"Деление обыкновенных дробей" конспект урока по математике в 6 классе
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Гусева Марина Николаевна

Урок "Деление обыкновенных дробей" - изучение нового материала, посвящён году экологии, все задания "привязаны" к  Рязанскому государственному окскому заповеднику. Преподавание математики в 6 классе ведётся по учебнику "Математика-6" авторов Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delenie_obyknovennyh_drobey_6_klass.docx966.22 КБ

Предварительный просмотр:

                     Тема урока: «Деление обыкновенных дробей».

Тип урока: урок получения новых знаний.

Цели урока:

1. образовательная:  изучение нового материала по данной теме в условиях современной школы с использованием интерактивного оборудования и межпредметных связей;

2. воспитательная: формирование интереса к решению примеров и задач; воспитание уважения к историческому прошлому, любви к Родине, духовно-нравственное воспитание молодёжи.

3. развивающая: развитие внимательности, логического мышления, умения систематизировать и применять полученные знания;

Задачи:

1.образовательная: повторить правило умножения дробей, понятие взаимно обратных чисел; повторить правило нахождения дроби от числа на основе решения текстовых задач; научить выполнять деление дробей; отработать вычислительные навыки в действиях с дробями;

2. воспитательная:  научить преодолевать трудности, настраиваться на успех в любом деле; формировать навыки сотрудничества;

3. развивающая: способствовать выработке у школьников умения обобщать изучаемые факты, формулировать выводы; развивать исследовательские навыки.

Оборудование: интерактивная доска, документ-камера, персональный компьютер, презентация.

1.Организационный момент.

Учитель:

Здравствуйте, ребята. Запишите число и классная работа.

Слайд 1.  

Над желтой нивой - купол голубой,

Плывет как лебедь, парус у причала

К огромной нашей Родине любовь

Берет от малой родины начало.

 Учитель: Как вы понимаете эти строки? (ученики объясняют, что главная мысль заключается в любви к малой Родине, родному краю).

Учитель: Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку. Сегодня урок-путешествие по нашей Рязанской области. Давайте вспомним, какой идёт год? (ученики отвечают, что 2017 год объявлен годом экологии). Как вы это понимаете? (ученики объясняют о необходимости сохранения и охраны природы, животных).

2. Мотивация. Самоопределение к деятельности.

Слайд 2. (Зашифровано слово)

Первая буква каждого ответа является шифром слова куда мы отправимся в  путешествие.

1.Число, стоящее под чертой при записи дроби ? (знаменатель)

2.Стариная русская мера длины равна чуть более чем 71 см? (аршин)

3.Число ,которое делится на единицу и на само себя. (простое)

4.Прямая линия,которая имеет начало и конец? (отрезок)

5.Два числа, произведение  которых равно 1? (взаимно обратные числа)

6.Самое маленькое натуральное число? (единица)

7.Действие, обратное умножению? (деление)

8.Все числа, употребляемые при счете предметов?(натуральные)

 9.Название буквы, которую используют при решении уравнений (икс).

10.При решении уравнения находим что…? (корень)

Получается слово: Заповедник.

Учитель: Что означает это слово?

Ученики: Заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности.

Учитель: Какие заповедники вы знаете на территории Рязанской области? (окский государственный заповедник).

Слайд 3, 4.

 Окский государственный заповедник Рязанской области.

Окский государственный природный заповедник расположен в центральной части европейской территории России, занимает северную часть Рязанской области (Спасский и Спас-Клепиковский районы), в среднем течении р. Оки, в 100 км от г. Рязань и в 300 км от Москвы.

Находится в средней полосе, на юге природной зоны широколиственных лесов, на юго-востоке Мещёрской низменности. Мещёра название своё получила по имени племени «мещера», угро-финской группы народов, обитавших здесь 1,5 -2 тыс. лет назад. Удивительный по красоте и разнообразию природы Мещёрский край сохранился среди лесов и бескрайних заливных лугов поймы Оки.

C:\Documents and Settings\Марина\Рабочий стол\149_37.jpgC:\Documents and Settings\Марина\Рабочий стол\113595.jpg

Рис.1.Мещёрский край.                            Рис.2.Мещёрская низменность.

Слайд 5, 6.

Учитель рассказывает о заповеднике: сосновые, еловые леса, дубравы, пойменные луга. Там обитают - лось, бобр, лисица, куница, глухарь, рябчик, черный аист, орлан-белохвост и другие. Созданы питомники редких видов животных (зубр, белый, черный и японский журавли); орнитологическая станция.  

C:\Documents and Settings\Марина\Рабочий стол\Окский заповедник  12 тыс изображений найдено в Яндекс.Картинках_files\i_047.jpgC:\Documents and Settings\Марина\Рабочий стол\7184261rg3.jpg

                            Рис.3, 4.Обитатели заповедника

C:\Documents and Settings\Марина\Рабочий стол\149_231.jpg C:\Documents and Settings\Марина\Рабочий стол\Окский заповедник  12 тыс изображений найдено в Яндекс.Картинках_files\i_021.jpg

Рис.5.Зубры                                        Рис.6.Заливные луга р.Оки.

Слайд 7. Давайте узнаем в каком году был создан заповедник?

Задание 1.Найдите значения выражения

   Ученики решают и получают (Ответ: 1935 г)

Учитель рассказывает: в 1986 г. Окский заповедник получил международный Статус биосферного.
В 1989 году территория заповедника увеличена на 32,8 тыс. га с целью создания на ней биосферного полигона.

Задание2.
В настоящий момент общая площадь, находящаяся под контролем Окского заповедника, составляет 77193 га , 72% - это площадь заповедника, остальная – площадь охранной зоны. Сколько га занимает заповедник, а сколько охранная зона? Ответ округлите до целых.

Ученики решают в тетрадях, а один у доски с целью проверки, получают

(55 578,96 ≈ 55579 га – площадь заповедника и 21614 га – площадь охранной зоны).

C:\Documents and Settings\Марина\Рабочий стол\Окский заповедник  12 тыс изображений найдено в Яндекс.Картинках_files\i_018.jpg

Рис.6. Окский биосферный заповедник.

Слайд 8. Задание 3.

Площадь заповедника нам известна – 55579 га. Леса составляют примерно 90%, болота - 4,5%, а остальная площадь занята  сухими угодьями, озёрами и реками .Найдите сколько га составляют леса, болота,  сухие угодья, озёра и реки. Ответы округлите до целых.

Ученики решают в тетрадях, а один у доски с целью проверки, получают

 (ответ: 50021 га –леса, 2501 га – болота, 3057га – сухие угодья, озёра и реки).

C:\Documents and Settings\Марина\Рабочий стол\Окский-государственный-биосферный-заповедник.jpg 

Рис.7.Окский заповедник

Слайд 9.  Фауна.

 Учитель рассказывает о животном мире заповедника.

  C:\Documents and Settings\Марина\Рабочий стол\fauna19_320.jpg C:\Documents and Settings\Марина\Рабочий стол\fauna46_320.jpg

                                Рис.8,9. Животный мир.

Слайд 10. Задание №4.  Найдите значение выражения:

1)244∙ ¼ =        Ответ 61

2) (101 3/5+31 2/5)∙2=      Ответ 266

3) 5½ · 2=      Ответ 11

4) ⅓∙18 =       Ответ 6

5) (6 3/7 + 6 4/7)·3 =      Ответ 39

6) 3000 1/10 + 882 9/10 =      Ответ 3883.

Учитель:

В фауне позвоночных животных насчитывается :1)61 вид млекопитающих (лось, кабан, европейская косуля, лисица, обыкновенный бобр, европейская норка, выдра, горностай, куница, енотовидная собака, ондатра, белка, летучие мыши),  2)266 видов птиц (глухарь, рябчик, тетерев, серый журавль, чёрный аист, серая цапля, большая и малая выпь, кулик-сорока, обыкновенный зимородок, золотистая щурка, орлан-белохвост, скопа,  чёрный коршун, канюк). 

3)11 видов амфибий, 4)6 видов рептилий, 5)39 видов рыб, 6)3883 вида беспозвоночных животных.

Слайд 11. Флора и растительность.

C:\Documents and Settings\Марина\Рабочий стол\flora28_320.jpg C:\Documents and Settings\Марина\Рабочий стол\flora35_320.jpg

Рис.10,11. Растительность окского заповедника.

Слайд 12. Задание №5.    Найдите числа обратные данным:  

1/37 =         Ответ: 37/1 (числитель - 37 видов сосудистых растений)

4/9 =           Ответ: 9/4 (числитель – 9 видов мхов)

5/12 =         Ответ: 12/5 (числитель – 12 видов лишайников)

2/21 =          Ответ: 21/2  (числитель -  21 вид грибов)

Все эти виды занесены в Красную книгу Рязанской области.

Также в Красной книге Рязанской области существует отдельный список редких и уязвимых видов, нуждающихся в постоянном контроле и наблюдении. Это в массе своей декоративные и лекарственные растения, которым пока не угрожает опасность исчезновения, но которые особенно подвержены антропогенному влиянию вблизи населенных пунктов на территории охранной зоны заповедника. 

Слайд 13.Физминутка. (учитель называет правильные дроби – наклон к окну, неправильные дроби – наклон в другую сторону).

3.Создание проблемной ситуации на уроке.

Слайд 14. Выполните действия:

¼ : ½ =?  (ответ  ½ )

¾ : ¼ =?  (ответ 3)

16 : ½ =?  (ответ 32)

Ученики говорят, что не умеют делить дроби, возникла поблема.

4.Изучение нового материала.

Учитель предлагает прочитать правило в учебнике на стр -97 п.17 и сформулировать его.

Слайд 15, 16. Найдите значение выражения. Угадайте слово.

  1. 3/8 : 5/7 =           Л
  2. 1/5 : ¾ =             В                    
  3. 7/8 : 2 =              А
  4. 3/8 : 3 =              Ь
  5. 3/5 : 9/25 =        Д
  6. 3/7 : ½ =             Ш
  7. ½ : 2/3 =             П
  8. 5 : 2/5 =              Е
  9. 15 : 5/6 =            Н

4/15

7/16

21/40

1/8

5/3

6/7

18

25/2

3/4

Получается слово вальдшнеп.

Учитель рассказывает:

Ва́льдшнеп (лат. Scolopax rusticola) — небольшая птица семейства бекасовых, гнездящаяся в умеренном и субарктическом поясе Евразии. На большей части ареала перелётная птица, ведёт скрытный ночной образ жизни. Основной биотоп — старые влажные лиственные или смешанные леса с пустошами и перелесками. Обычно ведёт одиночный образ жизни, хотя иногда сбивается в небольшие свободные группы.

C:\Documents and Settings\Марина\Рабочий стол\Scolopax_rusticola.jpg

Рис.12. Вальдшнеп.

Ученики выясняют, что в нашем районе (Чучковском) на дорогах тоже встречается эта птица.

5.Закрепление материала.

Слайд 17. Самостоятельная работа (учебник №599, 607(а, б).

Задача (ответ 18 км/ч; 9 км/ч), №607(а) – 1;    б) – 3.

Слайд 18.Музей природы в Брыкином бору.

Учитель: Окский заповедник имеет на своей территории музей, содержащий красочные и яркие экспозиции. В них представлены почти все животные заповедной зоны в естественном для них окружении .Опытные экскурсоводы расскажут об истории создания заповедника и успехах его работы за почти восьмидесятилетний период. В сопровождении сотрудников заказника можно совершить путешествие к местам обитания зубров и стерхов. Наиболее интересным представляется момент кормления животных и птиц.

Учитель предлагает совершить экскурсию в музей.

 6.Рефлексия.  (Слайд 19).

7.Домашняя работа. (Слайд 20)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике 6 класс "Деление обыкновенных дробей"

Задача, конечно, не слишком простая:Играя учить и учиться играя,Но если с учёбой сложить развлеченье,То праздником станет любое ученье!  Урок по математике в 6 классе с применением информационны...

Презентация к уроку по математике 6 класс "Деление обыкновенных дробей"

Презентация к уроку по математике 6 класс "Деление обыкновенных дробей"...

Урок по теме “Деление обыкновенных дробей” с использованием презентации 6 класс

Учебник: "Математика 6"  Авторы: Н.Виленкин,В. Жохов,А. Чесноков, С. ШварцбурдПоэтапное моделирование урока...

Конспект урока по математике 5 класс деление обыкновенных дробей

Конспект урока по математике деление обыкновенных дробей....

Деление обыкновенных дробей. Урок в 6 классе (уч. Виленкина Н.Ю.)

Разработка по теме "Деление десятичных дробей". Урок посвящен истории возникновения и развития Олимпийского движения, символам Олимпиады. Использованы ИКТ-технологии, групповая и игровая технологии. Р...

Урок математики. 6 класс. Тема: Умножение и деление обыкновенных дробей (урок обобщения и систематизации знаний учащихся).

Образовательные цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме,...