рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе
рабочая программа по математике (5 класс) на тему

Мухаметдинова Алина Фаритовна

занимательная математика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneuroka_5-e_klassy.docx37.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

 Рассмотрено на заседании школьного методического объединения учителей точных наук

протокол №    от

Утверждено на  заседании методического совета МАОУ «Средняя школа №5»

протокол №

приказ от  

Рабочая программа

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

5 В класс, 17,5 часов

Составитель:  

Мухаметдинова А.Ф., учитель математики

МАОУ «Средняя школа №5»

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности  для 5 класса по математике «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта  второго поколения основного общего образования.

Программа курса «Занимательная математика»  для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. В процессе занятий вводятся новые методы решения, повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы. Программа позволяет учащимся осуществлять различные виды проектной деятельности, оценивать свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.        Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни. 

        Цель курса:

  • формирование всесторонне образованной и инициативной личности;
  • обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты
  • своего труда; применять математические знания в жизни.
  • формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
  • обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.

Задачи курса:

  • создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
  • формирование у учащихся навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;
  • расширение представления учащихся о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;
  • развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики.
  • пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;
  • раскрытие  творческих способностей ребенка;
  • развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной  и научно- популярной литературой;
  • воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
  • осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с жизнью;
  •  наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование на этой основе абстрактных геометрических фигур и отношений.
  • расширение и углубление представлений учащихся о культурно- исторической ценности математики, о роли ведущих ученых – математиков в развитии мировой науки;

Место курса в учебном плане

        Программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы. Программа рассчитана всего на 17,5 часов, из расчета 0,5 часа в неделю. Программа рассчитана на учащихся 5 класса.

Срок реализации курса: 2016-2017 учебный  год.

 Результаты освоения курса

Изучение курса дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

  1. Личностные
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи; умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики; осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.
  • умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных жизненных задач;
  • знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы  развития математики (изобретение десятичной нумерации, обыкновенных дробей; происхождение геометрии из практических потребностей людей);
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;

  1. Метапредметные
  • умение видеть математическую задачу в конспекте проблемной ситуации в  окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
  • умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
  • умение работать с учебным текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
  • умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;
  • умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;

  1. Предметные
  • умение грамотно применять математическую символику, использовать различные   математические языки;
  • развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета;
  • овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
  • умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
  • изображать геометрические фигуры с помощью инструментов и от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур,
  • уметь выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли и  др.;
  • выполнять вычисления с реальными данными;
  • выполнять проекты по всем темам данного курса;
  • моделировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и др.

Формы проведения занятий

  • фронтальная (постановка проблемной задачи и совместное ее решение, построение алгоритма действий)
  • работа в парах, в группах (обсуждение решений, взаимопроверка )
  • самостоятельная (индивидуальные задания в течение занятия).

Контроль результатов

Контроль осуществляется, в основном, при проведении самостоятельных работ, зачета в конце курса, выполнении учащимися творческих работ, проведении  математических игр,  математических праздников.

Содержание курса

  1. Как возникло слово «математика». Приемы устного счета. Счет у первобытных людей.(1 ч.)

  1. Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Математическая игра « Не собьюсь».(1 ч.)

  1. Приемы устного счета : умножение двузначных чисел на 11.Цифры у разных народов. Решение логической задачи.(1 ч.)

  1. Интересный способ умножения. Мир больших чисел. (1 ч.)

  1. Решение олимпиадных задач арифметическим методом .Уникурсальные кривые ( фигуры). (1 ч.)

  1. Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5. Биографическая миниатюра. Пифагор. (1 ч.)

  1. Решение олимпиадных задач на разрезание. Игра «Перекладывание карточек». (1 ч.)

  1. Метрическая система мер.   Решение олимпиадных задач с применением начальных понятий геометрии. (1 ч.)

  1. Геометрия Гулливера. Геометрическая головоломка. Танграм. (1 ч.)

  1. Решение олимпиадных задач (используя  действия с натуральными числами). Лабиринты. (1 ч.)

  1. Решение логических задач матричным способом. Как играть, чтобы не проиграть? (1 ч.)

  1. Возведение в квадрат трехзначных чисел, оканчивающихся на 25.

Решение олимпиадных задач различными способами. (1 ч.)

  1. Четность суммы и произведения. Решение олимпиадных задач на четность. (1 ч.)

  1. Прибавление четного. Знак произведения. (1 ч.)

  1. Чередование. Решение задач игры « Кенгуру». (1 ч.)

  1. Разбиение на пары. Решение задач игры « Кенгуру». (1 ч.)

  1. Решение олимпиадных задач (0,5 ч.)

  1. Зачет. (1 ч.)

Темы  творческих работ учащихся:

  • Счет у первобытных людей
  • Цифры  у разных народов.
  • Пословицы, поговорки, загадки, в которых встречаются числа.
  • « Пифагор и его школа»
  • Биография Архимеда.
  • П. Ферма и его теорема.
  • Биография  Б. Паскаля
  • Биография  Р. Декарта
  • И. Ньютон и его открытия.
  • Задачи в стихах.


Тематическое планирование

п\п

Изучаемый материал

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Основные виды учебной деятельности

 Как возникло слово «математика».

0,5

05.09

Фронтальная – устные вычисления.

Групповая - обсуждение

Приемы устного счета. Счет у первобытных людей.

0,5

12.09

Фронтальная – устные вычисления.

Индивидуальная – выполнение вычислений, решение задач.

Логические задачи, решаемые с использованием таблиц.

0,5

19.09

Фронтальная – ответы на вопросы,  устные вычисления.

Индивидуальная – решение задач

Математическая игра « Не собьюсь»

0,5

26.09

Групповая- участие в игре

Фронтальная- обсуждение

 Приемы устного счета : умножение двузначных чисел на 11.

0,5

03.10

Фронтальная – устные вычисления.

Индивидуальная – выполнение вычислений, решение задач.

Цифры у разных народов. Решение логической задачи.

0,5

10.10

Индивидуальная –защита проектов

Фронтальная – ответы на вопросы,  устные вычисления.

Групповая-решениеадачи

Интересный способ умножения.

0,5

17.10

Групповая - обсуждение нового способа умножения.

Фронтальная – ответы на вопросы,  Индивидуальная – выполнение заданий

Мир больших чисел.

0,5

24.10

Фронтальная – чтение чисел.

Индивидуальная - запись чисел, выполнение действий с числами

Решение олимпиадных задач арифметическим методом.

0,5

07.11

Групповая - обсуждение решений задач

Фронтальная –ответы на вопросы

Индивидуальная решение задач.

Уникурсальные кривые (фигуры).

0,5

14.11

Фронтальная –ответы на вопросы

Групповая – защита проектов

Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5.

0,5

21.11

Фронтальная –устный счет, ответы на вопросы

Групповая - обсуждение решений задач, решение задач

Биографическая миниатюра. Пифагор.

0,5

28.11

Фронтальная –устный счет, ответы на вопросы

Групповая – защита проектов групп

Решение олимпиадных задач на разрезание.

0,5

05.12

Групповая - обсуждение решений задач

Фронтальная –ответы на вопросы

Индивидуальная -решение задач.

Игра «Перекладывание карточек».

0,5

12.12

Групповая- участие в игре

Фронтальная- обсуждение

Метрическая система мер.  

0,5

19.12

Фронтальная –устный счет, ответы на вопросы

Групповая - обсуждение решений задач, решение задач

Решение олимпиадных задач с применением начальных понятий геометрии.

0,5

26.12

Групповая - обсуждение решений задач

Фронтальная –ответы на вопросы

Индивидуальная решение задач.

Геометрия Гулливера.

0,5

16.01

Фронтальная –устный счет, ответы на вопросы

Групповая - обсуждение решений задач, решение задач

Геометрическая головоломка. Танграм.

0,5

23.01

Фронтальная –устный счет, ответы на вопросы

Групповая - обсуждение решений задач, решение задач

Решение олимпиадных задач (используя  действия с натуральными числами).

0,5

30.01

Групповая - обсуждение решений задач

Фронтальная –ответы на вопросы

Индивидуальная решение задач.

Лабиринты.

0,5

06.02

Групповая - обсуждение решений задач

Фронтальная –ответы на вопросы

Индивидуальная- решение задач.

Решение логических задач матричным способом.

0,5

13.02

Групповая - обсуждение решений задач

Фронтальная –ответы на вопросы

Индивидуальная- решение задач.

Как играть, чтобы не проиграть?

0,5

20.02

Фронтальная – устные вычисления.

Групповая - обсуждение

Возведение в квадрат трехзначных чисел, оканчивающихся на 25.

0,5

27.02

Фронтальная –устный счет, ответы на вопросы

Групповая - обсуждение решений задач, решение задач

Решение олимпиадных задач различными способами.

0,5

06.03

Групповая - обсуждение решений задач

Фронтальная –ответы на вопросы

Индивидуальная- решение задач.

Четность суммы и произведения.

0,5

13.03

Фронтальная –ответы на вопросы

Групповая - обсуждение решений задач, решение задач

Решение олимпиадных задач на четность.

0,5

20.03

Групповая - обсуждение решений задач

Фронтальная –ответы на вопросы

Индивидуальная- решение задач.

Прибавление четного.

0,5

03.04

Фронтальная –ответы на вопросы

Групповая - обсуждение решений задач, решение задач

Знак произведения.

0,5

10.04

Фронтальная –ответы на вопросы

Групповая - обсуждение решений задач, решение задач

Чередование.

0,5

17.04

Фронтальная –ответы на вопросы

Групповая - обсуждение решений задач, решение задач

Решение задач игры « Кенгуру».

0,5

24.04

Групповая - обсуждение решений задач

Фронтальная –ответы на вопросы

Индивидуальная- решение задач.

Разбиение на пары.

0,5

02.05

Фронтальная –ответы на вопросы

Групповая - обсуждение решений задач, решение задач

Решение задач игры « Кенгуру».

0,5

08.05

Групповая - обсуждение решений задач

Фронтальная –ответы на вопросы

Индивидуальная- решение задач.

Решение олимпиадных задач.

0,5

15.05

Фронтальная –устный счет,ответы на вопросы

Групповая - обсуждение решений задач, решение задач

Решение олимпиадных задач. Зачет.

0,5

22.05

Индивидуальная- решение задач.

Решение олимпиадных задач. Зачет.

0,5

29.05

Индивидуальная- решение задач.


ЛИТЕРАТУРА

  1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.
  2. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.
  3. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.
  4. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.
  5. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.
  6. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
  7. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
  8. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М.,  1969 г.
  9. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.
  10. Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 1995г.
  11. И.В.Ященко «Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО, 2005г.
  12. А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И.Крючкова, Л.А.Литвачук. «Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах». / под ред. С.И.Шварцбурда. М.: «Провсещение», 1974 г.
  13. А.  Я.Котов. «Вечера занимательной арифметики»
  14. Ф.Ф.Нагибин. «Математическая шкатулка». М.: УЧПЕДГИЗ, 1961 г.
  15. В.Н.Русанов. Математические олимпиады младших школьников. М.: «Просвещение», 1990 г.
  16. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.
  17. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.
  18. О. С.Шейнина, Г. М. Соловьева. Математика. Занятия школьного кружка. Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2007г.
  19.  С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные здачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.
  20.  Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.
  21.  О. С.Шейнина, Г. М. Соловьева. Математика. Занятия школьного кружка. Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2007г.
  22.  М.Ю.Шуба. Занимательные задания в обучении математике. Москва.Просвещение 1994г.
  23. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.
  24. Л.М.Лихтарников  «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.
  25. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.
  26.  А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.
  27.  Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
  28. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
  29. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М.,  1969г.
  30. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"

Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)

Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...

рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс

Рабочая программа по математике для внеурочной деятельности "Наглядная геометрия". В качестве учебного пособия предполагаетс использование книги Шарыгина "Наглядная геометрия"....

Рабочая программа внеурочной деятельности - 5 класс.

Кружковая работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по данному предмету. Её следует увязывать с текущим программным материалом, но эта связь не должна быть стро...