Технологическая карта " Прямоугольный параллелепипед. Пирамида"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Чуйкова Светлана Юрьевна

технологическая карта Урок "Прямоугольный параллелепипед. Пирамида" 5 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn._karta_pryamougolnyy_parallelepiped._piramida_5_kl.docx850.82 КБ

Предварительный просмотр:

             

Чуйкова Светлана Юрьевна,

Капустина Татьяна Владимировна,

МБОУ СОШ № 46, г. Краснодар

Класс 5

Тема: «Прямоугольный параллелепипед. Пирамида»

Тип и особенности:  комбинированный урок (урок изучения нового материала).

   Используемые технологии: ИКТ с использованием презентации,

  • здоровьесберегающие технологии,  
  • личностно-ориентированнные технологии;
  • технологии оценивания  достижений учащихся;
  • интерактивные технологии;
  • педагогика сотрудничеств; 
  • групповые технологии. 

 Оборудование: проектор, компьютер, экран, карточки с заданиями,

     УМК:   Математика для 5 кл, издательство  «Вентана-Граф», Москва, 2013, автор

                   А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир( учебник) .

Метапредметные связи: история, география, геометрия, стереометрия, физическая культура

Цели урока:

образовательные:

  • ввести понятие прямоугольного параллелепипеда, пирамиды;

  • научить распознавать прямоугольный параллелепипед  и пирамиду среди окружающих предметов;

  • научить изображать их на плоскости;

  • способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

воспитательные:

  • воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работе;

  • стимулировать положительную мотивацию, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • воспитывать культуру математических записей и изображений фигур;

  • воспитывать активность, аккуратность;

  • прививать умение выслушивать других.

развивающие:

  • определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • способствовать развитию логического, аналитического, критического мышления; интереса к математике;

  • развивать грамотную математическую речь;

  • развивать визуальные каналы восприятия информации.

  • оценивать правильность выполнения действий;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

  • учиться оформлять свои мысли в устной форме, ориентироваться в своей системе знаний;

  • слушать и понимать речь других.


 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА   урок  « Прямоугольный параллелепипед. Пирамида»,

5 класс, УМК Математика для 5 кл, издательство  «Вентана-Граф», Москва, 2013, авторы:  А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.

Этапы урока

Задачи урока

Визуальный ряд

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организация учащихся к уроку

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

На доске дата,  эпиграф:

Слайд № 1

(Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.)

Здравствуйте!

- Сегодня мы с вами отправимся в путь за очередной порцией знаний. В дорогу мы возьмем только самое необходимое: хорошее настроение и наши знания, узнаем много нового.

-Проверьте, у всех ли на столе есть линейки, карандаши, ручки.

- Повернитесь к друг другу, улыбнитесь и сосредоточьтесь.

- Сегодня шла на работу и вдруг споткнулась о кирпич. Как вы думаете, какую тему мы сегодня будем изучать на уроке?

 -Летом я была в отпуске в Египте и мы ездили на экскурсию, чтобы посмотреть знаменитые древние фигуры.

- Кто уже догадался и сможет мне сформулировать тему урока?

- Итак, запишем тему урока: «Прямоугольный параллелепипед. Пирамида» Запишите, пожалуйста, без ошибок.

-Смайлики на столах помогут вам в конце урока определить своё настроение и определиться в усвоении или не усвоении данной темы.

Дежурные проходят по классу собирают тетради с д\ з, раздают проверенные.

Включаются в деловой ритм урока.

Приветствуют учителя

Регулятивные: саморегуляция

Личностные: самоопределение

Коммуникативные:

коллективное обсуждение плана урока с учителем и сверстниками.

 Проверяют наличие .

Отвечают:

« Фигуру» или другой похожий вариант ответа

Отвечают:

 «Пирамиды»

 

Открывают тетради, записывают тему урока.

Коммуникативные:

оценка действий партнёра представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме

Личностные :критичность мышления, инициатива, находчивость,

Устный опрос

 Актуализировать опорные знания и способы действий.

Слайд № 2,3,4Картинки по запросу параллелепипед фото

Упражняемся в быстром устном ответе.

 Приведите примеры похожих фигур

Найдите на слайде фигуры, НЕ являющиеся параллелепипедом.

-Почему?

Цепочкой говорят ответы

  Отвечают:

коробка конфет,

пакет сока, кубики, коробки спичек и т.д

   Отвечают: квадрат, прямоугольник

  Отвечают: плоскостные

Коммуникативные: умение слушать ответы товарищей.

Предварительная работа

Актуализировать опорные знания и способы действий.

Слайд № 5,6

dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/79270 

Слушает ответы  Блиц-опрос:

1. Что перед вами на экране?

2.  Прямоугольник- это….

3. Квадрат –это….

4  а и b– это ….

5. а – это …

6.  b– это…

- Молодцы!

Отвечают на вопросы учителя^

1. Прямоугольник, квадрат

2. Четырёхугольник, у которого все углы прямые

3. Четырёхугольник, у которого все углы прямые и стороны равны

4. Cтороны четырёхугольника

 5.  a.  – длина

6.  b-  ширина .

Регулятивные:

целеполагание, саморегуляция,

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями.

Познавательные: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Целеполага

ние

Изучать и закреплять новый материал. .

Слайд № 7

Слайд 8,9,10,11

 Прямоугольники-  - ГРАНИ

Стороны граней -   РЁБРА

Вершины граней – ВЕРШИНЫ ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА

 Назовите по буквам

- грани

-рёбра

-вершины

 - Ответьте, сколько:

 граней

-вершин

- рёбер

1. Из каких фигур состоит поверхность прямоугольного параллелепипеда?

2. Почему фигуру назвали прямоугольный параллелепипед?
3. Что можно сказать о его противоположных гранях?

4.Какие измерения есть у параллелепипеда?

5. Из каких фигур состоит поверхность куба?
6. Что можно сказать о гранях, ребрах, измерениях куба?

 Запишите определение

Ученик  записывает   тетрадях определения  и  обозначения

 

Называют по буквам

Отвечают: и записывают

6 граней

8 вершин

12 рёбер

1.прямоугольники

2 Все углы прямые

3. Они равны

4. Ширина ( a),  длина (b), высота (с)

5.Из квадратов

6.  Грани, рёбра куба  равны

 Записывают в тетрадь определение

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Познавательные: обеспечивают процесс обучения через владение знаково-символическими средствами, в том числе действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая анализ, синтез, классификацию, установление аналогий и т.д.;

Работать  с учебником

Слайд № 12,13

Картинки по запросу развёртка куба

 Открываем учебник, с. 146  Рассматриваем поверхность параллелепипеда- эта фигура  называется РАЗВЁРТКОЙ

 

 Ширина ( a),  длина (b), высота (с)

 

Записывают формулу

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Познавательные: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

 Регулятивные:

обеспечивают организацию учебной деятельности учащимися.  

 Слайд 14

Учебник стр147

 

 -Найдите различие между фигурами

- Запишите определение многогранника- фигура, поверхность которой состоит из многоугольников.

Обсуждают, в чём разница

 Многоугольники и многогранники

 Записываю определение

 

 

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Релаксация (физминутка)

Снять утомление

Слайд 15

Читает  текст. 

Выполняют упражнения.

Коммуникативные обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать, участвовать в коллективном мероприятии, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Репродуктив

ное закрепление

Учиться работать в парах, познать новое, совершенствовать приёмы счёта

 Слайд 16

Работа по карточкам- взаимопроверка.

Предлагает всем учащимся  ответить на вопросы согласием (+), не согласием (-) и взаимно проверить .

Взаимопроверка

Самостоятельная работа по карточкам

Поставь знак «+» перед утверждением, с которым согласен, и знак « - » перед утверждением, с которым не согласен:

Самостоятельно отвечают на вопросы   и напротив вопросов ставят + или –

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: умение проверять результаты ответо Коммуникативные: умение сотрудничать с товарищами в группе, задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Работа с учебником

Закрепление изученного материала

  Слайд 17

№№ 598,599,600

 

Даёт задание учащимся, сообщает, что для тех, кто работает быстрее, есть дополнительные задания

Работают в тетрадях, используя для примера запись в учебнике, один учащийся у доски.

Познавательные: умение анализировать условие задания.

Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные: умение оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения.

Слайд 18,19

  -Летом я была в отпуске в Египте и мы ездили на экскурсию, чтобы посмотреть знаменитые древние фигуры.

- Что общего у этих фигур?

- Чем они отличаются?

Отвечают:

 Есть общая вершина

Основанием

Личностные: Развитие эрудиции

Эстетическое воспитание личности

Слайд 20,21

Картинки по запросу виды пирамид

-Поверхность пирамиды состоит из: боковых граней (MDC), имеющих общую вершину (М)

 и основания (ABCD)

-Назовите вид пирамиды

 Кто знает, как называется эта фигура?

- Усечённая пирамида, с ней мы познакомимся в старших классах

 Записываю изображают  в тетради

 Отвечают: Треугольная

Личностные:

Воспитание морально-этической стороны личности (умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам) Развитие эрудиции

Эстетическое воспитание личности

 Регулятивные: обеспечивают организацию учебной деятельности учащимися.;коррекция, оценка,

Слайд 22

 Как называются эти фигуры?

 Какие из них НЕ являются многогранниками?

 Эти тела являются телами вращения

  Отвечают: Геометрические тела

 Цилиндр, Шар, Конус,

Познавательные: обеспечивают процесс обучения через владение знаково-символическими средствами, в том числе действием моделирования

Личностные:

Развитие эрудиции

Эстетическое воспитание личности

Работа с учебником

Закрепление изученного материала

Слайд 23

№№ 604(устно, 605(устно), 610

 

Даёт задание учащимся, сообщает, что для тех, кто работает быстрее, есть дополнительные задания

 Отвечают устно,

Работают в тетрадях, используя для примера запись в учебнике, один учащийся у доски.

Познавательные: умение анализировать условие задания.

Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные: умение оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения.

Рефлексия.

Подвести итоги работы на уроке, дать качественную оценку работы класса и отдельных учеников.

Слайд 24

 

Мы благополучно справились со всеми заданиями!. Давайте подведём итоги нашего урока.

 С какими фигурами мы сегодня познакомились?

  Назовите  измерения параллелепипеда?

 Из каких фигур состоит параллелепипед?

 Из каких фигур состоит пирамида?

 Чем отличаются многоугольники от многогранников?

Чему научились на уроке?

  Как вычислить площадь поверхности параллелепипеда?

По какому правилу нужно выносить множитель за скобки?

  На какие вопросы оказалось сложно ответить?

Вам понравился урок?

Поднимите смайлики.

Отметки за урок.

Спасибо, ребята, вам всем за урок,

Пусть все эти знания будут вам впрок.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке, отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные: умение высказывать своё мнение при обсуждении задания Личностные: формирование математической компетентности, положительное отношение к урокам математики.

Регулятивные: планирование шагов по устранению пробелов.

Домашнее задание.

Слайд № 25,26

Домашнее задание:

П. 22 №№ 601,602,607,609

 Изготовить модели куба(1 ряд)  треугольной пирамиды (2 ряд), прямоугольного параллелепипеда(3 ряд)

Рассказываю о необходимости модели для рефлексии на последующих уроках.

 Окончен урок. Благодарю за внимание

https://uchi.ru/ dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/79270 

https://www.google.ru/intl/ru/slides/about/ https://www.youtube.com/watch?v=sAxfSH9mBGU

https://ru.123rf.com

www.bymath.net/studyguide/geo/sec/geo15.htm 

uclg.ru/.../lecture_lec_mnogogranniki__prizma__parallelepiped__piramida.html 

mnogogranniki.ru/stati/2-mnogogrannik.htm 

https://uchi.ru/ 

Записывают задание на дом.

Регулятивные: целеполагание, контроль, оценка, коррекция Коммуникативные: умение с полнотой выражать свои мысли.

  1. Использумые источники информации: /www.google.ru/search?q=примеры+параллелепипедов+картинки&newwindow=1&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ved=0ahUKEwiJ9IS79vDWAhWjIpoKHTFcDOkQ7AkIPw&biw=1038&bih=559#imgdii=8BrQ7iNgleCXdM:&imgrc=
  2. dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/79270 
  3. https://www.google.ru/intl/ru/slides/about/
  4. https://www.youtube.com/watch?v=sAxfSH9mBGU
  5. pedsovet.su/load/136-1-0-37434 
  6. http://vklasse.org/5-klass/uchebniki/matematika/ag-merzlyak-vb-polonskij-ms-yakir-2013/stranitsa-146
  7. http://vklasse.org/5-klass/uchebniki/matematika
  8. https://ru.123rf.com
  9. www.bymath.net/studyguide/geo/sec/geo15.htm 
  10. uclg.ru/.../lecture_lec_mnogogranniki__prizma__parallelepiped__piramida.html 
  11. mnogogranniki.ru/stati/2-mnogogrannik.htm 
  12. https://uchi.ru/ 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока" Прямоугольный параллелепипед"

Основными задачами  данного урока является закрепление знаний по  теме и закрепление навыков самоконтроля.В ходе занятия у учащихся фомируется  умение при решении задач применять  ...

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме : "Объём прямоугольного параллелепипеда"

Предлагаю вашему вниманию проект урока математики, который я провела в 5 классе в своей школе используя современные образовательные технологии в условиях введения ФГОС....

Технологическая карта урока математики в 5 классе «Прямоугольный параллелепипед»

Цель урока: создать условия для изучения прямоугольного параллелепипеда (его элементов); получить практическим путем формулу площади поверхности прямоугольного параллелепипеда.Организация пространства...

Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме « Прямоугольный параллелепипед. Объём и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда».

Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме « Прямоугольный параллелепипед. Объём и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда» по учебнику Виленкина Н.я и др...

Технологическая карта урока в 5 классе по теме « Прямоугольный параллелепипед. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда».

Урок математики в 5 классе по учебнику Н.Я. Виленкин "Прямоугольный параллелепипед. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда"...

Технологическая карта к уроку "Пирамиды"

Технологическая карта к уроку "Пирамиды"...

Сценарий урока по математике "Прямоугольный параллелепипед, пирамида"

урок на развитие пространственного мышления в 5 классе...