математика 5 класс. "Доли.Обыкновенные дроби"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Ткаченко Татьяна Богдановна

План конспект урока по математике в 5 классе.(учебник Виленкина). Тема урока "Доли.Обыкновенные дроби"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_5_doli_drobi.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное  казенное образовательное учреждение

                                   Великоархангельская   СОШ

                 Бутурлиновского муниципального района

                                    Воронежской области

Тема: ДОЛИ.

          ОБЫКНОВЕННЫЕ

           ДРОБИ.

  1. класс.

   

                                 Учитель: математики Ткаченко Т.Б.

                 

ЦЕЛИ:

Выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений по теме «Обыкновенные дроби» и ликвидировать пробелы в знаниях в соответствии с требованиями к математической подготовке учащихся.

Развивать:

     навыки самоконтроля при выполнении самостоятельной работы;  

     умение искать ответы на возникшие вопросы с помощью  

     умение обобщать, абстрагировать и конкретизировать знания.

    Обратить внимание на воспитание воли и настойчивости для достижения конечных         результатов.

   расширить знания из истории дробей.

ТИП УРОКА: обобщающий.

ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: фронтальная , индивидуальная.

Оборудование:

  • у учителя - компьютер, мультимедийный проектор;

у обучающихся – тетради, учебники, простые карандаши, цветные карандаши, линейки, анкета, карточки

                  Ход урока

Организация класса на урок.

Слайд 1. Проверка готовности к уроку.

Ну-ка, проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Толька лишь оценку
пять.

Слайды 2, 3. Объявление темы и обучающей цели урока.

Тема сегодняшнего урока “Доли. Обыкновенные дроби” и на уроке мы вспомним, что такое доли, обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби

Слайд 4. Для этого на уроке рассмотрим такие вопросы:

  1. Доля. Обыкновенная дробь.
  2. Что показывают числитель и знаменатель дроби.
  3. Решение задач
  4. Из истории дробей.

Слайд5. Разгадайте ребус и узнаете, с чем мы сейчас познакомимся.

“Дроби”. Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием обыкновенная дробь.

Слайд 6-9: Актуализация опорных знаний.

    Учащиеся отвечают на вопросы.

     1.Какая часть фигуры закрашена?

     2. Что показывает число над(под) чертой?

     3.Определение и запись обыкновенной дроби?

  Слайд 10: Говори правильно. При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода (одна, две, восемь и т.д.), а знаменатель – порядковое числительное (седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.)

Например: - одна пятая; - две шестых; - восемьдесят три сто пятьдесят вторых.

  Слайд 11 Прочитайте дроби (фронтальная работа с классом). Что показывает числитель и знаменатель каждой дроби? (дробь двенадцать тринадцатых показывает, что целое разделили на 13 долей и взяли 12), (дробь шесть десятых показывает, что целое разделили на 10 долей и взяли 6), (дробь пять восьмых показывает, что целое раздели на 8 долей и взяли 5), (дробь девять двадцать пятых показывает, что целое разделили на 25 долей и взяли 9), (дробь семь двадцать пятых показывает, что целое разделили на 18 долей и взяли 7).

  Слайд 12 Физкультминутка

Слайд 13 А сейчас я буду называть дроби, а вы их будете записывать в тетради.

Две седьмых. Четыре девятых. Одна сотая. Шесть восьмых. Три двадцать пятых. Половина. Проверьте, правильно вы записали дроби или нет (взаимопроверка по слайду , , ,, , ).

Слайд 14. Запишите с помощью дроби, какая часть фигуры закрашена.

Презентация Приложение1.

()

().

().

().

()

().

(самопроверка по слайду).

Слайд 15

Индивидуальная работа  с различными фигурами по карточкам

Презентация Приложение2.Самостоятельно на листочках закрасить :

На листочках не закрашенные фигуры и учащиеся самостоятельно их разбивают на доли  и закрашивают нужную долю, которая указана на рисунке под фигурой.

Самопроверка по слайду.

Слайд 16  Работа с задачами. Задачи представлены в виде проблемы

И чтобы ответить на поставленный вопрос нужно решить ряд задач чтобы разгадать ключевое слово.

                         ПРОБЛЕМА.

Однажды в английском графстве Камберленд разразилась сильная гроза. Ветер , вырывая деревья с корнями, образовал воронки. В одной воронке жители обнаружили какое-то черное вещество.

Название этого вещества зашифровано

Выполняя задание, мы будем получать ответы , а каждому ответу соответствует буква; из них получиться слово  -  название вещества.

  1. Будильник показывает 7 часов утра. Какая часть суток прошла?(7/24  )            
  2.      ( Г), (Р).

 Какая часть суток составляет оставшееся до конца время?

  1. Расстояние между двумя городами 200 км.

Машина до первой остановки прошла  2/5        этого расстояния . Сколько километров прошла машина до первой остановки?

          (200: 5)*2=80 км.                 (А).

Сколько километров осталось пройти машине?

           200-80=120 км.                     (Ф).

4. Катя дала сестре 12 кубиков. Это составило   всех имевшихся кубиков. Сколько кубиков было у Кати первоначально?

          (12:2)*3=18                            (И)

 Осталось          6 кубиков.              (Т).

Итак, мы с вами отгадали полученное слово. Это слово –графит.

Слайд 17 Самопроверка по слайду Кусочками графита пастухи стали метить , а торговцы делали надписи на корзинах. Случилось это в 1565 году. У первых карандашей было два недостатка: они пачкали пальцы и быстро ломались. Кусочки графита стали обматывать тканью , тесьмой , а для прочности смешивали с серой , сурьмой, соломой. Позднее стали добавлять глину, смесь обжигали в печи. Современный карандаш появился в конце 18 века.

  Слайд 18        Из истории возникновения дробей

       1.В каких древних источниках встречаются первые упоминания о дробях?  

                 В вавилонских глиняных табличках и египетских папирусах встречаются не только целые числа , но и дроби.

Слайд 19       

2.Для чего нужны дроби?

                  Дроби нужны были , чтобы выразить результат измерения длины, массы, площади и в случае, когда единица измерения не укладывалась в целое число раз, тогда вводили новую  меньшую единицу измерения. Названия этих единиц измерения стали первым названиями дробей.

Слайд20       

3.Какая система дробей была в Древнем Риме?

                 Интересная система дробей была в Древнем Риме.

                 Единицу веса , которую называли асс , делили на 12 долей единицы веса. Двенадцатая доля асса называлась УНЦИЕЙ. А путь и другие единицы сравнивали с весом.

Слайд 21       

  1. Отношения к дробям и Древней Греции. Когда и где стали записывать дроби с помощью числителя и знаменателя?

               В греческих сочинениях по математике дробей не встречалось . Греческие ученые считали, что математики должны заниматься только целыми числами. В Древней Греции придумали записывать дроби с помощью числителя  и знаменателя, только греки записывали знаменатель сверху, а числитель снизу.

    В первые в привычном для нас виде дроби стали записывать около 150 лет назад, но они не использовали черту между числителем и знаменателем. Черту стали использовать в 18 веке.

     

                       

Слайд22       

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

ЗАПОЛНЕНИЕ АНКЕТЫ: (рефлексия).

Оцените степень сложности урока. Вам на уроке было:

      Легко;

      Обычно;

      Трудно?

Оцените степень усвоения материала:

    Усвоил полностью , могу применить;

    Усвоил полностью, но затрудняюсь в применении;

    Усвоил частично;

    Не усвоил.

Слайд23       

Разобрать домашнее задание:  №955;№962;№953.  п. 23;22.

          Дроби всякие нужны

          Дроби всякие важны

          Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача,

          Если будешь дроби знать

          Точнее смысл их понимать

         Станет легкой даже трудная задача.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 5 классе "Доли. Обыкновенные дроби".

Презентация содержит устные упражнения по развитию метапредметных умений пятиклассников. Помогает ввести понятия "доли" и "дроби", учит правильно читать и записывать обыкновенные дроби. Содержит задан...

Открытый урок математики в классе "Доли. Обыкновенные дроби"

Данный урок - изучение нового материала. к уроку прилагается презентация, приложения с тестами....

к уроку математики в 5 классе "Доли. Обыкновенные дроби"

Презентация к уроку математики в 5 классе "Доли.Обыкновенные дроби"...

Презентация к уроку математики в 5 классе "Доли. Обыкновенные дроби"

Презентация к уроку математики в 5 классе "Доли. Обыкновенные дроби" поможет учителю доступно обьяснить учебный материал...

Презентация к уроку математики в 5 классе "Доли. Обыкновенные дроби"

Презентация к уроку математики в 5 классе "Доли. Обыкновенные дроби"...

Урок по математике 5 класс "Доли. Обыкновенные дроби"

Данная папка содержит технологическую карту урока, презентацию, раздаточный материал для учащихся...

Презентация к уроку математики в 5 классе: " Доли . Обыкновенные дроби"

Презентация к уроку математики в 5 классе: " Доли . Обыкновенные дроби" к учебнику Виленкина Н.Я....