"Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями".
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Маханова Татьяна Александровна

Технологическая карта урока математики в 5 классе на тему "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая  карта урока математики в 5 классе

Составила: учитель математики I квалификационной категории

МБОУ «Макуловская СОШ» Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан  

Маханова Татьяна Александровна

Тема урока: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Цели урока:

Обучающая: изучение правил сложения и вычитания дробей с  одинаковыми знаменателями; решение примеров и текстовых задач на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Развивающая: развитие логического мышления учащихся, речи учащихся: умения делать выводы, формулировать выводы как правила, используя математическую терминологию.

Воспитательная: воспитывать аккуратность записи обыкновенных дробей; умения тактично выслушивать ответы одноклассников, при необходимости – оказывать помощь.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, беседа.

Методы обучения: словесный, наглядно - иллюстративный, практический.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: умение складывать и вычитать дроби с одинаковым

знаменателем; умение решать текстовые задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; умение использовать математическую терминологию при

записи и выполнении арифметического действия (сложения и вычитания).

Метапредметные:

Регулятивные УУД: целеполагание, включая постановку новых целей. Преобразование практической задачи в познавательную.

Адекватное оценивание правильности выполнения действий и внесение необходимых корректив  в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Познавательные УУД: проведение  наблюдения и эксперимента под руководством учителя. Передача содержания в сжатом или развёрнутом виде.

Коммуникативные УУД: выработка и доказательство своей точки зрения; умение уважительно относиться к мнению других. Осуществление взаимоконтроля и умения оказывать  необходимую взаимопомощь.

Личностные: постановка своих отдельных ближайших целей саморазвития, проявление познавательного интереса к изучению предмета, умение дать адекватную оценку своей учебной деятельности. Проявление положительного отношения к урокам математики, широкого интереса к способам решения новых учебных задач.

Учебник: Математика 5: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 34-е изд., стереотипное – М.: Мнемозина, 2015.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный этап.

Цель: напомнить требования к ученику с позиций учебной деятельности, настроить учащихся на работу.

1. Приветствует учащихся, организует взаимопроверку (в парах) принадлежностей к уроку, фиксирует общую готовность класса к уроку.

2. Предлагает учащимся из трёх лежащих у каждого ученика смайликов, выбрать один в соответствии с настроением и самочувствием: «мне радостно, я готов к уроку», «я спокоен, я буду слушать урок», «я испуган, мне плохо».

C:\Users\Татьяна\Desktop\images.jpg

3. Учитель фиксирует настроение класса в целом и предлагает обсудить вопрос о необходимости продолжить изучение дробных чисел.

Вопрос: приведите примеры, опишите жизненные ситуации и объясните, почему необходимо иметь знания о дробных числах?

1. Просматривают друг у друга принадлежности к уроку: учебник, тетрадь, дневник, ручка, карандаш, линейка, циркуль.

2. Учащиеся выбирают смайлик, по возможности комментируя выбор.

3. Ученики дают ответы на вопрос, приводят примеры жизненных ситуаций, дают развёрнутые объяснения.

РУУД: ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

КУУД: осуществлять взаимный контроль; вести переговоры в паре; формулировать собственное мнение; уметь слушать и анализировать ответы других учащихся.

2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: создать условия для формирования внутренней потребности учеников включится в учебную деятельность, постановка цели и задач урока.

1. «Мы убедились, что знания о дробных числах нам очень необходимы, поэтому предлагаю вспомнить уже известные нам факты о них. Продолжим работу в тетради. Откройте тетради, запишите дату, вид работы и внимательно послушайте задание».

2. Задание 1. Сделайте рисунки, которые могут объяснить значение дробей:

Покажите и объясните свои рисунки соседу по парте. Объясните, что означает знаменатель дроби, что означает числитель дроби.

(Несколько работ учитель выбирает для обсуждения со всем классом. При этом, добивается чётких, осознанных и грамотных ответов).

1. Учащиеся выполняют указание учителя.

2. Учащиеся  выполняют действия, предложенные учителем, ведут диалог с соседом по парте, отвечая на поставленные вопросы, включаются в обсуждение выполнения задания со всем классом.

РУУД: адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий; и при необходимости вносить коррективы для получения правильного результата.

ПУУД: создавать схемы, рисунки  решения задачи; строить логическое рассуждение – объяснение своего действия.

КУУД: осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль; вести диалог; уметь выслушивать ответы других.

3. Постановка проблемной ситуации и её решение.

Цель: создать проблемную ситуацию и обсудить с учащимися пути её решения, настроить учащихся на изучение нового материала.

1. Задание 2. С помощью рисунков последовательно  показать процесс, описываемый в задаче:

 а) торт на именинах разделили на 8 равных кусков;

б) гости съели сначала торта;

в) затем ещё торта.

Вопросы: какая часть торта была съедена в течение всего праздника? Какая часть торта осталась не съеденой?

«Ребята, а если бы не было рисунка, мы могли бы ответить на вопрос задачи»? Если «да», то подумайте как?

ПРОБЛЕМА!!!

2)Далее учитель организует беседу так, чтобы учащиеся пришли к выводу о необходимости изучения новых действий с обыкновенными дробями: сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Помогает учащимся сформулировать тему урока и поставить цели.

1. Учащиеся выполняют рисунки или «от руки» или пользуясь инструментами: линейкой, циркулем, карандашом. Процесс последовательного рисования может выглядеть примерно так: 

а)

   б) 

  в)

2) Учащиеся участвуют  в обсуждении поставленного вопроса и приходят к выводу о необходимости изучения правил сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Формулируют тему урока, записывают её в тетрадь и формулируют цель урока.

РУУД: целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.

ПУУД: создавать схемы и рисунки решения задачи; проводить наблюдение под руководством учителя; строить логическое рассуждение.

КУУД: использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Цель: изучить новый материал – новые действия с дробями.

В ходе обсуждения проблемы на классной доске последовательно появляются соответствующие записи:

Учитель организует обсуждение  проблемы, помогает проанализировать рисунки и сделать учащимся вывод о правилах сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. При этом требует от учащихся чётких, грамотных и полных ответов.

Далее просит подумать учащихся о том, как можно записать выведенные правила в буквенной форме.

Учащиеся анализируют рисунки, анализируют записи на доске и с помощью учителя выводят и формулируют правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Далее записывают выведенные правила в буквенной форме:

РУУД: принимать решение в ходе обсуждения проблемы.

ПУУД: строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей; делать выводы и строить умозаключения.

КУУД: использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей; уметь выслушивать ответы других.

5. Самопроверка по эталону.

Цель: убедиться в правильности сделанных выводов.

Учитель организует работу с учебником. Просит открыть стр. 155, найти и причитать формулировки правил сложения и вычитания дробей, а так же буквенную запись правил. Чтение правил из учебника организуется «вслух».

Учащиеся выполняют указание и убеждаются в правильности сделанных ими выводов о сложении и вычитании дробей с одинаковыми знаменателями.

РУУД: адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий;

ПУУД: находить в тексте требуемую информацию;

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста.

6. Физкультминутка.

Объявляет паузу.

Организуют физкультминутку органами самоуправления класса.

7. Первичная проверка понимания и закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: убедится в понимании учащимися изученных правил; в умении выполнять арифметические действия по изученным правилам; организовать усвоение учениками нового материала с проговариванием во внешней речи.

1. «Ребята, хотите ли вы убедиться в том, что сможете правильно решить любой пример и любую задачу на новые изученные сегодня правила?»

2. Учитель предлагает выполнить следующие задания:

№1011(устно). При этом просит учащихся  объяснить полученный ответ вслух, применяя инструмент математических правил.

№1017(с комментарием).

Один из учеников показывает запись на доске.

3. «Давайте поговорим о практическом применении изученных правил».

В ходе маленькой беседы – вывод о необходимости умения решать текстовые задачи на сложение и вычитание дробей.

4. Предлагает организовать решение текстовых задач следующим образом: несколько человек (5-6) самостоятельно решают у доски индивидуальную задачу, оставшиеся самостоятельно решают свою задачу в тетради.

По окончании работы (она не займёт много времени) каждый ученик  по очереди читает задачу и объясняет решение перед классом, класс следит за правильностью решения, правильностью записей  и соглашается или опровергает ответ.

Для работы на этом этапе можно использовать задания:

Базовый уровень: №1005, 1006, 1007, 1008, 1009.

Повышенный уровень: №1014, 1015.

Задачи №1014 и 1015 предлагается решить разными способами (хотя бы двумя).

1. Дают ответ, предположительно утвердительный.

2. Выполняют предложенное учителем. Возможно, задают вопросы типа: как сложить дроби с разными знаменателями?

(учитель должен дать корректный ответ).

Ведут записи в тетради.

Объясняют правилами свои решения.

3. Участвуют в беседе, делают выводы о необходимости научится решать текстовые задачи на сложение и вычитание дробей.

4. Изъявляют желание решить задачу у доски, выполняют решение, объясняют решение, анализируют решение других учащихся, делают выводы о правильности решения другими учащимися, при необходимости предлагают свои способы решения.

РУУД: адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить соответствующие коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

ПУУД: строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей; делать выводы и строить умозаключения; ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

КУУД: использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей; уметь выслушивать ответы других.

 8. Рефлексия и подведение итогов урока.

Цель: организовать рефлексию, подвести итоги урока, сделать выводы о получении новых знаний и умений.

Организует рефлексию следующим образом.

«В начале урока каждый из вас выбрал смайлик. Я предлагаю ещё раз выбрать один из предложенных смайликов в соответствии с вашим настроением и самочувствием после проделанной вами работы на уроке».

Как правило, учащиеся выбирают смайлик с улыбкой. Если даже выбрали другой смайлик, учитель  просит объяснить, почему и подводит итог урока.

Учитель: «Ребята, объясните свой выбор: понятен ли был изученный материал, каким новым действиям вы научились, необходимы ли они, что не понравилось на уроке, что вам было наиболее интересно, готовы ли вы выполнить самостоятельно домашнее задание?»

Учащиеся выбирают смайлик, отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение об уроке и делают вывод о своих достижениях, а может и о проблемах. Высказывают свою готовность к самостоятельному выполнению домашней работы.

C:\Users\Татьяна\Desktop\images.jpg

РУУД: оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности.

ПУУД: контроль и оценка процессов результата деятельности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха.

КУУД: аргументация своего мнения.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

Цель: настроить учащихся на самостоятельный учебный труд дома.

Домашнее задание: п.26,

1 группа: №1041(а,б,в,г); №1039; 1018(а,в).

2 группа: №1041(д,е,ж,з); №1043, 1044(представить два способа решения).

Учащиеся записывают задание в дневник, задают при необходимости вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Тема урока «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»Предмет - математикаКласс- 6 классАвтор -  Саубанова Лилия Неловна учитель математики и информатикиОбразовательное ...

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями /презентация/

Цели урока: закрепить правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями,развивать математическую речь, внимание, память;воспитывать аккуратность, интерес к предмету, активность, усидчиво...

Урок по математике "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Цель урока: научить складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями...

Открытый урок "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" для 5 классов

Цели урока:обучающие:закрепить знания и умения учащихся  применять правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями при решении примеров,  уравнений и задач;воспитывающие:форм...

Учебный проект по теме "Обыкновенные дроби (сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями)"

Реализация учебного проекта "Обыкновенные дроби" способствует повышению интереса учащихся к математике и расширению их знаний об истории возникновения дробей. Большое внимание уделяется работе учащихс...

урок-игра "Дроби.Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями."

конспект урока в 5 классе по учебнику Виленкина Н.Я. "Математика 5"...

Математика. 5 класс. Тема: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями". Выражения дробей. Презентация. К учебнику Н. Виленкина.

Презентация для интерактивной доски для 5 класса на тему Сложения и Вычитания дробей. Сделано с помощью программы OpenOffice....