Технологическая карта урока по теме "Степень числа"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Анцупова Оксана Николаевна


Технолическая карта урока математики по теме "Степень числа", 5 класс

Автор УМК : А.Г. Мерзляк, Я.С. Якир, В.Б. Полонский УМК "Алгоритм успеха"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название работы: Урок математики в 5 классе по теме «Степень числа».

Номинация: методическая разработка.

Вид работы: технологическая карта урока.

Автор работы:  Анцупова Оксана Николаевна, учитель математики  МБОУ  «Ребрихинская СОШ». Ребрихинского района   Алтайского края.

Технологическая карта урока математики по теме «Степень  числа»

Автор УМК А.Г. Мерзляк,  В.Б. Полонский  «Математика 5 класс».

Средства обучения:  компьютер, мультимедийный проектор,  презентация, плакат с рефлексивным заданием «Рефлексивная мишень», учебник  А. Г. Мерзяка, В.Б. Полонского  «Математика 5 класс».

Цель урока: создать условия для открытия  и первичного закрепления учащимися  понятия степень числа.

Задачи:

  1. Обеспечить условия для формирования  предметных результатов:

учащиеся познакомятся с понятием степени числа, показателем степени, основанием степени, научатся  выполнять порядок действий в выражениях, содержащих степень.

  1. Обеспечить условия для формирования метапредметных результатов:  

регулятивных УУД: умения формулировать цель урока, планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию;

познавательных УУД: умения делать предположения  об информации,   которая  нужна  для  решения учебной задачи,  находить и обосновывать пути  ее решения, устанавливать аналогии, классифицировать, выявлять закономерности, сравнивать, обобщать;

коммуникативных УУД: умения оформлять мысли в устной  и письменной речи с учетом речевых ситуаций;

  1. Обеспечить условия для формирования личностных УУД: умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование;
  2.  Создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать  выражения, содержание степень,  определять основание и показатель степени возводить число в степень, находить значение выражения, содержащего степень.

Организационный момент

Задача этапа : определить цели урока,  спланировать свою деятельность для достижения

поставленных целей.

Деятельность

Планируемые результаты

(Описание результата обучения через «наблюдаемые УУД»

учителя

учащихся

Предметные

(Знать, понимать, уметь)

УУД

(коммуникативные (К), регулятивные (Р), познавательные (П), личностные (Л))

Приветствует учащихся.

Создает благоприятную атмосферу на уроке.

Мотивирует учащихся к учению.

                                           итог                                        

                             закрепим

         узнаем

повторим

Приветствуют учителя.

Занимают места за партами.

Записывают число и тему урока в тетрадь.

Ставят цели урока, выстраивают лестницу  достижений целей на каждом этапе урока.

К: формировать умение вести диалог с учителем и одноклассниками;

Р:  формировать умение  ставить цель урока, прогнозировать свою деятельность для достижения поставленной цели;

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Поиск и выделение необходимой информации

Л: мотивировать учащихся к обучению, умение грамотно высказывать и отстаивать своё мнение.

Изучение нового материала

Задача этапа: подвести учащихся к самостоятельному определению степени числа

Методы и способы достижения поставленных задач: использование ЭОР, проблемной ситуации

Ведет беседу с учащимися:

К нам за помощью обратился Вовка из страны невыученных уроков. Он опять попал в неприятную историю. Будем его выручать.

Давайте вернемся в прошлое. С какими математическими действиями вы познакомились, когда впервые стали изучать математику?

Предлагает найти значения выражения

2 +2 + 2 + 2 + 2 + 2 =

К какому выводу вы пришли, выполняя действия?

Значит, появляется еще одно действие – умножение.

Загадывает загадку:

Он давно знакомый мой

Каждый угол в нем прямой

Все четыре стороны

Одинаковой длины

Вам его представить рад

А зовут его,  к в а д р а т!

Какие свойства квадрата вы знаете?

Как найти его площадь?

Составьте выражение для нахождения площади квадрата, если его сторона равна 7.

Создает проблемную ситуацию.

(на слайде)

7;

7 * 7;

7 * 7 * 7;

7 * 7 * 7 * 7;

7 * 7 * 7 * 7 * 7;

Что интересного заметили в данном ряду выражений?

Какое выражение лишнее? Почему?

Сколько множителей содержит второе, третье, четвертое выражение?

Сколько множителей будет содержать  выражение, стоящее на седьмом месте? На десятом месте? На 25-м месте? На 100 – м месте?

Запишите выражение, которое будет стоять в данном ряду на 1000 месте.

Почему возникли трудности? Почему это трудно сделать?

Решение проблемной ситуации – цель урока.

Что же мы с вами будем делать?

7 = 71

7 * 7 = 72

7 * 7 * 7 = 73

7 * 7 * 7 * 7 = 74

7 * 7 * 7 * 7 * 7 = 75

71000

Вводит новые понятия.

Указывает, что является основанием степени, показателем степени.

Что показывает число 7?

Что показывает число 2,3, 4, 1000?

Предлагает учащимся записать степень числа в буквенном виде, если : а – основание степени, n – показатель степени. 

Давайте вернемся к задаче о нахождении площади квадрата. Запишите формулу, используя степень.

Отвечают на вопросы учителя

Со сложением и вычитанием.

2 +2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 2 * 6

Можно сложение заменить умножением.

Все стороны равны, углы прямые.

Индивидуально работают в тетрадях, контролируя выполнения задания с помощью взаимопроверки.

S = 7 * 7 = 49

S = a * a

Одна и та же цифра умножается;

В каждом последующем выражении на один множитель больше.

Первое, нет произведения.

Два, три, четыре

Семь

Десять

Двадцать пять, сто

Пробуют записать выражение, затрудняются.

Слишком много множителей, невозможно это сделать.

По-новому записывать выражения.

Один ученик работает у доски, остальные записывают в тетрадь.

Какое число умножается.

Сколько множителей перемножается при умножении.

Записывают выражение, сверяются с учебником.

Записывают в тетрадях, выполняя самоконтроль.

знать: определение  степени числа

уметь: определять основание степени, показатель степени

понимать: что показывает основание степени и показатель степени, как найти степень числа.

К: Умение слушать и вступать в диалог

Р: Целеполагание, выдвижение гипотез

П: Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Первичное осмысление и закрепление знаний.

Задача: Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

Методы и способы достижения поставленных задач: самостоятельная работа, контроль учителя для выявления проблем.

Организует работу по первичному закреплению полученных знаний. Комментирует,   направляет работу учащихся.

Предлагает учащимся поработать с учебником и выбрать задания, которые помогут закрепить тему урока, достичь поставленных целей.

№ 549. Упростить выражение, заменив произведение одинаковых множителей степенью.

№ 550. Найти значение выражения.

Учитель помогает, консультирует индивидуально.

Рассказывает учащимся легенду о шахматной доске. (сопровождается презентацией)

Обсуждают предложенные задания, выбирают

 Ученики по очереди  работают на доске, учащиеся класса взаимодействуют во фронтальном режиме, под контролем учителя. Контролируют правильность выполнения задания  одноклассников.

Учащиеся работают самостоятельно, выполняя самоконтроль выполнения задания.

Привитие интереса учащихся к изучаемой теме, математике в целом.

Умение: записывать  произведение чисел в виде степени, находить степень числа.

К: Умение слушать и вступать в диалог,

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)

Р: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

П: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Л: Ориентация в межличностных отношениях

Домашнее задание

Задача: Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Объясняет сущность домашнего задания

П. 20. Прочитайте внимательно теоретический материал. Поясните  выражение: Её величество степень!

№ 551 (обязательно)

Рабочая тетрадь № 235, № 236 (по желанию)

Делают записи в дневник.

Задают вопросы учителю

К: умение слушать, задавать вопросы

Р: умение делать выбор

Л: самоопределение

Рефлексия

Задача: Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной  деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Организует беседу. Задает вопросы для рефлексии.

-Какова тема урока?

-Какая цель урока?

-Достигли цели урока?

-Что узнали нового?

-Какие задания особенно понравилось выполнять?

-В чем были затруднения?

Оценить деятельность класса, свою деятельность на уроке, деятельность учителя, настроение в конце урока от 3 до 5 баллов, используя прием «Рефлексивная мишень». Поставить точку в соответствующий сектор

Подводит итог после заполнения мишени учащимися.

Благодарит учащихся  за работу на уроке.

Объявляет окончание урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают деятельность класса, свою деятельность на уроке, деятельность учителя, настроение в конце урока, используя  «Рефлексивную мишень» (мишень прикреплена на доске).

Подходят, ставят точки в секторы с соответствующим баллом.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

П: Умение выполнять рефлексию и оценку процесса и результатов деятельности.

Презентация к урокуC:\Users\Оксана\Desktop\chitay_02-4.jpgC:\Users\Оксана\Desktop\chitay_02-4.jpg

C:\Users\Оксана\Desktop\chitay_02-4.jpgC:\Users\Оксана\Desktop\chitay_02-4.jpg

C:\Users\Оксана\Desktop\chitay_02-4.jpgC:\Users\Оксана\Desktop\chitay_02-4.jpg

C:\Users\Оксана\Desktop\chitay_02-4.jpgC:\Users\Оксана\Desktop\chitay_02-4.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа).

Технологическая карта урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа)....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕМЕ СТЕПЕНЬ ЧИСЛА.КВАДРАТ И КУБ ЧИСЛА.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕМЕ СТЕПЕНЬ ЧИСЛА.КВАДРАТ И КУБ ЧИСЛА....

Технологическая карта урока: Решение задач по теме «Нахождение процентов от числа и числа по его процентам» (урок №1)

Предлагаю Вам технологическую карту и презентацию урока по теме «Нахождение процентов от числа и числа по его процентам» для учащихся 5 класса.Это первый урок из предложенного проектного модуля....

Технологическая карта урока: Решение задач по теме «Нахождение процентов от числа и числа по его процентам» (урок №2)

Технологическая карта и презентация урока по теме "Нахождение процентов от числа и числа по его процентам" Материал будет полезен для учителей, работающих в 5 классах, так как технологическая кар...

Технологическая карта урока . Тема: «Степень числа».Класс 5

Учебник: Математика 5. (А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Ч.С. Якир.)Цели урокаОбразовательные (предметные результаты):познакомить обучающихся с понятиями степень числа, основание степени, показатель степ...

Технологическая карта урока по математике 2 класс «Умножение числа 9 и деление на 9. Девятая часть числа»

Технологическая карта урока по математике 2 класс «Умножение числа 9 и деление на 9. Девятая часть числа»....

Технологическая карта урока математики "Степень числа"

В данном материале представлена технологическая карта урока математики в 5 классе по теме "Степень числа". Урок является уроком открытия нового знания, ориентирован на учебник Е.А.Бунимовича...