ГРУППОВАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ НА ЭТАПЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ
статья по математике на тему

Выступление 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovaya_rabota_na_etape_zakrepleniya_znaniy.docx95.89 КБ

Предварительный просмотр:

ГРУППОВАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ НА ЭТАПЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ, АВДЕЕВА ЛЮДМИЛА СЕРГЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «КАМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА МЕЗЕНСКОГО РАЙОНА»

То, что дети могут сделать вместе сегодня,

 - завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

Л. С. Выгодский

Процесс обучения должен обеспечивать формирование активной учебно – познавательной деятельности учащихся, готовности учащихся к саморазвитию. Развивать навыки самостоятельной учебной деятельности, умений успешного общения, активизировать познавательную деятельность учащихся, создавать психологический комфорт на уроке, прививать интерес к предмету, включать каждого ученика в работу можно через приёмы групповой формы работы учащихся на уроке.

Личностно-ориентированное образование предполагает, что обучение учащихся происходит в соответствии с их индивидуальными способностями. Различный уровень усвоения учебного материала – от очень глубокого до весьма поверхностного – следует считать вполне нормальным для разных учащихся. Педагогикой и психологией установлено, что по своим природным способностям, уровню восприятия, темпу работы, а главное по специфике мыслительной деятельности учащиеся сильно отличаются друг от друга. И это присуще ученикам одного класса.

Как правило, в классе можно выделить:

- «успешных» учеников – это учащиеся с хорошими  знаниями и умениями, учащиеся, понимающие (усваивающие) больше школьной программы,

- «менее успешных» учеников – это учащиеся с минимальным уровнем знаний и умений, с низким уровнем интереса к предмету, или с трудом достигающие минимального уровня (с низкими учебными возможностями).

Хочется всегда дать больше знаний и умений, но «успешные ученики» быстро, легко воспринимают материал, а вот «менее успешные» - пассивны, неуверенны. И вот здесь первые могут помочь вторым.

Кроме этого можно рассмотреть ситуацию: ученик наедине с каким-нибудь заданием, оно может оказаться ему не под силу. А когда он в команде, когда он чувствует интерес, дыхание, поток мыслей партнёров, которые помогают ему уверенно двигаться вперёд,  не боясь быть высмеянным, тогда любая задача оказывается не такой уж страшной и неразрешимой.

Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала является целью групповой работы.  

Составляющие групповой работы:

1. ученики работают вместе, вся группа имеет общую цель: все должны вместе достичь цели, полагаясь друг на друга;

2. каждый помогает другим достичь цели;

3. каждый с уважением выслушивает мнение других;

4. коммуникативные умения участников группы: умение слушать других, помогать, выяснять, проверять, понимать, расспрашивать.

5. постепенное формирование навыков работы в группе.

Каждый участник группы должен принимать активное участие в работе группы, уметь выслушать каждого, уважать мнение других.

Работа в парах, в группах всегда увлекает ребят. Они на уроке чувствуют себя спокойнее и увереннее, комфортнее. Данная работа ориентирована на хороший результат, на умение непрерывно передавать друг другу полученные знания, умение сотрудничать и приходить на помощь. Каждый ученик может достигнуть своего уровня усвоения конкретной темы,  и каждый ученик получает возможность достичь обязательного уровня.

На уроках я реализую групповую работу через решение заданий в парах, в парах сменного состава, в группах. Данные формы работы мною используются  при отработке умений и навыков выполнения упражнений и заданий по разным темам курса на уроках повторения и закрепления изученного материала. Работа проводится, когда изучен новый материал и проведено первоначальное формирование умений по данной теме.

При групповой работе на уроке я ставлю следующие задачи:

1. подготовить учебные материалы

2. создать и организовать пары, группы

3. ознакомить учащихся с тем, как нужно работать в группе (распределить роли и функции)

4. объяснить правила поведения во время работы

5. слушать дискуссии, задавать вопросы, помогать, следить за выполнением обязанностей всеми членами группы

6. помогать ученикам в самооценивании, выяснить, достигли ли они цели, подсказать, как можно улучшить результаты своего труда.

7. оценить результаты работы и вклад каждого в выполнение задания.

На своих уроках я применяю следующие формы групповой работы:

- работа в парах

Работой в парах можно эффективно обеспечивать разные аспекты закрепления изученного материала. Когда важно заучить материал, натренировать, довести действия до автоматизма, можно использовать такой дидактический материал – карточки со сквозными отверстиями и около них написаны формулы или задания, а на обороте – раскрытие этих формул или ответы. Первый ученик вставляет в отверстие острие карандаша или ручки, другой – называет ответ или раскрывает формулу. После ответа меняются ролями. Как правило, задания на карточках предназначены для запоминания.

Например:- 5 класс, тема «Степень числа»

C:\Users\Галина\Pictures\2017-01-11 Формулы\формулы 003.jpg

Цель этой работы (для ученика) – проверить учебные действия напарника, указывая при этом, верен его ответ или нет. Однако раздаточный материал удобен тем, что содержит задания и готовые ответы. Такой дидактический материал можно использовать для закрепления всевозможного материала: можно упражняться в устном счете, заучивать таблицу умножения, формулы.

- работа в парах сменного состава

Все ученики получают карточку с однотипными заданиями или с различными заданиями по изученной теме, в течение некоторого времени выполняют своё задание. А затем по команде учителя образуются новые пары, происходит обмен заданиями. Выполнив задание соседа, учащиеся в парах проводят взаимную проверку и оказывают друг другу помощь. В конце работы проходит проверка результатов и самооценка.

Действительно, в парах легче, чем поодиночке, что-нибудь и обсудить, и вспомнить, и испытать на прочность тот или иной вариант своего понимания.

Но двое могут «поссориться» и дальше работа не пойдёт. И вот если рядом третий – то у него появляется возможность увидеть,  на чьей стороне правда, и повлиять на мнение спорщиков. Поэтому работа в группе всегда получается разрешимой.

- работа в группах

Работа учащихся в группах на этапе закрепления и повторения изученного материала способствует повышению активности учащихся, позволяет сформировать глубокие знания у всех учащихся. Класс делиться на группы: 1 ученик – «успешный», а 2-5 – «менее успешные». В течение урока группы выполняют одинаковые задания. Учебный материал разбит на карточки разного цвета. На обороте карточек записаны числа, являющиеся ответами заданий. Пример карточек см. Приложение. Ответы распределены на карточках так, что независимо от выбора первой карточки и очерёдности последующих заданий, ответ последней задачи будет записан на первоначальной карточке.  Дети выбирают любую карточку цвета своей команды. Выполняют задание и по ответу задачи определяют следующую карточку.  И так далее.  Во время работы я проверяю решения задач, оказываю помощь группам, отдельным учащимся.

Обобщив результаты проведённой рефлексии, выяснила, что учащимся нравиться работать в парах, в группах.

Дети отмечали, что процесс работы в группе позволяет им:

1) выяснить, кто из одноклассников может понятно объяснить материал, к кому можно обратиться за помощью;

2) быстро запоминать алгоритмы выполнения задания;

3) лучше усваивать способы решения.

Я считаю, что применение приёмов групповой и парной работы на уроках математики позволяют создать хорошие условия для повторения, закрепления и контроля изучаемого материала, развития умения самостоятельно работать над заданием, ликвидировать пробелы в знаниях и умениях. Кроме этого, групповая работа помогает включать каждого ученика в работу, развивать познавательную активность учащихся, формировать у них навыки сотрудничества, общения, учить делать самостоятельный выбор.

Приложение

Карточки для урока для работы в группах

Первая сторона

Вычислите 2cos 370 cos 230 – sin 760

Вычислите

Докажите справедливость равенства sin51ocos 39o– sin 21ocos9o =

Вычислите sin и cos, если cos=0,8 и <<

Вычислите

Вычислите , если ctg= 4

Вторая сторона

4

- 0,96 и 0,28

0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы учащихся на уроках математики

Данная работа  является попыткой обобщения опыта по применению элементов исследования на уроках математики и во внеурочное время, как в среднем звене, так и в профильной школе.Исследование ...

Исследовательская работа учащихся на уроках математики

Уважаемые коллеги,  я уже много лет работаю в школе, где образовательный процесс  меняется в соответствии с духом времени. Ученики тоже изменились.  Это уже не тот сосуд, который надо з...

Самостоятельная работа учащихся на уроках математики в процессе личностно ориентированного обучения

Самостоятельная работа учащихся на уроках математики в процессе личностно ориентированного обучения...

Конспект урока математики по теме «Закрепление знания таблицы умножения и деления», 4 класс, для учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Конспект по математике, направлен на повторение таблицы умножения и деления на 2, 3, 4 учениками 4 класса коррекционной школы 8 вида....

Представление собственного педагогического опыта. «Групповая работа учащихся на уроках математики, как средство повышения учебной мотивации и качества образования».

Групповая форма деятельности является актуальной и перспективной, ведь  современное образование требует сохранить психическое и физическое здоровье детей, поддержать их инициативность, само...