Рабочая программа к учебнику Н. Я. Виленкин и др. «Математика 5»
календарно-тематическое планирование по математике (5 класс) на тему

Дмитриева Людмила Олеговна

Рабочая программа по ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5_klass.docx81.78 КБ

Предварительный просмотр:

Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан

Утверждаю

 Директор МБОУ «Гимназия №25» НМР РТ

__________ С.В. Гаранина

Приказ   № ___ от _________ 20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Математика»

в 5  классе

Дмитриевой Людмилы Олеговны

учителя  

первой  квалификационной категории

МБОУ  «Гимназия №25»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Рассмотрено

на заседании кафедры

____________________________

Руководитель

________/ _Н.Н. Ткачева_______

Протокол  № ______

от «_____»______________ 20___г.

Согласовано

Заместитель директора по УР

______/ __В.В. Долгашева_____

«____»______________ 20_____г.

2016 - 2017 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету математика для 5-ого класса создана на основе следующих документов:

1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Закон «Об образовании в РТ» № 68- ЗРТ от 22.07.2013 года;

3. Приказ Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

4. Основная образовательная программа основного общего образования на 2015-2020  годы МБОУ «Гимназия № 25» НМР РТ;

5. Учебный план МБОУ «Гимназия № 25» НМР РТ на 2016-2017 учебный год;

6. Положение о рабочей программе педагога  МБОУ «Гимназия № 25» НМР РТ

7.Примерной программы по математике 5-9 классы разработанной А.А.Кузнецовым, М.В. Рыжаковым, А.М.Кондаковым.

Уровень программы – базовый.

Цели обучения:

  1. В направлении личностного развития:

развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту, формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

  1. В метапредметном направлении:

формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования; формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

3. В предметном направлении.

овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Задачи учебного курса:

- сохранить теоретические и методологические подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в начальной школе;

- предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии внимания и памяти;

- обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;

- обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования;

- сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;

- выявить и развить математические и творческие способности;

- развивать навыки вычислений с натуральными числами;

- учить выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, действия с десятичными дробями;

- дать начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств;

- учить составлять по условию текстовой задачи несложные линейные уравнения;

- продолжить знакомство с геометрическими понятиями;

- развивать навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 5 классе отводится не менее 175 часов из расчета 5 ч в неделю.

Формы организации учебного процесса:  индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Формы контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, тест, зачёт, работа по карточке, составление презентаций.

Формы промежуточной и итоговой аттестации: промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде контрольной работы.

Планируемые результаты.

Изучение математики в 5 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

в личностном направлении:

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • критичность мышления, умение распозновать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
  • креактивность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

в метапредметном направлении:

  • первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решения в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интепритации, аргументации;
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

в предметном направлении:

  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
  • умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики;
  • умение приводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  • развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел, овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
  • овладение символьным языкам алгебры, приемами решения уравнений, аппарат уравнений для решения задач;
  • овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие преставлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  • умения измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей геометрических фигур;
  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Содержание  учебного курса:

Натуральные числа и нуль

Натуральный ряд чисел и его свойства

Натуральное число, множество натуральных чисел и его свойства, изображение натуральных чисел точками на числовой прямой. Использование свойств натуральных чисел при решении задач.

Запись и чтение натуральных чисел

Различие между цифрой и числом. Позиционная запись натурального числа, поместное значение цифры, разряды и классы, соотношение между двумя соседними разрядными единицами, чтение и запись натуральных чисел.

Округление натуральных чисел

Необходимость округления. Правило округления натуральных чисел.

Сравнение натуральных чисел, сравнение с числом 0

Понятие о сравнении чисел, сравнение натуральных чисел друг с другом и с нулём, математическая запись сравнений, способы сравнения чисел.

Действия с натуральными числами

Сложение и вычитание, компоненты сложения и вычитания, связь между ними, нахождение суммы и разности, изменение суммы и разности при изменении компонентов сложения и вычитания.

Умножение и деление, компоненты умножения и деления, связь между ними, умножение и сложение в столбик, деление уголком, проверка результата с помощью прикидки и обратного действия.

Переместительный и сочетательный законы сложения и умножения, распределительный закон умножения относительно сложения, обоснование алгоритмов выполнения арифметических  действий.

Степень с натуральным показателем

Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых, порядок выполнения действий в выражениях, содержащих степень, вычисление значений выражений, содержащих степень.

Числовые выражения

Числовое выражение и его значение, порядок выполнения действий.

Деление с остатком

Деление с остатком на множестве натуральных чисел, свойства деления с остатком. Практические задачи на деление с остатком.

Алгебраические выражения

Использование букв для обозначения чисел, вычисление значения алгебраического выражения, применение алгебраических выражений для записи свойств арифметических действий, преобразование алгебраических выражений.

Дроби

Обыкновенные дроби

Доля, часть, дробное число, дробь. Дробное число как результат деления. Правильные и неправильные дроби, смешанная дробь (смешанное число).

Запись натурального числа в виде дроби с заданным знаменателем, преобразование смешанной дроби в неправильную дробь и наоборот.

Сравнение обыкновенных дробей.

Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Арифметические действия со смешанными дробями.

Арифметические действия с дробными числами.        

Способы рационализации вычислений и их применение при выполнении действий.

Десятичные дроби

Целая и дробная части десятичной дроби. Преобразование десятичных дробей в обыкновенные. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление десятичных дробей. Умножение и деление десятичных дробей. Преобразование обыкновенных дробей в десятичные дроби. Конечные и бесконечные десятичные дроби.

Среднее арифметическое чисел

Среднее арифметическое двух чисел. Изображение среднего арифметического двух чисел на числовой прямой. Решение практических задач с применением среднего арифметического. Среднее арифметическое нескольких чисел.

Проценты

Понятие процента. Вычисление процентов от числа и числа по известному проценту, выражение отношения в процентах. Решение несложных практических задач с процентами.

Диаграммы

Круговые диаграммы. Извлечение информации из диаграмм. Изображение диаграмм по числовым данным.

Решение текстовых задач

Единицы измерений: длины, площади, объёма, массы, времени, скорости. Зависимости между единицами измерения каждой величины. Зависимости между величинами: скорость, время, расстояние; производительность, время, работа; цена, количество, стоимость.

Задачи на все арифметические действия        

Решение текстовых задач арифметическим способом. Использование таблиц, схем, чертежей, других средств представления данных при решении задачи.

Задачи на движение, работу и покупки

 Решение несложных задач на движение в противоположных направлениях, в одном направлении, движение по реке по течению и против течения. Решение задач на совместную работу. Применение дробей при решении задач.

Задачи на части, доли, проценты

Решение задач на проценты и доли.  Решение задач на нахождение части числа  и числа  по его части.

Логические задачи

Решение несложных логических задач. Решение логических задач с помощью графов, таблиц.

Основные методы решения текстовых задач: арифметический, перебор вариантов.

Наглядная геометрия

Фигуры в окружающем мире. Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырехугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Правильные многоугольники. Изображение основных геометрических фигур. Длина отрезка, ломаной. Единицы измерения длины. Построение отрезка заданной длины. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира.

Периметр многоугольника. Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближенное измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры.

Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры разверток многогранников.

Понятие объема; единицы объема. Объем прямоугольного параллелепипеда, куба.

Понятие о равенстве фигур.

Множества и отношения между ними

Множество, характеристическое свойство множества, элемент множества, пустое, конечное, бесконечное множество. Подмножество. Отношение принадлежности, включения, равенства. Элементы множества, способы задания множеств, распознавание подмножеств и элементов подмножеств с использованием кругов Эйлера.

Операции над множествами

Пересечение и объединение множеств. Разность множеств, дополнение множества. Интерпретация операций над множествами с помощью кругов Эйлера.

История математики

Появление цифр, букв, иероглифов в процессе счёта и распределения продуктов на Древнем Ближнем Востоке. Связь с Неолитической революцией.

Рождение шестидесятеричной системы счисления. Появление десятичной записи чисел.

Рождение и развитие арифметики натуральных чисел.

Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Открытие десятичных дробей. Старинные системы мер. Десятичные дроби и метрическая система мер.  Л. Магницкий.

Учебно-тематическое планирование.

        №

п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащихся

Из них

Теоретическое

обучение

Контрольная

работа

Самостоятельная работа, тест

1.

2.

3.

4

5

6

7

8

9

10

11

Повторение

Натуральные ряд чисел и его свойства.

Сложение и вычитание натуральных чисел

Умножение и деление натуральных чисел

Площади и объемы

Обыкновенные дроби

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

Умножение и деление десятичных дробей

Инструменты для вычислений и измерений

Логика.

Итоговое повторение

Итого

2

15

21

27

12

23

13

26

17

4

15

175

2

12

15

22

9

17

10

20

12

4

12

135

-

1

2

2

1

2

1

2

2

-

1

14

-

2

4

3

2

4

2

4

3

-

2

26

                                       

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема

Виды учебной деятельности

по плану

факт.

1

2

Повторение. Порядок выполнения действий.

Решение несложных логических задач.

Знать порядок выполнения действий, уметь применять знания при решении примеров.

Иметь представление о средстве выполнения математических действий.

Осмыслить значение изученного материала.

Уметь анализировать и осмысливать текст задачи, строить логическую  цепочку.

Натуральные числа и  нуль (15ч)

3

4

5

Натуральное число, множество натуральных чисел и его свойства. Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых. Появление  десятичной записи чисел

 Различие между цифрой и числом. Позиционная запись натурального числа, поместное значение цифры, разряды и классы, соотношение между двумя соседними разрядными единицами, чтение и запись натуральных чисел

Понятие о сравнении чисел, сравнение натуральных чисел друг с другом и с нулём, математическая запись сравнений, способы сравнения чисел. Рождение и развитее  арифметики натуральных чисел. Рождение шестидесятеричной системы счисления.

 Уметь правильно читать и записывать натуральные числа, выполнять арифметические действия.

 Сформировать первоначальные представления о числах как о средстве выполнения математических действий.

Формирование первоначальных представлений о целостности математической науки, об этапах ее развития, о ее значимости в развитии цивилизации.

6

7

8

Фигуры в окружающем мире. Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник. Правильные многоугольники

Длина отрезка, ломаной. Единицы измерения длины.

Четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Изображение основных геометрических фигур.

 Уметь изображать отрезки и треугольники с помощью чертежных инструментов. Выражать одни единицы длины через другие.

Приводить примеры аналогов отрезков в окружающем мире, сравнивать предметы по их длине, используя их графическое изображение.

 Формировать культуру работы с графической информацией.

9

10

Плоскость. Прямая. Луч. Ломаная.

Периметр многоугольника. Измерения длины отрезка, построение отрезка заданной длины.

Уметь изображать плоскость, прямую, луч видеть особенности каждой фигуры.

Приводить примеры аналогов плоскостей, прямых, лучей в окружающем мире.

 Формирование аккуратности и терпеливости при выполнении чертежей.

11

12

13

Шкалы и координаты. Единицы измерения массы, времени, скорости. Зависимости между единицами измерения каждой величины.

Координатный луч. Изображение натуральных чисел точками на числовой прямой

Практические задачи на шкалы и координаты.

Уметь определять координату точки на луче и изображать точку по заданной координате.

Формировать умения сопоставлять предмет и окружающий мир.

Формирование навыка  изображения величин, работы пол алгоритму.

14

15

16

17

Понятие о сравнении чисел, сравнение натуральных чисел друг с другом и с нулем, математическая запись сравнений.

Способы сравнения  чисел

Сравнение отрезков. Римская нумерация.

Появление цифр ,букв, иероглифов в процессе счета и распределения продуктов на Древнем Ближнем Востоке. Связь с Неополитеческой революцией.

Контрольная работа №1 «Обозначение натуральных чисел».

Уметь анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку, оценивать результат.

Располагать объекты в соответствии с их числовыми характеристиками; давать качественные характеристики объектам в соответствии с их числовыми значениями.

Формировать навыки сравнения, аналогии, выстраивание логических цепочек.

Сложение   и   вычитание   натуральных    чисел  (21ч)

18

19

20

21

22

Сложение, компоненты сложения, связь между нахождением суммы, изменение суммы при изменении компонентов сложения. Сложение в столбик. Проверка результата с помощью прикидки и обратного действия

Переместительный и сочетательный законы сложения.

Решение задач на сложение натуральных чисел.

Вычисление числовых выражений.

Решение текстовых задач арифметическим способом

 Уметь складывать многозначные числа, знать и уметь формулировать и применять свойства сложения натуральных чисел, свойства нуля при сложении, решать текстовые задачи.

Осуществлять контроль правильности своих действий, формировать навыки применения полученных знаний в быту, например, вычислять периметр объектов в форме треугольника и многоугольника при решении бытовых задач.

Формировать умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры.

23

24

25

26

27

Вычитание,  компоненты вычитания, связь между нахождением разности, изменение разности при изменении компонентов вычитания.

Свойства арифметических действий. Вычитание.

Применение свойств вычитания.

Решение текстовых задач арифметическим способом.

Контрольная работа №2 «Сложение и вычитание натуральных чисел»

 Уметь вычитать многозначные числа, уметь формулировать и применять свойства вычитания натуральных чисел, решать текстовые задачи.

Формировать способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения поставленной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения.

 Формировать креативность мышления, находчивость, инициативность при решении математических задач.

28

29

30

Числовые  выражения и его значение, порядок выполнения действий.

Использование букв для обозначения чисел, вычисление значения алгебраического выражения, применение  алгебраических выражений для записи свойств арифметических действий, преобразование алгебраических выражений.

Решение текстовых задач на буквенные  выражения.

Уметь правильно читать и записывать буквенные выражения, вычислять их значения при  заданных значениях букв, составлять буквенное выражение по условию задачи.

Формировать умение составлять математическую модель текстовых задач в виде буквенных выражений.

Формирование операционного типа мышления.

31

32

33

Буквенная запись свойств сложения и вычитания

Использование букв для обозначения чисел; для записи свойств арифметических действий.

Решение текстовых задач на буквенные записи свойств сложения и вычитания.

 Знать, уметь формулировать и записывать свойства сложения и вычитания с помощью букв, составлять буквенное выражение по условию задачи.

Формировать умения выделять характерные свойства в изучаемых объектах, выполнять действия в соответствии с имеющимся алгоритмом.

 Формировать умение ясно и точно излагать свои мысли, развивать креативное мышление.

34

35

36

37

38

Уравнение, корень уравнения.

Решение уравнений

Нахождение корней уравнений.

Задачи на составление уравнений.

Контрольная работа №3

«Числовые и буквенные выражения. Уравнения»

 Уметь решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий, решать задачи с помощью уравнений.

Формировать навыки выбора  наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; соотносить условие задач с имеющимися моделями и выбирать необходимую модель. Формировать креативность мышления, инициативность, активность при решении уравнений; понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры.

Умножение   и   деление   натуральных   чисел   (27ч)

39

40

41

42

43

Умножение, компоненты умножения, связь между ними, умножение в столбик Проверка результата с помощью прикидки и обратного действия.

Вычисление значений выражений.

Переместительный и сочетательный законы умножения, распределительный закон умножения относительно сложения, обоснование алгоритмов выполнения арифметических действий.

Вычисление буквенных выражений.

Решение текстовых задач на умножение.

Знать и уметь применять на практике свойства умножения, уметь умножать многозначные числа «столбиком», вычислять значение выражений, содержащих умножение, выбирая удобный порядок действий, находить значение буквенного выражения, содержащего умножение, решать текстовые задачи

 Уметь выполнять действия по алгоритму, выявлять и использовать аналогии, сопоставлять свою работу с образцами, анализировать условие задачи  и выделять необходимую для решения информацию, представленную в неявном виде, группировать объекты по определенным признакам, составлять анализ объектов и выделять их существенные характеристики.

Формировать  операционный тип мышления, внимательность и исполнительную дисциплину, осуществлять самоконтроль собственной деятельности.

44

45

46

47

48

49

50

Деление, компоненты деления, связь между ними, деление уголком. Проверка результата с помощью прикидки и обратного действия

Свойства деления.

Применение свойств деления.

Вычисление выражений с делением.

Вычисление буквенных выражений с делением.

Арифметические действия  с натуральными числами. Деление.

Решение текстовых задач арифметическим способом.

Знать и уметь применять на практике свойства деления. Уметь находить значение выражения, содержащего деление, решать простейшие уравнения, содержащие умножение и деление. Составлять буквенные выражения по тексту задачи, решать текстовые задачи.

 Уметь выполнять действия по алгоритму, выявлять и использовать аналогии, сопоставлять свою работу с образцами, анализировать условие задачи и выделять необходимую для решения информацию.

Формировать способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

51

52

53

54

Деление с остатком на множестве натуральных чисел.

Вычисление значений при делении с остатком . Свойства деления с остатком.

Практические  задачи  на деление с остатком.

Контрольная работа №4 «Умножение и деление».

Знать правило нахождения делимого при делении с остатком. Уметь выполнять деление с остатком, находить делимое  по неполному частному, делителю и остатку. Решать текстовые задачи, требующие деления с остатком.

Формировать умения выделять характерные свойства в изучаемых объектах, выполнять действия в соответствии с имеющимся алгоритмом.

Формировать умения распознавать логически некорректные высказывания, находчивость, любознательность, оценивать результаты своей деятельности.

55

56

57

58

59

Упрощение выражений.

Применение свойств умножения при упрощении выражений.

Решение уравнений.

Решение текстовых задач с помощью уравнений.

Решение задач  на  упрощение выражений.

Знать и уметь применять на практике распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания при Упрощении выражений. Уметь решать уравнения, применяя распределительное свойство умножения, решать текстовые задачи.

Формировать умения осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач, умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы.

Формирование креативного мышления, умение понимать смысл поставленной задачи, оценивать результат своей деятельности.

60

61

62

Порядок  действий в числовых выражениях, обоснование алгоритмов выполнения арифметических действий

Вычисление значений числовых выражений.

Решение текстовых задач арифметическим способом.

Знать действия первой и второй ступени, порядок действий при нахождении значений выражений. Уметь определять необходимую  последовательность.

Формировать умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы, делать выводы.

 Формировать умения  точно формировать  свои мысли в устной и письменной речи, способность восприятия математических рассуждений .

63

64

65

Понятие о степени с натуральным показателем. Квадрат и куб числа. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих степень, вычисление значений выражений, содержащих степень.

Вычисление значений квадрата и куба числа.

Контрольная  работа №5 «Упрощение выражений».

Знать сущность понятий степень, основание степени, показатель степени, понятия «квадрат» и «куб» числа. Уметь представлять произведение чисел в виде степени, представлять степень в виде произведения чисел, находить значения выражений ,содержащих степень числа.

 развивать креативность мышления,  коммуникативность, потребность в получении новых знаний.

Площади и объемы (12ч)

 66

67

68

69

Формулы. Зависимости  между величинами : скорость, время, расстояние; производительность, время, работа; цена, количество, стоимость .

Решение несложных задач на движение в противоположных направлениях , в одном направлении, движение по реке по течению и против течения. Решение задач на совместную работу

Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника,  квадрата. Понятие о равенстве фигур.  Приближенное  измерение площади фигур на клетчатой бумаге

Равновеликие фигуры. Периметр многоугольника

 Иметь представление о формулах как о математическом аппарате, уметь пользоваться изученными математическими формулами; применять их для решения простейших физических задач. Знать формулы вычисления площадей прямоугольника, квадрата и уметь применять эти формулы.

 формировать умение создавать, применять и преобразовывать простейшие формулы для решения учебных и познавательных задач.

 формировать способность к  эмоциональному восприятию математических объектов, повышать интерес к изучению математики.

70

Единицы измерения площади.

Знать единицы измерения площадей, уметь переводить одни единицы площадей в другие, применять навыки нахождения площадей при решении задач прикладного характера.

Формировать умения применять и преобразовывать  знаково-символьные средства, модели для решения учебных и познавательных задач.

Формировать первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее необходимости в окружающей действительности.

71

Зависимости между единицами измерения каждой величины: площади.

72

Решение текстовых задач арифметическим способом. Использование таблиц, схем чертежей других средств представления данных при решении задач.

73

Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида.

Знать, что такое прямоугольный параллелепипед, куб и их сопутствующие понятия, уметь изображать графически изучаемые тела. Уметь находить объемы и площади. Уметь применять знания при решении прикладных задач.

 Формировать умения понимать и использовать рисунки и чертежи для иллюстрации, интерпретации, аргументации.

 формирование культуры работы  с графической информацией.

74

Понятие объёма; единицы объёма. Объем прямоугольного параллелепипеда и объём  куба

75

Изображение пространственных фигур. Многогранники, правильные многогранники. Примеры развёрток многогранников.

76

Единицы измерения объёма. Зависимости между единицами измерения каждой величины: объема

77

Контрольная работа №6 «Площади и объемы».

Обыкновенные   дроби   (23ч)

78

Наглядное представление о фигурах на плоскости: окружность, круг.

  Знать, что такое окружность и круг и их сопутствующие понятия. Уметь изображать окружность и круг с помощью циркуля, применять знания к решению прикладных задач.

 развивать способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни. Умение понимать и использовать рисунки, чертежи для иллюстрации.

 Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию, развивать находчивость, активность при решении арифметических задач.

79

Решение задач на окружность и круг.

80

Доля, часть, дробное число, дробь. Обыкновенные дроби.  Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Открытие десятичных дробей. Старинные системы мер. Десятичные дроби и метрическая система мер.  Л. Магницкий.

 Знать сущность понятия «обыкновенные дроби», уметь читать и записывать обыкновенные дроби, изображать их на координатном луче, решать простейшие задачи с обыкновенными дробями.

 Формировать умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки.

 формировать коммуникативные компетенции, умение точно и грамотно формулировать свои мысли, выдвигать гипотезы.

81

Изображение обыкновенных дробей на координатном луче.

82

Нахождение части от целого.

83

Нахождение целого по его части. Решение задачи на нахождение части числа и числа по его части.

84

Сравнение обыкновенных дробей.

 Знать правило сравнения обыкновенных дробей и уметь применять его на практике. Уметь анализировать и осмысливать текст задач, извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку, оценивать результат.

 располагать объекты в соответствии с их числовыми характеристиками, давать качественные характеристики объектам в соответствии с их числовыми значениями.

 формировать навыки сравнения, аналогии, выстраивания логических цепочек.

85

Сравнение дробей с помощью координатного луча.

86

Решение задач на сравнение дробей.

87

Правильные и неправильные дроби.

 Знать, какие дроби называют правильными, какие неправильными. Уметь сравнивать и упорядочивать обыкновенные дроби, решать текстовые задачи.

 Развивать способность видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающем мире.

 Формировать креативность мышления, находчивость, умения анализировать и выстраивать логическую цепочку.

88

Применение дробей при решении задач

89

Контрольная работа №7 «Доли. Обыкновенные дроби».

90

Сложение и вычитание обыкновенных дробей.

 Знать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, уметь применять их на практике, решать текстовые задачи.

 Формировать умения осуществлять контроль своих действий, понимать сущность алгоритмических предписаний и умений действовать по предложенному алгоритму.

Формировать умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры.

91

Вычисление значений выражений на сложение и вычитание дробей.

92

Решение текстовых задач арифметическим способом.

93

Дробное число как результат деления.

Знать, что знак деления равносилен дробной черте. Уметь представлять любое натуральное число в виде дроби с разными знаменателями. Решать текстовые задачи.

Уметь выявить и использовать аналогии, сопоставлять свою работу с образцами, находить информацию, представленную в неявном виде, осуществлять анализ математических объектов.

Формировать способность к эмоциональному восприятию математических объектов, решений, рассуждений.

94

Запись натурального числа в виде дроби с заданным знаменателем.

95

Смешанная дробь (смешанное число).

 знать правила преобразования неправильной дроби в смешанное число и смешанного числа в неправильную дробь и уметь применять их на практике. Работать с математическим текстом, проводить классификацию. Развивать способность видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающем мире.

Формировать креативность мышления, находчивость, умение анализировать и выстраивать логическую цепочку.

96

Преобразование смешанной дроби в неправильную дробь и наоборот.

97

Арифметические действия со смешанными дробями.

 Знать правила сложения и вычитания смешанных чисел и уметь применять их на практике. Анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку, оценивать результаты.

 Формировать умения понимать, использовать наглядность для иллюстрации, интерпретации, аргументации. Способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач.

 Формировать умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры.

98

Арифметические действия с дробными  числами.

99

Способы рационализации вычислений и их применение при выполнении действий.

100

Контрольная работа №8 «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».

Десятичные    дроби.  Сложение  и  вычитание  десятичных   дробей (13ч)

101

Целая и дробная части десятичной дроби. Десятичная запись дробных чисел. Десятичные дроби

 Иметь представление о десятичных дробях. Уметь записывать дроби, знаменатель которых единица с несколькими нулями, в виде десятичных. Уметь записывать в виде десятичных дробей значения величин, содержащих различные единицы измерений.

 Формировать умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы, понимания сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

 формировать внимательность, любознательность и исполнительскую дисциплину.

102

Преобразование десятичных дробей в обыкновенные. Конечные и бесконечные десятичные дроби.

103

Сравнение десятичных дробей.

 Знать правило сравнений десятичных дробей и уметь применять его на практике. Уметь изображать десятичные дроби на координатном луче , определять между какими соседними натуральными числами находится данная десятичная дробь, решать текстовые задачи на сложение и вычитание десятичных дробей, решать уравнения, содержащие десятичные дроби.

 Формировать умения располагать объекты в соответствии с их числовыми характеристиками, давать качественные характеристики объектам в соответствии с их числовыми значениями.

 Формировать навыки сравнения, аналогии, выстраивания логических цепочек.

104

Решение задач на сравнение десятичных дробей

105

Сравнение десятичных дробей на практике.

106

 Сложение и вычитание. десятичных дробей.

107

Решение задач на сложение и вычитание десятичных дробей.

108

Решение уравнений на сложение и вычитание десятичных дробей.

109

Применение сложения и вычитания десятичных дробей на практике.

110

Вычисление значений выражений на сложение и вычитание десятичных дробей.

111

Округление чисел. Необходимость округления. Правило округления натуральных чисел. Округление десятичных дробей

 знать правило округления дробей и уметь применять его на практике, уметь находить приближения чисел с недостатком и избытком, решать текстовые задачи, требующие округления величин.

 формировать способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.

 формировать критичность и креативность мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания.

112

Прикидка и оценка результатов

113

Контрольная работа №9 «Сложение и вычитание десятичных  дробей».

Умножение   и   деление   десятичных   дробей   (26ч)

114

Умножение десятичных дробей на натуральное число.

Знать правила умножения десятичных дробей на натуральное число и уметь применять их на практике, уметь решать текстовые задачи на умножение десятичных дробей на натуральное число.

 Формировать умение выдвигать гипотезы, доказывать их, оценивать результат.

 Формировать критическое отношение к себе, коммуникативность в общении.

115

Вычисление значений выражений на умножение десятичных дробей на натуральное число.

116

Решение текстовых задач на умножение десятичных дробей на натуральное число.

117

Деление десятичных дробей на натуральные числа.

 Знать правила деления десятичных дробей на натуральное число, применять их на практике. Уметь находить значения числовых выражений с десятичными дробями, решать уравнения и текстовые задачи.

 Формировать умения выдвигать гипотезы, анализировать информацию, делать выводы, оценивать результат.

 формировать умения контролировать процесс и результат учебной деятельности.

118

Решение задач на деление десятичных дробей на натуральное число.

119

Решение уравнений, содержащих деление десятичных дробей на натуральное число.

120

Деление десятичной дроби на 10.100 и т. д.

121

Преобразование  десятичных дробей в обыкновенные  и  преобразование обыкновенных дробей в десятичные дроби.

122

Контрольная работа №10 «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа».

123

Умножение десятичных дробей.

 знать правила умножения десятичных дробей и уметь применять их на практике, уметь находить значения числовых и буквенных выражений, содержащих десятичные дроби, решать уравнения с применением свойств умножения, решать текстовые задачи.

 формировать умения осуществлять  контроль по образцу и вносить необходимые коррективы, понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

 формировать внимательность, любознательность и исполнительскую дисциплину.

124

Вычисление значений выражений на умножение десятичных дробей.

125

Умножение десятичной дроби на 0.1, 0,01, 0,001 и т.д.

126

Решение уравнений, содержащих десятичные дроби.

127

Решение текстовых задач на умножение десятичных дробей.

128

Деление  десятичных дробей.

 Знать правила деления на десятичную дробь и уметь применять их на практике. Уметь находить значения числовых и буквенных выражений, решать уравнения с помощью деления на десятичную дробь, анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем и рисунков, строить логическую цепочку рассуждений, оценивать полученный ответ.

 Формировать способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение поставленных задач.

 Формировать способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

129

Вычисление значений выражений с делением на десятичную дробь.

130

Деление на 0,1; 0,01;. 0,001 и т.д.

131

Решение уравнений с делением на десятичную дробь.

132

Решение текстовых задач с делением на десятичную дробь.

133

Нахождение числовых и буквенных выражений с делением на десятичную дробь.

134

Решение задач арифметическим способом..

135

Среднее арифметическое двух чисел, нескольких чисел

 знать правило нахождения среднего арифметического нескольких чисел и уметь применять его на практике. Знать правило нахождения средней скорости и уметь применять его при решении задач.

136

Изображение  среднего арифметического двух чисел на числовой  прямой.

137

Решение практических задач с применением  среднего арифметического..

138

Средняя скорость движения

 Развивать способность видеть математическую задачу  в других дисциплинах, окружающем мире.

 формировать ответственное отношение к учению, развивать находчивость, активность, инициативность.

139

Контрольная работа №11 «Умножение и деление десятичных дробей».

Инструменты   для   вычислений   и   измерений  (18ч)

140

Микрокалькулятор.

 Знать порядок выполнения действий, уметь находить значения числовых выражений с помощью микрокалькулятора.

 Формировать научные представления об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники, умения работать по алгоритму.

 повышать интерес к обучению, формировать коммуникативную компетентность.

141

Вычисление значений с помощью микрокалькулятора.

142

Понятие процента.

 Объяснять, что такое процент. Представлять проценты в дробях и дроби  в процентах, уметь находить процент от целого, целое по данному проценту, количество процентов в данной величине, решать текстовые задачи на проценты.

Развивать способность видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающем мире, способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач.

 Формировать умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию и приводить примеры.

143

Выражение отношения в процентах.

144

Вычисление процентов. Решение несложных задач с процентами

145

Вычисление процентов от числа и числа по известному проценту

146

Решение задач на проценты и доли.

147

Контрольная работа №12 «Проценты».

148

Наглядные представления о фигурах на плоскости: угол. Виды углов. Градусная мера угла.

 Знать суть терминов «угол», «сторона угла», «вершина угла», «биссектриса угла»,  «тупой угол», «прямой угол», «развёрнутый угол».

 Приводить примеры аналогов углов в окружающем мире, сравнивать предметы, используя их графическое изображение.

 Формирование культуры работы с графической информацией.

149

Задачи на прямой и развернутый угол.

150

Практические задачи на построение.

151

Измерение  углов с помощью транспортира.

 Знать виды углов, уметь строить углы всех видов с помощью транспортира.

 Находить примеры аналогов углов в окружающем мире, сравнивать предметы, используя их графическое изображение.

 Формировать графическую компетентность.

152

Построение углов с помощью транспортира.

153

Задачи на измерение и построения углов. .

154

Круговые диаграммы. Изображение диаграмм по числовым данным

 Знать, что такое круговая диаграмма, уметь анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию, изображать результат в виде круговой диаграммы.

Формировать умение сопоставлять предметы и окружающий мир.

 Формирование навыка изображения величин, работы по алгоритму.

155

Построение круговых диаграмм. Извлечение информации из диаграмм.

156

Контрольная работа №13 «Измерение углов. Транспортир».

157

Комбинаторные задачи. Решение логических задач с помощью графов, таблиц

 Знать, что такое комбинаторная задача, уметь решать комбинаторные задачи с помощью схем и графов.

 Формировать способность сопоставления графического изображения и окружающего мира, строить логическую цепочку рассуждений, решений.

 Формировать находчивость, инициативу, активность при решении комбинаторных задач, культуру общения друг с другом.

158

Основные методы решения текстовых задач: арифметический, перебор вариантов.

159

Множество, характеристи-

ческое свойства множества, элемент множества.  Пустое, конечное бесконечное  множество.  Подмножество.

160

Пересечение и объединение множеств. Разность множеств, дополнение множеств. Интерпретация операций над множествами с помощью кругов Эйлера

161

Отношение принадлеж-ности, включения, равен-ства. Элементы множества, способы задания множеств, распознавание подмножеств и элементов подмножеств с использованием кругов Эйлера.

Итоговое   повторение   курса   математики  (14ч)

162

Натуральные числа, арифметические действия с натуральными числами Числовые и буквенные выражения.

Уметь выполнять действия с натуральными числами, решать текстовые задачи, находить значение числовых и буквенных выражений, уметь упрощать выражения, решать простейшие уравнения, решать задачи на проценты.

 Способность самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

 Формировать креативность мышления, находчивость, активность при решении арифметических задач.

163

Упрощение выражений.

164

Уравнение.

165

Проценты.

166

Решение текстовых задач на проценты.

167

Контрольная работа №14 « Итоговая».

168

Формулы. Площадь прямоугольника.

 Знать формулы площади прямоугольника, объема прямоугольного параллелепипеда, применять знания на практике. Знать правила действий с дробями и применять их на практике, решать уравнения и текстовые задачи, знать виды, строить углы, решать простейшие геометрические задачи.

 Формировать умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности, ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию.

169

Объем прямоугольного параллелепипеда.

170

Сложение и вычитание смешанных чисел.

171

Сложение и вычитание десятичных дробей.

172

Умножение и деление  десятичных дробей.

173

Арифметические действия с десятичными дробями.

174

Построение углов. Транспортир.

175

Итоговое занятие.


Учебно-методическое обеспечение:

Учебники:

1. Н. Я. Виленкин и др. «Математика 5» - изд. М.: «Мнемозина», 2012 г..

Дополнительная литература:

1. КИМы «Математика 5 класс»- изд. М.: «Веко», 2011 г.

2. Поурочные разработки по математике / Л. П. Попова - изд. М.: «Веко», 2012 г.

3. «Математика 5» / Л. П. Ершова, В. В. Голобородбко - изд. М.: «Илекса», 2009 г.

4. «Дидактические материалы по математике 5 класс» / А. С. Чесноков, К. И. Нешков, 2008 г.

Интернет ресурсы:

1. http://www.edu.ru/ - "Российское образование" Федеральный портал.

2. http://www.school.edu.ru/default.asp- "Российский общеобразовательный портал".

3.http://www.school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

4.http://www.mathvaz.ru/ – Досье школьного учителя математики.

5. http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей.

6. http://festival.1september.ru/ -  Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". 

8. http://www.problems.ru./ - Задачи.

9. http://www.methmath.chat.ru/ - Методика преподавания математики.

10.http://interneturok.ru/ru - Коллекция видеоуроков по основным предметам школьной программы

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" Учебник: под ред. Виленкина Н.Я. «Математика. 6 класс».

Обобщить и систематизировать знания детей о сложении, вычитании и сравнении дробей с разными знаменателями. Подготовиться к контрольной работе....

Рабочая программа к учебнику Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др., «Просвещение» 2011 г.

Рабочая программа к учебнику Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др., «Просвещение» 2011 г....

Рабочая программа к учебнику "Математика, 5 класс" Виленкина Н.Я.

Рабочая программа к учебнику "Математика, 5 класс" Виленкина Н.Я. содержит пояснительную, цели и задачи курса, требования к уровню подготовки учащихся, почасовое планирование, список УМК....

Рабочая программа к учебнику Е.А.Бунимович Математика, 6 класс

Рабочая программа по математике 6 класс, автор Бунимович, серия "Сфера"...

Рабочая программа по учебнику Н.Я.Виленкина. Математика 5 класс.

В данной программе переставлены местами некоторые темы для параллельного повторения и изучения нового материала. Программа прошла апробирование мной и моими коллегами в течение трех учебных лет. Учащи...

Задачи на проценты. Презентация к учебнику Н.Я.Виленкина и др. "Математика 5 "

В презентации разобраны основные типы задач на проценты и способы их решения по программе 5 класса....

Рабочая программа к учебнику Математика 6 класс Виленкин 5 часов (Базовый уровень) 2022 г

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основно...