Организация взаимодействия при воспитании ОВЗ
статья по математике на тему

 Организация взаимодействия при воспитании ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_vzaimodeystviya_pri_vospitanii_s_ovz.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа(VIII вида) №46  Калининского административного района г. Санкт- Петербурга                  

 «Центр Реабилитации и Милосердия»                                                    

                                   Организация взаимодействия при воспитании ОВЗ

                        Учитель математики Муравьева Ольга Викторовна

                                                  2017-2018уч.год

Организация взаимодействия при воспитании ОВЗ

Одной из тенденций развития образования в Российской Федерации на сегодняшний день признается распространение опыта совместного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья и их сверстников без нарушений развития. По мнению экспертов общественных (гражданских) институтов, распространение инклюзивного образования связано с признанием гуманистических и демократических прав и свобод личности, в том числе права на внешнее (физическое) и внутреннее (культурное, национальное) отличие, что в нашей стране активно пропагандируется на протяжении последних двадцати лет. Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что актуальным является как теоретическое исследование феномена инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (определение сущности, закономерностей, функций инклюзивного образования), так и прикладное изучение специфики организации и реализации инклюзивного образования (подбор и внедрение различных видов и форм инклюзивного образования, создание вариативных условий для реализации инклюзивного образования в различных регионах Российской Федерации, описание общих и отличительных особенностей физического и социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в инклюзивной образовательной среде).В социально-педагогической концепции социализации и социального воспитания А.В. Мудрика обучение взаимодействию рассматривается как компонент индивидуального социального опыта человека и характеризуется как «…формирование и развитие у человека интеллектуальной, психической и социальной готовности к эффективному участию во взаимодействии и освоение им способов практической реализации этой готовности»

 Важным компонентом содержания социального воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья можно признать их обучение взаимодействию со здоровыми людьми и людьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях различных формальных и неформальных социальных институтов.

Обучение взаимодействию детей с ограниченными возможностями здоровья определяется, как целенаправленная, специально организованная в различных видах и типах воспитательных организаций деятельность, направленная на формирование и развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья способности и готовности взаимодействовать в паре, в малой и большой группе, запросить и принять помощь от другого (знакомого и незнакомого) человека, выполнять одновременные и последовательные действия.

Идеальной целью образования детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривают полноценное включение детей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь общества на равноправной и равноценной основе, следовательно, у них необходимо формировать способность и готовность взаимодействовать в инклюзивной образовательной и социальной среде.

Инклюзивное образование в российских и зарубежных исследованиях рассматривается, как форма реализации социальной инклюзии, при которой обеспечивается равный доступ к образованию здоровых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья  и создаются условия для получения базового уровня образования, гармоничного взаимодействия, приобретения социального опыта в различных сферах жизнедеятельности и стимулируются процессы личностного саморазвития.

Охарактеризуем основные параметры программы социального воспитания «Мы – разные, но мы вместе! Навыки эффективного общения».

Цель данной программы – создание условий для организации обучения взаимодействию детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной среде.

Среди наиболее значимых задач программы обозначим следующие:

– способствовать формированию и развитию у детей с ограниченными возможностями здоровья способности и готовности взаимодействовать между собой в условиях образовательной организации и за её пределами;

– способствовать формированию и развитию у детей с ограниченными возможностями здоровья способности и готовности взаимодействовать со здоровыми сверстниками в условиях образовательной организации и за её пределами;

– способствовать формированию и развитию у детей с ограниченными возможностями здоровья способности и готовности запросить и оказать любой вид помощи (медицинской, психологической, по решению бытовых житейских задач) у взрослого человека или сверстниками (без учета ограничений жизнедеятельности).

Обучение взаимодействию осуществлялось по двум основных направлениям: в ситуациях открытого (свободного) общения при включении участников эксперимента в предметно-практическую и спортивную сферы жизнедеятельности, а также на основе участия детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с их сверстниками без нарушений развития в специально спроектированных и организованных тренингах, дискуссиях, этических беседах. Тренинги, дискуссии, этические беседы составляли основную часть программы социального воспитания и имели своей целью формирование и накопление у детей с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников социального опыта в сфере общения, знакомство с этическими правилами коммуникации и освоение практических коммуникативных действий. Ситуации открытого (свободного) общения, возникающие стихийно или направляемые частично педагогом, являли собой дополнение программы социального воспитания, цель которых – закрепление сформированных и апробированных коммуникативных действий, использование которых целесообразно и оправдано в различных ситуациях, у детей с ограниченными возможностями здоровья и у их здоровых сверстников.

Для того чтобы процесс обучения взаимодействию детей с ограниченными возможностями был результативен  необходимо соблюдение перечисленных ниже условий:

1. Готовность первичного коллектива воспитательной организации к «принятию» человека с ограниченными возможностями должна соответствовать готовности этого человека к вхождению в него.

2. Готовность первичного коллектива воспитательной организации должна рассматриваться как интегративный показатель, включающий в себя психологическую готовность членов коллектива и материально-техническую и организационную готовность воспитательной организации.

3. Обучение взаимодействию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной среды – процесс непрерывный и продолжительный, требующий различных усилий от всех членов первичного коллектива в течение определенного времени.

4. Жизнедеятельность воспитательной организации должна строиться с учётом возможностей и способностей всех участников процесса образовательной и социальной интеграции.

Характеристикой интерактивной направленности ребенка с ограниченными возможностями здоровья является тип ориентации на взаимодействие с другими людьми, в качестве критериев при этом рассматриваются наличие и характер личных потребностей и притязаний, отношение к ценностям и целям других людей, наличие интереса к совместной деятельности с другими людьми, поведенческие реакции.

При качественной оценке характера социальной изолированности на этапе констатирующего эксперимента были выделены ведущие факторы, вызывающие социальную изоляцию:

– отсутствие или ограниченность общения.

– неумение или нежелание взаимодействовать с людьми.

– выполнение деятельности в одиночку.;

– отсутствие взаимопонимания (незнание других людей, отсутствие общего) является главным фактором среди 10 % детей с ограниченными возможностями здоровья;

– переживание чувства одиночества.

,Анализируя всё выше сказанное можно сделать вывод, что навыки взаимодействия у детей с ограниченными возможностями здоровья формируются в процессе специально организованной педагогической деятельности быстрее, чем при стихийном взаимодействии. При сравнении показателей детей с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся в обычной или инклюзивной группе, было обнаружено, что скорость формирования навыков взаимодействия быстрее у детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в инклюзивной группе, чем у тех детей с ограниченными возможностями здоровья, которые посещают традиционную (дифференцированную) группу. У детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих инклюзивную воспитательную группу, навыки взаимодействия с взрослыми и людьми с такими же нарушениями развития формируются быстрее, чем со здоровыми сверстниками.

У части детей с ограниченными возможностями здоровья,  встречается маргинальная ориентация, характеризующаяся импульсивностью, раздражимостью и непродуманностью действий, отмечается, что перечисленные выше поведенческие особенности формируются в течение предшествующего длительного времени, и для их преодоления (коррекции и компенсации) необходимо проводить специальные формы психолого-педагогической коррекционно-развивающей работы.

Таким образом, проведенная  работа свидетельствует о том, что в инклюзивной образовательной среде происходит более быстрое и результативное обучение взаимодействию детей с ограниченными возможностями здоровья (показателями которого являются снижение уровня социальной изолированности и преобладание ориентации на взаимодействие).

Литература

1. Андрущенко Т. Ю., Карабекова Н. В. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения. Вопросы психологии.- 2003. — № 1.

2. Брезе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах. Москва, «Просвещение», 1981.

3. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. Москва, 1973.

4. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе под редакцией В. В. Воронковой. Москва, 1994.

5. Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. М: Просвещение, 1985.

6. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. Москва, 2008...

7. Кумарина Г. Ф. Педагогическая диагностика учения и развития школьников в системе коррекционного обучения. Педагогическая карта учащегося. Методические рекомендации. НИИ общей педагогики АПН СССР, М. 1988.

8.. Морозова Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. Москва, «Просвещение», 1969.

9. Осницкий А. К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. Москва-Нальчик, 2006.

10. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. Москва, 1986.

11. Соловьев И. М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. Москва, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необходимость взаимодействия кадетского корпуса с общественными организациями для патриотического воспитания юношества

В статье рассмотрен опыт организации сотрудничества воспитателя кадетского корпуса с общественными организациями в целях патриотического воспитания молодёжи....

ПРОЕКТ организации взаимодействия с родителями учащихся образовательной организации

Проетирование целостной, современной и эффективной системы работы с родителями обучающихся в ОДО...

СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченн

СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным...

Проектирование и организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС " Семья и школа: традиции и инновации в организации взаимодействия( из опыта работы учителя информатики)

Консультации и инструкции нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям -- растущие потребности общества предъявляют к семье все новые тр...

Взаимодействие системы дополнительного образования и общественных организаций в патриотическом воспитании детей в Республике Адыгея.

Позитивный опыт взаимодействия системы дополнительного образования  и общественных организаций в патриотическом воспитании детей в Республике Адыгея и  дальнейшие перспективы развития сотруд...

Доклад «Экологическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья через организацию взаимодействия с окружающей средой».

 Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...