Методические рекомендации по теме: "Использование компьютерных технологий для создания фонограммы "минус", по дисциплине "Студия компьютерной музыки".
методическая разработка по музыке на тему

Разработанные мною методичнские рекомендации помогут в работе педагогам-музыкантам, звукорежиссерам, аранжировщикам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii.doc140 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации написания фонограммы "Минус". Использование компьютерной программы "Cakewalk Pro Audio" для записи и сохранения фонограмм.

В современных условиях развития и совершенствования вокального эстрадного или народного пения роль фонограммы «минус» очень велика. Она способствует яркому, многогранному раскрытию музыкально-поэтического образа исполняемого произведения, позволяет исполнителю-вокалисту расширить свой творческий потенциал. Удачно аранжированная и записанная фонограмма даёт возможность вокалистам участвовать в массовых мероприятиях, как в концертных залах, так и на открытых площадках.

Специфика написания фонограммы для вокалистов и главные разделы аранжировки

1. Голос, по словам Д.Б.Кабалевского, - один из самых хрупких музыкальных инструментов. И такой инструмент требует к себе самого бережного отношения.

2. При написании аранжировки для вокалистов необходимо учитывать следующее:

главенствующее положение в исполнении данного музыкального произведения всегда занимает вокальная партия (голос), а вся применённая для сопровождения аранжировка лишь способствует яркому, многогранному раскрытию музыкально-поэтического образа, помогает вокалистам реализовать свои творческие возможности.

написание аранжировки следует начинать с анализа имеющегося музыкального материала.

1. Анализ мелодии (партии вокалиста)

Партию вокалиста следует наиграть по имеющимся нотам или подобрать по слуху (можно пропеть), выделяя фразы, соблюдая паузы, ключевые знаки, метроритмику и динамические оттенки.

2. Гармонический анализ

Необходимо внимательно по нотам или по слуху определить построение аккомпанирующих аккордов и их связь между собой в ладотональности. Наибольшее распространение в музыке получили аккорды, построенные по "терцовому принципу". Исходя из этого, а также конкретной функции баса и делается гармонический анализ данного музыкального произведения.

Слово гармония в переводе с греческого означает "стройность", "созвучие", "пропорциональность". Правильно подобранный гармонический аккомпанемент должен быть (звучать) в полном согласии с мелодией.

3. Стилевой анализ аккомпанемента

На данном этапе, когда разучена или записана тема вокалиста, определены гармонические функции аккомпанемента, необходимо добиться стилевого  (метроритмического) и гармонического созвучия темы и аккомпанемента. Для этого путем наигрывания на инструменте (синтезаторе) или пропевании вокальной партии гармонируя с сопровождением определения метроритмический (стилевой) рисунок аккомпанемента. В соответствии с этим на имеющемся синтезаторе выбирается стиль аккомпанемента, или составляется самостоятельно аранжировщиком.

4. Анализ формы (музыкального построения)

Наиболее распространенная форма музыкально-вокального произведения для эстрады – это куплетная, где чётко выражен запев и, как правило, повторяющийся неизменным припев. По поэтическому тексту, прилагаемому к мелодии, определяется количество куплетов, возможность применения между ними проигрыша. Наличие проигрыша между куплетами (если оно логически обосновано) даёт возможность – вокалистам перевести дыхание, привести в порядок голосовые связки и подготовиться к продолжению исполнения данного музыкального произведения. Хорошо аранжированная и проведённая в качестве проигрыша тема по праву может стать одним из средств для полного и красочного раскрытия музыкального образа.

5. Вступление

Роль вступления в создаваемой аранжировке так же довольно значима, как и роль хорошо аранжированного проигрыша. Прежде всего, именно в нём должны быть сконцентрированы интонации последующей вокальной партии. Во вступлении закладывается мелодическое "зерно", по которому идёт драматургическое развитие музыкального образа любого музыкального произведения, в том числе и вокального.

6. Контрапункт, мелодическая подпевка, гармоническая педаль

Контрапункт - это противосложение, музыкальная тема, звучащая в противовес к теме вокалиста, но в то же время гармонически связанная с аккомпанементом, не нарушая ладового единства. Удачно записанный контрапункт является не только элементом многоголосного (полифонического) развития музыкального произведения, но и вносит в его исполнение элемент свежести и новизны.

Гармоническая педаль. Являясь частью аккомпанемента и придавая его звучанию общую гармоническую целостность, гармоническая педаль помогает вокалисту точно держать ладотональный строй, в то же время это один из элементов музыкальной выразительности аранжировки. Основой педали служит гармонический строй музыкальной вертикали (хотя она может быть и одноголосной).

Мелодическая подпевка. Мелодической подпевкой может служить отдельно выделенная интонация главной темы и проведённая в одном из голосов аранжировки в виде канона или как звуки опевающие мелодию. Это, так же как и контрапункт, придаёт звучанию свежесть, новизну, динамичность, особый колорит. В случаях, когда вокальная партия требует 2-3х голосного (ансамблевого) исполнения, а в исполнении участвует только солист, подпевка может имитировать звучание вокального ансамбля.

7. Применение тембровых возможностей в создаваемой аранжировке

Исходя из творческих задумок в раскрытии музыкального образа произведения и технической оснащенности аранжировщика, появляется возможность тембровой "разукраски" всех разделов создаваемой фонограммы.

Главным правилом в создании аранжировки должно быть то, что весь используемый в её написании музыкальный материал не представлял, как говорил П.И.Чайковский, "нагромождение звуков", а был предельно лаконичен и прост. В образном единстве и простоте создаваемой фонограммы и вокальной партии - успех творчества любого аранжировщика.

Использование компьютерной программы "Cakewalk Pro Audio" для записи и сохранения написанных фонограмм

Программа предназначена для подготовки к изданию партитур музыкальных композиций. В программе имеются инструменты и палитры инструментов, с помощью которых на виртуальный нотный лист можно нанести любой символ нотного письма. Эта программа, прежде всего, нужна музыкантам, профессионально работающим с нотными текстами.

После того, как в программе произведены все необходимые настройки, можно начинать творить. Есть два способа создавать музыку в "Cakewalk Pro Audio". Её можно записать, играя на чём-нибудь, что имеет MIDI выход, например, MIDI клавиатура (синтезатор) или MIDI гитара. Второй с помощью встроенного синтезатора самой программы.

Теперь (все настройки сделаны правильно) можно приступить к созданию новой композиции. Выберем в меню File-->New. Появится окно, в котором вам предложат шаблоны для создания рабочего окна. По умолчанию задается Normal и это пока вас вполне устроит. Нажмите OK и Cakewalk выведет на экран пустое окно Track. Bыберете Settings --> Assign Instruments (Назначение Инструментов). На экран выведется соответствующее окошко. Процедура присвоения каждому MIDI-каналу опредёленной таблицы инструментов крайне проста. Сначала вы выделяете порт выхода каждого MIDI-канала в окне Port/Channel, а затем выбираете таблицу в окне User Instruments (Инструменты Пользователя). Например, если у вас карточка Yamaha DB50XG или SW60XG, то вам нужно выбрать таблицу Yamaha XG. Стандарт синтезатора, установленного на вашей карточке можно посмотреть в руководстве пользователя. На десятый канал назначьте General MIDI Drums, Roland GS Drumsets или Yamaha XG Drum Kits, в зависимости от вашей звуковой карты. После определения связей для всех 16 MIDI каналов, поставьте крестик в опции Save Changes for Next Session и нажмите OK. Программа сохранит все ваши настройки.

Теперь нам нужно настроить метроном, под который вы будете записывать свою игру. Откройте Settings-->Metronome. В поле General (Главные настройки), поставьте крестик напротив опции Use MIDI Note (использовать МIDI ноту), и укажите в окошке Count-in (Затакт) значение равное 1 или 2. Теперь ваш метроном будет стучать перед записью один или два такта вхолостую. Теперь в поле MIDI Note, в окошке Channel укажите 10-й канал, а в окошках Key (Тон) полей First Beat (Первая Доля такта) и Other Beat (Остальные Доли такта) укажите значение F#3. Теперь ваш метроном будет стучать звуком закрытого хэта (педальной сдвоенной тарелки), выделяя первые доли такта более сильным ударом. Нажмите OK и все настройки завершены. Теперь можно переходить к записи.

Для начала наиграем небольшой музыкальный фрагмент на первой дорожке. Дважды щелкните мышью на поле Patch и на экране появится окно Track Properties:


Рисунок 1. Свойства дорожки.

В нём вы выбираете MIDI-канал (поле Channel). На Рисунке 1 указан первый канал. Затем устанавливается банк инструментов (поле Bank), если у вас на карточке установлен синтезатор формата GS или XG. Для GM синтезаторов указывать банк не требуется. И последним действием будет установка нужного инструмента в поле Patch. В нашем примере это будет Acoustic Grand Piano. Теперь нажмите OK и вы вернётесь в окно Track.

Теперь можно нажать кнопку RECORD и наиграть что-нибудь на midi-клавиатуре или на Virtual Piano. Когда посчитаете нужным - жмите STOP и, что бы прослушать наигранный кусочек с начала - BACK. Теперь, при нажатии кнопки PLAY можно прослушать то, что вы только что наиграли. Скорее всего, особенно если вы играли на Virtual Piano, музыкальный фрагмент окажется не совсем тем, к чему вы стремились. Поэтому, сейчас я расскажу как можно редактировать введённые ноты (ну, если получилось совсем плохо - то можно выбрать в меню Edit-->Undo для отмены операции. Надо сказать, что в Cakewalk реализовано до 100 уровней отмены - так что можете спокойно редактировать материал - вы всегда вернётесь назад, если сделали ошибку).

Если у вас есть музыкальное образование и вы привыкли лучше воспринимать музыку, видя перед собой ноты, то выберете в меню View-->New-->Staff и перед вами появится окно с нотной записью партии выделенной дорожки. То же самое вы можете сделать, кликнув правой кнопкой мыши на любом поле трека (в нашем случае на поле первого трека) или на соответствующей полоске в правой части окна и в выпадающем меню выбрав staff. Найдите ту ноту, которая, на ваш взгляд получилась неудачно и делайте с ней что хотите.

Если же вы не знаете нот или редактировать их в таком виде вам кажется не удобным - щелкните правой кнопкой мыши по нужному треку и выберете пункт меню Piano Roll. У вас должно появится подобное окошко:


Рисунок 2. Piano Roll.

B левой части окна нарисована клавиатура фортепиано. Если вы нажмёте мышкой на её клавиши, то прозвучат соответствующие ноты. В центральной части окна расположены полоски красного цвета. Эти полоски не что иное, как изображения нот, которые звучат в определённый момент композиции. Каждая полоска соответствует клавише фортепиано в левой части окна. В этом легко убедиться, кликнув два раза по нарисованной клавише и удержав второй раз левую кнопку мыши в нажатом состоянии. Выделится горизонтальная линия, соответствующая прозвучавшей ноте. Кроме этого в левом верхнем углу центральной части окна указаны буквенные обозначения нот, которые меняются в зависимости от положения курсора мыши. Длина же зелёной полоски указывает на длительность ноты.

Откройте клавишный редактор (Piano Roll) и вы увидите своё исполнение, представленное в виде последовательности нажатия клавиш. Нажмите кнопку с громкоговорителем  в левом верхнем углу окна и ведите мышью по окну до тех пор, пока не услышите фальшивую ноту. Есть во всех версиях Cakewalk одно маленькое неудобство - программа не проматывает рабочее поле вслед за мышью, когда вы выходите курсором за границу окна при нажатой левой кнопке (как это реализовано, например в Word при выделении текста). Но при помощи кнопок с символом увеличительного стекла, которые расположены в правом нижнем углу окна на полосах прокрутки, вы можете поменять масштаб изображения таким образом, что весь фрагмент окажется в поле зрения.

Итак, фальшивая нота найдена. Теперь нажмите кнопку с изображением карандаша - она расположена там же, где и кнопка с громкоговорителем. Курсор мыши превратится в маленький карандаш. Подведите его к полоске, изображающую фальшивую ноту. В самом начале этой полоски курсор из карандаша превратится в горизонтальную двухстороннюю стрелочку. Если вы нажмёте в этот момент на левую кнопку мыши и потащите полоску, то сможете перемещать ноту по горизонтали, меняя её положение относительно долей такта. В середине полоски курсор поменяется на вертикальную двустороннюю стрелочку. Нажав кнопку мыши, вы сможете перемещать ноту по вертикали, меняя высоту звука. И в конце полоски курсор снова превратится в горизонтальную стрелочку. В этом месте, если вы нажмёте левую кнопку мыши и потащите, то будет меняться длина самой полоски - т.е. длительность ноты.

Если же вы щёлкните карандашом не по полоске, а в поле, то на этом месте возникнет нота. Вы можете установить её куда угодно и изменить длительность - таким образом очень удобно рисовать сложные пассажи, которые тяжело играть на клавиатуре, если вы не пианист-виртуоз. Но в этом случае значение velocity (скорость нажатия клавиши) у всех нот будет одинаковое. Также оно будет одинаковым, если играть на Virtual Piano. Чтобы расставить акценты в нарисованной последовательности - потяните наверх полосу, которая располагается над скроллером горизонтальной прокрутки - и вам откроется окошко, в котором вы увидите вертикальные линии, соответствующие каждой ноте в рабочей области Piano Roll (на <Рисунке 1> это окошко уже открыто). Эти линии - графическое изображение значений velocity для каждой ноты. При помощи карандаша потяните любую линию вверх или вниз и значение силы нажатия клавиши изменится. Поэкспериментируйте с нарисованными нотами, сделав, например, на сильных долях такта линии повыше, а на слабых - пониже. При воспроизведении вы сразу услышите, как оживился пассаж. Если вверху, там же где и кнопки с изображениями карандаша, в подменюшке выбрать вместо velocity какое-нибудь другое свойство, например pan, то в этом же окошке можно изменять и его значения, строя всевозможные графики мышкой после нажатия на кнопку с линией

Точно таким же образом записываются и редактируются остальные дорожки. В принципе, этого вполне достаточно для того, чтобы написать незамысловатую композицию и добиться от неё вполне приемлемого звучания. Но Cakewalk имеет множество дополнительных возможностей, которые облегчают процесс работы над музыкой и довольно сильно экономят время.

Работа с ударными

Перейдём на свободную дорожку и в поле Chanel зададим значение 10. Теперь мы можем использовать её для построения ударных партий, причём строить партии можно как при помощи Piano Roll и Staff (при нажатии каждой клавиши на MIDI-клавиатуре при выборе этого канала будет звучать определённый ударник), так и некоторыми другими средствами. Например, в Cakewalk-е есть режим так называемой пошаговой записи.

Режим пошаговой записи

Нажимаем кнопку Step Record на панели инструментов (на ней нарисованы следы от ботинок) и открывается окно пошаговой записи. В колонке Step Size выбирается размер шага (для того, чтобы записать партию ударных изображенную на Рисунке 2, нужно выбрать шаг, равный 1/16 (Sixteenth)). В колонке Duration вы выбираете длительность нот в шаге (по умолчанию стоит Follow Step Size - следование размеру шага).

Теперь установите в окошке справа от скроллера точное положение начала записи. После этого щёлкните по скроллеру - он станет немного темнее. Можно начинать запись. Нажмите на MIDI - клавиатуре любую клавишу и вы услышите звук. При этом в окошке рядом со скроллером изменится числовое значение - Cakewalk записал взятую на клавиатуре ноту и готов записывать следующую. Если один или несколько шагов надо пропустить - воспользуйтесь клавишами управления курсором. С их помощью можно "шагать" по записываемому фрагменту в любую сторону, причём каждый шаг будет равен значению, которое вы выставили в колонке Step Size (эти значения можно менять по ходу записи). Таким образом и создаётся фрагмент - вы нажимаете клавиши на MIDI-клавиатуре или пропускаете какие-то шаги, причём записывается не только высота ноты, но и акцентирование в виде скорости нажатия клавиши (velosity). По окончании записи нажмите кнопку Keep - окно пошаговой записи закроется, и вы можете прослушать то, что получилось.
Ну а если вам совсем нет желания составлять ударную партию - откройте
Edit-->Midi Effects -->Session Drummer. В открывшемся окне можно увидеть неплохую коллекцию готовых ударных партий, которые можно использовать в вашей композиции.

Сохранение композиции

Настало время поговорить о файлах Cakewalk. Программа может работать со стандартными midi-файлами, но "родным" для неё является формат .wrk. При сохранении композиции в этом формате сохранятся и wave-дорожки, правда, wave-сэмплы будут лежать не внутри файла, а в директории, путь к которой вы выбрали. Расширение у них будет .wa~, но при переименовании в .wav вы сможете прослушать их при помощи любой программы, предназначенной для проигрывания этих файлов. Если же вам необходимо скомпоновать всё в один файл, что очень удобно, то сохраните композицию в формате .bun.

Литература

1.  О.Очаковская. "Музыкальный клуб". Москва, "Музыка", 1998

2. В.Медушевский, О.Очаковская. "Энциклопедический словарь юного музыканта". Москва, "Педагогика", 1995

3. Н.Левиковский. "Аранжировка для эстрадных ансамблей". Москва, "Музыка", 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в 5-9 классах

Цель создания  разработки:   Способствовать формированию познавательного отношения к поддержанию, укреплению и развитию психического и физического здоровья, формировать понятие здоровый...

Тема: «Использование информационно- коммуникативных технологий на уроках музыки – как один из способов развития творческих способностей у учащихся».

Обобщение педагогического опытаТема: «Использование информационно- коммуникативных технологий на уроках музыки – как один из способов развития творческих способностей у учащихся»....

Выступление на методическом семинаре по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии с целью повышения качества знаний учащихся»

Материалы выступления на методическом семинаре по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии с целью повышения качества знаний учащихся»....

Методическая разработка на тему: «Использование музыки на уроках английского языка»

В этой методической разработке я хочу поделиться опытом использования музыки на уроках английского языка....

Методические рекомендации по теме "Использование приёма сравнений на уроках математики"

Методические рекомендации по теме "Использование приёма сравнений на уроках математики"...

Методический доклад на тему «Использование инновационных образовательных технологий в учебном процессе»

Инновационные теxнологии-алгоритм последoвательных действий, в системе вытекающих одно из другого, направленных на получение положительного конечного результата, альтернативные технoлогии, связанные с...