Методическая разработка ,план конспект урока по теме: "Понятие обыкновенной дроби"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Басиева Альбина Темболовна

Методическая разработка,план конспект урока по теме: "Понятие обыкновенной дроби"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:25 января 2017г.

Класс 5в, учитель Басиева Альбина Темболовна

Тема: Понятие об обыкновенной дроби.

Цели:

  • Познакомить учащихся с основными понятиями: обыкновенная дробь, числитель дроби, знаменатель дроби; записывать и читать обыкновенные дроби,
  • Создавать у школьников положительную мотивацию к выполнению умственных и практических занятий.
  • Воспитывать чувство удовлетворения от возможности показать на уроке свои знания и возможности.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Мотивация урока.

С древних времен людям приходилось не только считать предметы (для чего требовались натуральные числа), но и измерять длину, проданные товары. Не всегда результат измерения или стоимости удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры. Так появились дроби ещё в глубокой древности при разделе добычи, при измерении величин. Древние египтяне знали, как разделить три предмета на четверых.

Такие слова, как полбулки, полчаса, четверть пути, вы слышите каждый день. Это примеры дробных чисел, с которыми нам и предстоит познакомиться.

3. Актуализация опорных знаний.

Математика с древних времен сопровождала человечество. Она призвана развивать логическое мышление, внимание, тренировать мозг. Недаром ее называют «гимнастикой ума» или «царицей всех наук».  

Математическая разминка:

  • Первое слагаемое 74, второе 27. Найти сумму.
  • Уменьшите 93 в 3 раза.
  • Из числа 270 вычесть число 80 и прибавить 90.
  • К какому числу прибавили 36 и получили 70?
  • 9000 уменьшить в 100 раз.
  • 7*9000 уменьшить на 100.
  • Запиши число 90003.
  •      Сколько см в 6м?

4. Изучение нового материала.

Постановка проблемы.

Представим, что у кого- то из вас день рождения, к нему в гости пришли 8 одноклассников. На столе вкусный пирог. Пирог один, а гостей 8 человек. Как сделать так, чтобы пирог достался каждому? Ученики выдвигают версии. Когда один из ребят дает правильную версию, учитель повторяет ее.

Пирог нужно разделить. Какую часть пирога получит каждый из вас?

Ребята выдвигают версии. Когда ребята найдут правильную версию, учитель озвучивает и закрепляет ее.

Все ребята проговаривают правильную версию.

Каждый получит кусок пирога.

Вот этот кусок и называется дробью.

ДРОБЬ – одна или несколько равных долей.

Дробь записывают двумя натуральными числами, которые разделены чертой.

                  3 – числитель дроби

3/8

                 8 – знаменатель дроби

- Что показывает знаменатель 8? (на сколько долей делят целое)

- Что показывает числитель 3? (сколько таких долей взяли)

Например: 1/3 - одна третья;  2/6 - две шестых; 5/8- пять восьмых; 87/123- восемьдесят семь сто двадцать третьих.

Какую часть круга составляет доля на каждом из кругов?

img1

Выполните задания:

img1

Прочитать дроби № 674.  1/5,7/9,8/11,5/16,6/13,21/29, назвать числитель и знаменатель.

Записать дроби № 675.  2/5,7/13,22/60,34/43,39/100,127/100

Немного истории:

       В русском языке слово «дробь» появилось в VIII веке, оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в VIII веке) дроби так и назывались – «ломаные числа». У других народов название дроби также связано с глаголами «ломать», «разбивать», «раздроблять».

        Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии; его стали использовать и арабы, а от них в XII – XIV веках оно было заимствовано европейцами. Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта; например, числа записывались так: Черта дроби стала постоянно использоваться лишь около 300 лет тому назад. Первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизанский) в 1202 г. Он ввел слово «дробь». Названия «числитель» и «знаменатель» ввел в XIII веке Максим Плануд – греческий монах, ученый-математик.  

5. Закрепление нового материала.

Решить №678

1см=1/100м,5см=5/100м,1дм=1/10м,7дм=7/10м,4мм=4/1000м,247мм=247/1000м

Решить №680  

Всего-56 деревьев

              Яблони-   23    

Какая часть яблони, вспомнив, что означает числитель, что означает знаменатель, учащиеся записали дробь  23/56.

Решить №682

Первый рассказ   14 страниц

Второй рассказ    19 страниц

Какую часть книги занимает каждый рассказ?

В ходе рассуждений учащиеся приходят к верному решению.

  1. 14+19=33(страниц)  всего
  2. 14/33  часть занимает первый рассказ
  3. 19/33  часть занимает второй рассказ

6. Физкультминутка.

Все выходят по порядку.
Все выходят по порядку - (ходьба на месте)
Раз-два-три-четыре!
Дружно делают зарядку -
Раз-два-три-четыре!
Руки выше, ноги шире!
Влево, вправо, поворот,
Наклон назад,
 Наклон вперёд.

7. Самостоятельная работа.

Решить № 676.

На повторение: № 716 (1, 2).

8. Итоги урока. Рефлексия. Д/з.

«Удовлетворенный человечек»

В конце урока дети прикрепляют на лице человечка улыбку. веселые глаза, поднятую вверх руку,  грустный взгляд.

  • улыбка – на уроке было комфортно;
  • Веселые глазки – урок прошёл довольно неплохо;
  • Грустный взгляд – не совсем удовлетворён уроком;
  • Поднятая вверх рука – тема понравилась, готов отвечать.

Выучить п.25, решить № 677, 679, 681.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями".

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"....

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби".

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби"....

План-конспект урока "Арифметические действия с обыкновенными дробями"

Приводится конспект урока математики с использованием технологии игрового обучения...

1.Методическая разработка: «План-конспект урока английского языка с учетом профессиональной направленности» Тема урока: «Разведка нефтегазовых месторождений/ Exploring of Oil and Gas».

Методическая разработка составлена для студентов нефтегазовых профессий и специальностей с учетом профессиональной направленности ООП СПО. Методическая разработка состоит из конспекта преподавателя, и...

2.Методическая разработка: «План-конспект урока английского языка с учетом профессиональной направленности» Тема урока: «Нефтяная скважина / Oil well».

Методическая разработка составлена для студентов нефтегазовых профессий и специальностей с учетом профессиональной направленности ООП СПО.Методическая разработка состоит из конспекта преподавателя, и ...