь, уйдешь, режиссер, диагноз, плачь, рассказ.

А диагноз ставит врач:

«Просто насморк. Спи, не плачь!»

А: «П!»

Ставить.

Ставят дом (поднимают, строят), ставит опыт (экспериментирует), ставит фильмы (снимает), ставит пироги (печет), ставит диагноз (произвести, сделать вывод), ставить точку (писать).

Автор рисунков изобразил предметы не в тех значениях, в которых они должны были быть.

Чтобы правильно понять значение слова нам необходимо увидеть его в предложении.

На однозначные и многозначные.

В толковых словарях. Все лексические значения, относящиеся к одному и тому же слову, находятся в одной словарной статье. Каждое из значений пронумеровано.

Многозначных.

Когда он дан в контексте, в предложении или тексте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)

Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова"

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова" по ФГОС...

План-конспект урока русского языка (6 классVIIIвида) Тема: «Состав слова. Повторение»

Цели: повторить и закрепить изученный ранее материал; отработать навык разбора слова по составу; развивать орфографическую зоркость; совершенствовать связную устную речь; развивать логическое мышление...

Урок русского языка. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)

Урок открытия новых знаний. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)...

Конспект урока русского языка "Чередующиеся гласные в корне слова" 5 класс

Интегрированный урок русского языка и литературы...

Конспект урока русского языка 8 класс " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание"

Конспект урока " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание".Урок изучения нового материала. Используется технология критического мышления через чтение и письмо...

конспект урока русского языка в 6 классе "Этимология слов"

Конспект урока разработан в соответсвии с ФГОС ООО...


 

Комментарии

Лазутчикова Татьяна Вениаминовна

Интересный материал