Рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа по математике (7 класс) на тему

Базанова Елена Павловна

Программа направлена на обеспечение условий развития личности учащегося; творческой самореализации; умственного и духовного развития, реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.  Программа внеурочной деятельности ориентирована на учащихся 7 класса. Соответствует возрастным потребностям и способностям учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_vneurochke_7_kl_matematika_bazanova_e.p.doc190 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Прокопьевского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Трудармейская средняя общеобразовательная школа»

«Утверждаю»

Директор школы            О.А.Дроздова

_______________________2017 г.

Программа рекомендована

к работе Педагогическим советом

Протокол №___ от _________

Утверждено приказом директора

№___________от _______20__

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по математике:

«Конструкторское бюро творческого мышления»

интеллектуальное направление

7 класс

2017-2018 уч. год

Составитель: Базанова Е.П.

учитель математики и информатики,  

первая квалификационная категория

2017

Пояснительная записка

Программа направлена на обеспечение условий развития личности учащегося; творческой самореализации; умственного и духовного развития, реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

В основе стандарта лежит деятельностный подход в обучении.

Изобретательско - творческое мышление – плод постоянного нахождения и разрешения технических, социальных, бытовых, предпринимательских, игровых, творческих задач, в вероятностном поле возникающих перед каждым человеком. А уже в процессе решения этих задач появляется необходимость математических вычислений, приобретающих особый личностный смысл. Как сказано в Концепции развития математического образования в Российской Федерации математическое образование должно: обеспечивать каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность; обеспечивать необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности, включая преподавание математики.

        Творческие развивающие изобретательские задачи (далее ТРИЗ) представляют собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники.

Основные функции ТРИЗ:

  • решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов;
  • прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых);
  • развитие качеств творческой личности.

          Выбор метода активного обучения определяется дидактической задачей занятия. Дидактические задачи, решаемые с помощью ТРИЗ - развитие творческого и логического мышления; создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности; развитие навыков принятия решений; смена деятельности.

        ТРИЗ-задачи, как правило, имеют несколько решений, а не одно единственное, как большинство школьных задач. Тем самым, ТРИЗ-задачи побуждают ученика искать множество решений, выявлять из них оптимальное.

         Задача учителя — сформировать у ученика информационную компетентность, умение преобразовывать на практике информационные объекты с помощью средств информационных технологий.

Программа внеурочной деятельности ориентирована на учащихся 7 класса. Соответствует возрастным потребностям и способностям учеников.

        Цель: развитие творческого мышления (способностей) обучающихся через решение изобретательских задач во внеурочной деятельности Конструкторского Бюро творческого мышления.

        Задачи:

  1. Рассмотреть теоретические основы формирования  творческого мышления через решение изобретательских задач.
  2. Проанализировать условия развития творческого мышления  образовательной среды школы через внеурочную деятельность образовательной области «Математика».
  3. Выявить возможности и эффективность использования учебных изобретательских задач во внеурочной деятельности  по математике  для развития интереса к этой дисциплине, развития творческих способностей.
  4. Реализовать курс внеурочной деятельности по математике «Конструкторское бюро творческого мышления».

        Рабочая программа внеурочной деятельности по математике разработана на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- примерной программы по учебному предмету и соответствующему УМК;

- основной образовательной программы ОУ.

В ней соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • планировать пути достижения целей;
  • устанавливать целевые приоритеты;
  • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Ученик  получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • построению жизненных планов во временной перспективе;
  • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
  • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
  • основам саморегуляции эмоциональных состояний;
  • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик  научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • основам коммуникативной рефлексии;
  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
  • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
  • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
  • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
  • в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Личностные результаты

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий,

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических условий;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Познавательные результаты

Выпускник научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Выпускник получит возможность научиться:

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Предметные результаты

Повторение. Методы развивающего обучения.

Выпускник научится: решать изобретательские задачи с помощью метода мозгового штурма, метода фокальных объектов, метода синектики, метода контрольных вопросов, морфологического анализа, рядов бесконечности.

Выпускник получит возможность научиться:  овладеть специальными методами решения изобретательских задач; уверенно применять их на практике.

Теория развития творческой личности.

Выпускник научится: планировать и выполнять учебные проекты, выявлять и формулировать проблему, обосновывать цель проекта, планировать этапы выполнения работы, выбирать средства реализации проекта, контролировать ход и реализацию проекта

Выпускник получит возможность научиться: организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых решений.

Работа по проекту.

Выпускник научится: находить учебные сведения в литературе, необходимые для создания проекта, представлять результаты выполненного проекта, пользоваться основными видами проектной документации, готовить пояснительную записку к проекту, оформлять проект, представлять проект к защите.

Выпускник получит возможность научиться: грамотно использовать полученную информацию для создания проекта, осуществлять презентация проекта.

Занятия проводятся в классе математики в течение 1 часа, один раза в неделю.


Содержание учебного предмета

  1. Повторение. Методы развивающего обучения.

«Что мы помним о ТРИЗ».  Методы развивающего обучения.  Задачи на переливание. Задачи на взвешивание.

  1. Теория развития творческой личности.

Знакомство с содержанием проектной деятельности. Выбор темы проекта. Обоснование темы проекта, актуализация. Постановка цели и задач проекта. Постановка гипотезы проекта. Разработка основных идей проекта. Обоснование темы проекта, заключение. Дидактическая игра «расшифруй-ка»

  1. Работа по проекту.

Планирование работы. Разработка содержания этапов работы. Работа с информационными источниками  по выбранной теме.  Интеграция и аккумуляция отобранного материала. Игра «Воздушный змей». Подготовка наглядного материала. Контроль и коррекция промежуточных результатов. Игра «Счастливый случай». Мастер – класс "ТРИЗ-технология творчества». Научно-практическая конференция изобретательского мастерства. Предварительный просмотр проектов. Защита проекта.


Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

темы

Тема

Количество часов

1

Повторение. Методы развивающего обучения.

4

2

Теория развития творческой личности

12

3

Работа по проекту

18

Итого

34

Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения

Печатные пособия:

Комплект таблиц для 6 класса.

2. Экранно-звуковые пособия

Библиотека мультфильмов;

Моделяторы;

Математическая игротека.

3.Траспаранты:

Портреты великих математиков.

Технические средства обучения:

Компьютер;

Проектор;

Интерактивная доска.

4.Модели:

Геометрические тела.

4 Адреса сайтов в интернет:

http:// www.school-collection.edu.ru-«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

http://window.edu.ru/  Единое окно доступа к образовательным ресурсам.


Календарно – тематическое планирование

в 7 классе

Раздел, тема урока

Кол-во

часов

Дата

Планируемые результаты

Характеристика основных видов деятельности

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные

План

факт

Повторение. Методы развивающего обучения.

4

Учащиеся должны знать:

- метод мозгового штурма;

- в чем состоит сущность мозговой атаки;

- метод фокальных объектов;

-  в чем состоит сущность метода фокальных объектов;

- метод синектики;

- какие аналогии применены в методе синектики;

- метод морфологического анализа;

-что означает морфологический анализ;

- что такое матрица;

-ответственный этап метода морфологического анализа;

- метод контрольных вопросов;

-в чем состоит сущность метода контрольных вопросов;

-ряды бесконечности.

Учащиеся должны знать:

- метод решения задач на переливание;

- метод решения задач на переливание с конца.

Учащиеся должны уметь:

при необходимости

 отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, подтверждая фактами; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

передавать основное содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; выбирать наиболее эффективные способы решения задач; анализировать условия и требования задачи; проводить анализ  способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности; выдвигать  и обосновывать  гипотезы, предлагать способ их корректировки; создавать структуру взаимосвязей смысловых единиц текста; преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих их.

●Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  •  Формирование целостного мировоззрения соответствующего современному уровню развития науки  и    общественной практики;
  • Развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • Развитие способности и умения производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение) на основе непрерывного образования и компетенции.
  •  Научить учиться.

Применение методов развивающего обучения при решении изобретательных задач

1

«Что мы помним о ТРИЗ»

2

Повторение. Методы развивающего обучения.  

3

Повторение. Задачи на переливание.

4

Повторение. Задачи на взвешивание.

Теория развития творческой личности

12

Учащиеся должны уметь:

Аргументировать свою точку зрения; с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче с выделением только существенной для решения задачи информации

Учащиеся должны:

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  •  Формирование целостного мировоззрения соответствующего современному уровню развития науки  и    общественной практики;
  • Формирование логического мышления

Планировать и выполнять учебные проекты, выявлять и формулировать проблему, обосновывать цель проекта, планировать этапы выполнения работы, выбирать средства реализации проекта, контролировать ход и реализацию проекта.

Учащиеся  должны знать:

-основные требования к составлению рефератов, проектов;

-способы обработки информации;

- виды проектов.

-оставлять математическую модель полученной информации

- интерпретировать факты, делать выводы, формировать собственные суждения.

5

Знакомство с содержанием проектной деятельности

6

Выбор темы проекта

7

Обоснование темы проекта, актуализация

8

Обоснование темы проекта, актуализация

9

Постановка цели и задач проекта

10

Постановка цели и задач проекта

11

Постановка гипотезы проекта

12

Постановка гипотезы проекта

13

Разработка основных идей проекта

14

Разработка основных идей проекта

15

Обоснование темы проекта, заключение

16

Дидактическая игра «расшифруй-ка»

Работа по проекту

18

Учащиеся должны иметь представление о: 

- способы выражения и отстаивания своей точки зрения;

 Учащиеся должны знать: • приёмы аргументации своей точки зрения • оперировать новой терминологией;

Учащиеся должны уметь: 

- порядок, формы и общепринятые нормы представления полученной информации (правильное составление конспекта, порядок выступления на конференции)

  - уважительно относиться к труду одноклассников; • выслушивать ответ и прислушиваться к мнению другого;

- самостоятельно работать и работать в группе.

Учащиеся должны уметь:

Аргументировать свою точку зрения; с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче с выделением только существенной для решения задачи информации

Учащиеся должны:

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  •  Формирование целостного мировоззрения соответствующего современному уровню развития науки  и    общественной практики;
  • Формирование логического мышления

Находить  учебные сведения в литературе, необходимые для создания проекта, представлять результаты выполненного проекта, пользоваться основными видами проектной документации, готовить пояснительную записку к проекту, оформлять проект, представлять проект к защите.

17

Планирование работы

18

Планирование работы

19

Разработка содержания этапов работы

20

Работа с информационными источниками  по выбранной теме

21

Работа с информационными источниками  по выбранной теме

22

Интеграция и аккумуляция отобранного материала

23

Интеграция и аккумуляция отобранного материала

24

Игра «Воздушный змей»

25

Подготовка наглядного материала

26

Подготовка наглядного материала

27

Контроль и коррекция промежуточных результатов

28

Контроль и коррекция промежуточных результатов

29

Игра «Счастливый случай»

30

Мастер – класс "ТРИЗ-технология творчества».

31

Научно-практическая конференция изобретательского мастерства

32

Предварительный просмотр проектов

33

Защита проекта.

34

Защита проекта.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...