Естественнонаучное образование. Межпредметные связи Физика-Математика
статья по математике на тему

Немытых Зоя Владимировна

Тезисы выступления на семинаре. Естественно-научное образование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nemytyh_tezisy.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

Естественнонаучное образование как составная часть общего основного и среднего образования вносит свой вклад в достижение общей цели деятельности школы, обеспечивая усвоение обучающимися основ учебных дисциплин, развитие их мыслительных и творческих способностей, вырабатывая научное мировоззрение, способствует развитию ясного и цельного представления об устройстве мира и его законах, дает понятие о систематике наук. Формирование естественно-научной картины мира достигается при условии, что изучение естественно-научных дисциплин является, прежде всего, средством, обеспечивающим развитие познавательных способностей личности, расширение её интеллектуальных возможностей, знакомство с той частью человеческой культуры, которая во многом определяет лицо современной цивилизации.

Межпредметная интеграция в школьном учебном курсе является важным условием реализации ФГОС. Использование интегративного подхода в урочной и внеурочной деятельности позволит обучающимися успешно осваивать межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Учет метапредметных связей устраняет разобщенность школьных предметов, позволяет каждому учителю поддерживать интерес к другим , не "своим" предметам. Знанияобучающихся становятся глубже и прочнее.

Физика неразрывно связана с математикой.

Методика преподавания физики и математики пересекаются практически на каждой теме. Для более фундаментального усвоения программы необходимо интенсивное использование математического аппарата на уроках физики – при расчетах задач и лабораторных работ, а на уроках математики использовать физические задачи, для решения которых необходим математический аппарат по той или иной теме.

Изучение физики в 7 классе, базируется на предыдущих связях с математикой. Учитель опирается на те знания, какие ученики получили при изучении математики в 5-6 классах, и на знания, какие они получают в 7 классе на уроках математики. Здесь нужно помнить, чтообучающиеся7 класса уже знакомы с буквенными обозначениями, умеют записывать формулы, знакомы с отрицательными числами и координатной плоскостью. Они умеют выполнять действия над целыми и дробными числами, измерять величины, округлять числа, и находить среднее арифметическое, решать линейные уравнения, извлекать арифметические квадратные корни и многое другое. В течение года математическая подготовка обучающихсядополняется знаниями об уравнении с двумя неизвестными, они усваивают понятие функции и ее графическое представление.

УМК, используемое педагогами математики нашего лицея,в составе трехуровневых учебников, позволяет изучать математику целесообразно в единстве ее идей и методов. Единое изложение материала подчеркивает широту математических идей и общность развиваемых методов, тесную связь с другими науками, а так же красоту математики как важного элемента общей человеческой культуры. Материал учебника помимо математических понятий и свойств указывает так же вспомогательные понятия, преимущественно из жизненной практики или других учебных дисциплин. Многократное возвращение к важнейшим понятиям способствует их лучшему восприятию, расширению кругозора, привитию «широты мира», осознание того, что понятия могут вмещать в себя значительно больше, чем изучено на данном этапе.

В связи с увеличением объема информации, подлежащего усвоению в период школьного обучения, и с необходимостью подготовки всех учащихся к работе по самообразованию особо важное значение приобретает изучение роли преемственности предметов. Преемственность предполагает согласованность между целями, содержанием, методами и формами обучения в образовательных учреждениях.

Наиболее эффективным является организация обобщающих уроков. Приведение полученных знаний в систему учит обучающегося анализировать, отделять существенные признаки от незначительных и т.д., а это в свою очередь помогает сформировать не только познавательные, но и регулятивные УУД. Если же в уроки обобщения добавить работу в группах или применить другие коллективные формы работ учащихся, то можно говорить и о весомом вкладе в развитие коммуникативных действий. И, безусловно, доведение полученных знаний до системы ведет к освоению смысла учебной деятельности, являющегося весомой частью личностных УУД. При обучении также важно рассматривать широкий круг примеров и чередовать различные задачи, приводить контр-примеры для того, чтобы сформировать у учащихся полное представление, побудить их к анализу и выделению основных и несущественных признаков, усвоению свойств и понятий. Так же практические задачи способствуют формированию правильного понимания природы математики и физики, расширению кругозора, развитию мировоззрения. Такие задачи повышают интерес учащихся к изучению самих предмета, поскольку для них ценность математического образования состоит в их практических возможностях.Уроки с применением ИКТ вызывают большой интерес у учащихся, являются более наглядными, разнообразными. На них учащиеся получают большой объём знаний, и полученные знания прочнее усваиваются.Метод проектов позволяет строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности.

Таким образом Системная работа по использованию современных педагогических технологий приводит к тому, что обучающиеся успешно учатся, и проявляют интерес к предметам естественно-научного цикла. Современный урок - это урок, где учитель использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, где присутствуют самостоятельный поиск учащихся, их исследования, различная творческая работа. В современной школе важнейшей задачей обучения становится уже не передача знаний, а приобретение умений, позволяющих самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения технологий, которые формировали и развивали у учащихся способность учиться творчески и самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметные связи биологии с предметами естественнонаучного и гуманитарного цикла.

В связи с увеличением объема информации, подлежащего усвоению в период  школьного обучения, и в связи с необходимостью подготовки всех учащихся к работе по самообразованию, особо важное значение ...

Межпредметные связи в системе среднего профессионального образования

В данной работе рассмитриваются межпредметные связи , уровни организации, виды межпредметных связей в системе среднего профессионального образования....

Развитие межпредметной связи английского языка с естественнонаучными дисциплинами в рамках системно-деятельностного подхода

В настоящее время иностранный язык все больше рассматривается как интегрированная дисциплина. Особенностью изучения иностранного языка как учебного предмета является то, что он как бы «беспредметен», ...

Развитие межпредметных связей в процессе обучения физике, математике и информатике

Проблема взаимосвязи школьных дисциплин является одной из актуальных проблем современной дидактики, психологии и методики преподавания. Межпредметные связи отражают единство средств и методики процесс...

Межпредметные связи предметов естественнонаучного цикла

Материал посвящен дополнительным образовательным возможностям, предоставляемым способом подачи учебного материала, включающим проработку на уроках по предметам естественнонаучного цикла (математика, и...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ГБОУ СОШ № 301 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Экологическое образование учащихся в условиях модернизации российского образования является основополагающим в воспитательном и учебном процессах.Какое место занимае...

Использование межпредметных связей, как средство повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС

Представлена методическая разработка на тему "Использование межпредметных связей, как средство повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГО...