Система оценивания образовательных достижений
материал по математике на тему

Елена Игнатьевна Пестерева

Совершенно очевидно, что система оценивания занимает особое место в педагогических технологиях достижения требований стандартов и конкретизирующих их планируемых результатах освоения программ по математике. Она выполняет функции одного из основных компонентов программы и ее регулятора. Фактически, именно система оценивания обеспечивает единство подходов, существующих в вариативной системе общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_sistema_otsenivaniya_pestereva_e.i.docx55.29 КБ

Предварительный просмотр:

 Система оценивания образовательных достижений

     Совершенно очевидно, что система оценивания занимает особое место в педагогических технологиях достижения требований стандартов и конкретизирующих их планируемых результатах освоения программ по математике. Она выполняет функции одного из основных компонентов программы и ее регулятора. Фактически, именно система оценивания обеспечивает единство подходов, существующих в вариативной системе общего образования.

     Считаю, что оценивание, как самого процесса познания, так и его результатов, призвано помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании. Систему оценивания выстраиваю таким образом, чтобы с ее помощью можно было бы:

-устанавливать, что знают и понимают учащиеся на уроках математике;

-давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;

-отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в частности, в достижении планируемых результатах освоения программ;

-обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;

-отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.

     На уроках математики я   использую различные способы оценки: устный контроль (индивидуальный, фронтальный, групповой, взаимный опрос и т.д.), письменный контроль (сочинение - миниатюра, диктант по терминологии, многовариантные и разноуровневые контрольные работы), тестовый контроль, игровой контроль (кроссворд, олимпиады, нетрадиционные уроки).  В процессе отслеживания веду листы индивидуальных достижений, проанализировав которые, можно получить ответы на различные вопросы: доступно ли был дан учебный материал, интересен ли он был для учащихся.      Проанализировав результаты, можно сделать выводы о собственных ошибках, скорректировать деятельность детей, направить ее в творческое русло.

     Диагностика уровня усвоения знаний и умений на каждом этапе обучения позволяют мне оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений. Такой индивидуальный лист использую в старшей школе (8-11 классы).

Лист индивидуальных достижений    Ученик_____________________ класса__________

Формируемые навыки и умения

Даты проведения оценивания

Старт

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

  1. Вычислительные навыки

1

Понимание прочитанного

Ответ на прямой вопрос по прочитанному

Определение соответствия /несоответствия

Построение плана решения задачи

Восстановление пропущенной цифры в примерах

Сформулировать правило

2

Пересказ

С опорой на помощь учителя или иную

Без опоры

3

Составление собственного плана

4

Техника вычисления

5

Рациональные способы вычисления

  1. Навыки решения задач

6

Письменные работы

Математические диктанты

7

Текущие работы

8

Проверочные работы

9

Творческие письменные работы

Текущие работы в рабочей тетради

10

Проектная деятельность

       Важную роль на учебном занятии по математике играет продукт, сделанный самими обучающимися в ходе занятия. Например, на уроках я предлагаю ученикам объединиться в группы и выполнять задания (составить кроссворд по заданной теме, оформить задачу различными способами решения, изготовить геометрическую модель, используя Интернет найти дополнительный материал по теме, пройденный на уроке и т.д.).  Такой вид деятельности позволяет обучающимся выразить свою точку зрения, применить на практике новые знания, полученные в ходе урока и проявить свой творческий потенциал.

     В конце занятия я предлагаю оценить себя самостоятельно, выбрав балл от 1 до 10 в каждой графе. Графы делятся по навыкам, тренируемым на занятиях по математике, например, вычислительные, решение задач,  доказательство теорем итд. Каждый обучающийся получает «карту самооценивания» в начале каждого блока занятий по определенной теме. В ходе работы, после каждого занятия обучающийся может оценить свой результат, а затем сравнить с предыдущим. Таким образом, каждый видит свой прогресс и получает дополнительную личностную мотивацию. Также данный вид оценивания позволяет ученику, лично проследить какой вид деятельности вызывает трудности и впоследствии обратить внимание на свою работу, внести коррективы.

  В соответствии с ФГОС  оценка достижений учащихся связана с тремя составляющими: предметными, личностными и  метапредметными результатами. Достижение предметных результатов по математике обеспечивается за счет основных учебных тем. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Личностные результаты прежде всего включают в себя: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности. Основным объектом оценки метапредметных результатов считаю: способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;способность к сотрудничеству и коммуникации; способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

    Одним из важных аспектов оценивания считаю формирование самооценки учащимися собственной урочной и внеурочной деятельности. Оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки у обучающихся.  Уверена в том, что самооценка учащихся формируется и развивается, если я демонстрирую положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки  школьников на уроках в 5 классах использую разнообразные приемы («Говорящие рисунки», «Лесенка успеха», «Карточка сомнений», «Светофорик» и др.), потому что  школьники, пришедшие с начальной школы в силу возрастных особенностей, зачастую боятся высказывать словами свое состояние, а рисунок и игровая форма в этом очень помогает.

Лист самооценки

 Мое участие в уроке

  Мои чувства и эмоции во время урока

 Мои затруднения

 Ценные мысли от урока для меня

 

Критерий

Понял

Сомневаюсь

Понял и могу применить свои знания

Знаю таблицу умножения

 

 

 

Знаю, правила вычисления по действиям

 

 

 

Знаю, правила деления многозначных чисел

 

 

 

Могу решать задачи

 

 

 

Могу рисовать геометрические фигуры

 

 

 

Могу пользоваться транспортиром

 

 

 

Листы самоконтроля

 

+

+  -

-

Разминка

 

 

 

Работа в парах

 

 

 

Зрительная гимнастика

 

 

 

Тест

 

 

 

Работа с учебником

 

 

 

Карточки (дополнительные задания)

 

 

 

Комбинированная задача

 

 

 

Оценивание своей работы на уроке

 

 

 

      На уроках постоянно применяю такие формы самооценивания и могу сказать, что на практике это очень хорошо работает: ребёнок имеет возможность видеть себя со стороны и не считать свою точку зрения единственно возможной, развиваеся способность анализировать собственные действия. На практике убедилась в том, что уже за первый год обучения могут быть достигнуты положительные результаты работы по формированию самооценки пятиклассника :

- осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание границ своих знаний;

- повышение уровня ответственности за учебную деятельность;

- в поступках детей уже чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, большинство умеют прогнозировать последствия;

- дети проявляют способность к оценке собственных изменений на основе чувства долга, навыков самопознания;

- уверенность в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта;

- умение оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник - я».

    С самого начала занятий  стараюсь научить детей алгоритму самооценивания:

- Какова была цель задания (задачи)? -  Удалось получить результат (решение, ответ)?

- Правильно или с ошибкой? - Самостоятельно или с чьей-то помощью?

    Обучению «Алгоритму самооценивания» выделяю около 5 минут учебного времени на большинстве уроков. Однако, когда этот алгоритм будет освоен всеми учениками (примерно через 2-3 недели), его использование значительно заметно повышает эффективность работы учеников.

    Уверена, что даже самый лучший, методически безупречный урок не имеет никакой ценности, если его организация неподчинена созданию психологического комфорта.  На своих уроках стараюсь создавать ситуации успеха для каждого ученика - не только «продвинутым ученикам». Конечно, не всем ребятам всё даётся легко, моя задача переубедить ребят в их  позиции  «я  не смогу»,  «мне это не нужно». Техника работы у всех разная, одни делают быстро работы, другие медленно, но всегда  разрешаю  доработать  задания  после  уроков  или  дома.  Особое внимание уделяю деятельностному способу обучения, когда необходимо применение знаний, получаемых «здесь и  сейчас»  и  уже  имеющихся,  для  выполнения  конкретного  задания.  Мой принцип  «нет  шаблонных»  уроков,  рационально  используя  учебное  время, увеличивается  индивидуализация  и  дифференциация  обучения,  занятия  становятся  более наглядными  и  интересными,  рационально  организуется  учебная  деятельность. Особое внимание я уделяю индивидуально-ориентированному способу обучения при работе с одаренными детьми, для них подбираются специальные задания по каждой теме. Считаю, что каждый ученик должен уйти с урока с пополнением своих знаний по изучаемой на уроке теме, иначе мой урок для него прошел зря.

    С целью выявления основных мотивов учения школьников я провожу анкетирование по методике «Мотивы учебной деятельности»  на протяжении трех учебных лет. По результатам анкетирования можно сделать вывод, что у диагностируемых учащихся повышается мотивация благополучия с 42% до 65%, т.е. увеличивается доля учащихся, которым интересно на уроках математики, они любят мыслить и анализировать материал. Также повышается уровень мотивации содержания с 62% до 70%.  К данной группе относятся школьники, которые любят узнавать новые факты, правила – это основная цель их учебной деятельности. С 28% до 50% увеличивается доля учащихся, имеющих широкие социальные мотивы, что говорит об их профессиональной направленности и социальной зрелости. Уменьшается количество учащихся с престижной мотивацией (31%-20%), мотивацией прессом (20%-10%) и узкими социальными мотивами (28%-20%), что говорит о смещении учащимися акцента на содержательный аспект изучения математики, а не на поверхностные интересы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единая система оценивания образовательных достижений обучающихся по геометрии в блочно-модульной технологии

Система оценивания достижений обучающихся по геометрии с таблицами и текстом с пояснениями в блочно-модульной технологии...

«Изменения в системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов»

Выступление на IV Всероссийских Шамовских педагогических чтениях научной школы управления образовательными системами «Модернизация системы отечественного образования: современные проблемы и поиск эффе...

Статья "Создание новой системы оценивания образовательных достижений учащихся на разных ступенях обучения как условие сохранения их психологического здоровья"

Данная статья была опубликована в сборнике статей  под общей редакцией Т. С. Горбуновой  «Опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования Омской области — участников экспериме...

Система оценивания образовательных достижений учащихся

Выступлкние на педсовете  «Система оценивания образовательных достижений учащихся: проблемы, необходимость реальность»Система оценивания образовательных достижений учащихся...

«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...

МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, СРЕДСТВА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...

Система оценивания образовательных достижений. Структура системы оценивания

Различие традиционного и современного критериального оценивания. Преимущества современного оценивания. Диагностические работы...