Рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа по математике (6 класс) по теме

Базанова Елена Павловна

Рабочая программа по внеурочной деятельности дл 6 класса расчитана на 64 ч. Программа направлена на обеспечение условий развития личности учащегося; творческой самореализации; умственного и духовного развития, реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_vneurochke_6_kl_matematika_posl_bazanova_e.p.doc296.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Прокопьевского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Трудармейская средняя общеобразовательная школа»

«Утверждаю»

Директор школы            О.А.Дроздова

_______________________2016 г.

Программа рекомендована

к работе Педагогическим советом

Протокол №___ от _________

Утверждено приказом директора

№___________от _______20__

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по математике:

«Конструкторское бюро творческого мышления»

интеллектуальное направление

6 класс

2016-2017 уч. год

Составитель: Базанова Е.П.

учитель математики и информатики,  

первая квалификационная категория

2016

Пояснительная записка

Программа направлена на обеспечение условий развития личности учащегося; творческой самореализации; умственного и духовного развития, реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

В основе стандарта лежит деятельностный подход в обучении.

Изобретательско - творческое мышление – плод постоянного нахождения и разрешения технических, социальных, бытовых, предпринимательских, игровых, творческих задач, в вероятностном поле возникающих перед каждым человеком. А уже в процессе решения этих задач появляется необходимость математических вычислений, приобретающих особый личностный смысл. Как сказано в Концепции развития математического образования в Российской Федерации математическое образование должно: обеспечивать каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность; обеспечивать необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности, включая преподавание математики.[1]

        Творческие развивающие изобретательские задачи (далее ТРИЗ) представляют собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники.[4]

Основные функции ТРИЗ:

  • решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов;
  • прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых);
  • развитие качеств творческой личности. [3]

          Выбор метода активного обучения определяется дидактической задачей занятия. Дидактические задачи, решаемые с помощью ТРИЗ - развитие творческого и логического мышления; создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности; развитие навыков принятия решений; смена деятельности.

        ТРИЗ-задачи, как правило, имеют несколько решений, а не одно единственное, как большинство школьных задач. Тем самым, ТРИЗ-задачи побуждают ученика искать множество решений, выявлять из них оптимальное.

         Задача учителя — сформировать у ученика информационную компетентность, умение преобразовывать на практике информационные объекты с помощью средств информационных технологий. [17]

Программа внеурочной деятельности ориентирована на учащихся 5-6 классов. Соответствует возрастным потребностям и способностям учеников.

        Цель: развитие творческого мышления (способностей) обучающихся через решение изобретательских задач во внеурочной деятельности Конструкторского Бюро творческого мышления.

        Задачи:

  1. Рассмотреть теоретические основы формирования  творческого мышления через решение изобретательских задач.
  2. Проанализировать условия развития творческого мышления  образовательной среды школы через внеурочную деятельность образовательной области «Математика».
  3. Выявить возможности и эффективность использования учебных изобретательских задач во внеурочной деятельности  по математике  для развития интереса к этой дисциплине, развития творческих способностей.
  4. Реализовать курс внеурочной деятельности по математике «Конструкторское бюро творческого мышления». [12]

        Рабочая программа внеурочной деятельности по математике разработана на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- примерной программы по учебному предмету и соответствующему УМК;

- основной образовательной программы ОУ.

В ней соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • планировать пути достижения целей;
  • устанавливать целевые приоритеты;
  • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Ученик  получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • построению жизненных планов во временной перспективе;
  • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
  • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
  • основам саморегуляции эмоциональных состояний;
  • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик  научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • основам коммуникативной рефлексии;
  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
  • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
  • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
  • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
  • в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Личностные результаты

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий,

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических условий;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Познавательные результаты

Выпускник научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Выпускник получит возможность научиться:

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Предметные результаты

Методы развивающего обучения.

Выпускник научится: решать изобретательские задачи с помощью метода мозгового штурма, метода фокальных объектов, метода синектики, метода контрольных вопросов, морфологического анализа, рядов бесконечности.

Выпускник получит возможность научиться:  овладеть специальными методами решения изобретательских задач; уверенно применять их на практике.

Задачи на переливание.

Выпускник научится: решать задачи на переливание.

Выпускник получит возможность научиться: решать Триз - задачи на переливание; методом  переливания с конца.

Задачи на взвешивание.

Выпускник научится: решать задачи на взвешивание.

Выпускник получит возможность: осуществлять сравнение, строить схемы и математические модели; проводить исследование; применять метод решения задач на взвешивание для нахождения фальшивой монеты; записывать результаты измерения с заданной точностью.

Геометрия в пространстве и на клетчатой бумаге.

Выпускник научится: 

- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

- распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации.

Выпускник получит возможность научиться: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения логических задач; строить схемы и модели для решения задач; устанавливать причинно-следственные связи; выделять характерные причинно-следственные связи; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Задачи на уровне административного противоречия.

Выпускник научится: анализировать технологическую цепочку производственного процесса.

Выпускник получит возможность: уметь выявить первопричину возникновения задачи, ее зону, имеющиеся в ней элементы, составить для них идеал и реализовать его; уметь решить изобретательную задачу опираясь на приемы, которые указывают лишь общее направление и область, где могут быть сильные решения; знать, что физическое противоречие связано только с двумя принципами: разнесение противоречивых свойств в пространстве и противоречивых свойств во времени.

Старинные задачи.

Выпускник научится: приводить примеры математических моделей; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста;

Выпускник получит возможность научиться: решать нестандартные задачи с использованием принципа Дирихле;  выполнение задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.

Комбинаторные задачи.

Выпускник научится находить относительную частоту и вероятность случайного события.

Выпускник получит возможность: приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов.

Круги Эйлера.

Выпускник научится: решать задачи при помощи кругов Эйлера.

Выпускник получит возможность научиться: используя круги Эйлера, решать задачи связанные с пересечением и объединением множеств; выделять значимые связи и отношения между множествами объектов и предметов.

Задачи – шутки.

Выпускник научится: решать задачи не требующих особых вычислений, а требующих внимательного прочтения условия.

Выпускник получит возможность научиться: определять в чем «ловушка» в задаче; решать практические задачи, связанные с перекладыванием спичек;  поиск выходов из лабиринтов.

Занятия проводятся в классе математики в течение 1 часа, два раза в неделю.

Содержание учебного предмета

  1. Методы развивающего обучения. (22часа)

Цели изучения курса. Знакомство с ТРИЗ, или как надо изобретать.  Знакомство с методом  мозгового штурма.  Решение задач с помощью  метода мозгового штурма. Знакомство с методом фокальных объектов. Решение задач с помощью  метода фокальных объектов.  Знакомство с методом синектики. Решение задач с помощью  метода синектики. Час веселой математики. Знакомство с методом контрольных вопросов. Решение задач с помощью  метода контрольных вопросов. Межзональная игра «Математический калейдоскоп».  Знакомство с методом морфологического анализа. Решение задач с помощью  метода морфологического анализа. Познавательная викторина «ЮНЭК». Ряды бесконечности. Логическая игра «Совиниада».

  1. Задачи на переливание. (4 часа)

Составление таблиц для решения задач на переливание. Решение задач на переливание с конца. Составление задач. Решение задач на переливание разного типа. Игра с тетрамино, тримино.

  1. Задачи на взвешивание. (5 часов)

Задачи на взвешивание с использованием  десятичных дробей. Цепочка задач с использованием схем. Как найти фальшивую монету. Решение задач на взвешивание с использованием схем и таблиц. Марафон «Креатив - бой».

  1. Геометрия в пространстве и на клетчатой бумаге. (12 часов)

Способы оформления решений логических задач (применение схем). Задачи на верные и неверные утверждения. Метод упорядоченного перебора. Изображение фигур с секретом. Выявление закономерности. Построение точек на координатной плоскости. Год Петуха. Задачи с развертками с применением схем и моделей. Задачи на разрезание и склеивание. Задачи со спичками. Геометрические фокусы.  Рисование фигур на клетчатой бумаге, геометрических фигур. Разрезание фигур на равные части с применением геометрических понятий.

  1. Задачи на уровне административного противоречия. (6 часов)

Первопричина первозадачи. Решение изобретательских задач. Залп из сорока стволов. Принципиальный разговор. Задачи «Сказочного» содержания. Составление текстов задач. Задачи типа: «Что больше» «Сколько же». Решение Триз – задач.

  1. Старинные задачи. (5 часов)

Задачи из старинных рукописей. Решение старинных задач и задач в стихах, использование алгебраического метода.  Задачи сказочного содержания с составлением уравнений. Старинные задачи – шутки. Математическая игра «Крестики-нолики».

  1. Комбинаторные задачи. (4 часа)

Комбинаторные задачи. Решение комбинаторных задач табличным методом с помощью составления матриц. «Дерево» решений. Задачи на вероятность. Мини-исследование.

  1. Круги Эйлера. (2 часа)

Круги Эйлера – Венна. Решение логических задач с помощью кругов Эйлера.

  1. Задачи – шутки. (8 часов)

Задачи на лабиринты. Задача про шахматную доску. Задачи со спичками. Задачи из книги Рэймонда М. Смаллиана «Как же называется эта книга». Задачи на смекалку. Определение ловушки. Создание математических макетов. Мастер – класс "ТРИЗ-технология творчества». Научно – практическая конференция изобретательского и конструкторского мастерства. Защита проекта.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

темы

Тема

Количество часов

1

Методы развивающего обучения.

22

2

Задачи на переливание.

4

3

Задачи на взвешивание.

5

4

Геометрия в пространстве и на клетчатой бумаге.

12

5

Задачи на уровне административного противоречия.

6

6

Старинные задачи.

5

7

Комбинаторные задачи.

4

8

Круги Эйлера.

2

9

Задачи – шутки.

8

Итого

68

Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения

Печатные пособия:

Комплект таблиц для 6 класса.

2. Экранно-звуковые пособия

Библиотека мультфильмов;

Моделяторы;

Математическая игротека.

3.Траспаранты:

Портреты великих математиков.

Технические средства обучения:

Компьютер;

Проектор;

Интерактивная доска.

4.Модели:

Геометрические тела.

4 Адреса сайтов в интернет:

http:// www.school-collection.edu.ru-«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

http://window.edu.ru/  Единое окно доступа к образовательным ресурсам.


Календарно – тематическое планирование

в 6 классе

Раздел, тема урока

Кол-во

часов

Дата

Планируемые результаты

Характеристика основных видов деятельности

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные

План

факт

Методы развивающего обучения.

22

2.09

Учащиеся должны знать:

- что означает понятие ТРИЗ-задачи;

- метод мозгового штурма, его происхождение;

- в чем состоит сущность мозговой атаки;

- метод фокальных объектов;

-  в чем состоит сущность метода фокальных объектов;

- метод синектики;

- какие аналогии применены в методе синектики;

- метод морфологического анализа;

-что означает морфологический анализ;

- что такое матрица;

-ответственный этап метода морфологического анализа;

- метод контрольных вопросов;

-в чем состоит сущность метода контрольных вопросов;

-ряды бесконечности.

Учащиеся должны уметь:

при необходимости

 отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, подтверждая фактами; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

передавать основное содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; выбирать наиболее эффективные способы решения задач; анализировать условия и требования задачи; проводить анализ  способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности; выдвигать  и обосновывать  гипотезы, предлагать способ их корректировки; создавать структуру взаимосвязей смысловых единиц текста; преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих их.

●Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  •  Формирование целостного мировоззрения соответствующего современному уровню развития науки  и    общественной практики;
  • Развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • Развитие способности и умения производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение) на основе непрерывного образования и компетенции.
  •  Научить учиться.

Применение методов развивающего обучения при решении изобретательных задач

1

Цели изучения курса.

Знакомство с ТРИЗ, или как надо изобретать. [13]

2.09

2

Знакомство с методом  мозгового штурма. [11]

9.09

3

Решение задач с помощью  метода мозгового штурма.

9.09

4

Решение задач с помощью  метода мозгового штурма.

16.09

5

Знакомство с методом фокальных объектов.

16.09

6

Решение задач с помощью  метода фокальных объектов.

23.09

7

Решение задач с помощью  метода фокальных объектов.

23.09

8

Знакомство с методом синектики.[20]

30.09

9

Решение задач с помощью  метода синектики.

30.09

10

Решение задач с помощью  метода синектики.

7.10

11

Час веселой математики.[15]

7.10

12

Знакомство с методом контрольных вопросов.[20]

14.10

13

Решение задач с помощью  метода контрольных вопросов.

14.10

14

Решение задач с помощью  метода контрольных вопросов.

21.10

15

Межзональная игра «Математический калейдоскоп» [15]

21.10

16

Знакомство с методом морфологического анализа.

28.10

17

Решение задач с помощью  метода морфологического анализа.

28.10

18

Решение задач с помощью  метода морфологического анализа.

11.11

19

Познавательная викторина «ЮНЭК» [15]

11.11

20

Ряды бесконечности.

18.11

21

Ряды бесконечности.

18.11

22

Логическая игра «Совиниада» [15]

25.11

Задачи на переливание.

4

Учащиеся должны знать:

- метод решения задач на переливание;

- метод решения задач на переливание с конца;

- ввести понятие тетрамино, тримино.

Учащиеся должны уметь:

Аргументировать свою точку зрения; с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче с выделением только существенной для решения задачи информации

Учащиеся должны:

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  •  Формирование целостного мировоззрения соответствующего современному уровню развития науки  и    общественной практики;
  • Формирование логического мышления

Составлять схемы и математические модели при решении задач;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- составлять схемы и математические модели при решении задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-  преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;

23

Составление таблиц для решения задач на переливание.

25.11

24

Решение задач на переливание с конца. Составление задач.

2.12

25

Решение задач на переливание разного типа.

2.12

26

Игра с тетрамино, тримино

9.12

Задачи на взвешивание.

5

Учащиеся должны знать:

- ознакомление с задачами на взвешивание и способами решения простейших из них; работа со смешанными единицами измерения массы;

- применять метод решения задач на взвешивание для нахождения фальшивой монеты; записывать результаты измерения с заданной точностью;

- обобщить способы решения задач на взвешивание.

Учащиеся должны уметь:

Аргументировать свою точку зрения; с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче с выделением только существенной для решения задачи информации

Учащиеся должны:

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  •  Формирование целостного мировоззрения соответствующего современному уровню развития науки  и    общественной практики;
  • Формирование логического мышления

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- осуществлять сравнение, классификацию;

- строить схемы и математические модели; проводить исследование, устанавливать причинно – следственные связи.

27

Задачи на взвешивание с использованием  десятичных дробей.

9.12

28

Цепочка задач с использованием схем

16.12

29

Как найти фальшивую монету

16.12

30

Решение задач на взвешивание с использованием схем и таблиц.

23.12

31

Марафон «Креатив - бой».

23.12

Геометрия в пространстве и на клетчатой бумаге.

12

Учащиеся должны знать:

- методы решения логических задач,  использование схем и таблиц;

- использовать делимость чисел при решении практических задач в том числе и геометрических; выполнять простейшие построения геометрических фигур;

- использовать делимость чисел при решении практических задач в том числе и геометрических; выполнять простейшие построения геометрических фигур;

- выявлять особенности различных геометрических фигур;

- изображение конкретных фигур по клеткам в том числе объемных; рассмотрение  разницы между плоскими фигурами и геометрическими телами, выполнение построения с помощью клетчатой бумаги;

- ввести понятие ломанной ее построения для разрезания фигур.

Учащиеся должны уметь:

Аргументировать свою точку зрения; с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче с выделением только существенной для решения задачи информации

Учащиеся должны:

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  •  Формирование целостного мировоззрения соответствующего современному уровню развития науки  и    общественной практики;
  • Формирование логического мышления

Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения логических задач; устанавливать причинно-следственные связи;

- осуществлять сравнение, классификацию;

- строить схемы и модели для решения задач; устанавливать причинно-следственные связи;

- выделять характерные причинно-следственные связи; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

32

Способы оформления решений логических задач (применение схем)

13.01

33

Задачи на верные и неверные утверждения.

13.01

34

Метод упорядоченного перебора  

20.01

35

Изображение фигур с секретом. Выявление закономерности.

20.01

36

Построение точек на координатной плоскости. Год Петуха.

37

Задачи с развертками с применением схем и моделей.

38

Задачи на разрезание и склеивание.

39

Задачи со спичками. Геометрические фокусы.

40

Рисование фигур на клетчатой бумаге, геометрических фигур.

41

Рисование фигур на клетчатой бумаге, геометрических фигур.

42

Разрезание фигур на равные части с применением геометрических понятий.

43

Разрезание фигур на равные части с применением геометрических понятий.

Задачи на уровне административного противоречия

6

Учащиеся должны знать:

Понятие первозадачи, использовав технологическую цепочку решить поставленную задачу; что означает принцип «обратить вред в пользу»,  виды противоречий, принципы физического противоречия,

Учащиеся должны уметь:

Аргументировать свою точку зрения; с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче с выделением только существенной для решения задачи информации

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  •  Формирование целостного мировоззрения соответствующего современному уровню развития науки  и    общественной практики;
  • Формирование логического мышления

Уметь выявить первопричину возникновения задачи, ее зону, имеющиеся в ней элементы, составить для них идеал и реализовать его.

Уметь решить изобретательную задачу опираясь на приемы, которые указывают лишь общее направление и область, где могут быть сильные решения.

Знать, что физическое противоречие связано только с двумя принципами: разнесение противоречивых свойств в пространстве и противоречивых свойств во времени.

44

Первопричина первозадачи. Решение изобретательских задач.

45

Залп из сорока стволов. Решение изобретательских задач.

46

Принципиальный разговор. Решение изобретательских задач.

47

Задачи «Сказочного» содержания. Составление текстов задач.

48

Задачи типа: «Что больше» «Сколько же»

49

Решение Триз – задач

Старинные задачи

5

Учащиеся должны знать:

- познакомятся с понятиями старинных задач,  некоторыми старинными единицами длины; решать задачи по теме с использованием схем и графов;

- решение нестандартных задач с использованием принципа Дирихле;

- выполнение задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях, решать задачи по теме.

Учащиеся должны уметь:

Аргументировать свою точку зрения; с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче с выделением только существенной для решения задачи информации

Учащиеся должны:

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  •  Формирование целостного мировоззрения соответствующего современному уровню развития науки  и    общественной практики;
  • Формирование логического мышления

Уметь приводить примеры математических моделей;

структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста;

проводить исследование, устанавливать причинно – следственные связи.

50

Задачи из старинных рукописей.

51

Решение старинных задач и задач в стихах, использование алгебраического метода.

52

Задачи сказочного содержания с составлением уравнений.

53

Старинные задачи – шутки.

54

Математическая игра «Крестики-нолики».                              

Комбинаторные задачи.

4

Учащиеся должны знать:

- решение комбинаторных задач с помощью графов;

- решение комбинаторных задач с помощью составления матриц (таблиц); решение комбинаторных задач с помощью графов и таблиц;

-  решение простейших задач на вероятность событий.

Учащиеся должны уметь:

Аргументировать свою точку зрения; с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче с выделением только существенной для решения задачи информации

Учащиеся должны:

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  •  Формирование целостного мировоззрения соответствующего современному уровню развития науки  и    общественной практики;
  • Формирование логического мышления

Строить схемы и математические модели; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Классифицировать; наблюдение; сравнение; проводить мини – исследование на основе сравнения, анализа.

55

Комбинаторные задачи.

56

Решение комбинаторных задач табличным методом с помощью составления матриц

57

«Дерево» решений

58

Задачи на вероятность. Мини-исследование.

Круги Эйлера.

2

Учащиеся должны знать:

- представления о кругах Эйлера – Венна их использования в теории множеств; изображать множества предметов, объектов с помощью кругов Эйлера – Венна, находить их пересечение и объединение;

- используя круги Эйлера, решать задачи связанные с пересечением и объединением множеств; выделять значимые связи и отношения между множествами объектов и предметов.

Учащиеся должны уметь:

Аргументировать свою точку зрения; с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче с выделением только существенной для решения задачи информации

Учащиеся должны:

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  •  Формирование целостного мировоззрения соответствующего современному уровню развития науки  и    общественной практики;
  • Формирование логического мышления

- устанавливать причинно-следственные связи; делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

59

Круги Эйлера – Венна

60

Решение логических задач с помощью кругов Эйлера

Задачи – шутки.

8

Учащиеся должны знать:

- решение задач не требующих особых вычислений, а требующих внимательного прочтения условия;

-определять в чем «ловушка» в задаче;

- решать практические задачи, связанные с перекладыванием спичек;

- поиск выходов из лабиринтов.

Учащиеся должны уметь:

Аргументировать свою точку зрения; с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче с выделением только существенной для решения задачи информации

Учащиеся должны:

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  •  Формирование целостного мировоззрения соответствующего современному уровню развития науки  и    общественной практики;
  • Формирование логического мышления

- объяснять связи и отношения; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста; проводить мини – исследование на основе сравнения, анализа;

- классифицировать; наблюдение; сравнение, устанавливать закономерности изменения объекта;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

61

Задачи на лабиринты

62

Задача про шахматную доску

63

Задачи со спичками.

64

Задачи из книги Рэймонда М. Смаллиана «Как же называется эта книга»

65

Задачи на смекалку. Определение ловушки

66

Создание математических макетов.

67

Мастер – класс "ТРИЗ-технология творчества».

68

Научно – практическая конференция изобретательского и конструкторского мастерства. Защита проекта.


Список литературы

1. Авдевич, В. И. Несколько общих мыслей о творчестве и педагогике [Электронный ресурс] / В. И. Авдевич // Проблемы ТРТЛ. Проблемы творческой педагогики. [Режим доступа: http://www.trizminsk.org].

2. Альтшуллер, Г. С. Алгоритм изобретения [Текст] / Г. С. Альтшуллер. – М.: Московский рабочий, 1973. – 232 с.

3. Альтшуллер, Г. С. Творчество как точная наука [Текст] / Г. С. Альтшуллер. – Петрозаводск: Скандинавия, 2004. – 208 с.

4. Альтшуллер, Г. С. Психология изобретательского творчества [Текст] / Г. С. Альтшуллер, Р. Б. Шапиро //Вопросы психологии. – 1956. – № 3. – С. 5-11.

5. Белова, Г. В. Система работы с математическими определениями [Текст] / Г.В. Белова // Проблемы теории развития творческой личности: сборник научных трудов. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел». – 1998. – Вып. №1. – 60 с.

 6.Белова, Г. В. Творческие копилки на уроках математики [Текст] / Г. В. Белова // Научно-практическая конференция «Творчество во имя достойной жизни», 16-17 августа 2000 г. Тезисы докладов. Петрозаводск, 2000 – 320 с.

7.Беркалиев, Т. Н. Инновации и качество школьного образования [Текст]: научно-метод. пособие для педагогов инновационных школ / Т. Н. Беркалиев, Е. С. Заир-Бек, А. П. Тряпицына. – СПб.: КАРО, 2007. –144 с. 70

8.Гальетов, В. П. Роль ТРИЗ в реформе системы образования / В. П. Гальетов // Творческие технологии. – Челябинск: ЮУГУ, 2001. – С.19-25.

9.Гин, А. А. Задачи-сказки от кота Потряскина [Текст]: для детей младшего школьного возраста / А. А. Гин. – М.: Вита-Пресс, 2002 – 80 с.

10.Гин, А. А. ТРИЗ-педагогика [Электронный ресурс] / А. А. Гин. – [Режим доступа: http://www.trizway.com].

11.Гин, А. А. Бескровная Атака. Технологии проведения учебного мозгового штурма [Текст] / А.А. Гин // Педагогика + ТРИЗ. – № 3. – Мн.: ПолиБиг, 1997. – 64 с.

12.Гин, А. А. Цели и задачи ТРИЗ-педагогики [Электронный ресурс] / А. А. Гин; доклад на 9-й научно-практической конференции «Развитие 71 творческих способностей в процессе обучения и воспитания на основе ТРИЗ», июнь 2006 г. – [Режим доступа: http://www.trizway.com].

13.Иванов, Г. И. Формулы творчества, или Как научиться изобретать [Текст]: кн. для учащихся ст. классов / Г. И. Иванов. – М.: Просвещение, 1994. – 208 с. 36.Иванова, Н. Г. Материалы конкурса «ТРИЗформашка-2006» [Текст] / Н.Г.Иванова, М. А. Плаксина, О.Л. Русакова // Информатика. – 2006. –№23. –С. 29-36.

14. Канин, Е. С. Учебные математические задачи [Текст] / Е. С. Канин. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2004. – 154 с.

15.Микалко, М. Игры разума. Тренинг креативного мышления [Текст] / М. Микалко. – СПб.: Питер, 2008 – 448 с.

16.Нагибин, Ф. Ф. Математическая шкатулка [Текст] / Ф. Ф. Нагибин, Е. С. Канин. – М.: Дрофа, 2006. – 270 с. 73

17.Педагогика + ТРИЗ [Текст]: сборник статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования. №3. – Мн.: ПолиБиг, 1997. – 64 с.

18.Погребная, Т. В. ТРИЗ-педагогика и модернизация образования [Элек- тронный ресурс] / Т. В. Погребная, А. В. Козлов, О. В. Сидоркина // «ТРИЗ-Конференция – 2007». – [Режим доступа: http://www.metodolog.ru].

19.Погребная, Т. В. ТРИЗ-педагогика в преподавании математики [Рукопись] / Т. В. Погребная, А. В. Козлов. – Красноярский государственный технический университет, Красноярский краевой Институт повышения квалификации работников образования, 2008. 74

20. Сборник задач для изучающих ТРИЗ [Текст] / Сост. А. В. Кислов, Е. Л. Пчелкина. – СПБ.: РА ТРИЗ, 2007. – 56 с.

21.Утѐмов, В. В. Об опыте использования принципов ТРИЗ-педагогики в обучении школьников математике /В. В. Утѐмов // Образование и межнациональные отношения: теория и социальная практика. Материалы Международной научно-практической конференции. 14-16 ноября 2007 г. Под ред. А. А. Баранова, Э. Р. Хакимова, Я. С. Сунцовой. ГОУ ВПО «УдГУ». – Ижевск, 2007. – С. 458-460.

22.Электронная книга «Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы». Официальное издание Фонда Г. С. Альтшуллера, версия 3.0. [Электронный ресурс]. [Режим доступа http://www.altshuller.ru/e-books/download/triz1.zip].

23.Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И. С. Якиманская. – М: Просвещение, 1996. – 286 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...