Рабочая программа "Научное творчество"
рабочая программа по математике (6 класс) на тему

Чернышев Эдуард Николаевич

Рабочая программа курса "Научное творчество" направлена на формирование у обучающихсчя навыком конструирования новых идей, опыта использования ТРИЗ-технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_nauchnoe_tvorchestvo.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

Принято на заседании

педагогического совета

Протокол №

от «___» ______ 2017 г.

Утверждено

Директор МБОУ СОШ № 3

___________Э.А.Ковалева

Приказ №

от «   » августа  2017 г.

НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО

(методы конструирования новых идей)

Рабочая программа внеурочной деятельности для 6 класса

Учитель Чернышев Э.Н.,

высшая квалификационная категория

Рассмотрено                                                                                            Согласовано

Руководитель МО учителей

Внеурочной деятельности                                                     _____________ С.В.      Марук,

________ Е.А. Иванова                                                   заместитель директора по УР

Протокол №                                                                                                                                                        

от «  » августа 2017 г.                                                                     «  » августа 2017 г.

г. Красный Сулин

2017-2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        В психологии и педагогике установлено, что в ходе образования школьник должен усвоить не только определенные компетенции, но и способы овладения ими. Каждый школьный предмет ориентирован на формирование обособленной группы компетенций. Возникает вопрос: какого компонента в образовательном процессе недостает ? В силу чего образование не происходит в комплексе ?

        Здесь, видимо, следует обратиться к психолого-педагогической теории развивающего обучения. Психологи утверждают, что воспитание и обучение формируют развивающуюся личность в том случае, если педагог организует собственную деятельность ребенка по усвоению (присвоению) накопленного общественно-научного опыта. В.В.Давыдов указывал, что обучение в школе нужно вести так, чтобы оно  в сжатой, сокращенной форме воспроизводило действительный исторический процесс рождения и  становления знаний. В процессе выполнения такой деятельности «школьники осуществляют мыслительные действия,  адекватные тем, посредством которых исторически вырабатывались эти продукты духовной культуры» (Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.М., 1986. С.147). Таким образом, зарождение и становление знаний   имеет   продолжение в деятельности школьников по поиску, открытию новых фактов и закономерностей. Тогда организацию образовательной деятельности следует вести с позиций методологии научного поиска по конструированию новых идей и познавательных средств.

        Уровень сформированности мышления подрастающего поколения, способного решать творческие задачи и конструировать новые идеи, является стратегическим фактором, обуславливающих развитие общества и государства в целом. Инерционность мышления  производительных сил  гасит воображение и фантазию, без которых невозможно развитие науки, научные открытия и изобретения, их внедрение в практику.

        Решение проблемы развития творческого мышления видится нам в комплексе  движения в двух направлениях:

        1).Путем изучения школьниками  предшествующего творческого опыта, освоения технологии решения изобретательских задач (ТРИЗ).

        2).Путем  развития творческого мышления школьников с целью подготовки их к конструированию новых идей и решений.

         В настоящей программе предпринята попытка систематизировать методы  конструирования новых идей, среди которых рассматриваются неалгоритмические, частично алгоритмические и алгоритмические методы. Для эффективного развития творческого мышления нужна система обучения приемам конструирования, поэтому отдельно рассматривается упрощенный алгоритм решения творческих задач С. Малкина и  предлагается практикум решения задач по этому алгоритму.

        Участие в процессе овладения указанными методами не избавляет  школьника от необходимости много и самостоятельно мыслить, размышлять. Главный метод конструирования новых идей -  создание собственного миропонимания, основанного на глубоком знании основ науки, ее философии и исторического развития

        

        Рабочая программа разработана на основании:

  • Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897);
  • Образовательной программы МБОУ СОШ №3 на 2017-2018 учебный год.

В качестве учебного пособия предлагается использовать

Михайлов В.А., Горев П.М., Утемов В.В. Научное творчество: Методы конструирования новых идей: Учебное пособие.-Киров: Изд-во МЦИТО, 2014.-94 с.

СОДЕРЖАНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание программы расчитано на освоение обучающимися в течение одного учебного года, по одному часу в неделю.

Введение

Эвристические методы науки: анализ, синтез, индукция, аналогия, сравнение, выдвижение и доказательство гипотез.

Раздел 1

Неалгоритмические и  частично алгоритмизованные методы конструирования новых идей

Метод этажного (ступенчатого конструирования новых идей.

Метод конструирования новых идей с помощью приемов фантазирования.

Метод морфологического анализа.

Метод фантограмм.

Метод моделирования маленькими человечками.

Метод конструирования новых идей, основанный  на применении оператора РВС (размер-время-стоимость).

Метод анализа задачи. Прием «золотая рыбка».

Метод «воображаемая планета».

Метод ассоциаций.

Метод фокальных объектов.

Метод тенденций.

Метод развития следствий в ситуациях.

Практикум решения творческих задач.

Раздел 2

Алгоритмические методы конструирования новых идей. Алгоритм Малкина

Упрощенный алгоритм решения творческих задач.

Алгоритм Малкина.

Практикум решения творческих задач.

Раздел 3

Задачи открытого типа как инструмент конструирования новых идей

Понятие задачи открытого типа.

Оценка задач открытого типа.

Практикум конструирования новых идей при решении задач открытого типа.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОБУЧЕННОСТИ

        В результате освоения содержания  образования обучающиеся получат возможность овладеть

  1. Знаниями о методах  конструирования новых идей. Способ проверки: тестирование по теории.
  2. Навыками  применения методов конструирования новых идей. Способ проверки:  создание мини-проекта с описанием самостоятельно найденных способов решения творческих задач.
  3. Опытом применения знаний и навыков в нестандартных ситуациях. Способ проверки: результаты участия в  творческих интеллектуальных конкурсах.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

РАЗДЕЛ

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ

Введение

1

Эвристические методы науки: анализ, синтез.

2

Индукция, аналогия, сравнение, доказательство гипотез.

Раздел 1

Неалгоритмические и  частично алгоритмизованные методы конструирования новых идей

3

Метод ступенчатого конструирования новых идей.

4

Приемы фантазирования.

5

Метод морфологического анализа.

6

Метод фантограмм.

7

Метод фантограмм.

8

Метод моделирования маленькими человечками.

9

Метод РВС.

10

Метод анализа задачи.

11

Прием «золотая рыбка».

12

Метод «воображаемая планета».

13

Метод ассоциаций.

14

Метод ассоциаций.

15

Метод фокальных объектов.

16

Метод фокальных объектов.

17

Метом тенденций.

18

Метод тенденций.

19

Метод развития следствий в ситуациях.

20

Практикум решения творческих задач.

Раздел 2

Алгоритмические методы конструирования новых идей. Алгоритм Малкина

21

Упрощенный алгоритм решения творческих задач.

22

Практикум решения творческих задач.

23

Алгоритм Малкина.

24

Практикум решения творческих задач.

Раздел 3

Задачи открытого типа как инструмент конструирования новых идей

25

Понятие задачи открытого типа.

26

Оценка задач открытого типа.

27

Решение задач открытого типа.

28

Решение задач открытого типа.

29

Решение задач на конструирование идей.

30

Решение задач на конструирование идей.

31

Защита проектов.

32

Защита проектов.

33

Приемы развития творческого мышления.

34

Примеры исследовательских работ.

35

Примеры исследовательских работ.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1).Информационные источники.

•Министерство образования и науки РФ. – Режим доступа : http://www.mon.gov.ru/

  • Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций». – Режим доступа:http://www.informika.ru/

•Тестирование творческих способностей on-line: 5–11 классы. – Режим доступа: http://www.kokch.kts.ru/cdo/

•Путеводитель «В мире науки» для школьников. – Режим доступа : http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/

•Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. – Режим доступа: http://mega.km.ru/

•Сайт энциклопедий.–Режим доступа: http://www.encyclopedia.ru

2).Технические средства обучения.

  • мультимедийный компьютер.
  • точка доступа в сеть Интернет.
  • интерактивная доска прямой проекции.
  • документ-камера.
  • цифровая фотокамера.

3).Учебно-методические пособия.

  1. Михайлов В.А., Горев П.М., Утемов В.В. Научное творчество: Методы конструирования новых идей: Учебное пособие.-Киров: Изд-во МЦИТО, 2014.-94 с.
  2. Иванова Т.А. Методология научного поиска – основа технологии развивающего обучения//,1995. №5.- С.25-28.
  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.М., 1986. С.147.
  4. Зверева Н.М., Касьян А.А. Методологические знания в содержании образования//Педагогика.1993. №1.
  5. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач.-Петрозаводск:Скандинавия, 2003.-240 с.
  6. Горев П.М., Утемов В.В. Научное творчество: Практическое руководство по развитию креативного мышления: Учебное пособие.-М.:Либроком,2013.-112 с.
  7. Зиновкина М.М., Гареев Р.Т., Кошкина Л.И. К знаниям через творчество//Учитель.-1999.-№3-С. 10-13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка детского творчества "Умелые руки" (выпиливание и выжигание).

Методическая разработка предназначена для учителей технологии (технический труд), проводящих внеклассную работу по предмету в 5 - 8-ых классах общеобразовательной школы....

Рабочая программа объединения декоративно - прикладного творчества "Природа и фантазия"

Рабочая программа «Природа и фантазия» объединения декоративно – прикладного творчества является модифицированной. По своему функциональному назначению программа является прикладной, то есть создаёт у...

Рабочая программа занятий кружка: "Техническое творчество".5 кл.(мальчики)

Рабочая программа кружка "Техническое творчество" по предмету Технология для 5-х классов (мальчики) рассчитана на 68 ученых часов. В ней имеются следующие разделы: -Древесина как конструкционный ...

Рабочая программа кружка "Декоративно-прикладное творчество.Дизайн"

Рабочая программа кружка «Декоративно-прикладное творчество. Дизайн»...

Рабочая программа "Радость творчества"

Программа "Радость творчества" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких видов художественного труда, как конструирование из бумаги....

Рабочая программа "Прикладное творчество"

Учебный курс «Прикладное творчество» - вариант программы трудового обучения учащихся 5-7 классов. Это интегрированный курс «Изобразительного искусства» и «Технологии» и рассчитан на 2 часа в нед...

Рабочая программа учебной дисциплины для студентов, обучающихся по специальности 071501 Народное художественное творчество специализации «Театральное творчество» ( «Театр кукол»)

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования Код 071501 Народное ху...