Доклад "Развитие связной речи на уроках математики"
учебно-методический материал по математике на тему

Добролюбова Елена Викторовна

Развитие связной речи на уроках математики у учащихся с нарушением слуха школы 2 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi_na_urokah_matematiki.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи на уроках математики

Учащимся  с нарушением слуха присуще общее недоразвитие речи, что сказывается и на процессе обучения математике. Раскрывая содержание новых вопросов, обсуждая с  ребятами приемы вычислений, способы решения арифметических задач, геометрических построений, я использую математические термины, специфические словосочетания, синтаксические конструкции, которые на других уроках и в обычной жизни редко употребляются.

В  своей  деятельности для развития  связной математической речи учащихся на уроках математики использую определенные приемы работы на различных этапах урока:

1) на этапе  устного счета:

Ежедневно в ходе устного опроса  и при выполнении математических диктантов даю детям упражнения, содержащие задания на употребление математических терминов, что способствует формированию потребности в их использовании:


а) отнять, вычесть, прибавить, сложить, произведение, делимое, килограмм, сантиметр, сложить, вычислить, количество, дециметр и т.п.;

б)прочитайте  выражение

(20+10)-5, 69-42:6.

в) прочитайте  выражение разными способами:

36+18, 72:12, 59-6, 17х3

2) на этапе речевой зарядки провожу словарную работу с математическими терминами- для развития понимания и умения объяснять значение математических терминов, усвоения их правильного написания и формирования умения составлять связное высказывание. Например, даю  следующие фразы :  «Пять умножить на четыре, получится двадцать», «Если число 5 увеличить в 4 раза, получится 20».

3) на этапе решения  математических задач

Поскольку устная и письменная речь взаимосвязаны и умения письменно высказывать свои мысли крайне важны, то целенаправленно обучаю грамотному изложению письменных работ. Для этого использую

  • комментированные решения задач
  • коллективную работу с записью решения задачи на доске
  • самостоятельную работу над задачей после тщательного ее разбора

Этапы решения задач

1. Ознакомление с содержанием задачи, первичный анализ.

2. Поиск решения задачи, составление плана.

 3. Выполнение решения задачи и получение ответа на вопрос задачи.

4. Проверка решения задачи. 

Работу провожу следующим образом:

У Саши было 8 марок, а у Коли 4 марки . Сколько марок было у мальчиков?

− о ком говорится в задаче?

−о чем задача?

−сколько было марок у Саши?

−сколько марок было у Коли?

−что запишем в кратком условии?

−какой вопрос задачи?

−каким действием будем решать задачу? Почему?

−продиктуй решение задачи

−…, скажи (прочитай) ответ

−…, сделай проверку

На каждом этапе работы над задачей требую полных развернутых ответов

4) При решении примеров использую работу, когда один ученик работает у доски, комментируя запись решения примера. Затем другой с места должен повторить, либо сказать по-другому (например: двадцать плюс три будет двадцать три, или к двадцати прибавить три получится двадцать три)

4) выработка правильной письменной речи

 Слежу за выработкой устойчивой привычки аккуратно, ответственно относиться к письменному оформлению решения задач, используя необходимые объяснения, не допуская грамматических ошибок, неправильных сокращений слов.

Например ошибки в словах : цифра, двадцать пятое января и др.

 Замечено, что если не ограничиваться только включением в устную речь соответствующих слов и словосочетаний, а широко пользоваться еще их и записью, то усвоение данных терминов протекает значительно быстрее. Поэтому я стараюсь изготавливать таблички с написанными на них, необходимыми для запоминания словами, предложениями с соответствующими иллюстрациями. Но и использование таких табличек в работе недостаточно. Необходимо также обращаться к записыванию слов в тетрадях. Если ребята своей рукой запишут обороты речи, которые надо усвоить, прочитают, повторят, то соответственно будут уверенно  их говорить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчет по теме самообразования "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"

отчет по теме "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...

Развитие связной речи на уроках биологии

В данной работе описаны методы развитие связной речи на уроках биологии...

Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы

Развитие связной речи слабослышащих учащихся является актуальной проблемой в современной  специальной методике преподавания русского языка и литературы....

Алгоритм формирования связной речи на уроках эвенского языка.

Учащиеся старших классов интересуются искусством, живописью своих родных сородичей. Поэтому целями   моей работы на уроках эвенского языка  являются:-воспитывать личность как этнос поср...

Статья "Развитие связной речи на уроках русского языка"

Формирование культуры связной речи учащихся, интересные формы и виды работ, применяемые технологии...