"Рациональные числа " разработка урока
план-конспект урока по математике (6 класс)

Симакова Ольга Владиславовна

урок в 6 классе по теме "Рациональные числа" включает в себя технологическую карту урока и презентацию к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_ratsionalnye_chisla.rar705.16 КБ
Файл k_uroku_ratsionalnye_chisla.rar580.41 КБ

Предварительный просмотр:

 Методическая разработка урока математики для 6 класса по теме:

«Рациональные числа»

Тема четверти: Рациональные числа

Тема урока: «Рациональные числа»

Учебное пособие: Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ [Н. Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд]. – 30- е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2014. – 288с.

Тип урока: открытия нового знания

Используемые технологии: развитие критического мышления.

Приемы

  • Частично-поисковая деятельность.
  • Сравнительный анализ.
  • Практическая работа.

Методы

  • Ведение проблемного диалога.
  • Выполнение упражнений и практических заданий.
  • Самопроверка на основе сравнения полученных результатов с эталоном.

Раздаточные материалы

  • Карточки с заданиями.
  • Лист самооценки.

Оборудование урока

  • Мультимедийный проектор, презентация.

  1. Цели и задачи урока

Цель урока.

  1. В предметном направлении.

Понимать, что такое «рациональное число», уметь классифицировать числа, правильно их читать.

  1. В метапредметном направлении.

Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки; уметь выражать свои мысли; оформлять свои мысли в устной и письменной форме, аргументировать свое мнение и позицию; уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания; структурировать знания

  1. В направлении личностного развития.

Уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, способности к преодолению трудностей.

Задачи урока

  1. В направлении личностного развития.

Продолжить работу по развитию умений анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и систематизировать, определять и объяснять понятия, доказывать и опровергать.

  1. В метапредметном направлении.

Создать условия для формирования

- внутренней потребности учеников во включение в учебную деятельность;

- интереса к изучаемому предмету;

- умения обнаруживать и формулировать проблему; выдвигать версии, определять средства решения проблемы.

  1. В предметном направлении.

Сформировать понятие «рационального числа» и определить его место на множестве всех действительных чисел

  1. Содержание учебного материала урока и этапы урока с подробным

описанием видов деятельности учителя и учащихся

Этапы урока

  1. Оргмомент. 1 мин.
  2. Актуализация знаний.5 мин
  3. Постановка проблемы.8 мин
  4. Изучение нового материала 10 мин
  5. Физкультминутка. 2 мин
  6. Закрепление и обобщение изученного материала Усвоение знаний 15 мин
  7. Подведение итогов. Рефлексия. 3 мин
  8. .Информация о домашнем задании.1 мин


Технологическая карта урока

Этапы урока, время

Действия учителя

Действия ученика

Формирование УУД на данном этапе

 урока

Организационный

(1 минута).

Отмечает отсутствующих и проверяет готовность учащихся к уроку.

Приветствуют учителя.

Актуализация знаний (5 минут).

Организует устный счет

Организует диалог, приводящий к проблемной ситуации

Выполняют устные задания

Выполняют задания на соответствие, приводящее к постановке цели урока

Познавательные действия: Умения пользоваться и ориентироваться в ранее изученном материале

Личностные действия:

Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение математики

 Постановка проблемы с последующим определением темы

(8 минут).

Активизирует деятельность учащихся по формулировке задач урока

.

Устанавливают соответствие.

С помощью наводящих вопросов, находят выход из проблемной ситуации.

Выводят алгоритм действий для решения проблемы.

Регулятивные действия: Умение анализировать.

Умение формировать цель урока.

Личностные действия:

Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение математики

Изучение нового материала (10 минут).

Организует проблемное изложение материала. Координирует деятельность учащихся по изучению нового материала. Делает словесную оценку работы учащихся.

Анализируют предъявляемую учителем информацию.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задания.

Познавательные действия: Анализ предъявленной информации, умение делать выводы, логически мыслить.

Личностные действия: развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение математики Умение математически грамотно выражать свои мысли.

Регулятивные действия: осмысление своих действий и самооценка.

Физкультминутка

(2 минута).

Демонстрирует упражнения на экране.

Повторяют упражнения.

Личностные действия: принятие здорового образа жизни.

Коммуникативные действия: умение слышать, слушать и понимать аудиовизуальную информацию.

Регулятивные действия: осмысление своих действий при выполнении упражнений

Закрепление и обобщение изученного материала

 (15 минут).

Координирует деятельность учащихся по закреплению нового материала

 В случае необходимости помогает при выполнении.

Предъявляет эталон выполнения заданий

Проводит диктант по иллюстрации (приложение №2).

Осуществляет проверку выполнения диктанта учащегося, работающего у доски

Организует взаимопроверку диктанта, комментируя образец на доске

Работают в паре. Выполняют практическую работу: задания по теме на доказательство рациональных чисел, перевод рациональных чисел в десятичную периодическую дробь.

Сводят воедино результаты практической работы.

Осуществляют взаимопроверку, сравнивая результаты работы группы с эталоном.

Выполняют диктант по иллюстрации (приложение №2): все работают в тетради; один ученик – на доске.

Меняются тетрадями с соседом. Осуществляют взаимопроверку диктанта, сверяя решение с образцом на доске

Регулятивные действия: умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга,

Коммуникативные действия: уметь договариваться, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Познавательные действия: формирование навыка исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, формирование метапредметных связей.

Личностные действия: развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение математики

Подведение итогов урока. Рефлексия

 (3 минуты).

Организует работу учащихся с листом самооценки.

Проводят самоанализ работы по листу самооценки.

Личностные действия: осмысление своих действий.

Регулятивные действия: самооценка.

Информация о домашнем задании

(1 минута).

Рассказывает о содержании разноуровнего домашнего задания.

Записывают в дневник, задают вопросы.

Регулятивные действия: обеспечение возможности управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования своих действий.


  1. Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке.

На уроке используется метод сравнения с эталоном:

№1179 – решение выводится на экран Слайд 19.

Задание на карточке – Слайд 20.

Диктант сверяются с решением на доске.

Объем заданий – 5 примеров. Сложность заданий одинакова. Работа оценивается по следующим критериям

Отметка «5»: работа выполнена безошибочно;

Отметка «4»: в работе допущены 1-2 ошибки

Отметка «3»: в работе допущены 3 ошибки;

Отметка «2»: в работе допущено 4 и более ошибок

Лист самооценки

Учени___6 «___» ________________________________________

№ п/п

«все понятно, могу объяснить»

«все понятно»

«требуется помощь »

«не знаю»

11.

Устный счёт

22.

Работа с учебником

33.

Диктант

4.

Работа на уроке

На начало урока

На конец урока

Узнаем …,

Исследуем…,

Учимся …,

Оцениваем…

Я выставляю себе отметку за урок:_____

  1.  Текст методической разработки материалов в соответствии с критериями оценивания работы

Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих и проверяет готовность к уроку.

Ребята у вас на столах лежит лист самооценки. В течение всего урока вы должны оценивать себя и своего соседа по парте. Отмечать в лист самооценки, а в конце урока подведем итоги.

Актуализация знаний

«Только устным счетом человек может

доказать компьютеру свою независимость.»

Дуглас Адамс.

Слайд 1-3

Подведем итог:

Оцените свою работу на данном этапе и отметьте на листе самооценки

 

Мы сегодня на уроке будем работать с числами. Какие мы уже знаем числа? На Слайде 4 представлены числа:0;1;-1;-2;2;3;-3;-4;4; -0,7; ; (Положительные, отрицательные, дроби, натуральные, целые.)

Внимательно рассмотрите их.

Задание. Разбейте данные числа по какому-либо признаку на группы.

Вы распределяли числа по группам. На что вы обращали внимание? (На запись чисел)

Какое общее название мы можем дать этим числам? (Натуральные числа, целые числа и дроби) Слайд 5.

        

Постановка проблемы и определение темы урока

Подумайте, что может объединять все эти числа? (Затрудняются ответить, т.к. понятие еще не знакомо)

Тогда попробуем определить  цель нашего урока. Как вы думаете, что мы сегодня на уроке…  

Слайд 6. Узнаем …,  (что объединяет эти все числа)

Исследуем…, (признак объединения этих чисел)

Учимся …, (работать с признаком)

Оцениваем… (свою результативность)

Сделайте отметки на листе самооценки в графе «На начало урока», что узнаете, исследуете, чему учимся и оцениваем.

Итак, перед нами числа, с которыми мы уже познакомились, но не определили их название. Посмотрите на доску и скажите, как можно представить в общем виде числа:

(Числа добавляются по одному, но все записываются в виде правильной и неправильной дроби.) Все эти числа можно представить в виде . Данные числа называются – рациональными числами. Итак, открываем тетради и запишите число и тему нашего урока «Рациональные числа»

Слайд 7. Тема урока: Рациональные числа.

Рациональные числа сегодня изучим.

Знания новые, прочные с вами получим.

Давайте вместе работать дружно.

Поверьте, ребята, это вам нужно!

Если с целями темой мы определились, тогда  рассмотрим признак, который позволит объединить все известные нам числа  – в рациональные числа, потом ответим на вопрос как в общем случае перевести обыкновенную дробь в десятичную.

Изучение нового материала

Из того, что мы уже узнали, дайте определение рациональному числу. (Дают определение)

Потом выводится на экран определение рационального числа Слайд 8 и обсуждаем неточности, которые были допущены учащимися.

Слайд 9.Запишем числа: 5; -2, 0-целые
 - дробные числа

 - смешанные числа

Запишем данные числа в виде отношения , т. е. в виде обыкновенной дроби, причем a – целое число, а n – натуральное число.

Слайд 10Рассмотрим наши целые числа. Мы знаем, что любое целое число можем представить в виде дроби, где знаменателем является 1, а числителем само это число. Тогда имеем:

1) 5 = ;a=5; n=1

-2 = -, a=-2; n=1

 0 =  a=0; n=1

Слайд11.Далее рассмотрим дробные числа

2) ; a=5;n=6

=, a=-2; n=9

0,33=,a=33; n=100

Примечание! Знак «-», который стоит перед дробью можно записать по необходимости перед числителем или знаменателем.

-2,517=; a= - 2517; n=1000

Слайд 12. Правило перевода десятичной дроби в обыкновенную.

Чтобы записать десятичную дробь в виде обыкновенной дроби, нужно:

  1. в числитель записать саму десятичную дробь, отбросив запятую;
  2. в знаменатель записать соответствующий знаменатель десятичной дроби

Слайд 13. Любую смешанную дробь можно записать в виде обыкновенной дроби. Тогда

, a= 22; n=5

, a= - 29; n=9

Мы с вами записали все выбранные нами числа в виде отношения  и научились любое из чисел любое число представить в виде такого отношения. Таким образом, мы получили признак, который позволяет объединить все известные числа в одно множество – множество рациональных чисел.

Перейдем ко второй части нашего урока и переведем обыкновенную дробь в десятичную дробь. Слайд14. Рассмотрим примеры. Помним также, что дробную черту можно всегда записать в виде знака деления.

1 способ         = 3:5= 0,6

2 способ. Заметим, что 10 кратно 5. Воспользовавшись основным свойством дроби, приведем дробь к знаменателю 10, получим  

                                          = 0,6

Рассмотрим еще один пример. Выполнив деление получим:

        =2, 454545…=2, (45)

Число 45 повторяются бесконечно много раз. Повторяющуюся часть называют периодом дроби. Данное число можно прочесть так: две целых и сорок пять сотых в периоде.

Вывод: некоторые дроби можно представить в виде десятичной дроби, а некоторые нет.

Их представляю в виде бесконечной десятичной дроби.

Динамическая пауза

Упражнения демонстрируется на экране в виде мультфильма.

Закрепление и обобщение изученного материала

Выполнение заданий учебника в парах № 1179 и задание с раздаточного материала Приложение 1 

Задание

Выразите в виде десятичной или периодической дроби числа

 

Ребята меняются тетрадями, на экране последовательно появляются ответы Слайд 19 Слайд 20 и ученики выставляют друг другу оценки и выставляют в листе самооценки своего товарища.

Диктант выполняют по иллюстрации Приложение 2.  Один ученик у доски. Ребята меняются тетрадями и проверяют работу своего соседа.

  1. Выпиши все числа, которые являются лишними
  2. Приведите примеры чисел: а) натуральных; б) целых; в) рациональных
  3. Доказать, что любое натуральное число является рациональным.
  4. Записать в виде десятичной периодической дроби
  5. Сравните числа: 0,5 и 0,(5);

Поменяйтесь работами и сделайте отметки на листе самооценки.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

«Числа управляют миром», – говорили пифагорейцы. Но числа дают возможность человеку управлять миром, и в этом нас убеждает весь ход развития науки и техники наших дней.

(А. Дородницын - русский математик, геофизик и механик, академик АН СССР, Герой Социалистического Труда.)

Что нового сегодня узнали на уроке?

Что исследовали на уроке?

Что научились доказывать?

Что находили?

Что оценили?

Сделайте отметки на листе самооценки в графе «На конец урока», что узнали, исследовали, научились и оценили.

Узнаем …,

Исследуем…,

Учимся …,

Оцениваем…

Урок подходит к концу, и я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. У вас на столах лист самооценки.

Информация о домашнем задании

На «4»

  • п.37, разобрать, выучить определение рационального числа;
  • № 1196, 1197, 1199

На «5»

  • п.37, разобрать, выучить определение рационального числа;
  • № 1196, 1197, 1199
  • ЗАДАЧА АХМЕСА.    

«Разделить поровну 7 хлебов между 8 людьми».  Сколько придется сделать разрезов?  Ахмесу удалось сделать всего 17! Каким образом?

Библиография

  1. Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ [Н. Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд]. – 30- е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2014. – 288с.
  2.  Математическая энциклопедия.
  3.  Электронные энциклопедии http://ru.wikipedia.org/

http://mirslovarei.com/content_naukteh/chislo-racional-noe-76528.html 

  1. Сайт учителя для учителей  http://videouroki.net/index.php?subj_id=2


Приложения

Приложение 1

Задание

Выразите в виде десятичной или периодической дроби числа

 

Приложение 2

  1. Выпиши все числа, которые являются лишними

  1. Приведите примеры чисел: а) натуральных; б) целых; в) рациональных
  2. Доказать, что любое натуральное число является рациональным.
  3. Записать в виде десятичной периодической дроби
  4. Сравните числа: 0,5 и 0,(5);



Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Рациональные числа» 6 класс

Слайд 2

Устный счет Действия с десятичными дробями . 10 4,5 : 5 + 3, 3 : 0, 6 ∙ 0,4 + 7,2

Слайд 3

Действия с обыкновенными дробями : Устный счет 2

Слайд 4

Устный счет Действия с положительными и отрицательными числами: 11 -2 ∙ 0,5 - 1 : (-0,4) + (-7,2) ∙(-5)

Слайд 5

Как можно распределить числа по группам? о 1 -1 2   3 -3 -4 -2 - 1   - о,7 4

Слайд 6

Установим соответствие

Слайд 7

Тема: Рациональные числа . Рациональные числа сегодня изучим.   Знания новые, прочные с вами получим.     Давайте вместе работать дружно.     Поверьте , ребята, это вам нужно !   

Слайд 8

Мы на уроке сегодня Узнаем … Исследуем … Учимся … Оцениваем…

Слайд 9

Запишем числа: 5; -2, 0 -целые - дробные числа - смешанные числа Запишем данные числа в виде отношения , т. е. в виде обыкновенной дроби, причем a – целое число, а n – натуральное число. Рациональные числа.

Слайд 10

Рассмотрим целые числа 5= , a =5; n =1 -2 = - , a =-2; n =1 0 = , a =0; n =1 Рациональные числа.

Слайд 11

Рассмотрим дробные числа: Рациональные числа. 2) ; a = 5 ; n =6 a =-2; n =9 a =33; n =100 Примечание! Знак «-», который стоит перед дробью можно записать по необходимости перед числителем или знаменателем a = - 2517; n =1000

Слайд 12

Чтобы записать десятичную дробь в виде обыкновенной дроби, нужно: 1) в числитель записать саму десятичную дробь, отбросив запятую; 2) в знаменатель записать соответствующий знаменатель десятичной дроби Правило перевода десятичной дроби в обыкновенную

Слайд 13

Рациональные числа. Любую смешанную дробь можно записать в виде обыкновенной дроби. , a = 22; n =5 , a = - 29; n =9

Слайд 14

Число, которое можно записать в виде отношения где а - целое число, а п - натуральное число, называют рациональным числом. Определение рационального числа

Слайд 15

Переведем обыкновенную дробь в десятичную дробь. Помним также, что дробную черту можно всегда записать в виде знака деления.   1 способ = 3:5= 0,6   2 способ Заметим, что 10 кратно 5. Воспользовавшись основным свойством дроби приведем дробь к знаменателю 10, получим = = =0,6

Слайд 16

Переведем обыкновенную дробь в десятичную дробь. =2, 454545…= 2, (45) 27 11 2 22 5 , 0 4 4 4 6 0 5 5 5 0 4 4 6 0 5 5 5 5 4 5 … Повторяющуюся часть называют периодом дроби. Данное число можно прочесть так: две целых и сорок пять сотых в периоде.

Слайд 17

Вывод : некоторые дроби можно представить в виде десятичной дроби, а некоторые нет. Их представляю в виде бесконечной десятичной дроби.

Слайд 18

. Выполнение заданий учебника в парах № 1179 стр.204 .

Слайд 19

а) . № 1179

Слайд 20

. Выразите в виде десятичной или периодической дроби числа: . Ответы: 0,6, 0,35, 0,(048), 1,3(18), 0,024.

Слайд 21

Домашнее задание п.37 , разобрать, выучить определение рационального числа; № 1196, 1197, 1199 ЗАДАЧА АХМЕСА. «Разделить поровну 7 хлебов между 8 людьми». Сколько придется сделать разрезов? Ахмесу удалось сделать всего 17! Каким образом? Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Рациональные выражения" (разработка урока и презентация)

Предмет — математика (обучение по учебнику Г.В. Дорофеева, С.Б.Суворовой)Класс — 9Тема урока:  Рациональные выраженияЦель урока: знать определение рационального, целого  и дробного выражения...

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме "Действия над рациональными числами"

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Действия над рациональными числами" для обучающихся 6 класса проходит в виде известной телевизионной игры "Счастливый случай" , в котором предусмотрены ...

Математика 6 класс. Урок-путешествие «Полет в космос». Урок обобщения и систематизации по теме «Действия с рациональными числами и свойства действий с рациональными числами»

В данной статье представлено описание урока обобщения и систематизации знаний по теме «Действия с рациональными числами и свойства действий с рациональными числами». Урок посвящен повторению правил, о...

Модуль рационального числа ( Конспект урока по математике в 6 классе)

разработка урока по математике на тему "Модуль рационального числа" в 6 классе. Это краткосрочное планирование учителей 3 уровня....

Предмет математика 6 класс тема Рациональные числа обощаюший урок

Математика 6 классТЕМА: «РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА»Цель:обобщение знаний, умений, навыков по теме «Рациональные числа»; учащиеся должны знать  определения, правила знаков, уметь находить модуль числа, ...

Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме "Обобщающее повторение по теме "Действия с рациональными и дробными числами"

Методическая разработка урока составлена в виде проекта, в основе которого лежит технологическая карта деятельности учителя и учащихся. Содержание и последовательность этапов урока соответствуеттребов...

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме "Действия с рациональными числами"

Методическая разработка к уроку "Действия с рациональными числами"  к учебнику Мерзляк А.Г....