Конспект урока занимательной математики "Число 0" в 5 классе
презентация к уроку по математике (5 класс) на тему

Цуприкова Ольга Николаевна

Цель урока по теме "Число 0" - расширить знания учащихся о числе 0. Познакомить детей с материалом выходящим за рамки школьной программы.Объяснить почему нельзя делить на нуль, так как в начальной школе это преподносится как догма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок занимательной математики «Число нуль»

Цель:  Обобщить, расширить и углубить знания учащихся о числе ноль;

 развивать умение наблюдать, размышлять, делать выводы, умение математически  правильно выражать свои мысли;

воспитывать уважение к значимости мыслей, поступков.

I Организационный момент

I I  Целеполагание

Когда-то многие считали,

Что нуль не значит ничего .

И, как не странно, полагали,

Что нуль совсем не есть число.

Я цифра вроде буквы О

Я ведь Ноль, иль ничего.

Круглый ноль, такой хорошенький,

Но не значу ничегошеньки!

О.Н.: Сформулируйте пожалуйста тему нашего урока

 Сегодня мы будем говорить о числе ноль.  И постараемся выяснить, действительно ли это число ничего не значащее?

I I I  История возникновения нуля

Ноль (нуль) (от лат. Nullus - никакой) - название первой (по порядку) цифры.

Впервые 0 был придуман вавилонянами примерно 2 тысячи лет назад. Но их изобретение не получило широкого распространения, потому что в их математике было не 10, а 60 цифр. Иными словами, они пользовались 60-ричной системой счисления. Зато из их математики люди взяли принципы учета времени - 60 минут по 60 секунд составляют 1 час.

Замечательным достижением индийских математиков в VII веке нашей эры было введение понятия нуля и знака для него, что позволило им создать десятичную систему записи натуральных чисел, чем мы сейчас пользуемся.

Покажите пожалуйста, как мы этим пользуемся

Построение с числом  31 040 248 500

Настя, что обозначает ноль при записи числа позиционным способом, по разрядам?

Ноль -  математический знак, выражающий отсутствие значения данного разряда в записи числа в позиционной системе счисления.

Турпал, что мы еще можем сказать о нуле?

Нуль не является натуральным числом, но натуральным числам он очень нужен:

И хоть единица - Важная птица,            

Но вместе со мною тотчас,

Она станет важнее в 10 раз.

Но не только лишь единица.

Если ко мне присоединится,

То любое число вам понятно?

Возрастает десятикратно.

Построение единицы с нулем (справа и слева)

Что нам позволило открытие нуля?

 (табличка на доске)

        

О.Н. И вся польза?

Нашлась нулю работа и при округлении натуральных чисел. Нуль превращал натуральные числа в «круглые» числа. (Построение учащихся 428приближенно равно 400)

                                                       (табличка на доске)

О.Н. Что еще мы можем добавить?

 Встретился нуль с лучом. Луч предложил подружиться: «Я не хочу быть простым Лучом, а хочу стать Координатным Лучом! Встань, пожалуйста, в моём начале. А Единица будет служить Единичным отрезком». И здесь без нуля не обошлось.

(табличка на доске)

Открыть доску

Интересно ведет себя ноль с натуральными числами. Предлагаю решить следующие уравнения:

5 + х =5               у + 15 = 15           х – 4 = 0           28 – а = 28        

У х 0 = 12            0 х Х = 0

О.Н. Мы решили эти уравнения применяя определенные свойства, давайте их вспомним и повторим.

Коль нуль к числу ты прибавляешь,

Иль отнимаешь от него,

В ответе тотчас получаешь

Опять то самое число.

Попав как множитель средь чисел,

Он сводит мигом всех на нет.

И потому в произведенье

Один за всех несёт ответ.

Нужно заметить, что ноль можно делить на любое число и всегда будет получаться ноль.

А относительно деленья,

Во-первых, нужно помнить то,

Что уж давно в научном мире

Делить на нуль запрещено.

Причина всем вам очевидна.

А состоит причина в том,

что смысла нет в таком деленьи,

Противоречье в нём самом.

И впрямь: какое из известных

Число за частное нам взять,

Когда с нулём в произведенье

Все числа ноль лишь могут дать?

О.Н. А сейчас мы будем работать по алгоритму древних математиков, кто нам его напомнит?                                                  

                                                    ПРЕЗЕНТАЦИЯ

«Почему нельзя делить на ноль»

(Резервный материал: А что произойдет со значением дроби, если знаменатель не уменьшать, а увеличивать? Представьте себе, что человек – это дробь. Числитель – это, то что думают о человеке окружающие, а знаменатель – это то, что человек думает о себе сам. Чем больше знаменатель…)

Задача1. Посредством цифр 1,2,3,4,5,6,7,8  и знаков сложения и умножения представить число ноль. (Цифры не переставлять и не повторять)

Задача 2. Представьте ноль посредством цифр 1,2,3,4,5 и 6.Нельзя менять порядок цифр, можно использовать знаки действий.

О.Н. Подведем итог. Целый урок мы посвятили нулю. Не напрасно ли мы потеряли время? Что вы можете сказать о значимости нуля?

И совсем он ни никакой, а очень нужный!

Ноль - это одно из величайших изобретений в математике. Без нуля не было бы современной математики, не было бы таких достижений человеческого разума, как вычислительные машины и космические корабли.

О.Н. Ноль – уникальное число, и мы сейчас с вами еще раз в этом убедимся!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

В центре города Будапешта (Венгрия) находится памятник НУЛЮ.

Цифра 0 означает начало всех дорог по Венгрии. От этого памятника отмеряются все расстояния в стране.
Нуль – это единственная цифра, которой поставлен памятник.

http://hijos.ru/wp-content/uploads/2012/12/number06.jpg

Но бывает нуль другой -
Человек с ним не герой,
Тот, кто трусоват, ничтожен
Очень он с нулём похожий -
Нуль без палочки, пустышка,
Неприметный, даже слишком.
Если говорят «ты нуль»,
Это хуже вражьих пуль.
Будь хотя бы единицей,
А за ней ставь вереницей
Несколько нулей подряд,
И тогда сам будешь рад,
Что не стал ты пуст и кругл,
Как тот одиночка
 нуль.

О.Н. На этом мы заканчиваем разговор о нуле сегодня, но в будущем мы узнаем о нуле еще очень и очень много интересного!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Число ноль « 0 »

Слайд 2

а : 0 ПОЧЕМУ???

Слайд 4

Число - Великан Но самое большое чисто не определено, т.к. ряд натуральных чисел бесконечен.

Слайд 5

И поэтому деление на 0 (ноль) не имеет смысла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок занимательной математики 6 класс( задачи с экологическим содержанием)

Урок математики 6 класса, проводится на конец учебного года.На уроке учащиеся знакомятся с животными и природой Тульского края....

Конспект урока занимательной математики в 3 классе на тему: «Выделение признаков геометрических фигур»

Конспект урока занимательной математики в 3 классе на тему: «Выделение признаков геометрических фигур» предназначен для проведения занятий с учащимися начальных классов....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

урок занимательной математики 6 класс

презентация к первому уроку математики в 6 классе. Содержит занимательные задачи, некоторые из них с выбором ответа....

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему

Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...

Считай, смекай, отгадывай (урок занимательной математики) 6 класс

Считай, смекай, отгадывай(урок занимательной математики)6 класс...

Конспект урока "Занимательное и поучительное в рассказе Н.С.Лескова "Неразменный рубль""

Родная литература (русская) 6 класс, раздел "Чудеса нужно делать своими руками"...