Главные вкладки

    Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме "Обобщающее повторение по теме "Действия с рациональными и дробными числами"
    методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему

    Киселева Галина Дмитриевна

    Методическая разработка урока составлена в виде проекта, в основе которого лежит технологическая карта деятельности учителя и учащихся. Содержание и последовательность этапов урока соответствует
    требованиям ФГОС второго поколения. В содержание учебного материала включены нестандартные задачи, отражающие различные сферы деятельности людей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kiseleva_g_d_razrabotka_uroka_matematiki_v_5_klasse.rar1.15 МБ

    Предварительный просмотр:

    Разработка урока математики в 5 классе Киселевой Галины Дмитриевны,
    учителя математики муниципального общеобразовательного учреждения  
    «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Новомосковска  
    Тульской области
    Проект урока по теме
    : Обобщающее повторение «Действия с натуральными и
    дробными числами»
    Предмет: математика
    Класс: 5
    Тип урока:
    урок коммуникативного типа.
    Вид урока: урок учебного сотрудничества.
    Цели урока:
    Личностные результаты:
    - формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих  
    способностей учащихся;
    - формирование мотивации образовательной деятельности на основе
    личностно-ориентированного подхода;
    - формирование осознанного, уважительного, доброжелательного отношения к  
    другому человеку;
    -
     развитие интереса к математическому творчеству, математических
    способностей.
    Метапредметные результаты:  
    - овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности;
    - формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в образной, символической формах;  
    - приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;
    - формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

    Предметные результаты;
    - формирование умений применять теоретические знания по математике на практике, решать математические задачи на применение полученных знаний;
    - формирование коммуникативных умений докладывать о результатах своей работы, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы;
    - создание фундамента для математического развития, формирования
    механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

    Планируемые достижения учащихся на уроке:
    Учащиеся научатся:
    - применять полученные знания для распознавания основных видов арифметических действий с натуральными и дробными числами;

    - применять изученные методы для решения основные видов текстовых задач с использованием арифметических действий с натуральными и дробными числами;

    - представлять информацию в образной и символической формах;

    - применять формулы для решения основных видов текстовых задач.
    Учащиеся получат возможность научиться: 
    - овладеть специальными приёмами решения текстовых задач; уверенно применять изученные методы для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;

    - составлять свои варианты условий текстовых задач на использование арифметических действий с натуральными и дробными числами. 
    Метапредметные УУД:  
    -
     организация учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности;
    - самостоятельный поиск, анализ и отбор информации с использованием различных источников;
    - работа в группе с выполнением разных социальных ролей, представление и
    отстаивание своих взглядов и убеждений.

    Предметные:
    -
    грамотное представление результатов своей работы, участие в дискуссии, объяснение полученных результатов и выводов;
    - умение анализировать текстовые задачи с использованием алгоритма;
    - умение решать текстовые задачи с использованием алгоритма.
    Источники информации:
    1. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд.
    М.: Мнемозина, 2014.
    2. Григорий Остер. Ненаглядное пособие по математике. Задачник. Москва.
    «Спарк – М». 1992.

    3. Сайты Интернет: см. презентацию; www.school.mos.ru;  school.holm.ru;
    znaniya-sila.narod.ru
    ; -8 class-math-forum.ru; www.matematika-na.ru.

    Оборудование: компьютер, медиапроектор, документ-камера, презентация к уроку «Действия с натуральными и дробными числами».

                                                           Ход урока:

    1. Этап мотивации к учебной деятельности (3 мин.)

    Деятельность учителя (вопросы, пояснения, выводы)

    Деятельность учащихся (ответы, выполнение заданий)

      Предлагает обсудить главный вопрос:
    Зачем нужна математика?
     В процессе обсуждения демонстрирует
    слайды (2-6), предлагает дополнительные
    вопросы:
    - Везде ли нужна математика?

    - Можно ли без неё прожить хотя бы день?

    - Какие  расчёты делают люди разных профессий?

    - Что  развивает математические способности?

    - Есть  ли математические игры?
     Выслушав ответы учащихся, предлагает
    вернуться к ответу на заданный вопрос в
    конце урока.

    Предлагают свои варианты ответов, опираясь на свой жизненный опыт?

    Методический комментарий. На данном этапе в очередной раз обращается внимание учащихся на смысл изучения предмета, его целесообразность.

    1. Этап актуализации знаний и пробного учебного действия
      (10 мин.)

    Деятельность учителя (вопросы, пояснения, выводы)

    Деятельность учащихся (ответы, выполнение заданий)

      Организует работу трёх групп (трёх рядов).
    Каждой группе предлагается решить задачу
    (слайд 7) и ответить на вопрос: Нужна ли математика в каждой профессии?
     Содержание задач:
    1. Для ремонта квартиры купили 42 рулона обоев. Сколько пачек обойного клея нужно купить, если одна пачка клея рассчитана на 8 рулонов?
    2. Для приготовления яблочного варенья на 1 кг яблок нужно 1,2 кг сахара. Сколько килограммовых упаковок сахара надо, чтобы сварить варенье из 8 кг яблок?
    3. В супермаркете проходит рекламная акция: заплатив за две шоколадки, покупатель получает три шоколадки ( одна шоколадка в подарок). Шоколадка стоит 36 рублей. Какое наибольшее число шоколадок можно получить на 200 рублей?
     Организует обсуждение решений каждой группы.
     Оценивает работу каждой группы, учитывая правильность решения, аккуратность и грамотность записи решения,
    умение объяснить выполненное задание.
     Отдельно оценивается ответ на вопрос, его
    аргументированность?
     Проводит небольшую дискуссию о том, в
    каких профессиях используется математика?

    Каждая группа обсуждает
    задачи, совместно принимают
    общее решение. Один из учащихся аккуратно записывает
    решение. Представитель от
    группы объясняет решение и
    отвечает на вопрос. Для наглядности используется
    документ-камера.
      Учащиеся из других групп
    внимательно выслушивают
    сообщение, задают вопросы.


    Методические комментарии. При обсуждении ответов на вопросы в группах
    учащиеся приучаются к коллективной деятельности. Отрабатывается умения
    вести дискуссию, формулировать свою точку зрения, кратко и четко отвечать.

    1.  Этап постановки проблемы (2 мин.)

    Деятельность учителя (вопросы, пояснения, выводы)

    Деятельность учащихся (ответы, выполнение заданий)

    Предлагает подумать над вопросом: Как организовать свою работу, чтобы решение
    задач происходило быстро и эффективно?
     Для логического построения дискуссии
    выдвигаются идеи:
     Любая работа требует продуманности и
    чёткости выполнения определённых действий. Эти действия выполняются в
    определённой последовательности:
    последующее действие продолжает
    предыдущее. Разные работы могут
    выполняться с помощью одинаковых
    действий.
     Предлагает вывод: Решений задач – это
    учебная работа. Значит и для решения задач
    требуется чёткая последовательность
    действий?

    Предлагают свои варианты
    ответов, способы организации
    работы. Используют свой опыт.

    Методический комментарий. На этом этапе учащиеся учатся рационально организовывать свою деятельность.

    1. Этап построения проекта выхода из затруднения (3 мин.)

    Деятельность учителя (вопросы, пояснения, выводы)

    Деятельность учащихся (ответы, выполнение заданий)

    Выслушав мнения учащихся, предлагает
    алгоритм решения текстовых задач:
    1. Внимательное чтение условия задачи.
    2. Краткая запись условия.
    3. Анализ (обдумывание) решения.
    4. Запись математических действий. Решение.
    5. Проверка полученного ответа.
    6. Запись ответа.   (Слайд 8).

    Высказывают свои предложения по решению проблемы.
     Согласуют с учителем
    содержание алгоритма решения
    текстовых задач.
     Записывают в тетрадь алгоритм
    решения.

    Методический комментарий. Предложенное учителем содержание алгоритма лучше усвоится учащимися после активного обсуждения и учёта
    различных мнений.

    1. Этап реализации построенного проекта (5 мин.)

    Деятельность учителя (вопросы, пояснения, выводы)

    Деятельность учащихся (ответы, выполнение заданий)

     Предлагает  продолжить решение текстовых
    задач из серии «Зачем нужна математика»
    (слайд 9). Каждая группа решает одну из предложенных задач с использованием алгоритма.
     Содержание задач:
    1. Летом килограмм клубники стоит 80
    рублей. Мама купила 3 кг 500 г клубники.
    Сколько рублей сдачи она должна получить с 1000 рублей?
    2. Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 г 3 раза в день в течение
    8 дней. В одной упаковке 8 таблеток лекарства по 0,25 г. Какого наименьшего количества упаковок хватит для лечения?
    3. 1 киловатт-час электроэнергии стоит 3 руб. 49 коп. 1 ноября счётчик электроэнергии  показывал:32544 киловатт-часа, а 1 декабря - 32726 киловатт-часов. Сколько рублей нужно заплатить за электроэнергию за ноябрь?

    Решают задачи, используя
    полученную ранее информацию.
     Работают в группах, распределяют обязанности каждому участнику группы.

    Методические комментарии. На данном этапе происходит закрепление знаний
    и навыков учебной работы в группах.

    1. Этап первичного закрепления полученных знаний (5 мин.)

    Деятельность учителя (вопросы, пояснения, выводы)

    Деятельность учащихся (ответы, выполнение заданий)

    Организует обсуждение решений каждой группы.
     Оценивает работу каждой группы, учитывая правильность решения, аккуратность и грамотность записи решения,
    умение объяснить выполненное задание.
     Оценивает деятельность учащихся каждой группы.
     Организует краткое обсуждение по теме:
    Зачем нужна математика?

    Представитель от группы объясняет решение. Для наглядности используется
    документ-камера.
      Учащиеся из других групп
    внимательно выслушивают
    сообщение, задают вопросы.

    Методические комментарии. Происходит повторение и закрепление всех действий по решению по решению текстовых задач с использованием алгоритма.

    1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
      (10 мин.)

    Деятельность учителя (вопросы, пояснения, выводы)

    Деятельность учащихся (ответы, выполнение заданий)

       Предлагает выполнить самостоятельную работу в тетради (слайды 10, 11).
      Содержание задач:
     1. Задача Льва Толстого.
      Артели косцов надо было скосить два луга, один вдвое больше другого. Половину дня артель косила большой луг. После этого артель разделилась пополам: первая половина осталась на большом лугу и докосила его к вечеру до конца; вторая же половина косила малый луг, на котором к вечеру еще остался участок, скошенный на другой день одним косцом за один день работы. Сколько косцов было в артели?
      2. Задачи Древней Руси:
     Летела стая гусей. 1 гусь впереди, 2 позади, 1 гусь между двумя и 3 в ряду. Сколько всего гусей?
      Летела стая гусей, а навстречу ему ещё гусь. Гусь говорит: «Здравствуйте, сто гусей». А ему отвечают: «Нас не сто гусей, а меньше. Если бы нас было столько, да ещё полстолька, да ещё четверть столько, да ты, гусь, вот тогда было бы нас сто гусей». Сколько гусей было бы в стае?

    Учащиеся решают задачи с
    использованием алгоритма решения. Решения записывают
    в тетрадь. По окончании работы
    демонстрируют отдельные
    работы с помощью документ -
    камеры.
      Затем сверяются с образцами
    решения, предложенными
    учителем.

    Методические комментарии. Во время самостоятельной работы происходит многократное повторение действий по решению текстовых задач, что способствует лучшему закреплению знаний. Нестандартная формулировка
    условий приучает к умению ориентироваться в непривычной обстановке.

    1. Этап включения знания для повторения в общую систему знаний (4 мин.)

    Деятельность учителя (вопросы, пояснения, выводы)

    Деятельность учащихся (ответы, выполнение заданий)

    Организует дискуссию по устному решению задач (слайды 12 – 15).
    Тексты задач (задачи с улыбкой Г. Остера):
    1. Личный  попугай капитана  Флинта изучил  1567 ругательство  на разных языках: 271 ругательство - на английском, 352 - на французском и 127 - на испанском языках.
      Остальные ругательства попугай почерпнул из великого  и могучего русского языка. Сколько ругательств почерпнул личный попугай капитана Флинта из русского языка?
    2.
     У  четырнадцати лучших  друзей капитана  Флинта после  разных пиратских подвигов  осталось по одной ноге, а у самого капитана целых две. Сколько  всего ног,  без деревянных, можно насчитать под столом, когда все пятнадцать друзей садятся завтракать?
    3.
     На  дне рождения  у своего  друга Толи Коля съел 112 конфет, что на  7 конфет больше, чем съел Толя на дне рождения у своего друга Коли. Сколько  конфет съедено  друзьями на  двух днях  рождения,  если
    известно, что каждый на своем дне рождения съел по 13 конфет?
    4. Когда  Коля пришел  на день рождения к своему другу Толе, он вместе с  подарком весил  26 кг  100 г.  На дне рождения Коля съел 40 конфет по  10 г  каждая, 10 яблок по 100 г, 12 бутербродов по 110 г и один торт  весом 2 кг 500 г целиком. Сколько весил Коля, когда уходил с дня рождения Толи, если известно, что подарок он унес с собой?  

    Устно отвечают, используя
    свои знания и информацию, полученную на уроке.

    Методические комментарии. Учащиеся повторяют и обобщают свои знания и умения в устном решении задач, которое требует повышенного внимания.

    1. Этап оценки собственной деятельности (2 мин.)

    Деятельность учителя (вопросы, пояснения, выводы)

    Деятельность учащихся (ответы, выполнение заданий)

         Предлагает ответить на вопрос: Научился
    ли я решать текстовые задачи?
     Предлагает высказаться по теме: Убедился
    ли я в необходимости математики? Что меня
    больше всего убедило? Если математика не
    нужна, то привести доказательства того, где
    можно обойтись без неё.

     Высказывают свои мнения,
    участвуют в дискуссии.

    Методические комментарии. Данный этап – этап рефлексии, самооценки своей деятельности учащимися. Здесь происходит первоначальный анализ каждым учащимся выполнения основной задачи урока: убедиться и научиться

    1.  Этап домашнего задания (1 мин.)

    Деятельность учителя (вопросы, пояснения, выводы)

    Деятельность учащихся (ответы, выполнение заданий)

    Задание: Узнать из разных источников информации о применении или упоминании математики в различных сферах человеческой деятельности.

     Задают вопросы для уточнения
    задания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока математики 5 класса

    отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей, углубление полученных знаний и навыков при решении примеров и задач;развитие логического мышления, математической речи, умения обобщать и срав...

    Методическая разработка урока математики 5 класс в системе ФГОС

    Методическая разработка урока математики 5 класс в системе ФГОС...

    Методическая разработка урока математики 5 класс "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

    Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника математики для 5 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. ШарыгинаТип урока: Урок изучения ...

    Методическая разработка урока математики 5 класс "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

    Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника математики для 5 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. ШарыгинаТип урока: Урок изуч...

    Методическая разработка урока математики 5 класс "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"

    Конспект урока по математике в 5 классе соответствует программе образовательных учреждений. Тип урока: изучение новой темы. На уроке используетс ядидактические методы обучения: проблемно- поисковый, м...

    Методическая разработка урока математики 8 класс

    Технологическая карта урока изучения и первичного закрепления новых знаний, предназначена для учителя и спосбствует формированию у учащихся универсальных учебных действий...