Урок математики в 6 классе
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Дергачева Александра Семёновна

Урок по теме " Положительные и отрицательные числа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_v_6_klasse.doc971.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Тема урока:

«Положительные и отрицательные числа»

Цель: закрепить умения и навыки в действиях с положительными и отрицательными числами.

Задачи:

Повторить понятия положительных и отрицательных чисел; закрепить навыки выполнения действий с положительными и отрицательными числами.

Способствовать воспитанию интереса к предмету через нетрадиционную форму проведения урока.

Развивать логическую смекалку, творческое мышление.

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний,  закрепление умений учащихся с использованием ИТ.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация PowerPoint, набор индивидуальных карточек

Ход урока

I. Организационный момент.

– Сегодня в нашей школе открыт научно-исследовательский институт. На месте кабинетов организованны лаборатории, а все учащиеся школы его научные сотрудники. В кабинете математики открыта лаборатория № 1. Заведующей лабораторией назначили меня. И сегодня мы с вами повторим, обобщим и систематизируем знания, полученные вами на предыдущих занятиях.

– Для работы мне понадобятся помощники – старшие научные сотрудники – которые будут помогать мне в течение урока.

– А теперь в ваших журналах наблюдения – рабочих тетрадях – запишем число, классная работа, тема исследования: «Положительные и отрицательные числа».

II. Устная работа.

– В нашу лабораторию поступило сообщение. Прочитайте его.

«В архиве нашего института произошел сбой системы. Потерялись многие сведения. Чтобы их восстановить, нужны специалисты в области положительных и отрицательных чисел. Помогите»

– Мы с вами уже изучили положительные и отрицательные числа, много действий умеем с ними делать. Мы в какой-то мере являемся специалистами в этой области, как вы думаете? {Да}

– Поможем?

– Раз мы будем помогать восстанавливать утраченные сведения, то мы должны пройти испытания: все ли готовы совершить эту важную миссию.

– 1. Ответим на несколько вопросов.

Скажите пожалуйста какое перед нами число?  -32

Как называется это число?

А где расположено это число на координатной прямой?

А какие числа называются отрицательными?

Мы говорим о координатной прямой.

Назовите два целых, соседних с данным, числа.

А какое число будет противоположно данному?

А какие числа называются противоположными?

Чему равен модуль данного числа?

А что называется модулем числа?

– Ну что ж с заданием все справились. Значит, можем продолжить восстанавливать потерянные сведения.

2. Устный счет. Открыть зашифрованную картинку.     

3. Задания на сравнение чисел и выполнение действий с модулями чисел.

– Выполним следующее задание: Расставьте синие числа в порядке возрастания, а красные – в порядке убывания.

2,3

http://festival.1september.ru/articles/594387/f_clip_image002.gif

0,1

5

- 7

http://festival.1september.ru/articles/594387/f_clip_image004.gif

- 8

- 3,5

http://festival.1september.ru/articles/594387/f_clip_image006.gif

- 4,2

1,4

http://festival.1september.ru/articles/594387/f_clip_image008.gif

– А теперь проверим, что у вас получилось. {Синие: - 8; - 7; - 4,2; - 3,5; http://festival.1september.ru/articles/594387/f_clip_image010.gif; http://festival.1september.ru/articles/594387/f_clip_image012.gif; Красные:

(http://festival.1september.ru/articles/594387/f_clip_image014.gif; 5; http://festival.1september.ru/articles/594387/f_clip_image016.gif; 2,3; 1,4; 0,1}

– Молодцы. С этим заданием вы справились.

Задания блиц – опроса выполняются на карточках по двум вариантам.

Вариант 1.

Числа со значком “-” называют (отрицательными).

Ни положительным ни отрицательным числом является _____0______.

Число, показывающее положение точки на координатной прямой, называют (координатой) этой точки.

Положительные числа расположены (правее, левее) от нуля.

Если точка А расположена левее начала отсчета на 7 единиц, то она имеет координату (-7).

Точка Х(-5) удалена от точки У(3) на 8 единичных отрезков.

Положительное направление на координатной прямой отмечают (стрелкой). Она показывает, что при движении вдоль прямой вправо числа (увеличиваются) (увеличиваются, уменьшаются).

Заполни пропуск: число (-2) на 3 больше числа -5.

Заполни пропуск: число (-6) на 5 меньше числа -1.

Целыми числами называют (натуральные) числа, (противоположными) им числа и (нуль).

Вариант 2.

Числа со знаком “+” перед ними называют (положительными).

Число нуль отделяет на координатной прямой (отрицательными) числа от (положительных).

Координатной прямой называют прямую с выбранными на ней (началом отсчета, единичным отрезком и направлением).

Отрицательные числа расположены (левее) (правее, левее) от нуля.

Если точка М расположена правее нуля на 12 единиц, то она имеет координату (+12).

Точка Х(-4) удалена от точки У(2) на (6) единиц.

Заполни пропуск: число (-2) на 5 больше числа -7.

Заполни пропуск: число (-6) на 4 меньше числа -2.

Координата точки, находившейся на одинаковом расстоянии от точек с координатами 7 и -7 , равна (0).

Рациональными числами называют: (положительными) числа, (отрицательными) числа и (нуль)

IV. Историческая справка.

– Сейчас сядьте поудобнее, можно немножко расслабится, подготовится к следующим серьезным заданиям и прослушать небольшую историческую справку.

Понятие об отрицательных числах возникло в практике очень давно, причем при решении таких заданий, где из меньшего числа приходилось вычитать большее число. Египтяне, вавилоняне, а также древние греки не знали отрицательных чисел и для производства вычислений математики того времени пользовались счетной доской. А так как знаков «плюс» и «минус» не существовало, то они на этой доске положительные числа отмечали красными счетными палочками, а отрицательные – синими. И отрицательные числа долгое время назывались словами, которые означали долг, недостача, а положительные трактовались как имущество.

Не одобряли их долго и европейцы, потому что истолкование имущество – долг вызывало недоумение и сомнение. Действительно, можно складывать и вычитать имущество – долг, а как умножать и делить? Это было непонятно и нереально.

– Скажите, пожалуйста, а эти определения отрицательных и положительных чисел как имущество и долг сейчас в нашем современном мире просматриваются? Как вы думаете? {Ответы учащихся}

 5. Снайперская самостоятельная работа

Работа выполняется по рядам, по одному заданию для каждой пары, чей ряд быстрее и правильно выполнит задание.

Задание. Расшифруйте имя математика, который впервые ввел в употребление координатную прямую. Для этого впишите буквы, соответствующие данным координатам в таблицу.

( +4 )

( -1 )

( +6 )

( -2 )

( +7 )

( -5 )

Слайд 5

( +4 )

( -1 )

( +6 )

( -2 )

( +7 )

( -5 )

Д

Е

К

А

Р

Т

Рене Декарт – французский философ, физик,математик и физиолог. Считал математику идеалом и образцом для всех наук. Ввел понятие координатной прямой. Его знаменитое изречение:“Я мыслю, следовательно, я существую

физкультминутка:

Учащиеся встают. Учитель по порядку называет задания: а), б) и т.д. Если в ответе получается знак больше, то нужно поднять руки вверх и потянуться, если меньше, то повертеть головой влево-вправо.

          а) 0,5 …  -5;

          б) -100….-10;

           в) -19,9….-20;

           г) -6,2….-2,6;

           д) -0,2….-0,03;

           е) -4,2….-4,5.

Решение практической задачи:

Сегодня, столбик термометра показывает температуру   -10оС, а к выходным передали изменение температуры на  10оС. Какая ожидается температура  к выходным? Так ли нам это важно знать?

Ответ: 0о

VII. Тестовая работа.

– Пока вы отдыхали, я узнала, что руководство НИИ решило провести тестирование научных сотрудников.

– Перед вами лежат бланки с тестами. Подпишите их. В этом тестовом задании вам нужно выбрать правильный вариант ответа и обвести его кружочком.

     – Все готовы? Тогда начинаем.

Фамилия, имя _____________
Класс 6  
Вариант 1

Фамилия, имя _____________
Класс 6
Вариант 2

Сравните числа – 15 и – 12.
А) – 15 > – 12;
Б) – 15 < – 12;
В) – 15 = – 12.

Найдите сумму чисел |– 1,4| и| – 1,8|.
А) – 0,4;
Б) – 3,2;
В) 0,4;
Г) 3,2.

Найдите разность чисел |– 0,7|и |– 0,3|.
А) – 0,4;
Б) – 1;
В) 0,4;
Г) 1.

Сравните числа – 17 и – 23.
А) – 17 > – 23;
Б) – 17 < – 23;
В) – 17 = – 23.

Найдите сумму чисел  | – 1,4| и |0,8|.
А) – 0,6;
Б) – 2,2;
В) 0,6;
Г) 2,2.

Найдите разность чисел | – 0,9| и| 0,7|.
А) – 0,2;
Б) – 1,6;
В) 0,2;
Г) 1,6.

– Время закончилось. Я попрошу старших научных сотрудников собрать бланки с тестами.

VIII. Итог урока.

– Вот и закончился рабочий день в нашем научно-исследовательском институте. Мы помогли восстановить потерянные сведения о положительных и отрицательных числах.

– Придете вы сегодня домой, к своим родителям и что вы скажете? Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня на уроке математики я …»

– А я сегодня, когда приду домой скажу своим родственникам, что сегодня на уроке математики я еще раз убедилась какие у меня замечательные, дружные, умные ученики.

– А сегодня у нас урок закончился. Спасибо. До свидания.

( +4 )

( -1 )

( +6 )

( -2 )

( +7 )

( -5 )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение Карта урока по ФГОС

1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в те...

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Урок математики 5 класс.Технологическая карта к уроку

технологическая карта урока математики 5 класс. Тема: Делимостьь чисел.Свойства делимости.(в соответствии с ФГОС)...

Урок математики 6 класс VIII вид Тема урока: Скорость, время, расстояние (путь).

Разработка урока коррекции и систематизации знаний по изученной теме с элементами краеведения по теме «Скорость, время, расстояние (путь)»; карта учета умений учащихся 7  класса; интеллект-карта...

урок математики 6 класс "Решение задач с помощью пропорций" конспект урока и призентация

решение задач на прямую и обратную пропорциональность с последующим построением диаграмм....

урок математики 6 класс Бунимович тема урока "Решение задач с помощью уравнений"

урок составлен полностью в соответствии с требованием ФГОС, разработка содержит технологическую карту, презентацию...