Внеурочное занятие по теме "Танграм" для 5 класса
план-конспект занятия по математике (5 класс) на тему

Камаева Ирина Борисовна

Внеурочное занятие по теме "Танграм" . Составлены задания по данной теме, влючены исторические сведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия662.06 КБ
Файл презентация1.42 МБ
Файл раздаточный материал343.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в 5классе.

Учитель:Камаева Ирина Борисовна

Тема:«Танграм". (Задачи на разрезание и складывание фигур).

Дидактическая цель: создать условия для усвоения и закрепления блока новой информации

Цель как предметный результат: умение находить площади фигур с помощью приема танграм;

Цель как метапредметный результат: развитие логического мышления (прием анализа учебного материала)

Цель как личностный результат: ценность знаний через понимание различных способов решения математической задачи

Оснащение:

         - проектор и доска;

         - раздаточный материал;

         - ножницы.

Ход занятия:

  1. Организационный момент
  • проверка присутствующих;
  • настрой учащихся на учебу.

  1. Постановка проблемы

- Вспомним как находится площадь прямоугольника.

- Как находится площадь квадрата.

- решите задачу

Задача. Найдите площадь фигуры, изображенной на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см × 1 см (см. рис.). Ответ дайте в квадратных сантиметрах.

(20 см2)

(12см2)

- Как вы находили площади фигур?

- Найдите площадь этой фигуры.

чертёж трапеции(12 см2)

- Как можно еще найти площадь данной фигуры?

- К концу занятия мы должны решить эту задачу другим способом.

- Для того, чтобы узнать об этом способе, мы познакомимся с очень интересной игрой. Что это за игра, вы узнаете, разгадав ребус.

слайд

  1. Кто догадался, какое слово зашифровано здесь?
  2. А кто-нибудь знает, что это такое?
  3. А как играть в эту игру?
  4. Значит, какую задачу мы поставим перед собой?
  5. А как вы думаете, ребята, может нам наше знание пригодиться где-то в жизни?
  6. А вы знаете, в какой области жизни вам это может пригодиться?
  7. Поэтому поставим перед собой еще одну задачу: узнать, где Танграм нам может пригодиться в жизни.

Итак, мы с вами должны будем ответить на вопросы: что такое танграмм? как играть? где встречается? для чего изучается?

  1. Изучение нового материала

Так что же такое Танграм? Откуда вообще появилось это слово.

Сообщения ученика.

  1. О названии «Танграм»

Местом, где была изобретена игра, является Китай.

слайд

1. Слово танграм впервые встречается в словаре Вебстера издания 1864 г. Само слово танграм было придумано в середине прошлого столетия неким американцем, образовавшим неологизм из слова «Тань», что означает на кантонском диалекте «китайский», и распространенного суффикса «грамм», что в переводе с греческого означает «буква».

слайд

2. В книге «Китайский философский и математический транграм» (1817 г.) слово транграм  трактуется, как старинное английское слово, обозначающие игрушка -  головоломка.

слайд

Танграм (от китайского «семь дощечек мастерства») — головоломка, состоящая из семи танов (плоских геометрических  фигур), полученных делением квадрата на семь частей – 2 больших, 2 маленьких и 1 средний треугольник, 1 малый квадрат и параллелограмм, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.

  1. Существует множество мифов о создании игры «Танграм».

О них вам расскажут ваши старшие товарищи.

слайд

Легенда первая: о разбитой плитке

Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук  выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.

Гипотеза: Если бы не разбилась фарфоровая плитка на семь частей, то возможно, не была бы придумана игра-головоломка «Танграм».

слайд

Легенда вторая: три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю»

Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей. 

слайд

Легенда 3: семь книг Тана

«В записках покойного профессора Челленора, попавших в руки автора, — утверждал Лойд, — имеются сведения о том, что семь книг о танграмах, каждая из которых насчитывает ровно тысячу фигур, были составлены в Китае более 4000 лет назад. Эти книги ныне стали столь большой редкостью, что за те сорок лет, которые профессор Челленор провел в Китае, ему лишь раз удалось видеть первое издание первого из семи томов (сохранившихся полностью) и  несколько разрозненных фрагмента второго тома».Согласно легенде Лойда, Тан был легендарным китайским мудрецом, которому его соотечественники поклонялись как божеству. Фигуры в своих семи книгах он расположил в соответствии с семью стадиями в эволюции Земли.

слайд

В игре «Танграм» (как и в любой другой игре) существуют определенные правила:

1. В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.

2. При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.

3. Элементы фигур должны примыкать один к другому.

4. Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.

слайд

А теперь наша задача вырезать детали для игры «Танграм». У вас на столе есть заготовка, на которой изображен квадрат, разделенный на семь частей. Прежде всего найдем площадь квадрата. Разрежем его на части. Я попросила вас принести ножницы.

Обращаю ваше внимание, что с ножницами необходимо работать очень аккуратно.

  1. Закрепление изученного материала

слайд

А первое задание предлагаю попробовать выполнить в парах (вместе с соседом по парте). Ваша задача состоит в том, чтобы используя все семь частей, сложить фигурку, приведенную на слайде.

Проверьте себя.

Ребята, а что можно сказать о площади получившегося кораблика? Почему?

А теперь раздаю задание.  Ваша задача собрать как можно больше фигур из семи частей «Танграма».

для танграма.jpg

- Что можно сказать о площадях всех этих фигур?

- Сделайте вывод.

- Ребята, я предлагаю вам решить еще одну задачу.

Слайд

Четверо братьев получили наследство от своего деда. Это земельный  участок . Помогите братьям разделить участок поровну. И найдите площади полученных участков.

- Какие способы вы нашли? Чему равны площади участков, полученных братьями?  Молодцы.

слайд

- Итак, вернемся к нашей задаче, которую мы рассматривали в начале занятия.

- Как мы решали эту задачу?

-Какой еще способ можно применить для решения данной задачи. О нем мы с вами говорили сегодня на занятии.

Задача. Найдите площадь трапеции, изображенной на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см × 1 см (см. рис.). Ответ дайте в квадратных сантиметрах.

чертёж трапеции

  1. Итоги занятия
  1. Итак, ребята, что мы сегодня делали на занятии?
  2. Ребята, смогли мы справиться с задачами, которые поставили перед собой в начале занятия?

Мы сможем ответить на поставленные в начале занятия вопросы: что? как? где? для чего?

  1. А какие качества личности помогли нам при решении заданий?

(внимательность, логика, пространственное воображение, быстрота мысли, самостоятельность).

  1. Домашнее задание

Если вам понравилась игра Танграм, то вы можете поиграть в нее дома с родителями. Есть много других интересных игр на разрезание и складывание фигур. Кто заинтересовался этой темой я предлагаю заняться исследовательской работой. Узнайте пожалуйста в каких еще областях жизни нам пригодятся знания, полученные на занятии.

15слайд

И хотелось бы закончить наше занятие словами А.Маркушевича :«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеурочное занятие по математике

Слайд 4

Задача . Найдите площадь фигуры , изображенной на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см × 1 см . Ответ дайте в квадратных сантиметрах.

Слайд 5

, ,,, Разгадайте ребус

Слайд 6

О названии « Танграм » Танграм = «Тань» + «Грамм» Версия 1 (словарь Вебстера издание 1864г.) на кантонском диалекте «китайский» с греческого языка означает «буква»

Слайд 7

Версия 2 (книга «Китайский философский и математический Танграм », 1817г.) Танграм (английский язык) – головоломка-игрушка.

Слайд 8

Танграм – головоломка, состоящая из семи танов (плоских геометрических фигур), полученных делением квадрата на семь частей, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры.

Слайд 9

О создании игры « Танграм » Легенда 1: о разбитой плитке Гипотеза: Если бы не разбилась фарфоровая плитка на семь частей, то возможно, не была бы придумана игра-головоломка « Танграм ».

Слайд 10

Легенда 2: три мудреца придумали «Ши- Чао - Тю » Император повелел мудрецам придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей . Три мудреца придумали " Ши-Чао-Тю "- квадрат, разрезанный на семь частей.

Слайд 11

Легенда 3: семь книг Тана Семь книг о танграмах , каждая из которых насчитывает ровно тысячу фигур, были составлены в Китае более 4000 лет назад. Согласно легенде Лойда , Тан был легендарным китайским мудрецом, которому его соотечественники поклонялись как божеству. Фигуры в своих семи книгах он расположил в соответствии с семью стадиями в эволюции Земли .

Слайд 12

Правила игры « Танграм » 1) В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов. 2) При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга. 3) Элементы фигур должны примыкать один к другому. 4) Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.

Слайд 13

« Танграм »

Слайд 14

«Кораблик»

Слайд 15

«Кораблик»

Слайд 18

Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает на­стойчивость и упорство в достижении цели.



Предварительный просмотр:

                                 

                                 

                                 

                                 

                                 

                                 

для танграма.jpg

для танграма.jpg

Задача. Найдите площадь фигуры, изображенной на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см × 1 см (см. рис.). Ответ дайте в квадратных сантиметрах.

чертёж трапеции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.

Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....

Календарно-тематическое планирование внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.

Данное тематическое планирование рассчитано на 1ч. в неделю. Содержит основные виды деятельности обучающихся....

Внеурочное занятие во 2 классе "Мы поём о Родине"

Внеурочное занятие во 2 классе "Мы поём о Родине"...

Внеурочное занятие в 1 классе «Сказка о красках».

Разработка внеурочного занятия курса "Волшебная кисточка". Цель занятия: познакомить обучающихся с понятиями основных и составных цветов. В ходе занятия обучающиеся проводят учебно-экспериментальную р...

внеурочное занятие в 1 классе

Отличие внеурочного занятия от урока...