КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
статья по математике (9 класс) на тему

Иными словами эти технологии ещё называют компьютерными. К. т.  открывают перед нами уникальные возможности в процессе обучения, которые мы не до конца осознаем, тем более компьютер не на уроках информатики используется мало. Современные персональные компьютеры и программа позволяют устраивать простейшие тесты, но и моделировать учебные ситуации с помощью анимации, звука, фотографической точностью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mou.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «ГИМНАЗИЯ» №24

ДОКЛАД  НА ТЕМУ:

«Новые информационные технологии обучения на уроках математики»

Выполнил преподаватель

Данилина О.С

Магадан


Новые информационные технологии.

Иными словами эти технологии ещё называют компьютерными. К. т.  открывают перед нами уникальные возможности в процессе обучения, которые мы не до конца осознаем, тем более компьютер не на уроках информатики используется мало. Современные персональные компьютеры и программа позволяют устраивать простейшие тесты, но и моделировать учебные ситуации с помощью анимации, звука, фотографической точностью.

К. т. могут осуществляться в следующих направлениях:

- как проникающая технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач)

- как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей

- как монотехнологическая, т.е. все управление учебном процессом, включая все виды диагностики оперяются на применение компьютера

Новые информационные технологии ставят следующие цели:

- формирование умения работать с информацией, развития коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества»

-  дать ученику столько информации сколько он может усвоить, при том он сам может выбирать темп работы

- формирование исследовательских умений и умений применять оптимальные решения

Концептуальные положения

-     Обучение – это общение ребенка с компьютером

- Принцип адаптивности – приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка

-     Диалоговый характер обучения

-  Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения

Особенности методики

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью отвлекаться на действия ученика и учителя, вступать с ними в диалоги, что и составляет главной особенностью компьютерного обучения.

Кране важно является вопрос о соотношения компьютера и других элементов других технологий.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет:

- источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);

-  наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);

- индивидуальное информационное пространство;

- тренажер;

- средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

-  средство подготовки текстов, их хранения;

- текстовый редактор;

- графопостроитель, графический редактор;

-  вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);

- средство моделирования.

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

- программировании, обучении компьютера заданным процессам;

- создании программных продуктов;

- применении различных информационных сред. Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие

коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet.

Досуговая среда организуется с помощью:

- игровых программ;

- компьютерных игр по сети;

-  компьютерного видео.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции.

-   Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).

- Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.).

- Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.

-      Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии (компьютерной грамотности) входят:

- знание основных понятий информатики и вычислительной техники;

- знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники;

-   знание современных операционных систем и владение их основными командами;

-  знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их функциями;

-  владение хотя бы одним текстовым редактором;

- первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования;

-  первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.

Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой представляет Всемирная компьютерная сеть - Internet:

-  переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира;

- привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира;

- интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы.

В настоящие время представить себе процесс обучения в школе без компьютера невозможно. У компьютерного обучения масса достоинств, но также существуют недостатки. Необходимо учитывать критерия полезности применении компьютеров для каждой возрастной группы по различным темам. Критерий полезности применения компьютера в учебной деятельности можно сформулировать следующим образом: та или иная компьютерная технология цели сообразно, если она позволяет обучить такие результаты обучения, какие нельзя обучить без применения этой технологии. Например, если программа позволяет выработать технический навык построения симметричных фигур, на плоскости или построения графиков функций содержащих знак модулей, потому что без компьютера будет перегружена масса дополнительных рутинных и простейших действий, и из-за обилия вспомогательных действий трудно сформировать и проконтролировать нужные умения. Однако позже полученные умения необходимо закрепить реальными построениями, иначе настоящие навыки не разовьются.

Рассмотрим вопрос применения компьютера на некоторых уроков. Такие уроки обладают особой структурой, к сожалению их теории плохо разработаны. Предметом, где использование компьютера необходимо, является геометрия.

Использовать компьютер при изучение геометрии по двум основным направлениям:

- это изучение теории, где при изложения материала, при доказательстве теорем используется многочисленные ссылки на ранее изученное, что при использование компьютера престает быть проблемой, т.к. нужная информация легко может быть воспроизведена. Например, предлагаемый электронный справочник планиметрии, имеет существенной преимущество в том, что в нем имеются ссылки и в указаниях к задачам. Причем, этот справочник выгодно отличается конечной формы изложения материала, и при этом используется свет, анимация и звук.

- Другое направление создание с помощью компьютера различных наглядных пособий, которые применимы практически на каждом уроке. Здесь поле деятельности не ограничено. Это изображение геометрических фигур. Особенно интересно применение существующей программе по теме «Многогранники», которая позволяет представить изображение любого многогранника моментально, рассмотреть его со всех сторон, построить его различные сечения.

Отметим выгодные особенности работы с компьютерной программой

- Сокращается время при выработки технических навыков

- Увеличивается количество тренировочных заданий

- Достигается оптимальный темп работы

- Легко достигается уровненная дифференциация

- Программа требует от ученика активной деятельности

- В учебную деятельность входит компьютерное моделирование

- Обучение можно обеспечить, из удаленных баз данных, пользуясь средствами телекоммуникации

- Диалог с программой приобретает характер учебной игры, что повышает характер учебной деятельности

Учебная компьютерная программа на должна быть «книжкой на экране» она дополняет учебники, используя все возможности современных компьютеров. Хорошая программа должна разъяснять учебную ситуацию, сколько моделировать её давая простор для воображения. Если программа предлагает какой та круг задач, то она должна предоставлять все доступные средства решения этих задач. Общение учащихся должно быть максимально приближено к методам обучения продиктованным спецификой предмета и наконец, должны использоваться традиции школьного образования. Идеальная программа та, которая может быть приспособлена к потребностям конкретного учителя и конкретного ученика. Задача учителя приобретать в этом новом виде учебной деятельности, обогащая себя новыми технологиями, совершенствование своё мастерство.

Литература:

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии
  2. Образовательный центр «КУДИЦ» Дистанционный курс – Компьютер на уроках математики  

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерные технологии на уроках технологии как средство повышения качества образовательного процесса

Одним из показателей успешной работы учителя является его способность «идти в ногу со временем» т.е. использовать в своей работе современные методы и средства обучения, к которым на сегодняшний день м...

Компьютерные технологии на уроках технологии как средство повышения качества образовательного процесса

Тема для семинара на цикловой комиссии "Компьютерные технологии на уроках как средство повышения качества образовательного процесса"...

Методические рекомендации по теме: "Использование компьютерных технологий для создания фонограммы "минус", по дисциплине "Студия компьютерной музыки".

Разработанные мною методичнские рекомендации помогут в работе педагогам-музыкантам, звукорежиссерам, аранжировщикам....

Использование новых педагогических технологий на уроках изобразительного искусства "Компьютерные технологии".

В работе представлены компьютерные технологии, применяемые на уроках изобразительного искусства, указываются положительные моменты использования ИКТ, приемуществом которых является гибкость....