Конспект урока по математике Составная задача
план-конспект урока по математике на тему

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок математики в 1 классе.

Тема: «Составная задача».

 

Тип урока: ОНЗ.

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                         Составила : учитель  

                                                                                                  

 

Урок математики в 1 классе

 

Тема: Задача и её составные части.

Место урока в теме: 1 урок

Тип урока: урок овладения новыми умениями или формирования первоначальных навыков

Цель: Познакомиться с понятием «задача», научиться выделять части задачи.

Задачи:

Предметные:

· - Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.

· - Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи.

· - Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.

Метапредметные:

Личностные УУД:

· -формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;

· - формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

· -формировать умение принимать и сохранять учебную задачу- формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;

· -в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

· - формировать умение определять и формулировать цель на уроке - работать по коллективно составленному плану;

· - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, высказывать своё предположение

Познавательные УУД:

· -формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;

· - под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов;

· - под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы (подведения под понятие);

· -строить небольшие математические высказывания в устной форме (2-3 предложения);

· - давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа.

· - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

· - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные УУД:

· - принимать участие в работе парами и группами;

· -адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

Оборудование: И К Т и мультимедийная система, диск, карточки с названиями этапов исследования, карточки с выражениями, набор цифр у детей, карточки с названиями составных частей задачи, тексты задач.

 

Ход урока:

I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.

Я рада, что вы собрались здесь, друзья.

И думаю, встретились мы не зря.

Мы будем учиться сегодня решать,

Исследовать, сравнивать и рассуждать,

Секрет математики вновь открывать.

– Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать.

Девиз нашего урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)

- Над развитием, каких умений мы будем с вами сегодня работать? (Появляется запись на доске) Уметь - сравнивать;

- исследовать;

- рассуждать;

- решать;

- обобщать,

- делать выводы…

И так, друзья, в путь! Но для начала, как всегда, нужна гимнастика ума.-устный счёт

1. чему равна сумма чисел 3 и 2; 4. чему равна сумма чисел 4 и 2;

2. 8 уменьшить на 2; 5. увеличить на 2;

3. 10 уменьшить на 2; 6. 9 уменьшить на 2

 

II. Подготовка к работе на основном этапе.

Актуализация знаний. Подведение к целеполаганию.

-Послушайте два рассказа и сравните их:

1 .Мишутка нашёл 6 грибочков, а белочка 1 грибочек. Сколько всего грибов нашли звери?

2 Мишутка нашёл 6 грибочков, а белочка 1 грибочек. Мишутка и белочка

– звери, потому что их тело покрыто шерстью.

-Как вы думаете, какой из этих рассказов можно поместить в учебник «Математика», а какой в учебник «Окружающий мир»? (ответы детей)

Такие рассказы в математике называются задачами.

 

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Формулирование темы и цели урока.

- Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о задачах)

- А какие цели урока вы себе поставите? (узнавать задачу по её частям)

- Давайте сделаем вывод: главная цель нашего урока: познакомиться с задачами и понять, почему не все рассказы могут быть задачей.

 

IV. Физкультминутка для глаз, для рук

 

V. Открытие нового знания

- Юные мои математики, не хотите ли узнать ещё что-то о задаче и её составных частях? С этой целью предлагаю провести исследование по теме. В конце урока мы должны получить проект под названием "Задача".

- Давайте наметим наш план действий.

Работа в группах.

1 этап - карточка с восклицательным знаком (надпись "Подумать!")

2 этап - "Узнать из книг" (рисунок книги)

3 этап - "Наблюдение и эксперимент" (рисунок ладони)

4 этап - "Обобщение материала" (нарисован вопросительный знак)

- Все этапы понятны? Желаю удачи!

1 этап - карточка с восклицательным знаком (надпись "Подумать!")

- Найдите задачу! Обсудите свой выбор. Сразу скажу, что в задаче то, что нам известно, называется УСЛОВИЕМ. А то, что нужно найти - ВОПРОСОМ задачи. Прочитайте в нашей задаче условие. А теперь вопрос задачи. (На листочках - УСЛОВИЕ, ВОПРОС).

- Давайте проверим это знание вторым этапом.

2 этап - "Узнать из книг" (рисунок книги)

- Из какой книги вы сейчас можете узнать о задаче? (из учебника). С.88 Исследуйте эту страницу и найдите подсказку (чтение по учебнику чему должны научиться).

- Итак, действительно, задача состоит из УСЛОВИЯ, ВОПРОСА.

- Закрепим это знание. Послушайте внимательно (объяснение с диска).

 

VI. Физкультминутка-прописывам подбородком в воздухе цифры от 1 до 10.

 

- Давайте выясним точно, что является какой частью задачи. Для этого давайте прочитаем №1 с.88. Закрепим это знание.

3 этап - "Наблюдение и эксперимент" (рисунок ладони)

- Вернемся к нашим полузадачам и проанализируем их: а можем ли мы им помочь превратиться в настоящие задачи? Каких частей не хватает?(ответы детей) - Давайте решим их.

4 этап - "Обобщение материала" (нарисован вопросительный знак)

На листочках и на доске записаны слова столбиком: ЗАДАЧА, УСЛОВИЕ, ВОПРОС, РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ

- Если условие неполное, не хватает чисел - можно решить задачу?

- Если нет вопроса, можно ли считать такую запись задачей?

- Посмотрите на доску. Весь собранный материал у нас расположен в строгой последовательности. Это и есть наш проект, который мы должны были составить к концу урока

Задача состоит из условия, вопроса. Задачу можно решить и дать ответ на вопрос. А чтобы правильно ее решить, я предлагаю посмотреть памятку и запомнить.

Памятка

1. Прочитать задачу

2. Узнать о чём (ком) задача.

3. Что об этом известно.

4. Найти вопрос задачи.

5. Написать краткое условие.

6. Решить задачу.

7. Написать ответ.

Работа в группах:

 

СОЕДИНИ ВОПРОС С УСЛОВИЕМ ЗАДАЧИ

 

4 медвежонка РЕШЕНИЕ

На поляне играли 6 медвежат,

2 медвежонка убежали ВОПРОС

Сколько медвежат осталось играть ОТВЕТ

6-2=4 УСЛОВИЕ

VII. Систематизация и самооценка полученных знаний.

- Какие новые знания вы получили на уроке?

1. Самостоятельная работа учащихся в тетрадях на странице 33.

2. Контроль. Сверьте свою работу с работой на доске.

 

 

 

 

 

IX. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

- Какие умения помогли вам сегодня на уроке?

- Какие знания вы использовали и приобрели? Дополняется таблица.

Уметь:

-сравнивать;

-исследовать;

-рассуждать;

- решать;

-группировать;

-анализировать,

-работать в группе, паре.

Знать:

-понятие «задача»;

-части задачи;

Подведем итог урока:

- Как одним понятием назвать математический рассказ? (задача)

- Из чего состоит задача? (Условие, вопрос)

Рефлексия:

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Кто доволен своей работой на уроке?

- Достигла ли она цели?

- Где было трудно?

- Что для вас было новым?

- Где сможете применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Какую фишку положим на ладошку? Оцените себя по следующим критериям:

-Положили в ладошку зелёную фишку – если все понятно;

Жёлтую фишку – понятно, но не совсем;

красную фишку – ничего не понял на уроке.

-СПАСИБО за урок!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Составная задача».

Основные цели:

1) формировать представление о составной задаче, способе решения составной задачи;

2) актуализировать способы решения простых задач «на целое и части», разностное сравнение.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности:

- Посмотрите на доску. Что вы видите? (Схемы к задачам.)

- Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Решению задач.)

- Тогда пора двигаться дальше при изучении задач.

- Давайте вспомним, как вы узнаете новое? (Мы должны сделать два шага: понять, что мы не знаем, и самим открыть способ.)

- Ребята, я вижу, что вы готовы к работе на уроке. Я вам желаю, также работать на протяжении всего урока. Пожелайте друг другу удачи!

- С чего вы начнете работать? (С повторения необходимых знаний.) - Верно.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

- Итак, с чего вы начнете повторение? (Мы повторим знакомые нам виды задач.)

- Верно. Послушайте задание. Я буду зачитывать задачи. Необходимо к каждому условию подобрать нужную схему

Задача 1. Рита вчера съела 4 яблока, а сегодня – на 2 яблока больше. Сколько яблок Рита съела сегодня?

- Какую вы выбрали схему? Почему?

Задача 2. Рита вчера съела 3 яблока, а сегодня – 5. Сколько всего Рита съела яблок за 2 дня?

-Какую вы выбрали схему? Почему

- Что вы повторили? (изученные схемы простых задач.)

- Почему я выбрала именно это? (Это поможет нам сегодня учиться, узнать новое.)

2) Пробное действие.

- Какое задание я вам сейчас предложу? (Пробное задание.)

- А что это за задание? (Задание, в котором будет что-то новое.)

- Для чего вам предлагается это задание? (Чтобы мы сами поняли, что мы еще не знаем.)

- Откройте карточку с заданием для пробного действия.

Рита вчера съела 3 яблока, а сегодня – на 2 яблока больше. Сколько всего яблок съела Рита за 2 дня?

- Прочитайте задачу.

- Что нового в этой задаче?

- Попробуйте заполнить схему и решить эту задачу.

- Итак, у кого нет ответа?

- Что показало ваше пробное действие? (Мы не смогли решить задачу.)

3. Выявление места и  причины затруднения

- Что же нужно делать? (Нужно остановиться и подумать.)

- Какое задание вы выполняли? (Решали задачу.)

- Чем эта задача отличалась от известных вам видов? (Эта задача объединяет в себе сразу две задачи.)

- Каким способом вы пытались воспользоваться? (Планом решения задачи.)

- В чем возникло затруднение? (В выборе схемы.)

- Почему же возникло затруднение? (У нас нет схемы решения таких задач.)

4. Построение проекта выхода из затруднении

- Вы, верно, отметили, что эта задача состоит из двух задач. Подумайте, как вы можете назвать такие задачи?

Учащиеся предлагают свои варианты названий

. Тема урока «Составные задачи».

- Как же вы будете действовать? (С заполнения схемы.)

- У вас есть схема, которую надо заполнить? (Нет, такой схемы нет, её надо составить новую схему.)

- Какую схему возьмете за основу? (Схему к задаче на разностное сравнение.)

- Что после этого? (Дополним эту схему новыми значками и постараемся определить ход решения.)

5. Реализация построенного проекта

- Какой первый шаг? (Построить новую схему, используя схему к задаче на разностное сравнение.)

- Я предлагаю поработать вам в группах. Вспомним правила работы в группах

(В каждой группе должен быть ответственный, Каждый имеет право высказаться, остальные должны внимательно выслушать и понять. Если есть несогласившиеся, они могут высказать свое мнение. Ответственный назначает, кто будет представлять результат группы.)

Работаем по плану.

1. Что вы можете уже отметить на схеме?

2. Запишите эти данные.

3. Все ли вам известно? Что надо поставить на схеме?

4. Что еще необходимо занести на схему

5 В математике есть знак, который показывает объединение - «фигурная скобка».

image 

 

 

 

 

 

 

Все ли данные вы нанесли на схему? (Да.)

- Сколько вы видите знаков вопроса? (Два.)

- Какой же главный? (Вопрос из задачи.)

- Обозначьте его.

Ответственные в группах выходят к доске и объясняют схему задачи.

- Какой следующий шаг? (Мы должны определить ход решения.)

- Можем ли вы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет, мы не знаем, сколько яблок съела Рита сегодня.)

- Итак, что вы должны узнать в первом действии? (Мы узнаем количество яблок, съеденных Ритой сегодня.)

- Что узнаете во втором действии? (Все количество яблок за два дня.)

- Запишите решение.

Один из учащихся у доски записывает решение задачи по действиям с наименованием и пояснением.

- Сколько у вас знаков вопроса в схеме? (Два.)

- Сколько действий? (Два.)

- Итак, удалось ли вам справиться с затруднением? (Да.)

- Такие задачи в математики называют «составными», как вы думаете, почему? (В этих задачах два действия.)

- Сформулируйте план решения такой задачи. Что необходимо сначала узнать? (Сначала нужно узнать неизвестную часть.)

- А потом? (Найти целое, ответить на вопрос задачи.)

 Фиксирую поэтапно план решения составной задачи на доске

1. Найти неизвестную часть.

2. Найти целое

- Что позволяет этот план делать? (Решать составные задачи.)

 

 

image 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Первичное закрепление во внешней речи

- Что теперь вам надо сделать? (Потренироваться в решении данного вида задач.)

Теперь я предлагаю вам поработать в парах.

 2, стр. 18.

- Откройте в учебнике  2 на стр. 18. Прочитайте задачу.

Учащиеся в парах решают задачи с комментированием. 

- Известно, что Катя сделала 6 закладок, а Даша – на 4 закладки меньше.

 Заполню схему.

 Больше закладок сделала _______,

поэтому больший отрезок обозначу буквой «___»,

а меньший – буквой «__».

Нам известно большее число __, и разность 4.

 Меньшее число нам неизвестно, ставлю знак ____.

Требуется узнать _____ закладок. Рисую _____скобку и ставлю знак __.

Это главный вопрос задачи, поэтому я его подчеркиваю.

Чтобы ответить на вопрос задачи, нужно количество закладок ____.

Я этого сделать не могу, так как не знаю количество ______ закладок.

Это количество я могу узнать, из ____ числа ______ разность.

Итак, первым действием, _____, я узнаю количество закладок у Даши, а вторым, _____, узнаю все количество закладок у девочек.

Запишу решение и ответ.

 После выполнения организуется проверка по образцу

В итоге у детей в тетрадях образец оформления составной задачи.

 

image 

 

 

 

 

 

 

- У кого есть ошибки в решении задачи?

Учащиеся поднимают руки.

- В чем они? (Не правильно или не полностью заполнили схему, неправильно нашли часть, допустили вычислительные ошибки и т.п.)

- Исправьте ошибки. Вы молодцы, так как сами определили причину своих трудностей.

- У кого нет ошибок? Какой вывод вы можете сделать? (Мы можем решать такие задачи в парах.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Вы поработали в парах. Какой следующий шаг вы должны сделать? (Проверить себя, как мы научились решать составные задачи.)

 4, стр. 18.

- Решите задачу, заполнив схему.

Учащиеся самостоятельно решают задачу в учебнике.

Проверка проводиться по эталону для самопроверки (Р-5).

image 

imageimageimageimage 

imageimageimageimageimageimage 

imageimageimage 

imageimageimageimageimageimage 

image 

 

 

 

 

- Проверьте свои работы по эталону для самопроверки зеленой ручкой. Поставьте «?», если есть ошибки, и «+», если ошибок нет.

- У кого есть ошибки? В чем они?

Учащиеся называют свои ошибки.

- Вы молодцы, что нашли у себя ошибки и определили их причину. Какой вывод вы можете сделать? (Нужно еще решать составные задачи, тренировать вычислительный навык.)

- У кого нет ошибок, сделайте вывод. (Мы умеем решать составные задачи.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

- Какие ошибки вы можете допускать при решении задач? (Вычислительные.)

- Верно. Чтобы исключать эти ошибки, нужно тренироваться в решении примеров.

 6, стр. 19.

1вариант решает примеры из первой строки, 2 вариант – примеры из второй строки.

(после решения ответы проверяются по образцу)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Какова была цель сегодняшнего урока? (Построить способ решения составной задачи.)

- Достигли ли цели? Докажите.

- Удалось ли вам участвовать в «открытии» нового способа.

- Оцените свою работу на уроке по лестнице успеха.

- Кто поставил себя на среднюю ступеньку, что было трудно? Удалось ли справиться с трудностями? Как?

- Над чем еще надо поработать?

- Где вы можете поработать над трудностями? (При выполнении домашнего задания.)

Домашнее задание

Придумать свою составную задачу и решить ее

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике "Различные задачи на движение"

Двнный м атериал может быть использован в 9,11 класса при  решении текстовых задач...

Конспект урока по математике "Решение задач на встречное движение"

Урок математики для учащихся 5 классов по теме «Решение задач на встречное движение»Задачи урока:- совершенствование умения устанавливать связи между величинами (скорость, время, расстояние) с помощью...

Конспект урока по математике «Решение задач с противоположными числами.» 6 класс.

Коспект урока по математике в 6 классе "Решение задач с противоположными числами" Учебник И.И. Зубаревой подготовлен с использованием ЭОР....

Конспект урока по математике 5 класса. Тема" Простые и составные числа"

Цель урока:сформировать понятие о простых и составных числах...

Конспект урока по математике "Решение задач"

Тема: «Решение задач»Тип: урок общеметодологической направленностиЦель: создание условий для закрепления умения анализировать и решать задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц...