Внеклассное мероприятие "Математический фейерверк"
план-конспект занятия по математике (8 класс) на тему

Николаев Владимир Михайлович

внеклассное мероприятие по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematicheskiy_feyerverk.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодёжной политики

Чувашской Республики

РГОУ «Саланчикская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат»

Викторина по математике

    «Математический фейерверк»

(7-9 классы)

Учитель математики

Николаев В.М.

п.Саланчик

План

математического соревнования учащихся 7-9 классов.

Цель мероприятия: 1) развитие математических способностей во внеурочное время через математические игры, головоломки;

2) развитие знаний об учёных- математиках; знакомство с историей математики;

3) активизация интересов учащихся в познании математики;

4) развитие математической речи, наблюдательности и внимания;

5) сплочение детей из различных классов на момент игры;

6) развитие артистических способностей учащихся через выступление перед детьми и взрослыми.

План:

  1. Вступление.
  2. Из истории математики.
  3. Сценки «Быстрое решение», «Трудная задача», «Квадрат и треугольник».
  4. Соревнование команд.
  5. Выступления болельщиков.
  6. Подведение итогов математического соревнования.

Оборудование: портреты учёных-математиков, высказывания учёных о математике, наборы-комплекты карточек для соревнований, цветные карандаши, геометрические тела…

Ход соревнования :

Вступление.

Ребята, сегодня мы с вами собрались чтобы ещё раз поговорить про математику, об учёных-математиках. С помощью наших юных любителей математики увидим то прекрасное, которое творит вокруг нас математика.      Из истории математики.

 Мы ведь знаем, что без математики корабли в море просто потеряются; землепашец не сосчитает, как ему получить хороший урожай; космический корабль не поднимется ввысь. Были времена, когда люди не знали, что с помощью математических формул можно узнать, что во вселенной имеются ещё множество планет, что очень быстро можно сосчитать расстояние от Земли до них; что можно защитить город от неприятеля. Одним из первых людей, кто это понял- это древнегреческий математик Евклид. В школьной геометрии мы сейчас изучаем материал, который в древности был открыт Евклидом. В недавние времена у нас на Российской земле проживал и работал замечательный математик-учёный Н.И. Лобачевский, который открыл новую геометрию, геометрию Лобачевского. Первая в мире женщина-математик, она же и поэт, прозаик- это наша русская, Ковалевская С.В. А сколько было этих учёных, и сколько их теперь - множество! Благодаря им наша наука развивается, мы можем не выходя из своей комнаты побывать на разных континентах, пообщаться с людьми находящимися за тысячи километров от нас и многое другое. Как вы думаете, какова заслуга математики в нашей жизни? Да, согласен я с вами, огромная, мы даже не представляем, насколько огромная!

Наше дело с вами – учить математику, любить предмет и в дальнейшем узнавать с её помощью очень много нового. А теперь, слово предоставляется юным математикам. С их помощью мы окунёмся в мир математики, в мир любознательных, в мир, где все хотят узнать как можно больше, стать образованными, умными людьми.

Итак: они начинают.

  1-й ученик: Цифры и числа, действия над ними, фигуры и математические термины- вот наши снаряды для математического соревнования, необходимые нам сегодня. Вот у меня готов первый вопрос. Правильно ли название «арабские цифры» для наших современных цифр?

2-й ученик: Это и правильно и не совсем правильно. В старину, когда люди на земле не имели одинаковую письменность, люди пользовались различными цифрами для записи чисел. Так мы знаем про вавилонские, римские и другие цифры. Но для практического применения они не очень удобны из-за своих размеров. В древней Индии учёные придумали цифры, с которыми пользуемся и мы. Эти цифры переняли арабы и выдали их за свои. Вот откуда понятие «арабские цифры».

1-й ученик: Кто из знаменитых сказал: «Математика- царица наук, а арифметика- царица математики»?

2-й ученик: Конечно, это слова знаменитого немецкого математика Карла Гаусса.

1-й ученик: Того самого Карла, который в маленьком возрасте быстро решил трудную задачу?

2-й ученик: Да, да, именно его слова. В последствии он стал всемирно известным учёным-математиком. Ребята, а хотите узнать, про какую трудную задачу говорит нам ученица?

Вот смотрите: Учитель, чтобы дети подольше были заняты решением трудного примера, написал на доске следующее:

1+2+3+4+5+…….+96+97+98+99+100=?

Какого же было его изумление, когда через пару минут маленький Карл выдал учителю свой ответ. Вот смотрите, как он это решил:  

Сумма пары чисел, которые стоят на концах выражения, равна 101. (1+100=101); сумма следующей пары тоже равна 101 (2+99=101); следующей тоже, … Таких  пар с равными суммами всего 50.

Тогда сумма всего выражения 1+2+3+4+…….+96+97+98+99+100=101*50

Или 1+2+3+4+…….+96+97+98+99+100=5050

1-й ученик: Математика- гимнастика ума, математика дисциплинирует ум, приучает к логическому мышлению,- говорили знаменитые люди.

А теперь посмотрите инсценировку «Трудная задача».

Перед учащимися появляется ученик Вова. Читает задачу.

Вова: За 8 метров ткани заплатили 40 рублей. Сколько стоит 1метр ткани? Как же решить эту задачу? Ребята все уже на улице, играют в хоккей, а я тут вожусь вот с задачей.(он несколько раз перечитывает условие задачи, что-то пишет, потом заглядывает в ответ, и, плачет. Входит Саша)

Саша: Вова, пошли на улицу, в хоккей будем играть (но видит, что у Вовы что-то не так). Что случилось, что с тобой?

Вова: Задача не выходит (читает задачу ещё раз)

Саша: Ты что не знаешь, как делать?

Вова: Знаю, 40 рублей делю на 8, но ответ всё равно не выходит.

Саша: Ну ка, дай посмотрю (смотрит на решение, сначала недоумевает, затем хохочет).

Вова: Что ты смеёшься, я всё сделал правильно, сначала разделил, потом сделал проверку умножением. Но всё равно не выходит.

Саша: Ну ты и мастер! Не видишь, что ошибся? Может ребята помогут найти твою ошибку? А давай покажем им твоё решение и проверку!

Записи Вовы:  40 р.   8                                     проверка:   8

                         32        41 р.                                                41                                

                           8                                                                  8

                           8                                                                32

                           0                                                                40

Инсценировка: «Квадрат и треугольник».

Перед учащимися появляются Ведущая, Треугольник и Квадрат в костюмах. Они инсценируют стихотворение Е.Паина «Квадрат и треугольник».

 Вывод: успехам, доброте старшего брата или друга нужно только радоваться.

Соревнование команд.

Теперь начинается соревнование. Соревнуются 2 команды «Правые» и «Левые». Команды состоят из учащихся 7-9 классов (по 5 человек в каждой команде). Им помогают болельщики. Каждое задание состоит из двух пунктов, для старших и младших.

Задание 1. Заполнить магические квадраты (объяснить понятие).

(для младших классов)

Сумма чисел по горизонтали, вертикали и диагонали - одинаковая.                                                    

                                                                     

2

9

8

6

3

5

11

9

7

3

           

12

10

8

                                                                                                           

                                         

 (для старших классов)                                                                  

140

150

110

160

170

180

200

170

100

150

140

                                                                                     

Пока участники команд решают примеры по заполнению магических квадратов, болельщики вступают в соревнование в поддержку своих.

 Задание для болельщиков: Игра «Что изменилось?»

На столе расставлены геометрические тела: куб, конус, цилиндр, брус…

Участнику игры предлагают посмотреть, запомнить их расположение. Потом ему предлагают отвернуться, в момент которого либо переставляют фигуры, либо убирают какую-то  из них. Игрок должен отгадать и принести балл своей команде.

Задание 2: 1) Раскрасить карандашами фигуру (младшие участники).

а) красным карандашом  те геометрические фигуры, в которые вписаны неправильные дроби;

б) синим карандашом те геометрические фигуры, в которые вписаны правильные дроби;

                 

           

в) Раскрасить равные дроби карандашами одного цвета(старшие участники)

Задание для болельщиков: Правильно сосчитать до 30. только нужно считать так: вместо чисел, которые делятся на 3 нужно говорить «Не скажу!».

Считаем: 1,2, не скажу,4,5,не скажу,…и до 30. за правильный ответ- 1 балл любимой команде.

Задание 3: Отгадай ребус

1000-     =805                                       100-    =76

   :5=                                                         :4=

    *3=                                                       *5=

   +   =600                                                 +      =36

(старшие)                                              (младшие)

Задание для болельщиков: 1) Для чего нужен дюйм и чему он равен?

Ответ: Дюйм- мера длины, равен=2,54

2) Поприще. Что оно обозначает? Какая она мера?

Ответ: Поприще это старинная мера длины. Ею пользовались в старину для измерения больших расстояний, равно=1,07

3) Где находится эталон метра? Ответ: в Лондоне.

Задание 4: А теперь послушаем сказки и решим задачи.

Старая сказка на новый лад.

  1. Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая, массой 13950г, а это в 93 раза больше средней массы обычной репы. Какова масса обычной репы? (старшие участники)
  2. Красная Шапочка отправилась навестить свою бабушку. Она собралась пойти по дороге, длина которой равна 2 км, но, узнав от лесорубов о том, что в лесу бродит серый волк, Красная Шапочка пошла по другой дороге, которая длиннее на 1км200м. Благополучно ли добралась девочка до бабушки, и какова длина её новой дороги? (для младших)

Задание 5: (Отдых) На доске кроссворд. (2 одинаковых экземпляра на двух досках). Рисунок касатки (показывает учитель).

Из всех морских животных дельфины считаются самыми умными и ещё самыми красивыми. Касатки самые крупные представители из них. Если правильно угадаете, то узнаете массу этих животных.

Вписать в пустые клетки по горизонтали словесное значение чисел. Тогда в одном из столбиков найдёте нужный вам ответ.

Для записи ответов выходят к доске по одному участнику, как на эстафете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. 200       1), 2), … номера строк
  2. 500
  3. 1000
  4. 600
  5. 700
  6. 900

Задание 6: Эстафета «Весёлый художник».

Команды строятся в колонны. Выходя к доске по одному участнику с каждой команды, рисуя только по одному элементу каждый из них, каждая команда рисует корову из геометрических фигур, например, туловище- из прямоугольника…

Учитывается быстрота, оригинальность рисунка, количество фигур, использованных при этом.

Подведение итогов: Слово предоставляется членам жюри.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фейерверк еды

Презентация к уроку "Еда" в 5 классе, УМК Ю.Ваулина "Spotlight\'....

Программа для одаренных детей "Наш звездный фейерверк".

Целевая программа для одаренных детей «Наш звездный фейерверк» написана с целью расширения единого образовательного пространства школы для  выявления способных и одаренных детей, раскрытия ...

Программа для одаренных детей «Наш звездный фейерверк»»

Основной идеей программы являетсяобъединение усилий педагогов, родителей, администрации школы с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала обучающихся....

Новогодний фейерверк

Данный урок посвящен одному из самых любимых праздников в России и других странах. На уроке учащиеся имеют прекрасную возможность узнать, как его празднуют народы разных стран, а также спеть известную...

Интеграция трудового обучения на уроках труда и творческой мастерской «Фейерверк»

Дополнительное образование   Творческая мастерская «Фейерверк» -  программа на основе программ «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского, «Технология» 1-4 ...

Модифицированная (авторизованная) программа По эстетически - художественно - прикладному направлению организации внеурочной деятельности учеников младших классов «Фейерверк»

Пояснительная записка Программа по эстетически-художественно-прикладному направлению, организации внеурочной деятельности с младшими школьниками  «Фейерверк» разработана на основе прог...

Разработка внеклассного мероприятия "Новогодний фейерверк"

Представлена разработка внеклассного мероприятия "Новогодний фейерверк"...